Открытый урок для 8 класса «Маленькие секреты большой памяти»
Открытый урок в 8 классе на тему «Маленькие секреты большой памяти»
Необходимые материалы:
- Тему урока написать, закрыть листочками
- оформленные высказывания и пословицы о памяти;
- формулировку памяти написать на доске (обратная сторона)
- листочки зелёного цвета, с напечатанными примерами – 5 штук
- виды памяти на конкретных примерах, листочки на столах – 4 штуки
- Правила обращения с памятью:
Заучивай с желанием знать и помнить.
Ставь цель – запомнить надолго.
Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
Начинай повторять до того, как материал стал забываться. Помни слова К.Д.Ушинского: «... понимающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям, и не для того чтобы починить развалившееся, но для того чтобы укрепить здание и вывести на нем новый этаж».
Заучивай и повторяй небольшими дозами.
Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
После математики учи историю, после физики – литературу: память любит разнообразие.
Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше, – действуй!
Не учи стихи по столбцам. Короткие - заучивай целиком, а длинные – разбивай на порции.
Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести отрывок, закрыв книгу. Помни слова Л.Н.Толстого: «Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить».
Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди до четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.
Изредка используй мнемотехнику – искусственные приемы, облегчающие запоминание. Цвета спектра, например, поможет не забыть такая фраза: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан».
Ход занятия
(На доске – оформленные высказывания, пословицы о памяти, в которых пропущено слово “память”):
– это сокровищница и опекунша всего в миреЦицерон
Потерял – потерял себя
Личность – это
Без наше прошлое было бы мертво для будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошломС. Рубинштейн
По старой – что по грамоте
Без человек не сможет ничего изобрести, не может скомбинировать и двух идейВольтер
человеку необходима для всех проявлений душиПаскаль
Введение в тему
Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы будем говорить о чём – то очень интересном и важном для вас, касающимся каждого из сидящих здесь. Но я вам не скажу, о чём, только постараюсь разжечь ваше любопытство. Вы много изучали и знаете об окружающем нас мире предметов больше, чем о самих себе, своём «Я».
Например, часто можно слышать, как дети спрашивают: «Почему слова любимой песни я
запоминаю быстрее, чем стихотворения? Этот английский язык учишь – учишь, а голова его не воспринимает». В чём же дело?
А дело в одном слове, которое вы должны определить и вставить в записанные на доске высказывания и пословицы вместо точек.
Пожалуйста, внимательно прочитайте и подумайте, какое это слово? Определив его, вы узнаете, чему будет посвящено наше занятие. Кто знает ответ, поднимите руку.
Ответы детей
- Есть другие мнения? Нет! Молодцы!
Да, действительно, сегодня мы будем говорить о памяти – «сокровищнице и опекунше всего в мире», как называл её древнеримский философ Цицерон. Открыли тетради и записали тему нашего занятия «Маленькие секреты большой памяти»
Беседа по теме
Почему же памяти посвящено столько мудрых мыслей? Что такое память и для чего она нам нужна?
Ответы детей
Поворачиваю доску, читаю вслух, дети записывают в тетради:
Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение в нужный момент человеком того, что он слышал и видел, чувствовал и переживал, прочитал и понял, то есть опыта. Это одна из психических особенностей человека.
Недаром еще древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, которые покровительствуют наукам и искусствам.
Происхождение памяти древние греки связывали с именем одного из самых прекрасных героев - Прометея, одарившего человечество не только огнем:
«Послушайте, что смертным сделал я:
Число им изобрел,
И буквы научил соединять –
Им память дал, мать муз –
всему причину».
Да, именно память позволяет человеку быть тем, чем он является, действовать в окружающем мире, осознавать свое собственное «я», учиться, любить... Ведь надо хотя бы узнавать того, кого любишь.
- А давайте на минуту представим, что у человека не было бы памяти. Что было бы тогда?
Ответы детей
Даже страшно себе представить мир без памяти. Попытку нарисовать его достоверную картину предпринял колумбийский писатель Маркес в знаменитом романе «Сто лет одиночества». Сначала жители города Макондо, в котором происходит действие, заболевают бессонницей. Но самое страшное в заболевании – не утрата способности спать – от этой бессонницы тело не испытывает какой-либо усталости, – а неизбежное наступление второй стадии болезни – забывчивости. Когда больной свыкается с состоянием бодрствования, в его памяти начинают стираться сначала воспоминания детства, потом названия и назначения предметов, затем он перестает узнавать людей и даже утрачивает сознание своей собственной личности и лишенный всякой связи с прошлым погружается в некое подобие идиотизма.
Известный отечественный психолог С. Рубинштейн говорит, что без памяти наше прошлое было бы мертво для будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом.
Вывод – память нам необходима, и ее необходимо развивать и тренировать.
- Но давайте себе представим обратную ситуацию - что было бы, если бы мы запоминали абсолютно все?
Ответы детей
- Уильям Джеймс говорил об этом так: Если бы мы помнили все, то в большинстве случаев мы бы не помнили ничего.
Ребята, как вы думаете, какое количество информации может запомнить человек? Насколько точной может быть память человека? Как долго человек может сохранять в памяти информацию? На столах лежат листочки зелёного цвета, с напечатанными примерами. Прочитайте.
Историки утверждают, что Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат – до 30000 человек.
Великий русский шахматист А.Алёхин мог играть по памяти «вслепую» с 30 – 40 партнёрами.
Академик С.А.Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно всего один раз.
Мозг человека может запомнить столько же, сколько содержится в памяти среднего по мощности компьютера.
Некто Э. Гаон заучил 2500 книг, которые прочитал за свою жизнь. Мало того, он мог не задумываясь вспомнить из них любой отрывок и назвать страницу, на которой этот отрывок написан.
Понятно, что такие способности даны не каждому. Вряд ли мы сможем сделать то же самое. К этим вершинам могут приблизиться не все, лишь единицы. Но ведь мы можем развивать память и достичь довольно неплохих результатов, потому что углубить, расширить, натренировать её по силам каждому из нас.
Для активизирования нашего мышления и внимания выполним самомассаж биологически активных точек и упражнение мозговой гимнастики “Ленивые восьмерки” .
Самомассаж – сначала двумя пальцами массируется зона “третьего глаза” (область между бровей), затем – мочки ушей, затем – область соединения верхней и нижней челюстей. После этого – активно взмахнуть кистями.
“Ленивые восьмерки” - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмерки” по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.
Прежде чем начать работу над своей памятью, необходимо её изучить. Для начала мы поговорим о том, какой бывает память.
1. Наглядно – образная – это память на то, что мы видим, слышим, нюхаем, пробуем, то есть это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные образы (органы чувств). Пример: представьте себе, что вы едите лимон
2. Словесно – логическая – это память на смысл изложения.
Пример: когда мы с вами рассказываем младшим братьям и сёстрам сказку, мы рассказываем её не слово в слово, а помним её сюжет, то есть что за чем идёт, и говорим каждый своим словами.
3. Двигательная – это память на движения
Пример: профессиональный пианист может играть автоматически, не гляди в ноты и на клавиши.
4. Эмоциональная – это память на переживания.
Пример: одна и та же песня часто вызывает у разных людей разные чувства. Это происходит потому, что, слушая знакомую музыку, мы вспоминаем приятные или неприятные моменты нашей жизни.
III. Теперь ваш практикум: попробуем определить виды памяти на конкретных примерах. Листочки на столах.
1. После встречи с Наташей Катя шла по улице и вспоминала тот день, когда Наташа при всём классе рассказала все её секреты, которые она доверила ей, как подруге. И у неё на глазах опять появились слёзы, как и в тот злополучный день.
2. Сергею казалось, что он никогда больше не сможет ходить. Ведь это не шутка – он три месяца пролежал в больнице после автомобильной аварии. Сергей боялся, что, как только он встанет на ноги, тут же упадёт. Но ничего такого не случилось. Правда, первые шаги дались с трудом, зато уже через неделю он ходил также хорошо, как и прежде.
3. Один из преподавателей спросил студента: - Вы запомнили, как мы об этом договаривались, ту самую фразу, которую я произнёс на прошлом занятии? – Да, конечно, помню, - уверенно ответил студент. – Вы сказали: «Позавчера здесь сел самолёт». Преподаватель возразил: - Я предположил, что вы можете что – нибудь забыть, но вы все слова изменили. Я просил запомнить фразу: «Третьего дня здесь приземлился аэроплан».
4. Русский художник Николай Николаевич Ге по памяти изобразил абсолютно точно комнату одного из Петергофских дворцов. «Я в голове и в памяти принёс домой весь фон картины «Пётр I и Алексей» - с камином, с карнизами, со стульями, с потолком и освещением, - был всего один раз в это комнате, и был умышленно один раз, что бы не разбивать впечатления, которые я вынес», - писал об этом художник.
А ещё различают кратковременную и долговременную память.
5. Кратковременная – это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия.
Пример: тебе назвали телефонный номер, ты его набрал, позвонил, буквально через 5 минут ты его уже не сможешь вспомнить.
6. Долговременная – это длительное сохранение информации, которая часто запоминается после многократного повторения.
Пример: Я до сих пор помню стихотворения, которые учила ещё в д/с
Итак, мы познакомились с видами памяти, потренировались на примерах и переходим к вопросу, как улучшить свою память.
Запоминаем мы все по – разному. Это зависит от многих факторов. Но есть и кое – что общее. Мы все запоминаем произвольно или непроизвольно. Кто может объяснить разницу?
(Ответы детей: произвольно – прилагая волевые усилия, непроизвольно – не прилагая никаких усилий, как бы само собой, пример – реклама).
IV.Физкультминутка (РЭП)
А теперь - физкультминутка.Поскорей вставайте с мест.Что сидите? Кроме шуток!Вам сидеть не надоест?Ну, а если встать не выйдет,Можно делать это сидя.Будем вместе повторять -Руки-ноги разминать.Раз, два, три, четыреЛучше нас нет в целом мире,Мы красивы и стройны,С физкультурою дружны.Руки вверх, не унывайте,Их соседу подавайте.Надо руки вам пожать И обратно вверх поднять.А теперь ногами топнем,Да еще в ладоши хлопнем.Осторожнее с ногами -Не помните ноги даме.Напоследок повернемся И друг другу улыбнемся.Настроенье стало - ВО!Не боимся никого!Вот минута истекла,Можно браться за дела!
V. Сейчас мы проведём мини - эксперимент. Я зачитываю 10 слов, вы внимательно слушаете, запоминаете, а затем записываете в тетради те, которые запомнили.
Логарифм, компьютер, макинтош, трава, канделябр, яблоко, сердце, крышка, буква, ладонь.
Зачитайте по тетради. Сделайте вывод о том, какие слова лучше запоминаются и почему. Значит первый наш секрет: «Если хочешь что-то запомнить, нужно понять смысл. Лучше запоминается то, что нам понятно»
Чтобы понять, в чем заключается второй и третий секрет, я поведаю вам такую историю: “Французский психолог Бинэ был не верующим в бога человеком, а его жена, наоборот, была религиозна. Каждый день перед сном она читала молитву, того же требовала и от супруга. Бинэ, не желая обижать жену, покорно повторял за ней слова молитвы. Так продолжалось много лет. Однако после стольких повторений Бинэ все-таки молитвы не запомнил и самостоятельно не мог ее воспроизвести”. Вопрос: почему?
- Давайте сформулируем еще два секрета:
«Лучше запоминается то, что нам интересно»
«Для успешного запоминания важно поставить цель – запомнить»
Четвёртый секрет поможет раскрыть нам игра «Мы мешали, мы шумели!»
Шесть человек должны за две минуты выучить четверостишие, написанное на доске, при этом трём из них активно “мешают” соседи (дотрагиваться и загораживать нельзя). Остальные закрыв бирушами уши, учат без вмешательства.
Написать стихотворение на обратной стороне доски (распечатать на листочках)
На трубе на водосточной
Объявление читаю:
Продаются очень срочно
Два зеленых попугая.
Кот породистый (сиамский).
Зонт складной японский (дамский),
Стол обеденный дубовый,
Плащ мужской (почти что новый).
Сравним: в каком случае учить было легче и почему?
Ответы детей
Выведем четвёртый секрет:
«Лучше запоминается тогда, когда ты сосредоточен, направляешь все внимание на задание»
И вот ещё один секрет - упражнение “Пиктограммы”
- Сейчас я буду зачитывать вам слова или словосочетания, а вы должны к каждому из названных мной слов сделать какой - либо рисунок или схематический значок, отражающий это понятие.
Мотоцикл, обида, радость, хорошая погода, обеденный стол, слезы
- Вспоминаем слова – рядом с рисунком пишем соответствующее слово или словосочетание. Что помогало нам запомнить слова? Какой вывод можно сделать? Ответы детей
Формулировка 5 секрета: «Производя какие-либо действия с тем, что нужно запомнить, мы запоминаем это лучше»
Мы познакомились с 5-ю маленькими секретами большой памяти. Конечно, их намного больше, с ними вы познакомитесь в Правилах заучивания «Как улучшить память», которые лежат у вас на партах.
Зачитываем по очереди по одному правилу.
VI. Рефлексия и подведение итогов занятия
Похлопайте в ладоши те, кому было интересно на уроке, и скрестите руки на груди те, кому было неинтересно. Потрите лоб те, кому что-то осталось непонятным.
На сколько баллов вы сегодня были активны, старались и трудились, выбросить на пальцах на счет “раз-два-три”. Какую оценку вы ставите за урок?
Ну а закончить наше занятие мне бы хотелось рассуждением -пожеланием Шерлока Холмса, знаменитого английского детектива.
“Мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или, в лучшем случае, до них среди всей этой завали не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке»
Объявление Л.Каминский
На трубе на водосточной
Объявление читаю:
Продаются очень срочно
Два зеленых попугая.
Кот породистый (сиамский).
Зонт складной японский (дамский),
Стол обеденный дубовый,
Плащ мужской (почти что новый).И старинный граммофон.
Вот для справок телефон.
Чтобы все запомнить прочно,
Я иду и повторяю:
Продаются очень срочно
Два старинных попугая,
Плащ породистый (сиамский),
Кот складной зеленый (дамский),
Зонт обеденный дубовый,
Стол мужской (почти что новый).
И японский граммофон.
Вот для справок телефон.
Нет, запомнил я неточно!
Снова быстро повторяю
Продаются очень срочно
Два японских попугая.
Зонт породистый (сиамский),
Стол складной старинный (дамский),
Плащ обеденный (дубовый).
Кот мужской (почти что новый),
И зеленый телефон.
Вот для справок граммофон.
Не выходит, как нарочно!
Повторяю монотонно:
Продаются очень срочно
Два кошачьих телефона.
Дуб обеденный (сиамский).
Попугай старинный (дамский),
Новый стол (почти японский),
Зонт зеленый (граммофонский),
А внизу для справок – плащ.
Перепутал все, хоть плачь!