Урок по русскому языку Синтаксис и пунктуация (5 класс)

Тема: «Синтаксис и пунктуация»

Разминка. Запишем предложение, проработаем орфограммы:
Мифы, легенды, сказки соединяют прошлое и настоящее. Среди сокровищ народного творчества ты выберешь самые интересные, потом запомнишь их.
2. Сформулируем тему урока, прослушав подсказку.
Однажды в бурном море тонул греческий купец. И чувствуя неминуемую гибель, обратился к богине Афине: «О премудрая дева Паллада! Спаси мою душу! И тогда я воздвигну тебе статую золотую пику держащую!» Богиня спасла купца. Но каково же было ее возмущение, когда вместо золотой статуи она увидела обыкновенную, но с золотой пикой в руке.
- Почему так получилось? (Греческий купец прекрасно разбирался в законах синтаксиса. Его обращение двусмысленно).
- Как нужно было построить предложение, чтобы избежать двусмысленности?
Если купец хотел поставить золотую статую, то предложение должно быть такое: Я воздвигну тебе золотую статую, пику держащую. А если только пика должна была быть золотой, тогда так: Я воздвигну тебе статую, держащую золотую пику. (поменяли местами слова)
- В законах какой науки прекрасно разбирался купец, что позволило ему так хитро провести Афину? (законы синтаксиса)
Тема урока: Синтаксис.
3. На доске слова с пропущенными буквами. Эти слова можно назвать предложением? Нет, но если воспользоваться законами синтаксиса, то можно восстановить порядок слов. Запишем исправленные предложения.
Густых, из?за, (не) увид..шь, горы, в..ршину, облаков, св..щенной, Олимп, ты.
Афина, оск..рбленной, себя, чу?ству..т (ед. ч.), изобр..тательная, т..перь.

Из-за густых облаков ты не увидишь вершину священной горы Олимп.
Теперь изобретательная Афина чувствует себя оскорбленной.

Докажите, что это предложения (выражают законченную мысль, есть грамматическая основа).
4. Задание на карточках. Почему возникли ошибки? (неправильное согласование подл. и сказ.)
Греки прячется от Циклопа. (прячутся)
Циклоп не видит тех, кто скрываются под овечьими шкурами. (Надо – скрывается, со словом кто сочетается ед. ч.)
Очаровательно живущая на Олимпе яростная Афина.

5. Работа с предложениями у доски.
Многие лингвистические термины заимствовались из греческого языка и обогащали русскую лексику. = и =
Словарный состав русского языка постоянно увеличивается, и словари фиксируют все изменения. [], и [].
- Почему в одном случае есть запятая перед и (это союз), а в другом нет? (Одно предложение простое, другое – сложное).
- Что нам помогло расставить знаки препинания? Сделайте вывод, зачем изучать синтаксис? В чем еще он может помочь? (В расстановке знаков препинания). Как называется наука, изучающая знаки препинания? Доуточним тему: «Синтаксис и пунктуация»
6. Выпишите предложения в соответствии со схемами, расставив недостающие знаки:
--- и ---
[], и []
= и =
[], и []
Письменность на Руси возникает в 11 веке благодаря стараниям монахов Кирилла и Мефодия. Они создают алфавит (кириллицу), и с этого времени начинает развиваться древнерусское письмо. Древнерусские рукописи – это произведения искусства и результат долгого труда. В мельчайший порошок растирались драгоценные камни, и из них приготовлялись краски для украшения книги.
Что у нас получилось? Текст. Что вы о нем можете сказать? О чем он? Какова его тема? Стиль?

7. Первые книги были очень дороги, но и простые люди знали грамоту и умели писать. Свидетельством этого являются найденные берестяные грамоты с 11 по 15 век. На них же и дети, ваши ровесники, учились писать.
Фото грамоты мальчика Онфилия, например. Прочитать сложно, т.к. нет разделения на слова, нет знаков препинания, даже точек.
О чем писали в то время можно узнать дома – на сайте Грамоты ру


Раздаточный материал к уроку
Русский язык
1.
Однажды в бурном море тонул греческий купец. И чувствуя неминуемую гибель, обратился к богине Афине: «О премудрая дева Паллада! Спаси мою душу! И тогда я воздвигну тебе статую золотую пику держащую!» Богиня спасла купца. Но каково же было ее возмущение, когда вместо золотой статуи она увидела обыкновенную, но с золотой пикой в руке.

2. Найдите и исправьте ошибки.

Греки прячется от Циклопа.
Циклоп не видит тех, кто скрываются под овечьими шкурами.
Очаровательно живущая на Олимпе яростная Афина.

3. Определите порядок предложений в соответствии со схемами, расставьте в тексте недостающие знаки:
1. --- и ---
2. [], и [].
3. = и =
4. [], и [].

Они созд..ют алфавит (кириллицу) и с этого времени начина..т разв..ват?ся древнерусское письмо.
Древнерусские рукописи – это произведения искусства и результат долгого труда.
Письменность на Руси возника..т в оди(н,нн)адцатом веке благодаря стараниям монахов Кирилла и Мефодия.
В мельчайший порошок ра..тирались драгоценные камни и из них приг..товлялись краски для укр..шения книг.. .
4.
Древнерусские берестяные грамоты: www.gramoty.ru