Применение дидактических принципов в трудовом обучении


Применение дидактических принципов
в трудовом и профессиональном обучении
Дидактические принципы — это руководящие идеи и положения, применяемые в обучении всем учебным предметам. В педагогической литературе описано более десятка таких принципов: целенаправленность, научность, доступность и др. Они в основном являются едиными по отношению к различным школьным дисциплинам, но применительно к каждой из них имеют свою специфику.
Целенаправленность обучения.
Любая деятельность эффективна, если определены ее цели. Трудовое обучение должно быть направлено на комплексное решение задач умственного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся, приобщения их к общечеловеческим ценностям, формирования у них фундамента готовности к труду для себя и общества. Такой фундамент является совокупностью интересов, мотивов, нравственных качеств, знаний, умений и навыков. Это прежде всего трудолюбие, добросовестное и творческое отношение к труду, привычка к нему, трудовая культура, честность, совестливость и порядочность, предприимчивость и деловитость, инициативность и высокая дисциплина труда и, конечно, прочные знания и умения в области основ техники, технологии, экономики и организации производства, представление о путях его развития, его экологических проблемах, об основных направлениях научно-технического прогресса, а также о мире профессий, путях профессиональной подготовки, трудоустройства.
Этими общими целями трудового обучения учителю следует руководствоваться при определении целей каждого урока.
При планировании работы учитель определяет, какие понятия, практические умения необходимо сформировать на данном занятии, ставит в связи с этим воспитательные и развивающие задачи и выбирает соответствующие методы. В ходе занятий с целью решения воспитательных задач учитель поощряет учащихся, правильно выполняющих трудовые приемы, осознанно применяющих знания на практике, соблюдающих требования безопасности труда.
Учитель пользуется такими приемами активизации мыслительной деятельности, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, речи, т е. выполняют развивающую функцию обучения. При реализации принципа целенаправленности учителю следует добиваться того, чтобы его усилия по обучению и воспитанию школьников сливались с им ответными усилиями по освоению учебного материала, саморазвитию, самосовершенствованию, профессиональному самоопределению, т. е. с их активным отношением к учению. Такое сотрудничество возможно, если учащимся известны и понятны цели всего учебно-воспитательного процесса и каждого урока, если они видят пользу для себя в их реализации. Отсюда следует, что учитель постоянно должен уделять внимание мотивам учения школьников, корректировать неправильно сложившиеся, поощрять позитивные, формировать новые.
Научность обучения.
Данный принцип требует, чтобы в результате обучения у школьников было сформировано научное мировоззрение, сложилась система знаний о тенденциях развития техники и производства, конкретизировалось понятие о науке как непосредственной производительной силе. Научность трудового обучения достигается в том случае, если учащимся рассказывают не только, например, о том, как устроен и действует технический объект или протекает технологический процесс, но и дают ответ на вопрос, почему именно так. Для этого привлекают знания учащихся, полученные на уроках физики, химии, биологии, математики.
Систематичность и последовательность в обучении.
Знания и умения учащихся должны представлять собой определенную систему, а их формирование - осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами.
Для приведения знаний, учащихся в систему важную роль играет обобщение изучаемого материала. В связи с этим учащимся дают знания о наиболее общих закономерностях развития производства, знакомят с такими предметами, средствами и процессами труда, в которых наиболее полно отражается комплекс научных знаний и выражаются достижения и тенденции научно-технического прогресса.
Доступность обучения.
Из этого принципа вытекает, что трудовое обучение следует осуществлять с учётом, умственных и физических возможностей учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. Вместе с тем доступность не тождественна легкости в обучении, изучаемый материал должен требовать от школьников определенных усилий для его усвоения. Реализуя этот принцип, учителю следует иметь в виду не только теоретические сведения, но и физическую нагрузку на организм учащихся при выполнении ими практических работ, регулировать ее.
Сознательная, активность и самостоятельность учащихся в обучении.
Этот принцип включается в активном овладении школьниками знаниями и умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в процессе самостоятельной работы. Непременными условиями реализации данного принципа являются осознание учащимися целей обучения, сотрудничество учителя и учеников в их достижении.
Учителю следует ставить учащихся в такие условия, когда им самим нужно добывать знания, проявлять самостоятельность в овладении умениями, методами учения.
Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения.
В процессе трудового обучения живое восприятие объектов и явлений неразрывно связывается с их осмыслением. Это достигается сочетанием наглядности с объяснениями учителя и беседами, направленными на разъяснение смысла и сущности изучаемых учащимися предметов, средств и процессов труда. В результате трудового обучения ученики должны подготовиться к практической деятельности. Последняя же возможна на основе понятий, суждений и умозаключений, связанных в сознании ученика с четкими конкретными образами соответствующих объектов, процессов и действий. Поэтому в обучении широко применяют показ наглядных пособий, технологических процессов, действующих технических устройств, трудовых приемов и операций.
Учет индивидуальных особенностей учащихся. Этот принцип требует от учителя оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения. Последние приобретают особую актуальность в настоящее время, когда социально-экономические и другие изменения в обществе требуют от школы усиления внимания к развитию личности каждого ученика. Индивидуальный подход к учащимся обусловлен главным образом их физиологическими, психологическими и личностными особенностями.
С целью осуществления рассматриваемого принципа задания школьникам дают дифференцированно (в соответствии с требованиями принципа доступности), а также проводят индивидуальные инструктаж, беседы и консультации. Для школьников, у которых недостаточно развиты те или иные способности, организуют дополнительные упражнения развивающего и корректирующего характера.
Особенно большие возможности для осуществления данного принципа представляют различные виды практических работ, трудовая практика и производительный труд учащихся. Индивидуализации способствует также применение методов программированного обучения.
Необходимое условие правильного осуществления индивидуального подхода — систематическое и всестороннее изучение учителем каждого из учащихся в процессе бесед с ним и наблюдений за его работой, поведением на занятиях и внеклассных мероприятиях, на производственной практике, в ученических бригадах, а также при ознакомлении с его семейно-бытовыми условиями.
Прочность и действенность результатов обучения. Усвоение знаний и умении учащимися будет успешным, если они совершают полный цикл познавательных действий, состоящий из восприятия изучаемого материала, его осмысления запоминания и применения на практике.
Реализация этого принципа требует от учителя тщательного отбора материала для каждого занятия. При этом внимание прежде всего необходимо уделять его основном)' содержанию, которое только постепенно должно расширяться, дополняться новыми сведениями, а затем использоваться для повторения в различных ситуациях и для применения на практике.