Методический материал. Эвристическая деятельность — основа безопасной жизнедеятельности.


Управление по образованию и науке г. Астрахань
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
« Средняя общеобразовательная школа № 51»
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.,
учитель высшей категории, Ветеран труд

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Эвристическая деятельность - основа
для подготовки к безопасной жизнедеятельности
Центральная задача современной школы научить детей жить в динамично, быстро меняющимся мире. Сформировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих. Для решения данной задачи необходима готовность учащихся в чрезвычайных ситуациях к рациональным, эффективным, психологически и морально обоснованным действиям, т.е готовность к творческой эвристической деятельности в любой экстремальной ситуации.
Под эвристикой понимается совокупность особых приемов не только решения задач, но и способов теоретического исследования и отыскания истины. Творчество – понятие условное, которое может выражаться, как в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, так и в открытии для самого субъекта относительно нового в данной области, в данном времени, в данном месте.
Стратегической задачей курса основ безопасности жизнедеятельности является обучение методам и способам предупреждения, предотвращения чрезвычайных ситуаций. Но традиционный образовательный процесс не нацеливает на формирование готовности к творческой эвристической деятельности, столько необходимой в условиях чрезвычайной ситуации. В основном, образование опирается на передачу готовых знаний, зачастую устаревших. Учебные пособия и учебники, за редким исключением, предлагают лишь готовые схемы, алгоритмы, известные способы и методы решения задач. В учебной литературе, как правило, однотипные тренировочные репродуктивные задания, в которых нет места творчеству, сомнению, другому мнению… Стиль изложения большинства учебников не носит эвристического характера.
Чрезвычайные ситуации XXI века, возникающие как в военное время, так и в мирное время, требуют осуществления экстренных мер по предотвращению и ликвидации их последствий, проведения спасательных и других неотложных работ. Теперь это стало настоящей открытой задачей. Открытая задача характеризуется тем, что у нее нет четко поставленного условия, заранее известного алгоритма решения и единственного правильного ответа. Потому появилось огромное пространство выбора. В этом пространстве нужно учиться принимать новые реалии, самостоятельные решения, быстро ориентироваться. Например, известно более полутора сотен примитивных аварийных убежищ, используемых в различных климатогеографических зонах. Выбор типа убежища зависит от конкретных условий произошедшей аварии, климата, рельефа и т.п. Следовательно, в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, необходимо представлять учащемуся право выбора. Возможности решать открытые задачи. Не только давать знания, но еще и показывать их границы применимости, сталкивать ученика с проблемами, решения которых выходят за приделы изучаемого курса.
Ничто принципиально не мешает дополнить школьное образование, в том числе и курс ОБЖ, открытыми задачами. Примером открытой задачи может быть следующая задача. Пожар 1915 года, длившийся с мая по октябрь, уничтожил леса от Тобольска до реки Лены. В 1976 году огнем выжжена 7-я часть Австралийского континента. Оцените энергию, выделяющуюся при таких глобальных пожарах. Сравните с энергией известных вам источников. Попробуйте оценить последствия подобных пожаров. Спрогнозируйте, как человечество будет в XXI веке реагировать на лесные пожары. Справочные данные: площадь Австралии равна 7,7 млн.кв. км. Производительность лесного гектара в переводе на сухой вес органической массы равна примерно 10-15 тонн. Такие задачи есть в любой предметной и межпредметной области. Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа, предполагает в чрезвычайной ситуации адекватную деятельность учащихся. Перед школьниками возникают такие ситуации, когда обнаруживаемый конфликт можно локализовать исходными условиями и требованиями какой-нибудь учебной деятельности. Для разрешения этого противоречия школьник должен совершить некоторую совокупность действий. Решить ту или иную учебную проблему. Однако чаще всего условия не подсказывают ему способа решения этой задачи, и весь арсенал прошлого опыта не содержит готовой схемы, которая была бы пригодна для данной ситуации. Чтобы найти выход, школьнику необходимо создать новую, не имевшуюся у него, стратегию эвристической деятельности, т.е применить творческий подход. Создать такую стратегию помогают различные эвристические приемы, предусматривающие применение сравнения, аналогии, классификации, конкретизации, обобщения и др.
Творческая эвристическая деятельность является предметом многих наук (логика, философия, педагогика, психология и др.), но наиболее эффективными мы считаем эвристические приёмы в математике. Например, на основе операции сравнения школьники открывают неизвестные для них важные теоретические сведения. Нам удалось установить, что, используя аналогию, и принцы двойственности, учащиеся смогут самостоятельно открыть, например, теоремы о свойствах и признаках параллельности плоскостей, отсутствующие в учебнике.
Целью творческой эвристической деятельности на уроках ОБЖ могут являться открытие нового, движение от незнания к знанию, причем, предмет деятельности открывается внезапно. Целью творческой неэвристической деятельности может выступать деятельность сама по себе, предмет и результаты, которые известны заранее. При эвристической деятельности орудие, операции и продукт деятельности могут быть известны. В этом случае учащиеся осуществляют поиск способов средств, путей достижения целей.
Умение решать нестандартные задачи, требующие независимого и оригинального мышления, изобретательности обозначает владение математикой. Преподаватель ОБЖ, который заполнит уроки не шаблонными упражнениями, а демонстрацией ярких эвристических приёмов, будет развивать эвристическое мышление, а именно:
Предвидеть, предсказывать факты, конкретные результаты.
Последовательно отсеивать не оправдавшие себя варианты решения задач.
Отображать объекты, составляющие проблемную ситуацию в их свойствах и качествах.
Последовательно изменять структуру ситуации.
Узнавать принципы решений сложной задачи в новых обстоятельствах.
Анализировать цели ( решения проблемы)
Таким образом, навыки эвристического мышления могут быть основой для личной безопасности, которая держится на конкретных знаниях, на чувствах меры и понимания общей логики безопасности.
Предвидеть опасность, избегать ее, при необходимости – действовать !
Это становится возможным, если образование будет развивать творческие способности инициировать превращение творчества в инструмент свершений во всех сферах человеческой деятельности – в труде, науке, культуре.