Статья Роль естественнонаучных знаний в профессионально-трудовом обучении
Роль естественнонаучных знаний в профессионально-трудовой подготовке учащихся 10-12 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях.
Н.М. Шибаева, учитель-дефектолог
ГКОУ специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №102
В современных условиях российской рыночной экономики, которой свойственен дефицит рабочих мест, вопросы трудоустройства и социальной адаптации выпускников коррекционных учебных заведений VIII вида становятся особенно актуальными (Ю.Н. Щербакова, И.М. Бгажнокова).
Профессиональное обучение и трудоустройство лиц с умственной отсталостью всегда было сложной задачей для государства. Современные условия труда предъявляют новые требования не только к работающим на предприятиях, но и к выпускникам коррекционных школ. Рабочие должны иметь прочные основы общеобразовательных знаний, широкий технический кругозор, что позволило бы им быть мобильными, быстро овладевать смежными специальностями.
Программы по профессионально-трудовому обучению (10-12 классы) в школе-интернате №102 разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям начального профессионального образования (ФГОС НПО). Согласно данному стандарту, выпускник должен обладать не только общими, но и профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности. Например:
по специальности «столяр» (код 18874 по ОК 016-94)
- выполнять отделку поверхностей деталей, узлов, сборочных единиц, изделий из древесины и древесных материалов жидкими лакокрасочными материалами;
- уметь подбирать и применять в работе древесные материалы (шпон, фанеру, древесностружечные и древесноволокнистые плиты) для столярных работ;
- применять знания по электротехнике в пределах выполняемой работы;
по специальности «переплетчик» (код 16519 по ОК 016-94)
- знать основные правила эксплуатации электрооборудования;
-знать о влиянии физико-механических свойств полиграфических материалов на качество реза;
по специальности «рабочий зеленого хозяйства» (код 17531 по ОК 016-94)
-знать химические средства обработки семян и почвы;
-знать виды удобрений.
Программы по профессионально-трудовому обучению насыщенны сведениями из области физики и химии, а основы для их усвоения у учащихся 10-12 классов практически нет.
Нами были проанализированы учебные программы для коррекционных школ VIII вида по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовому обучению (для 5-9 кл. под ред. В.В. Воронковой и для 5-9 кл. под ред. И.М. Бгажноковой). Анализ показывает, что учащимся (на уроках природоведения, СБО, уроках труда) даются сведения о неживой природе, о работе электроприборов и электроинструментов, о видах и правилах применения красок, лаков, клеев, препаратов бытовой химии. Но сведения эти разрозненные, они не дают целостной системы знаний по физике и химии, даже элементарных.
Учащиеся коррекционных школ VIII вида овладевают определенной профессией, что предполагает наличие (хотя бы минимального) технического кругозора. Его развитие немыслимо без овладения элементарными знаниями, умениями и навыками из физики и химии.
В связи с этим перед коллективом нашей школы встал вопрос о введении на этапе послешкольного обучения (10-12 классы) учебных курсов «Элементы физики и химии в быту и на производстве». Введение в учебный план курсов «Элементы физики и химии в быту и на производстве» вызвано также необходимостью соблюдения преемственности в обучении по специальностям, предложенными профессиональными колледжами г.Москвы, с целью ликвидации дефицита знаний физических и химических явлений, владении терминами, необходимыми при изучении различных дисциплин по своей специальности.
Под элементами физики и химии мы понимаем простейшие сведения об основных свойствах физических тел и веществ, о наиболее важных физических и химических процессах и явлениях и их закономерностях. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь элементарные представления об их составе, строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять.
Курсы «Элементы физики в быту и на производстве» и «Элементы химии в быту и на производстве» направлены на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Физические и химические знания максимально приближены к повседневной жизни учащихся. Логика изложения учебного материала базируется на понятиях, от которых невозможно уйти в современном мире: здоровье, человеческая жизнь, экология, энергетика.
Данные курсы знакомят учащихся 10-12 классов с элементами физики и химии, основными принципами работы различных технических устройств, а также раскрывают сущность природных явлений, с которыми учащиеся сталкиваются ежедневно.
Курсы рассчитаны на три года обучения с 10 по 12 класс по 1 часу в неделю за счет часов по выбору (образовательная область), определенных в региональном базисном учебном плане.
Цели учебных предметов «Элементы физики и химии в быту и на производстве» – научить определять и различать физические процессы и явления, помочь учащимся в практическом пользовании необходимыми бытовыми устройствами и оборудованием;
- показать возможности применения физических законов в повседневной жизни, и сориентировать на формирование здоровьеохранного пространства учащихся;
- создать условия для социальной адаптации учащихся путем формирования основ элементарных химических знаний.
Основными задачами курсов являются:
1.формирование у учащихся элементарных физических и химических знаний, которые помогут в дальнейшем успешно включиться в трудовую деятельность;
2.формирование правильного понимания химических и физических явлений таких, как механические, оптические, электрические, тепловые, магнитные явления;
3.формирование здорового образа жизни, основанного на знаниях физических процессов, происходящих в организме человека;
4.формирование экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Курс «Элементы химии в быту и на производстве» построен следующим образом:
10 класс – изучаются разделы «Химическая азбука», «Химия атмосферы», «Химия литосферы», «Химия гидросферы».
11 класс – изучаются разделы «Химия в быту», «Химия в сельском хозяйстве», «Химия в быту», «Химия на кухне».
12 класс – изучаются разделы «Химия в помощь мастеру», «Химия и здоровье», «Химия и проблемы питания», «Химия в современном мире».
В результате освоения курса «Элементы химии» учащиеся 10-12 классов должны получить необходимые знания о веществах, встречающихся в повседневной жизни, и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Они овладеют некоторыми методами работы с веществами, встречающимися в быту, научатся осмысленно подходить к различным химическим явлениям. Химические знания станут основой формирования экологической культуры учащихся, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Курс «Элементы физики в быту и на производстве» построен следующим образом:
10 класс – изучаются разделы «Первоначальные сведения о звуке», «Первоначальные сведения о свете», «Первоначальные сведения о строении вещества», «Движение и силы».
11 класс – изучается раздел «Взаимодействие тел».
12 класс – «Электрические явления», «Тепловые явления».
Программы преподавания данных курсов предусматривают повторяемость учебного материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется, что способствует более полноценному усвоению учащимися элементарных знаний по физике и химии.
В программах прослеживаются межпредметные связи предметами биологии, социально-бытовой ориентировки, математикой, с уроками профессионально-трудового обучения (столярное дело, картонажно-переплетное дело, рабочий зеленого хозяйства, машинист уборочных машин, швейное дело).
Работа на уроке включает как изучение теории, так и проведение элементарных опытов. В зависимости от наличия оборудования, а также времени на проведение эксперимента, учитель самостоятельно выбирает те или иные опыты для демонстрации и самостоятельной работы.
В конце каждой четверти программой предусмотрена сдача дифференцированного зачета, который может проводится в виде письменной проверочной работы, устного опроса по изученному материалу, в виде заданий тестового характера.
Изучение элементов физики и химии дает учащимся элементарные сведения об основных свойствах физических тел и веществ, о физических и химических процессах и явлениях и их закономерностях. Материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых подростков. Они учатся анализировать, сравнивать изучаемые явления, понимать причинно-следственные связи. Изучение элементов химии и физики дает возможность приобрести учащимся жизненно-необходимые умения и навыки, которые основаны на знании физических и химических закономерностей. Что в свою очередь способствует осознанному овладению трудовыми операциями и успешной социально-трудовой адаптации умственно-отсталого подростка.
15