Нестандартные формы обучения английскому языку
Нестандартные формы обучения английскому языку. Педагогические размышления. – Макеевка: МОШ І-ІІІст.№21 – 2015. – 11с.
Информация об авторе
Фамилия
Чистякова
Имя
Ирина
Отчество
Сергеевна
Год рождения
1986
Образование
полное высшее
Специальность
Учитель английского языка
Должность
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Педагогический стаж
9 лет
Аннотация
Объектом исследования в работе является процесс обучения, а предметом – нетрадиционные формы его организации.
В этой связи целью работы является определение степени влияния нетрадиционных форм обучения на формирование лексических навыков.
Можно выдвинуть следующую гипотезу, если учитель правильно использует нестандартные формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.
Поэтому задачи работы следующие:
- изучить педагогическую литературу по данной проблеме;
- изучить особенности обучения лексике;
- выявить общие характеристики нетрадиционных форм организации деятельности на уроке;
- ознакомиться с классификациями уроков нетрадиционной формы для обучения лексике;
- изучить влияния нестандартных форм уроков на формирование лексических навыков;
-ознакомиться с методическими аспектами использования игры в обучении лексике.
При выполнении работы использованы методы:
1. изучение и научно-теоретический анализ литературы по исследуемой теме;
2. анализ работы учителя;
3.синтез и обобщение материалов, способствующих подведению промежуточных и общих итогов.
Нестандартные формы обучения английскому языку
«Ни один завоеватель, ни один государственный деятель не может изменить сущность масс. Но учитель может совершить больше: он может создать новое воображение и раскрыть творческие способности человека». Эти слова принадлежат русскому художнику, писателю, общественному деятелю и педагогу, Николаю Рериху.
Проблема преподавания английского языка в школе в настоящее время - актуальна. Главной целью обучения я ставлю формирование коммуникативной компетенции. Поэтому для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, я выбираю нетрадиционные формы проведения занятий.
Ядром образовательного процесса является следующий подход – от мотивированной деятельности ученика по освоению реальности, к его внутренним личностным приращениям, и от них к освоению культурно-исторических достижений. Это означает, что обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Опыт учителей и исследования педагогов-новаторов показали, что именно нестандартный (или нетрадиционный) урок, будучи интересной, необычной формой предоставления материала, поддерживает интерес обучающихся к предмету и повышает мотивацию учения. Нестандартные уроки снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания.
Четкого определения термина «нестандартный урок» в педагогической и методической литературе не существует до сих пор.
Наиболее распространенной является характеристика такого урока как импровизированного учебного занятия, которое имеет нестандартную (неопределенную) структуру, необычную задумку и организационную форму. С другой стороны, уроки в той или иной технологии обучения тоже можно назвать нестандартными. Например, личностно-ориентированный урок, урок в развивающей системе обучения, модульный урок и т. д.
Нестандартный урок может сохранять традиционную структуру, а можно изменить последовательность обычных этапов, что добавит ему оригинальности, он также может иметь игровую основу. Увлекательные, занимательные дополнения могут быть встроены как фрагменты в структуру урока.
Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение классов проекторами, интерактивными досками – дает возможность педагогу разрабатывать новые нетрадиционные уроки.
Овладение английским языком в большой мере возможно лишь при условии активной деятельности каждого ученика, вовлечение их в саму речевую деятельность. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется. Овладение языком осуществляется, прежде всего, на уроке. Подготовка и проведение его требует от учителя большой затраты творческих сил. Я понимаю, что уча других - учишься сам. Самое большое и значительное знание языка закладывается в школе. Я люблю детей, терпима к ним, совершенствую свои знания и надеюсь, что успех придет ко мне.
Материал урока следует использовать в воспитательных целях, используя приёмы и методы для их эмоционального и интеллектуального развития.
На нетрадиционных уроках использую различные формы работы: парные и индивидуальные. И главное, что является важным фактором, – это создание положительной мотивации в изучении английского языка. Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий. К ним относятся речевые и проблемные задания.
Нетрадиционные формы урока английского языка использую, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функцию обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при проведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни сделать ошибку.
Виды нестандартных уроков
1. Уроки - игры. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обязательные увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников.
2. Уроки - сказки, уроки - путешествия опираются на фантазию детей и развивают ее. Проведение уроков - сказок возможно в двух вариантах: когда за основу берется народная или литературная сказка, второй сочиняется самим учителем. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такой урок.
3. Уроки – состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры - соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных соревнований.
4. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций. Урок - суд, урок - аукцион, урок - биржа знаний и так далее. Перед учащимися ставятся проблемно-поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, проявляется артистизм школьников, неординарность мышления.
5. Интернет - уроки проводятся в компьютерных классах. Обучающиеся выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера. Форма близка для среднего и старшего школьного возраста.
6. Песня на уроке английского языка. Использование песенного материала стимулирует мотивацию, способствует увеличить объем и прочность запоминаемого материала.
7. Урок – экскурсия в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения английского языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры.
8. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
9. Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
10. Урок – интервью. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: «Cвободное время», «Планы на будущее», «Биография» и т.д. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Однако при работе с такими темами, как «Моя школа» или «Мой город», равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. Коммуникация приобретает чисто формальный характер. В такой ситуации логично прибегнуть к элементам ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению английского языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
11. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
12. Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
13. Урок-эссе. Современный подход к изучению английского языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: размышления, сопереживания, сопоставление своего и авторского "я". Словарь кратких литературоведческих терминов трактует понятие "эссе" как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. На уроках английского языка ученики анализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию. Учащиеся должны уметь критически оценивать прочитанные произведения, в письменном виде излагать мысли согласно поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение. Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить на иностранном языке.
14. Интегрированный урок. Все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных дидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор школьников, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения английскому языку. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания детей по смежным учебным предметам. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации. Литература играет большую роль в эстетическом развитии школьников. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения детей к культуре страны изучаемого языка. Знания о выдающихся представителях культуры страны изучаемого языка, о конкретных произведениях искусства приобретаются в процессе чтения. Предметы гуманитарного цикла обращены к личности человека, его духовным и нравственным ценностям. Использование интеграции формирует художественные вкусы учащихся, умение правильно понимать и ценить произведения искусства. Основными целями интеграции английского языка с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса обучающихся.
15. Урок-мюзикл способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурами англоязычных стран. Методические преимущества песенного творчества в обучении английскому языку очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции это практикуется сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику изучают пением. Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика. Благодаря пению мюзикла на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость, активизируется языковая деятельность. Во многих случаях он служит и разрядкой, снижающей напряжение, восстанавливает работоспособность детей.
Такие уроки требуют дополнительной подготовки, увеличивается нагрузка учителя. Но уроки нетрадиционной формы имеют много плюсов: повышается интерес к познавательной деятельности, развивается творчество ребят, растёт уверенность школьников в своих силах, развиваются навыки групповой деятельности и, самое главное, повышается учебная мотивация.
Системная работа дает хорошие результаты успеваемости, повышает качество знаний, позволяет успешно участвовать в предметных олимпиадах, готовит школьников к поступления в ВУЗы и, самое главное, активизирует познавательную деятельность, учит применять знания, полученные на уроках, в нестандартных ситуациях, формирует творческое мышление, так как ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный.
Соглашаясь с мыслью современной американской писательницы, Гейл Годуин - «good teaching is one-fourth preparation and three-fourths theater» (одна четвертая успешного обучения - подготовка, а три четвертых - театр), добавлю: хороший учитель действительно должен обладать талантом режиссера.
Литература:
Коновалова, Л.В. Средства повышения эффективности урока / Л.В.Коновалова // Иностранные языки в школе: научно - методический журнал. - 1990.-№4.-С.61-66.
Гальскова, И. Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителей / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. - 190с
Научно – методический журнал «Английский язык и литература». – 2012.-№30.-С.4-5.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Нестандартные формы обучения английскому языку
педагогические размышления
Чистякова Ирина Сергеевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МОШ І-ІІІ ступеней № 21
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА МАКЕЕВКИ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ № 21