Конспект занятия в объединении Игровая экология Кто как говорит


Конспект занятия «Игровая экология» "Кто как говорит".
Дидактическая цель: формировать представление о том, что в живом мире все взаимосвязано, способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о животных, воспитывать нравственно-эстетические качества. Тип урока: закрепление полученных знаний. Задачи: Познавательные:-Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;-Постановка и формулирование проблемы построение логической цепи рассуждений;-Выдвижение предположений и их обоснование; -Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные универсальные действия:-Планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися; -Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -Приобретение опыта учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; -Осуществление совместной познавательной деятельности; -Осваивание различных способов взаимной помощи партнёров по общению.Регулятивные:-Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;-Умение оценивать других, давать самооценку;-Подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.Личностные:-Участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;-Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы;-Учиться понимать точку зрения другого.Предметные:-сформировать представление о том, что в живом мире все взаимосвязано;-учить выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы жизнедеятельности и питания;-способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о животных.Личностные:-прививать любовь к природе, бережное отношение к ней;-воспитывать бережное отношение к миру животных.
Приветствие: Организационный момент.
Ведущий: Здравствуйте! Я рада видеть вас!
Каждый по-своему чем-то хорош:
Поганка и ёжик, лягушка и ёж!
Нет ни цветка, ни зверька, ни куста,
Где бы не встретилась нам красота.
II. Актуализация знаний. Ведущий:Приходилось ли вам гулять спокойно по лесу? В таком лесу можно увидеть много интересного: зайца, белочку-хлопотунью, как работают дятлы, как пищат и тащат в свой дом травку мышки, как пчёлы собирают сладкий сок-нектар и многое другое. Надо любоваться красотой леса, не вредить ему, надо охранять лес.
III.Постановка темы.Ведущий:Ребята, скажите, пожалуйста, кто живет в лесу. На этот вопрос можно ответить коротко и просто.
-Звери и птицы, различные насекомые, жучки и паучки.
-А какие животные живут в наших лесах?
(лисы, ёжики, зайцы, лоси, белки )Ведущий:Вот о них мы с вами и поговорим. А вы сегодня будете мне помогать рассказывать о животных.
Ведущий: Поиграем сейчас - Кто они, жители лесного дома? Дети. Растения и животные.
Ведущий:Вспомните особенности животных – живых существ. Если это признак животного – хлоп, если нет – топ.
РАЗМНОЖАЕТСЯ, ГОВОРИТ, ПИТАЕТСЯ, РАСТЕТ, СПИТ, ПЕРЕДВИГАЕТСЯ, ДЫШИТ, ХЛОПАЕТ, ТОПАЕТ, ПРЫГАЕТ, ЛЕЖИТ, УБЕГАЕТ, РОЕТСЯ, СТЕРЕЖЕТ, ПОЛЗАЕТ, ЛЕТАЕТ, ПЛАВАЕТ, ПРЫГАЕТВедущий:Разных видов животных на Земле так мною, что, если составить их список, то получится толстая книга. Наука, которая занимается изучением животных, называется зоологией. Учёные-зоологи выделяют много групп животных, но сегодня мы поговорим только о тех, которые обитают в нашем лесу.
Игра “Отгадай, кто я?”
1. Кто по ёлкам ловко скачет И влезает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка)
2. Зимой беленький,Летом серенький, Никого не обижает, А всех сам боится.(Заяц)
3. Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
— Как назвать всех этих животных одним словом? (Звери) Ведущий:Это первая и самая многочисленная группа. Чем покрыто их тело? Вывод: звери - животные, тело которых покрыто шерстью. 
Ведущий:А каких зверей вы ещё знаете? Дети приводят свои примеры.
1. Хоть я не молоток— По дереву стучу: В нём каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной, И акробат прекрасный. (Дятел)
2. На дереве сидит, “Кар-кар” кричит. (Ворона)З. Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло - Спать летит в дупло. (Сова)
- Как назвать всех этих животных одним словом? (Это птицы). - Чем покрыто их тело? (Тело покрыто перьями). Вывод: птицы — животные, тело которых покрыто перьями, и они имеют крылья. 
Ведущий: Сейчас мы поиграем в игру «Сова»Ведущий: А каких птиц вы ещё знаете? (Дети перечисляют всех известных им птиц).
5. Спал цветок и вдруг проснулся — Больше спать не захотел.Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
6. Погляди на молодцов: Веселы и бойки, Волокут со всех концовМатериал для стройки. Вот один споткнулся вдруг Под тяжёлой ношей, И спешит на помощь друг, Тут народ хороший! Без работы, хоть убей, Жить не может ... (Муравей)
Ведущий: Как называется эта группа животных? (Это насекомые). - Внимательно посмотрите на них и скажите, сколько ножек у насекомых? (6 ножек). Вывод: насекомые — животные, у которых 6 ног (три пары) и ещё могут быть крылья.
3. Физминутка:
Мы сейчас все дружно встанем,Отдохнем мы на привале.Вправо, влево повернись!Наклонись и повернись!Лапки вверх и лапки в бок,И на месте прыг да скок!А теперь бежим вприпрыжку,Молодцы, мои зайчишки!
Музыкальная игра «Ку-ку»
6. Адаптация животных. Ведущий: Сейчас ребята я расскажуВам биологическую сказку. Посмотрите, внимательно.Объявление медведя: БЮРО ДОБРЫХ МЕДВЕЖЬИХ УСЛУГ предлагает птице и зверью менять свое жильё. Кому слишком жарко, кому слишком сыро, бюро подыщет другую квартиру, чтоб каждому жить удобнее было.
- В один прекрасный день вывесил медведь на поляне такое объявление. Прочитали его лесные жители, почесали лапами в затылках: “А что, если, правда, поменяться?” Прискакала к косолапому белка пушистый хвост, прилетел дятел, даже крот — бархатная спинка и тот пришёл. Медведь, знай каждому чужую квартиру расхваливает, всех меняться уговаривает. Уговорил белку с кротом, и они поменялись. Отправилась белка на новую квартиру, сунулась в норку — батюшки! Темнотища-то какая! Ни побегать в тёмном коридоре, ни попрыгать. А ползать белка не умеет. Подземные ходы она копать не умеет, лапки для этого не годятся. И белкина гордость — пушистый хвост, оказывается, здесь тоже ни к чему. Да и вообще что ей под землёй делать, когда главный корм - шишки да орехи. А крот до беличьего гнезда даже добраться не смог. Поскрёб — поскрёб коготками по коре — чуть не заплакал: “Не годятся мои лапки-лопатки, чтобы по деревьям лазать. Ими только землю хорошо рыть. И солнечный свет мешает, я к темноте привык. Да и что мне на дереве делать, когда весь мой корм — червячки да личинки — под землёй! Нет уж, я лучше к себе в норку пойду. Так ничего из этих обменов не получилось. Долго ещё лесные жители ругали косолапого за его “медвежью услугу”. И поделом.
Ведущий: Почему же услуга оказалась “медвежья”?
Теперь, ребята мы поделимся на 3 команды и поиграем в игру "Игровая опушка ". Задание:
Ведущий: Правильно помести жильцов в своих домиках. Кто, где живет?
Медведь     логово
Лиса     дупло
Белка     берлога
Волк     нора
IV. Закрепление изученного материала.
1. Игра “Кто лишний?”
Ведущий: А сейчас я проверю. Кто из вас внимательнее. Я буду называть группы животных, а вы будете называть, кто “лишний”.
-медведь, заяц, волк, конь, лиса, кабан;
-сорока, ворона, попугай, снегирь, дятел;
-бабочка, стриж, жук, пчела, стрекоза.
2.Физминутка для глаз.
Ведущий: Если я называю птицу – вы поднимаете глаза вверх, если деревья и кустарники – смотрите по сторонам. Если я называю животного, то смотрите под ноги. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название животного или растения, которое в лесу не встретишь – закрывайте крепко глаза.
Кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клест, опенок, крокодил, сова, ежевика, верблюдВедущий: 4. Игра “Я знаю пословицы”. Назовите пословицы и поговорки, где встречаются животные.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Сколько волка не корми, он все в лес глядит.
Всякая сорока от своего языка погибает.
Волк режет скотину, медведь дерет.
В сухой год зайцев больше, в сырой – мышей.
5.Обобщение. Охрана природы.
Ведущий: Нужны ли лесу хищные животные? Почему?
Можно ли сказать, что человек и природа это единое целое?
Ведущий: Доскажите предложение:
Трусливый, как …….(заяц)
Колючий, как……….(ёж)
Злой, как ………(волк)
Хитрый, как …….(лиса)
Могучий, как…….(лось)
Ведущий: Для чего животным нужны хвосты?
-Кому нужен хвост для полета? (птицам)
-Кому нужен для защиты и нападения?
(лиса прибегает с помощью хвоста к различным уловкам, чтобы себя защитить)
Ведущий: Назовите детенышей следующих зверей:
Волк - волчонок, а когда много - волчата.
Медведь? (медвежонок, медвежата)
Лось? (лосенок, лосята)
Лиса? (лисёнок, лисята)
Заяц? (зайчонок, зайчата)
Белка? (бельчонок, бельчата)
Мышь? (мышонок, мышата)
Ведущий: Молодцы! Если вы хотите больше узнать о жизни зверей, я советую вам прочитать книги Паустовского, Пришвина, Бианки, Чарушина. В этих книгах вы узнаете много интересного о самых разных животных.
V. Итог урока. Диагностика с помощью сигнальных карточек (правильно — неправильно). 1. В лесу живут звери, птицы, насекомые. 2. Звери — это животные. 3. Все насекомые живут в лесу. 4. Растения и животные взаимосвязаны.
5. Всем надо охранять природу. Ответы:1—да;2—да;3 - нет; 4—да;5 – да.
VI. Рефлексия
- Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь животным, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:
- Теперь я знаю, что ….
- Я понял, что ………
- Я буду …..
Источники материалов:1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011. 2. Корбакова И.Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2010. 3. Сафронова Г.А. Мы и окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казакова.4. Журналы «Начальная школа» за 2010 -2013г.г.
Добавочно игры:
«Рыжий кот»
«У медведя во бору»
«Мы веселые ребята»