Статья .Внеурочная деятельность учащихся в условиях перехода на ФГОС и место биологии и экологии в процессе её организации
Тимашова Светлана Джоновна
МБОУ СОШ № 69, город Воронеж
Внеурочная деятельность учащихся в условиях перехода на ФГОС и место биологии и экологии в процессе её организации
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС) основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность, закреплены такие формы как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Научно обоснованным является постулат о том, что развитие нравственной и творческой личности - цель педагогического процесса в школе. Один из известных философов как-то заметил, что образование - это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно остаться в голове ученика, когда забыты законы физики, химии, теоремы геометрии и правила биологии? Совершенно верно - творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам.
Что следует изменить в структуре, содержании занятий и воспитательной работе педагога для достижения цели образования? Как создать действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. В контексте современных теорий интеллектуального развития особое значение приобретают направления, связанные с "качественными" изменениями в обучении. Среди наиболее значимых стратегий обучения на современном этапе является проектно-исследовательское обучение, которое придает познавательной деятельности творческий характер и является одновременно одним из вариантов индивидуализации обучения. Учение вообще, как отмечал С.Л.Рубинштейн, должно выступать как "совместное исследование, проводимое учителем и учеником".
При разработке путей совершенствования внеурочной деятельности, как правило, имеется в виду создание благоприятных условий для детей к обучению. Наша эпоха требует от людей не репродуктивного воспроизведения готовых знаний, а умения добывать их, находя нестандартные решения проблем, расширяя горизонты, реализуя личностный потенциал. Сегодня существует скрытое и достаточно жёсткое противостояние учителя и класса. Есть две позиции: одна - рациональная (учителя), другая – эмоциональная (ребёнка), которая гораздо активнее, утончённее, чем представляется взрослым. Более того, она требует постоянной работы – а это эмоциональные реакции, переживания, чувства, настроения. Эмоциональный мир ребёнка – символы, знаки, цвет, музыка, игра – это все те средства, которые при правильном их применении способны открыть детский мир.
Повышение познавательного интереса учащихся (интегрированные элективные курсы, исследовательская работа), изменение мотивации учебной деятельности (использование разных форм работы), усиление практической и экологической направленности (походы на природу, экскурсии), обеспечение личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению (ориентация на индивидуальные способности ребёнка), а также использование современных образовательных технологий (ИТК, проектного метода, здоровьесбережения) все эти приёмы входят в процесс подготовки различных форм работы.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Внедрение новых стандартов дает большие возможности для развития творческих способностей обучающихся.
В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная работа занимает важное место. Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях.
Заучивать правила, выделять основные моменты новой темы, думать над примерами, по какому – либо вопросу – для некоторых учеников дело скучное, иногда непосильное. Некоторые приемы, позволяющие связывать урочную и внеурочную деятельность в единое целое. Это задания творческого типа:
-составь кроссворд по теме;
-нарисуй, как ты понимаешь обмен веществ;
-изобрази примеры растений семейства в виде дерева;
-нарисуй слово «эволюция»;
-придумай рассказы о животных, обитающих в разных средах;
-сочини сказку «Путешествие бутерброда» и т.д.,
Интересной формой работы стало развитие у учащихся творческого потенциала, который способствует формированию и развитию у детей разнообразных форм деятельности, необходимых для самореализации личности.
Ребятам предлагается сделать рисунок к теме урока (пример: нарисовать контуры материка Австралия, нанести крайние точки, подписать водные границы, столицу, реки, перечислить растения и животных, которые обитают на данной территории), дать краткую характеристику понравившемуся животному и растению. Восприятие знаний через рисунок помогает лучшему пониманию и запоминанию учебного материала. Учащиеся с удовольствием выполняют эту работу. Учебное заведение должно построить такую образовательную среду, чтобы она побуждала к творческой активности, создавала условия для самообразования, стимулировала развитие всех человеческих качеств ученика.
В преподавании биологии нельзя ограничиваться только рассказом преподавателя, демонстрацией таблиц, схем, диаграмм, муляжей. Это не даст полного эффекта в изучении сущности явлений живой природы. Такие вопросы как питание растений, их декоративность, взаимоотношения организмов между собой, необходимо раскрывать не только с помощью рассказа, но и через исследовательскую деятельность учащихся. Если ученик сам принимает участие в постановке опыта, наблюдает за живым организмом, у него проявляется интерес к изучаемому предмету и активное его усвоение.
Расширение биологического и экологического кругозора, воспитание эстетических чувств, бережного отношения к природе, а также повышение культуры поведения - одна из основных задач, которую предусматривает государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Учебное заведение должно построить такую образовательную среду, чтобы она побуждала к творческой активности, создавала условия для самообразования, стимулировала развитие всех человеческих качеств ученика.
Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовывать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованные.
15