Игра-путешествие «По лесным тропинкам» — разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы

Игра-путешествие «По лесным тропинкам» - внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы.
Учитель-дефектолог ГКСОУВО Малышевская специальная (коррекционная)школа –интернат 8 вида Шишкина Елена Викторовна.
Ведущий. Сегодня мы отправимся в путешествие в удивительный мир природы. Вам предстоит на каждой станции выполнить задания ,за правильные ответы будут вручаться жетоны и в конце занятия мы определим лучшего знатока природы.
(Выходит старичек-лесовичек)
Я старичек-лесовичек
Птицам, травам – я дружок,
Я живу уже 300 лет
Не зная горя, зла и бед
Лес мне домом стал родным
Каждый путник мной любим.
Ребята ,скажите:
Почему я так долго живу? (чистый лес, много еды, много травы)
Любите лес в любое время года
Мы слышим речек медленную речь,
Все это называется природа,
Давай те же ее беречь.
Станция 1. «Лесная опушка»
. ( конкурс «Живая, неживая природа» разложены предметные картинки нужно их разделить на 2 группы, объяснить почему?)
Станция 2 «Звериная тропа»
Ведущий- Сворачиваем на звериную тропу.
Все – все на свете
Нам нужны
И мошки не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд! (Ребятам предлагается ответить на вопросы)
Как различаются животные по способу питания.?
Дом какого дикого животного служит жильем для других зверей? (Барсук)
Кто меняет шубу 2 раза в год? (заяц)
Сколько ног у паука?(6)
Кто пол года живет без обеда?
(медведь)
Какие знаете группы животных, объединенных по общему строению?
Какие животные живут под землей (кроты, землеройки)
Что делает зимой еж? (спит)
Вокруг крупных городов необходимо большое количество лесов. Для чего?
Что теряет лось каждую зиму? (рога)
Что ест зимой лягушка?( она спит)


Почтальон Печкин приносит письмо.
Станция 3. «Лесные жалобы»
Нужно отгадать о ком идет речь.
«А меня все боятся, поэтому столько небылиц, про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человеку, а не враг. Кто я?» (летучая мышь)
«Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие, и что по ночам не сплю. Но от меня польза большая, урожай я сохраняю. Кто я?» (Сова)
«Я летаю над полянами с опаской, каждому ребенку хочется меня поймать. Сколько моих друзей находится в коллекциях! Но мы нужны природе, мы опыляем прекрасные цветы! » ( бабочка).

Станция 4. «Соловьиная роща».
Так весело в густом лесу
На ветках птицы распевают
Увидеть леса красоту
Пернатые нам помогают

Узнай по характерному признаку.
Лесной барабанщик (дятел).
Легкомысленная мамаша (кукушка)
Птица танцор (журавль)
Птица строитель (ласточка, иволга).
Птица охотник (орел, сокол)
Птица акробат (поползень).


.Изобразить птицу, что бы догадались кто это? (цапля, утка, орел,)

Станция 5. «Лесная аптека».
- Белые горшки на зеленой ножке (ландыши при боли в сердце)

- Бусы красные висят, из кустов на нос глядят, очень любят бусы эти, дети птицы и медведи. (малина)
- Шел я мимо по тропинке, видел солнце на травинке, но совсем не горячи, солнца этого лучи. (ромашка, при ангине полоскание)

- Ах, не трогайте меня, Обожгу и без огня. (крапива)


.Конкурс- разминка. Кто больше составит слов на тему растения на данную букву.
- К -
Клен
Клевер
Капуста
Каштан
Картофель
Колокольчик
Кедр
Кипарис
Крыжовник
Камыш
крапива

- С –
Свекла
Сельдерей
сосна
- Л –
Лютик
Лилия
Липа
Лук
Лопух
Ландыш
Лещина
Лиственница
Лапчатка
Лебеда
лен

- М –
Морковь
Можжевельник
Мать-и-мачеха
мак

Станция 6. Экологические ситуации.
- Девочки пришли на поляну, где цвели прекрасные цветы. Они решили нарвать по букету цветов домой и подарить маме. Затем они сплели венки, из одуванчиков. Когда они ушли, то на полянке осталась одна измятая трава. Правильно ли поступили дети?

- Семья возвращалась из лесу. В корзинке лежит Еж. Он сердито фыркает, шуршит ветками. А девочки то и дело поглядывают в корзинку, радуясь своей находке. Правильно ли поступают девочки?

- Мальчики гуляли во дворе, решили проверить себя на меткость. Антон предложил бросать камушками по живым мишеням, по птицам сидящим на проводах. Как ты оцениваешь поведение мальчиков? Как бы поступил ты?
- Девочка с мамой пришли из лесу. В руках у них были букеты цветов, а на голове венки из одуванчиков.
Заключение:
Наше путешествие подошло к концу . Вы были очень активны ,старались показать свои знания. Давайте подведем итоги , подсчитайте жетоны. Победителям вручаются медали «Лучший знаток природы!
Экологическая тропа. « Берегите природу!»
Шишкина Елена Викторовна. учитель – дефектолог ГКСОУВО Малышевская специальная (коррекционная )общеобразовательная школа-интернат 8 вида.

Мы проведем экологическую прогулку «Береги природу»
Учитель: Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься
Если вдруг уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Представьте себе, все водоемы загрязнены, пропали травы, не поют птицы, исчезли все цветы, пропали лесные обитатели. Кругом мусор, сваленные деревья. На земле сразу станет одиноко, пусто.
Человек своими необдуманными действиями губит все вокруг и губит себя.
Природа, как израненная птица, просит нас о помощи. Не сорви! Не сори! Не губи! Защити! Спаси! Сохрани!
В этом зале собрались друзья и знатоки природы.
И мы отправляемся с вами в путешествие по лесным тропинкам.
НА пути встречается-водоем.

Воздух чистый, свежий
Дышится легко и свободно,
но не умыться, не напиться без воды
Листику не распуститься без воды
Без воды прожить не могут птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда, всем везде нужна вода!
Какие водоемы вы знаете? ( пруд, болото, река, озеро)

Сценка «Болото» (Сидит Водяной плачет, вокруг его лягушки)

Душа болит о водоемах!
Такой я грустный водяной
Хотя живу я под водой
Друзья мои лягушки, болеют, как старушки
На дне моей квартиры
Бутылки, тряпки, вилы
Не водоем – помойка
Не уходи постой- ка
Кругом лежат жестянки, запчасти, склянки, банки.
Все: «А нам так жить охота!»

Ведущий : Если в воду не будут сбрасываться всякие отходы, то вода сама очистится. А если помочь убрать все что сбросили, то возвратится жизнь. Будут плавать рыбы, цвести кувшинки.

***

Детей встречает Ай-болит и загадывает загадки.
Ай болит: «С ранней весны и до поздней осени, в лесах, в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства, только их надо знать и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена, наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней. И сейчас мы поговорим об этих растениях.
- Трава та растет на склонах
И на холмиках зеленых
Запах крепок и душист
А ее зеленый лист
Нам идет на чай
Что это за трава быстро отвечай? ( Душица) Называют полезные свойства.

- Я на розу так похож
Разве что не так хорош
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (шиповник)

- Белые горшки на зеленой ножке (ландыши при боли в сердце)

- Ах, не трогайте меня, Обожгу и без огня. (крапива)
Вот заданье от меня
Врачевания урок
И ромашку и малину
Собирайте летом в прок
Находите листья мяты
Валерьяну. иван-чай
Травам скажем мы ребята
От болезни выручай.
Лечит ландыш, подорожник
От недугов всех возможных
Потому что Ай-Болит
Записать их вам велит.
Займитесь все полезным делом
Пусть каждый станет сильным, смелым
А у кого что заболит
Так всем поможет Ай-Болит.

***
Ведущий : А знаете ли вы?
-Что кукушка за один час может съесть 100 гусениц.
-Летучая мышь за ночь съедает до 200 малярийных комаров и этим спасает людей
- Ласточка за лето ловит до 1000000 комаров, мошек, ТЛЕЙ.
-Сова уничтожает за лето до тысячи мышей и этим спасает хлеба
-Основная пища лисы грызуны, что бы насытится надо съесть не меньше 2-ух десятков в день
-Пчела за 1 день посещает 2 тысячи цветов. Это 2 тысячи опыленных растений.