В помощь руководителям школьных пресс-центров
Галина ЗЕЛИНСКАЯ,
редактор детско-юношеской газеты «Пятый угол» (г. Пенза)
Тема как цветок, ей раскрыться надо
Несмотря на все разговоры о том, что газета постепенно уходит из информационного пространства, школьные издания живут и по мере своих сил и возможностей стараются выполнить свое предназначение – информировать о событиях в школе и приобщать подрастающее поколение к активному восприятию жизни, неравнодушному отношению к тому, что происходит вокруг, а также развивать творческие способности учащихся.Газета в данный момент – основное средство массовой информации в пензенских школах. В прошлом учебном году в них издавалось 168 школьных изданий, в создании которых принимали участие 1350 учащихся.
Раз в два года мы проводим конкурс школьных изданий. Два года – достаточно большой срок для того, чтобы чему-то научиться, что-то изменить. Анализ газет, представленных на последний конкурс, обозначил основные проблемы, присущие школьным редакциям. Это излишняя информационность; отсутствие системы в подаче материалов (темы в номере случайные или подстроены под календарь); нет на страницах тех, кому предназначена газета (про оформление газетных полос я умолчу, потому что не каждый может грамотно верстать газету, и я на этот раз оформление как критерий исключила).
Так как церемония награждения победителей и лауреатов конкурса у нас, как правило, используется как еще одна возможность для организации учебы руководителей школьных пресс-центров, я проводила с ними мастер-класс – мы говорили о системе в подаче материалов. Часть разговора я привожу здесь, возможно, он кому-то окажется полезным.
- Наполнение газеты (или как модно сейчас говорить – контент) складывается из тех направлений, которые вы для себя определили главными. Давайте сейчас вместе с вами постараемся их обозначить. Итак, о чем пишет школьная газета?
(на доске записываем темы газеты)
Итак, мы обозначили тематику нашей газеты. Она может дополняться, изменяться, но ядро останется. Но все это лишь темы-направления, темы-линии. А линии, как известно, складываются из множества точек. В данном случае это наши материалы. Как нам определить эти точки, как выделить их?
Тему журналистского материала можно сравнить с нераскрывшимся цветочным бутоном. Чтобы показать свою красоту, цветку нужно раскрыться, показать все свои лепестки. То же самое происходит и с темой. Вокруг нас много разных тем, но зачастую вы не даете им раскрыться, только обозначаете. Есть тематические линии, которые можно вести из номера в номер, при этом раскрывая каждый раз ее новую грань.
Давайте для примера возьмем тему гражданско-патриотического воспитания. Она сейчас очень важна, впрочем, как и всегда, так воспитывать гражданина, патриота мы должны всеми доступными нам средствами, в том числе и с помощью СМИ, особенно школьных. Почему? Потому что они ближе всех к ребятам, они создаются их руками, рассказывают о событиях, которые происходят не где-то там далеко, а здесь, рядом.
Прежде чем приступить к раскрытию темы, надо четко определить ее составляющие, те самые лепестки бутона, которые вам предстоит раскрыть.
Итак, что входит в понятие гражданско-патриотическое воспитание? Каким должен быть настоящий гражданин и патриот своей страны?
(на размышление и обсуждение даются 5 минут, после чего записываются все предложения)
Итак, мы считаем, что настоящий гражданин и патриот своей Родины должен:
Любить свою Родину, в том числе и малую.
Защищать природу.
Быть крепким и здоровым
Помнить о своих корнях
Быть социально активным
Получить хорошую профессию и трудиться на благо себя, своей семьи и Родины
Уважать старших,
Быть защитниками
Быть хранительницами домашнего очага
Не бездельничать и не поддаваться вредным привычкам
Знать и выполнять законы
Таким образом, мы определили основные направления, тематические линии. Взяв каждую в отдельности, можно разложить ее еще на несколько. Давайте для примера возьмем тему «Любовь к малой родине». Это может быть:
История моего села, города, района, улицы, дома
Обустройство малой родины
Рассказываем о людях
Кто поддерживает жизнь в наших селах (предприниматели и т.д)
Проблемы
Как видите, бутон распускается… А если еще подумать, то и каждую их этих линий можно разложить уже на конкретные темы конкретных материалов.
Таким образом, разложив свои главные темы на составляющие, вы можете вести тему гражданско-патриотического воспитания из номера в номер, представляя ее разными рубриками, жанрами, героями. Это и будет системой в подаче материалов. А пока у нас с вами, к сожалению, одна система – привязка к праздничным датам в календаре.