Программа профессионального самоопределения старшеклассников
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Примерная программа
профессионального самоопределения
старшеклассников
Составитель: Мищерикова Е. В.,
учитель английского языка
Прокопьевск
2009-2010 учебный год
Будущее принадлежит двум типам
людей: человеку мысли и человеку
труда. В сущности, оба они составляют
одно целое, ибо мыслить – значит
трудиться.
В. Гюго
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Программа направлена на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Особый акцент в программе сделан на оказание личностно-ориентированной помощи молодёжи в выявлении и развитии их способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также на формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, разных форм собственности и предпринимательства.
Данная программа рассчитана на учащихся 9-11 классов, реализуется через воспитательн0 - образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели:
Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Формирование у учащихся положительной мотивации к трудовой деятельности.
Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
Получить данные о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения.
Обеспечить широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе.
Координировать работу старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, с предприятиями города, района.
В реализации данной программы предполагается участие старшеклассников
( 9 – 11 классы).
Выделяется три этапа:
2007 – 2008 учебный год (учащиеся 9-ых классов).
2008 – 2009 учебный год (учащиеся 10-ых классов).
2009 – 2010 учебный год (учащиеся 11-ых классов).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Организационно-методическая работа. Информационно-аналитическая деятельность.
Методическая работа с педкадрами.
Работа с учащимися (комплекс профориентационных услуг в виде диагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры; консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые); анкетирование; организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия); встречи с представителями предприятий, учебных заведений; информированность учащихся о противопоказаниях к профессиям).
Совместная работа школы, районной службы занятости населения, предприятий района (города).
Организация работы с родителями учащихся :
(проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
лектории для родителей;
индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
анкетирование родителей учащихся;
привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
Мониторинг качества профориентационной работы.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ.
Диагностика профессиональной направленности учащихся 9 классов (проводят психологи).
Работа с родителями и учащимися (проводят классные руководители).
Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:
выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика, определение индивидуальной образовательной траектории;
проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки.
Классный руководитель, опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы, выполняет следующие функции:
составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
организует встречи учащихся с выпускниками школы студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
5. Функции учителей-предметников:
способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
6. Библиотекарь:
регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;
обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.)
7. Школьный психолог:
изучает профессиональные интересы и склонности учащихся;
осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора профессии;
осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы в качестве руководителей кружков;
оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
создает базу данных по профдиагностике.
8. Медицинский работник:
способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;
проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы относятся:
Индивидуальный характер любого профориентационного воздействия
(учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных
взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития
профессионально важных качеств).
2. Направленность профориентационных воздействий прежде всего на
всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе
профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях
профессиональной деятельности, пробуждение активности в
самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и
определении профессионального плана).
3. Достаточная информация о профессии и путях ее получения.
Показателем достаточности информации является ясное представление
человека о профессии, месте ее получения, о потребностях общества в
данных специалистах.
Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание проявить свои силы в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
Уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана,
умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями
своих индивидуальных особенностей (тех, которые непосредственно
влияют на успех в профессиональной деятельности).
ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ, СОГЛАСОВАННЫЕ С ВЫБОРОМ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ
Когнитивный (К)
1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.
3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.
3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).
4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.
5. Знание своих интересов, склонностей, способностей.
Мотивационно - ценностный (М-Ц)
1. Заинтересованность в получении знаний.
2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.
3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.
4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.
5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.
Деятельностно-практический (Д-П)
1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.
2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.
3. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.
4. Ориентация на творчество.
5. Стремление к совершенствованию ПВК.
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ВКЛЮЧАЮЩИЕСЯ В ПЛАН
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
Организационная работа в школе
Содержание деятельности
Ответственные
1
Оформление кабинета, уголка по профориентации:
“Твоя профессиональная карьера”
“В мире профессий”
Оформление общешкольного стенда: “Образовательная карта г. Прокопьевска”.
“В помощь выпускнику”
Совет по профориентации
2
Создание школьного совета по профориентации.
Заместитель директора
по ВР
3
Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников IX, XI классов)
Заместитель директора
по ВР
4
Составление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год.
Презентация. Защита планов воспитательной работы по профориентации
“Организация профориентационной работы в классе”.
Заместитель директора
по ВР
Классные
руководители
5
Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации.
Заместитель директора
по ВР
6
Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению.
Библиотекарь
7
Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых объединений.
Администрация
8
Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных.
Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР
9
Предусмотреть введение элективных курсов и факультативов.
«'Твоя профессиональная карьера",
"Выбор профессии " и др.
Заместитель директора по УВР
10
Организация регулярного выпуска газеты "Кем быть"
Редколлегия
11
Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами.
Заместитель директора по ВР,
классные руководители
12
Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости.
Совет по
профориентации,
классные руководители
13
Оформление и обновление стенда "Профессии, которые нам предлагают".
Заместитель директора по ВР
14
Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками.
Заместитель директора по ВР, совет по профориентации
Работа с педагогическими кадрами
1
Разработка рекомендаций по планированию профориентацнонной работы с учащимися различных возрастных групп для классных руководителей
Заместитель директора по ВР
2
Организация цикла семинаров по теме
“Теория и практика профориентационной работы" для педагогов и классных руководителей
Заместитель директора по ВР. Заместитель директора по ВР
3
Рассмотрение на методических объединениях педагогов вопросов методики профориентацнонной работы, обмен опытом ее проведения:
“Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”
“Система образования в России”
“Система профориентащюнной работы в городе, в школе”
“Методика профориентационной работы по возрастным группам”
“Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками”
“Методические основы профориентации во внеклассной работе”
“Работа с учащимися по интересам”
“Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультаций”
“Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”
“Профориентация в процессе изучения основ наук”
Заместитель директора по ВР
Руководитель
МО классных руководителей старшего звена
Психолог
4
Организация профконсультации по изучению личности школьника для педагогов школы
“Исследование готовности учащихся к выбору профессии”
“Изучение личностных особенностей и способностей учащихся”
“Изучение склонностей и интересов”
“Изучение профессиональных намерений и планов учащихся”
Психолог
5
Организация проведения конкурса пособий по профориентации, методических разработок внеклассных мероприятий
Совет по профориентации,
Заместитель директора по ВР
6
Практиковать отчетность учителей-предметников, классных руководителей, руководителей кружков о проделанной работе.
Классные руководители
7
Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе
Психолог
8
Организация помощи в разработке классных часов
Заместитель директора по ВР
9
Координация деятельности учителей, работающих в классе, психолога, медика и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися
Заместитель директора по ВР
Работа с родителями
1
Организация лектория для родителей по теме "Роль семьи в профессиональном самоопределении"
Заместитель директора по ВР
2
Проведение элективных курсов, индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессий учащимися
“Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования”
Заместитель директора по ВР, классные руководители,
психолог
3
Организация встречи учащихся с их родителями -представителями различных профессий
Классные руководители
4
Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения
Классные руководители
5
Проведение родительских собраний (общешкольных, классных).
“Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе”
“Медицинские аспекты при выборе профессии”
Заместитель директора по ВР,
классные руководители
6
Привлечение родителей к оформлению профориентационных уголков, кабинетов , профориентационных стендов, к организации экскурсий
Классные руководители
7
Подготовка рекомендаций для родителей по возникшим проблемам профориентации
Классные руководители,
психолог
8
Привлечение родителей к руководству кружками по интересам
Администрация
9
Проведение круглого стола “ Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с приглашением представителей учебных заведений
Заместитель директора по ВР
Работа с учащимися
1
Предпрофильная подготовка
Курс “Выбор”
“Твоя профессиональная карьера”
Заместитель директора по ВР
2
Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города
Классные руководители
3
Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности.
Психолог
4
Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации
Психолог
5
Проведение классных часов по изучению профессиограмм учебных заведений
Классные руководители
6
Осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся
Психолог,
классные руководители
7
Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр, “Фестиваль профессий” и др.
Заместитель директора по ВР,
классные руководители
8
Организация предметных недель, декады (по направлениям), олимпиады по "Технологии"
Учителя- предметники
9
Организация и проведение выставок, викторин, бесед для учащихся
“В мире профессий”
“Транспорт”,
“Военные профессии”
“Информационные технологии”.
“Строительство и архитектура”,
“Машиностроение” и т. д.
Классные руководители,
учителя – предметники,
библиотекарь.
10
Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям)
“Сто дорог – одна твоя”
“Как претворить мечты в реальность”
“Легко ли быть молодым”
“К чему люди стремятся в жизни?”
Заместитель директора по ВР, классные руководители
11
Организация и проведение встреч с представителями различных профессий
Заместитель директора по ВР, классные руководители
12
Организация экскурсий и встреч со специалистами “Центра занятости”
Заместитель директора по ВР, классные руководители
13
Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений
Заместитель директора по ВР, классные руководители
14
Знакомство с профессиями на уроках
Учителя-
предметники
15
Организация экскурсий, помощь в определении профиля обучения
Классные руководители, учителя - предметники
16
Обеспечение участия учащихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда
Заместитель директора
по ВР
17
Оформление на каждого учащегося профориентационной карты
Классные руководители, психолог
18
Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них учащихся.
Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества.
Учителя технологии,
классные руководители
19
Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования
Классные руководители, учителя - предметники
20
Организация "Дня выпускника" для учащихся на бирже труда
Заместитель директора по ВР
21
Проведение диагностики по выявлению интересов уч-ся
Психолог
22
Организация пятой трудовой четверти.
Обеспечение участия уч-ся в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке:
- знакомство с профессиями, связанными с
растениеводством
- знакомство со строительными
профессиями
- пришкольный лагерь отдыха (педкласс)
Заместитель директора по ВР
23
Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения и т.д.).
Классные руководители
24
Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение
Библиотекарь
25
Защита проектов:
“Мой выбор профессиональной
деятельности и реализация
профессионального плана”
“Ступени мастерства”
“Мои жизненные планы, перспективы и возможности”
Классные руководители, учащиеся и их родители
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
по выявлению профессиональных интересов,
склонностей и способностей
Этапы
Взаимодействие
7-8 класс
9 класс
10-11 класс
Исполнители
1. Подготовительный этап, сентябрь
Подготовка материалов.
Собеседование с классными руководителями.
Составление плана работы
Классный руководитель,
зам. директора по ВР,
психолог
2. Информационный этап, октябрь
Информирование учеников по проблемам досугового самоопределения.
Информирование о профильных классах данной школы и других школ города.
Информирование родителей о возможных вариантах выбора.
Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута.
Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения.
Представление в доступной форме профессиограмм наиболее популярных среди учащихся профессий.
Классный руководитель
Психолог
3. Диагностический этап, ноябрь - декабрь
Диагностика интересов, потребностей и склонностей:
- карта интересов;
- диагностика включенности и эмоционального благополучия на уроках.
Диагностика возможностей:
- анализ результатов успеваемости;
- анализ результатов досуговой деятельности;
- проведение экспресс-диагностики (определение типа мышления).
Анкетирование родителей:
- анкета “Мнение”.
Изучение интересов, потребностей и склонностей:
- карта интересов;
- диагностика свойств личности.
Диагностика возможностей:
- анализ результатов
успеваемости;
- анализ результатов
досуговой деятельности;
- проведение экспресс-
диагностики
(определение типа
интеллекта).
Изучение интересов, потребностей и склонностей:
- карта интересов;
- диагностика свойств личности.
- анкета “Ориентация”
- опросник Дж. Голланда;
Диагностика возможностей:
- анализ результатов успеваемости;
- анализ результатов досуговой деятельности;
- проведение экспресс-диагностики (определение типа интеллекта).
- анкета “Стили познания”.
Психолог,
учащиеся,
родители
4. Аналитический этап, декабрь - январь
Анализ результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося.
Анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей.
Подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций.
Обработка и анализ результатов диагностики.
Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося.
Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий.
Обработка и анализ результатов диагностики.
Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося.
Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий.
Психолог
Учащиеся совместно с психологом
5. Обобщающий этап, февраль - март
Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута.
Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы.
Беседа с классным руководителем по результатам работы с классом.
Определение основного и запасных вариантов с использованием алгоритма “сильные и слабые стороны выбора”.
Выработка конкретных шагов на ближайшее будущее по сбору информации для окончательного принятия решения по выбору профиля обучения.
Индивидуальное консультирование учащихся, родителей по проблемам выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
Проведение серии индивидуальных консультаций для учащихся.
Работа с учащимися по анализу основного и запасного вариантов выбора с использованием алгоритма “Мой выбор”.
Индивидуальное консультирование родителей по проблемам выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения.
Психолог,
администрация,
классные руководители.
6. Заключительный этап, апрель - май
Работа по схеме
“МОГУ + ХОЧУ + НАДО + Варианты выбора”
Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов образовательного маршрута после окончания 9 класса.
Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио.
“Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации.
Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения.
Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио.
“Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации.
Классный руководитель,
администрация
психолог
Список литературы
Дик Н. Ф. Воспитательная система образовательного учреждения. Книга современного руководителя. Ростов- на- Дону: «Феникс», 2006.
Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. Москва, «Просвещение», 1991.
Казаков В. Г. , Кондратьев Л. Л. Психология. Москва, «Высшая школа», 1989.
Материалы фестиваля «Открытый урок». Первое сентября. 2006-2007.
Н. С. Пряжников. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. М.: «Вако», 2005.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: Изд-во ВЛАДОС, 1998.
Сгибнева Е. П. , Солдатова Т. Б. Классные часы в 10-11 классах. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2003.
Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
Заголовок 115