Нестандартные формы проведения уроков
Нестандартные формы проведения уроков иностранного языка
Капелина В.С.-учитель английского языка
МКОУ «Олинская сош»
Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации Изучение языка и культуры одновременно - способ познания окружающего мира и способ саморазвития. Это обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Формирование положительной мотивации – одна из главных задач. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык – коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимы такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Практическая, или коммуникативная задача, "нацелена" на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке [6]
Сегодня практически любой творчески работающий учитель применяет хотя бы изредка в своей деятельности нестандартные формы обучения школьников. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения, формирование активной личности. Многое зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения.
Данные уроки проводятся в рамках тем школьной программы, но включают самый разнообразный дополнительный материал, тем самым расширяя лексическую и речевую базу учащихся, выводя их способности на более высокий уровень владения иностранным языком. Для введения нестандартных форм следует помнить не только о разнообразии типов уроков, но и об удачных комбинациях их элементов, «возрастных особенностях учащихся, где принципы посильности и личностной ориентации играют главную роль», [5].
Подготовка и проведение нестандартных уроков требует от учителя большой затраты творческих сил. Цель этих уроков : оживить урок, увлечь творчеством, заинтересовать, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становиться творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и другое. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом.
Виды нестандартных уроков.
По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
Нетрадиционные формы и виды уроков
п/п Нетрадиционные формы уроков Вид нетрадиционного урока
1. Уроки в форме соревнования и игр конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая/ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике исследование, изобретательство, мозговая атака, интервью, репортаж.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной подаче учебного материала урок мудрости, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения пресс-конференция, аукцион, дискуссия, телепередача, телемост, «живая газета», устный журнал.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию урок-сказка, урок-сюрприз, урок-проект, урок-подарок от сказочного героя;
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций суд, следствие, трибунал, патентное бюро, конструкторское бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», «посиделки», «клуб знатоков», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут8. Интегрированные уроки, направленные на установление межпредметных связей Информатика-английский язык, английский язык-география, английский язык -МХК, английский язык -история и т.д.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, Интернет-урок, защита проектов, интерактивный урок, парный опрос, опрос по цепочке, экспресс-опрос, защита читательского формуляра, телеурок…10. Уроки с использованием современных аудиовизуальных и технических средств обучения Интернет урок (использование Интернет на уроке, либо использование Интернет материалов), видео урок;
11. Уроки творчества Урок-экскурсия, урок-спектакль, урок-праздник, урок-интервью, урок-мюзикл, урок-сказка.
Как провести нетрадиционный урок иностранного языка, который был бы не только логически построен с точки зрения методики, но и интересен и познавателен для обучающихся?
Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Учитель создает ситуацию, в которой каждый ученик в классе должен иметь возможность сформулировать собственную цель относительно заявленной темы урока, должен иметь возможность создать собственный продукт в ходе изучения темы, используя наиболее приемлемые для него способы работы. Во всех темах курса иностранного языка («Семья», «Праздники». «Друзья», «Музыка», «Природа» и др.) уже заложен огромный личностный потенциал. Все, что нужно сделать учителю, — помочь ученикам найти свою проблему, которую он хотел бы решить в рамках этой темы. Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время найти такой материал легко для любого учителя иностранного языка. В сети Интернет можно найти и использовать на уроке аудиозаписи песен , статьи из газет, видеоролики , вести переписку с зарубежными сверстниками.
На нетрадиционных уроках используются различные формы работы: парные и индивидуальные. И главное, что является важным фактором, – это создание положительной мотивации в изучении иностранного языка. Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий. К ним относятся речевые и проблемные задания.
Нетрадиционные формы урока английского языка используются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функцию обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при проведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни сделать ошибку.
На таких уроках удается достичь самый разный уровень методического, педагогического и психологического характера. Методически высокоэффективными, высоко реализующими нетрадиционными формами обучения является урок-праздник, проведенный для учащихся 2 класса –Праздник Алфавита(где подводится итог усвоения букв,цифр ор 1 до 10) и 5 класса по теме «Фестивали и праздники», на котором дети узнали о традициях проведения праздников Масленицы и PANCAKE DAY , изучили обычаи этих праздников и приготовили сами блины, которыми угостили всех присутствующих. Другой формой проведения нестандартного урока может быть урок «Поле чудес» для учащихся 5 класса. Дети с удовольствием будут принимать в нём участие, т. к. ответы будут строиться по пройденным темам: семья, дом, школа, домашние животные. В ходе урока можно использовать музыкальные паузы, где можно услышать правильность произношения. И, конечно же, все дети любят путешествовать. И такой урок можно провести по тем.е. «Англо-говорящие страны». в виде путешествия на поезде. Каждая станция отражает этапы урока: приветствие, фонетическая (слова по теме), лексическая, произношение, грамматическая , игра «Угадай», музыкальная (национальные английские и американские песни), , видео экскурсия по Лондону и Вашингтону, заключение.
Такие уроки требуют дополнительной подготовки, увеличивается нагрузка учителя. Но уроки нетрадиционной формы имеют много плюсов: повышается интерес к познавательной деятельности, развивается творчество ребят, растёт уверенность учеников в своих силах, развиваются навыки групповой деятельности и, самое главное, повышается учебная мотивация.. Тем не менее не стоит злоупотреблять нетрадиционными формами, так как они могут быстро стать традиционными, что в результате приведет к падению интереса учащихся. Ведь традиционный урок это основная форма обучения.
Литература:
А.С.Комаров. Творческий подход к планированию урока английского языка.
С.В. Кульжевич, Т.П. Лакоценина «Совсем необычный урок»
Е.С. Полат «Интернет на уроках иностранного языка»
Е.А. Степанова «Игра как средство развития интереса к иностранному языку»
Е.И. Пассов Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.
Цели обучения иностранному языку: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ “Интерлингва”, 2002. (Серия “Методика обучения ИЯ”, № 2).