Конспект урока истории в 7 классе по теме Северная война
Тема: «Северная война».
Урок № 4. Раздел «Россия в первой четверти XVIII веке»
Учитель: Пашкова О.Б.
Класс: 7
Дата проведения: 14 ноября 2014
Цель урока получение знаний о событиях Северной войны 1700-1721 гг, о значении Северной войны для России.
Задачи урока:
обучающая: сформировать знания учащихся о событиях Северной войны 1700-1721 гг, рассказать о значении Северной войны для России;
развивающая: продолжить формирование навыков работы с картой, научить объяснять смысл выражения: «Россия - морская держава»; развивать навыки поисковой деятельности (подобрать материал из нескольких источников о морских сражениях), оформления сообщений;
воспитательная: воспитывать патриотизм на примере поведения русских полководцев в Северной войне, отметить мужество, героизм русского народа в борьбе со Швецией.
Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала.
Основные понятия: регулярная армия, рекруты, империя, редут, галера, фрегат.
Оснащение.
Пособия для учащихся:
учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г., М., «Просвещение», 2012;
рабочая тетрадь к учебнику «История России» Данилов А. А. М.: Просвещение, 2012 г.
ЦОРы:
Авторская презентация: «Северная война»;
Анимированная карта из ЦОРа «История России с древнейших времён»;
Отечественная история до начала XX века. Институт новых технологий, 2004.
Путь к ЦОРам:
Пуск – рабочий стол Мои документы – открыть презентацию “Северная война”;
Рабочий стол – ярлык “alcohol- 120” - история – смонтировать на устройство Е – пароль – вход – альбомы – Северная война – выбрать;
Рабочий стол – ярлык “alcohol- 120” – История Отечества – карты – анимированная “Северная война”.
Вариант использования компьютерной техники: компьютер + медиапроектор.
(на уроке)
При подготовке к уроку: компьютер, принтер, сканер.
Технологическая карта урока.
№п/п
Этап урока
Дидактическая цель
Методы обучения
Формы обучения
1.
Организационный
Мотивация на работу на уроке
Эвристический.
Рассказ
2.
Проверка домашнего задания
Контроль за усвоением темы предыдущего урока
Эвристический.
Самостоятельная работа. Беседа.
3.
Изучения нового материала
Познакомить с содержанием нового материала
Объяснительно-иллюстративный.
Рассказ, беседа.
4.
Закрепление
Первичное закрепление основных событий Северной войны
Эвристический.
Беседа. Самостоятельная работа.
5.
Организационный
Инструктаж о выполнении домашнего задания
Эвристический.
Рассказ.
6.
Контроль
Оценить работу учащихся на уроке
Эвристический.
Беседа.
7.
Организационный
Подвести итог урока
Эвристический.
Беседа.
Ход урока
I. Организационный момент (1 минута)
II. Проверка домашнего задания. (10 минут)
III. Изучение нового материала. (25 минут)
План изучения нового материала.
Обстановка накануне войны
Причины начала войны. Повод к началу военных действий
Ход военных действий.
Итоги войны. Ништадтский мир.
IV. Закрепление изученного материала (3 минуты)
V. Решение проблемы урока. (2 минуты)
VI. Постановка домашнего задания (2 минуты)
VII. Итог урока. (2 минуты)
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, садитесь! Начинаем урок. Сегодня мы продолжим изучение раздела «Россия при Петре I». Для того, чтобы лучше уяснить новую тему, нам нужно вспомнить, что мы знаем о начале правления Петра I. Как началось царствование Петра, в чём была важность для России выхода к незамерзающим морям, какие действия предпринимал Пётр в начале своего царствования, чтобы решить эту задачу, всё ли ему удалось.
Сейчас вы немного поработаете самостоятельно.
II. Проверка домашнего задания.
Получите карточки с заданиями, выполните задания устно, а потом, мы с вами, анализируя ваши ответы, вспомним, что за люди окружали Петра I, и как это повлияло на внешнюю политику, проводимую им. (Время для работы – 3 минуты).
Фронтальная беседа. (7 минут). Вопросы для беседы:
1. Кем были эти люди, каков их вклад в историю России?
Н. К. Нарышкина. Софья Алексеевна. Фёдор Алексеевич. Иван Алексеевич .
Фрагмент из презентации: (слайд 1)
Беседа по вопросам задания. Ученики отвечают по очереди.
II. Изучение нового материала.
Учитель: Рассказывает и сопровождает объяснение фрагментами авторской презентации.
Рассказ учителя
Фрагменты из презентации
Тема урока: «Северная война»
Слайд «Северная война». План изучения.
Постановка проблемного задания: По ходу изложения материала заполнить таблицу «Северная война». У учащихся с печатной рабочей тетрадью задания № 2, 3, 5 – которые вы будете выполнять по ходу урока.
Слайд «Таблица с памяткой»
Хронологические рамки
Причины войны
Повод
Ход военных действий
Итоги войны.
Северная война началась в 1700 году. К началу XVIII века всё восточное побережье Балтики контролировала Швеция. Под её властью оказались и те территории на востоке Финского залива, которые веками принадлежали России. Балтийское море превратилось в своего рода «шведское озеро». И это не могло не вызывать беспокойства соседних со Швецией стран. Для борьбы с её владычеством на Балтике был заключён Северный союз в составе России, Дании и Саксонии.
Поводом к войне для России стал момент, когда все ведущие страны были заняты дележом «Испанского наследства», Россия имела союзников, приобрела боевой опыт в Азовских походах.
Слайд «Карта Северная война»
Слайд «Антишведская коалиция», «Портреты королей»
Начало военных действий
2 минуты (сворачиваю авторскую презентацию) включаю анимированную карту из ЦОРа «История России с древнейших времён»
Реорганизация армии. Уроки «нарвской конфузии» (словарная работа с. 115)со всей очевидностью показали молодому царю необходимость ускорения реформы армии. Основой новой армии стали «потешные полки» Семёновский и Преображенский. Преобразования в военной сфере начались ещё в 1699 году, накануне Северной войны. Армия стала регулярной. Пётр I отказался от стрелецкого войска и ввёл полки с единообразным стрелковым вооружением, снаряжением, единой формой одежды, системой подготовки и обучения. Армия комплектовалась на основе рекрутской повинности. Каждое сословие выставляло от своей общины определённое количество рекрутов. В итоге армия увеличилась с 40 тысяч до 113 тысяч.
Не менее важно было создать собственную военную экономику. Её начало было положено передачей царём Никите Демидову казённого Невьянского завода на Урале. В 1701-1704 годах по приказу Петра на Урале были построены первые в стране крупные металлургические заводы. Они производили железо, чугун, пушки, лафеты, ядра для нужд армии. Создавались казённые мануфактуры по выпуску пороха, стрелкового оружия, сукна для обмундирования. Для обучения офицеров создаются математическая, навигацкая, инженерная, иностранных языков, хирургическая школы. Многие дворяне отправлялись на учёбу за границу военному делу. Был принят воинский и морской устав. Особое внимание Пётр уделял строительству военно-морского флота. Оно велось на юге, на севере, на Балтике. В 1708 году здесь был спущен на воду первый 28-пушечный фрегат. Всего же было построено около 900 кораблей.
Сворачиваю «История России с древнейших времён» включаю авторскую презентацию.
«Реорганизация армии»
стрелецкое войско заменили регулярными войсками (вставка в презентацию из альбома «Армия при Петре I».
Комплектация на основе рекрутских наборов.
Слайды: «Демидов»,
«Диаграмма государственных расходов»,
«Пушки», «Корабль».
Первые победы. После поражения России под Нарвой, шведский король Карл XII думал, что с Россией покончено и стал вести боевые действия против Польши. Однако русские не думали прекращать военные действия. В 1702 году они овладели Нотебургом (Орешком) в устье Невы. С учётом ключевой роли этого города в обеспечении выхода на Балтику Пётр переименовал его в Шлиссельбург («ключ-город»)
Слайд «Взятие Нотебурга»
Полтавская битва.
После разгрома польского короля и саксонского курфюрста Карл XII вывел Саксонию и речь Посполитую из войны и начал готовить вторжение на территорию России. Летом 1708 года он выступил против России в сторону Смоленска. 28 сентября русские дали шведам бой у д. Лесной, в ходе которой они разбили армейский корпус противника. Сражение под Лесной Пётр назвал «матерью Полтавской баталии». Карл был вынужден отказаться от похода на Москву и двинулся на Украину, где рассчитывал на помощь гетмана Мазепы, предавшего Петра, а также на помощь крымского хана и турецкого султана. Но эти расчёты не оправдались. Весной 1709 года шведы осадили Полтаву, героический гарнизон боролся более двух месяцев. Против шведов, осаждавших Полтаву, двинулась русская армия во главе с полководцами Шереметевым, Меньшиковым и Репниным. Шведская армия оказалась зажатой между осаждённой ею Полтавой и главными силами русской армии, изготовившейся для генерального сражения.
Полтавская битва изменила ход войны на суше. Но главной целью было море, где господствовал шведский флот.
Слайд. «Сражение у д. Лесная»,
слайд «портреты Меньшикова, Шереметева»
Схема «Полтавская битва» (для этого свернуть авторскую презентацию и включить «Историю России с древнейших времён» бегунок на второй половине)
Видеофрагмент «Полтавская битва» (сворачиваю «Историю России с древнейших» и включаю «Историю России XVII – XIX века» альбомы. Он приготовлен заранее.
Морские сражения (сообщения учащихся)
3 минуты.
У мыса Гангут
У о. Гренгам
Слайд «Схема Сражения у мыса Гангут»
Ништадтский мир.
В 1721 году был заключён мир между Россией и Швецией, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга) но получала балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии.
Слайд «Ништадтский мир» 1721 год.
Обеспечил выход России в Балтийское море.
IV. Закрепление изученного материала.
Беседа с учащимися по вопросам памятки: (3 минуты)
1) Каковы хронологические рамки войны? Повод?
2) Каковы причины войны?
3) Какие важные военные действия произошли в ходе войны?
4) Каковы итоги войны.
V. Решение проблемы урока. Учащиеся устно отвечают на вопросы памятки. (2 минуты) Слайд «Северная война» с заполненной второй половиной таблицы.
(памятки для плана изучения военных событий имеются у каждого учащегося, они вклеены в тетрадь, в целях минимизации затрат учебного времени)
Хронологические рамки
1700-1721 годы
Причины войны
Борьба за выход в Балтийское море.
Повод
Борьба за испанское наследство.
Ход военных действий
1700 –первые сражения. Неудача под Нарвой.
1702г – первые победы.
1708 г. – сражение у д. Лесной.
1709 г. - Полтавская битва
1714 – сражение у мыса Гангут
1720 г –сражение у о. Гренгам.
Итоги войны
1721 год. Победа России.
VI. Постановка домашнего задания (2 минуты):
§14, задания в рабочей тетради № 4, 6.
VII. Итог урока. (2 минуты)
Выставление оценок.
На уроке присутствовали:
Зам директора по УВР ________________ Чугарова С.А.
Учитель истории ______________________ Курбатова С.Б.
Классный руководитель 7 класса ___________ Моисеева Н.А.
Портфолио учителя истории и обществознания МБУ «Школа № 43 имени Д.Н. Голосова» Пашковой О.Б. Показатель 2
15