Доклад Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога


Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.
Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
О ПРОЕКТЕ
Московский городской психолого-педагогический университет
101996 Москва, ул. Сретенка, д. 29+7(495)6329970psp@mgppu.ru
В работе над проектом концепции и содержания профессионального стандарта педагога приняли участие заслуженные педагоги, ведущие представители экспертного сообщества. Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Е.А. Ямбург, директор Центра образования № 109 города Москвы, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Разработка концепции и содержания стандарта профессиональной деятельности педагога осуществлялась в два основных этапа.
Первый этап – разработка концепции стандарта был реализован в 2012 – 2013 гг. рабочей группой при Министерстве образования и науки Российской Федерации (под руководством Е.А. Ямбурга). Концепция была представлена для обсуждения профессиональной общественностью на официальном сайте Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Второй этап – разработка макета стандарта профессиональной деятельности и организация и проведение общественно-профессионального обсуждения стандарта – реализована рабочей группой на базе Московского городского психолого-педагогического университета.
На втором этапе сформирована рабочая группа специалистов-разработчиков профессионального стандарта, осуществивших теоретическое, методологическое и нормативное обоснование, и подготовку проекта профессионального стандарта педагога в соответствии с рекомендациями Минтруда РФ. Проект профессионального стандарта прошел широкое общественно-профессиональное обсуждение на круглых столах и расширенных совещаниях рабочих групп при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерстве образования и науки Российской Федерации с участием представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В тексте проекта стандарта учтены и отражены замечания и рекомендации представителей профессионального сообщества, ведущих профильных профессиональных ассоциаций и профессиональных союзов федерального уровня. Итоговый вариант профессионального стандарта педагога был согласован с ведущими профильными профессиональными ассоциациями и Общероссийским Профсоюзом образования.В настоящее время осуществляется апробация и внедрение профстандарта педагога на базе региональных стажировочных площадок. Основные направления апробации и внедрения:
разработка концепции поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога;
разработка и общественно-профессиональное обсуждение проекта модернизации системы педагогического образования в части профстандарта педагога;
разработка системы установления уровней соответствия компетенций педагога содержанию профстандарта педагога;
разработка модели построения дифференцированного профиля программы профессионального развития педагогов на основе оценки уровня соответствия компетенций педагога содержанию трудовых функций профстандарта педагога;
апробация и внедрение профстандарта педагога в системе высшего педагогического образования;
разработка аналитических и методических материалов по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога.
Приложение № 3
Настоящее Приложение состоит из части А, которая устанавливает профессиональные требования к учителю математики и информатики, и части Б, которая устанавливает профессиональные требования к учителю русского языка.
Введение
Учитель-предметник должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога. Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания именно данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний.
Учитель-предметник, как и любой другой педагог, решает задачи обучения, воспитания и развития. Но делает это, прежде всего, средствами своего предмета. Отсюда следует, что, перечисляя профессиональные компетенции учителя-предметника, нет необходимости дублировать те требования к его квалификации, которые распространяются на всех педагогов без исключения. Поэтому, во избежание повторений, следует сосредоточиться на том, как триединая задача педагога (обучение, воспитание и развитие) преломляется и находит решение в его предметной деятельности.
Учитывая особое место выделенных предметов в системе знаний учащихся, их роль в будущей жизни всех без исключения выпускников, вне зависимости от избранной после окончания школы профессии и видов деятельности, можно говорить как минимум о двух уровнях освоения этих предметов.
Первый уровень – функциональная грамотность (математическая и языковая).
Второй уровень – овладение культурой (математической и лингвистической).
Разумеется, границы между этими уровнями подвижны, а результаты обучения претерпевают изменения на разных уровнях образования. Но такое разделение позволяет дифференцировать требования к учителю- предметнику.
Для достижения первого уровня достаточно компетенций, зафиксированных в общих требованиях к педагогу (знание предмета, учебных программ и т.п.).
Достижение второго уровня, необходимого не только при обучении учащихся, осваивающих программы повышенной сложности, требует осознания педагогом своего места в культуре. Математическая и лингвистическая культура – неотъемлемые части общей культуры современного человека.
Такое осознание, с одной стороны, позволяет педагогу подняться над узким предметоцентрическим подходом к своей деятельности, побуждая к продуктивному сотрудничеству с коллегами, работающими в других областях знаний. А с другой стороны, конкретизирует задачи воспитания и развития учащихся в специфическом предметном преломлении.
Эти важнейшие задачи решаются в первую очередь в сфере углубления мотивации детей к изучению данного предмета. Отсюда, наряду с профессиональными компетенциями учителя-предметника, в отдельный раздел выделяются профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую и языковую культуру.
Учитывая различия в уровнях подготовки учителей-предметников, в настоящее время термин «должен», означающий обязательность выполнения требований, распространяется только на требования, зафиксированные в профессиональном стандарте педагога, который определяет минимальную рамку квалификации.
Вместе с тем педагог, рассматривающий профессиональный стандарт как инструмент повышения качества отечественного образования и выхода его на международный уровень, не может не повышать собственный профессионализм.
Поэтому в приложениях, раздвигающих минимальные рамки стандарта, наряду с термином «должен» применяется термин «рекомендуется», означающий, что данные требования пока не являются обязательными для всех педагогов, но к их выполнению нужно стремиться, повышая свою квалификацию.
Часть АПрофессиональный стандарт учителя математики и информатики
Общие положения
Учитель математики и информатики должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя. Формулируемые в настоящем разделе требования стандарта относятся (если явно не оговорено противное) также к учителю начальной школы в части его компетентности в преподавании математики и информатики.
Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний, что выдвигает перед учителем особые задачи.
Главным образовательным результатом освоения математики и информатики учащимся является формирование:
· способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность,
· способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.
Указанные способности реализуются в математической деятельности, в которой приобретаются и используются:
· конкретные знания, умения и навыки в области математики и информатики, в том числе умения:
* формировать внутреннюю (мысленную) модель математической ситуации (включая пространственный образ),
* проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример,
* выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий,
* пользоваться заданной математической моделью, в частности формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, прикидывать возможный результат моделирования (например – вычисления),
* применять средства ИКТ в решении задачи там, где это эффективно;
· способность преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам.
Основная задача учителя – сформировать у учащегося модель математической деятельности (включая приложение математики) в соответствии со ступенью (общего) образования, включая дошкольную.
Принципиальной особенностью школьной математики на начальной и основной ступени является наличие в ней целостной основной линии содержания, выраженной более рельефно и последовательно, нежели в других предметах. Пропуск любого значительного фрагмента в этой линии приводит к существенному снижению возможности дальнейшего учебного продвижения. В частности, содержание математического образования в старшей школе опирается на все математическое образование в начальной и основной школе. Следовательно, выявляемые пробелы в освоенном материале должны быть ликвидированы в степени, достаточной для освоения последующего материала и формирования у учащегося чувства уверенности в знаниях на соответствующую тему. На дошкольной ступени также формируются необходимые элементы упомянутых выше результатов. Откладывание этого формирования до более поздних периодов приводит к снижению результативности обучения и качества образования.
Математическая компетентность и упомянутые выше более общие свойства математической культуры используются как в других школьных предметах, так и в повседневной жизни учащегося.
Роль учителя
Учитель математики ведет образовательный процесс в области математики и информатики (в том числе арифметики, алгебры, геометрии, вероятности, анализа данных, информатики). Он также участвует в межпредметных проектах, требующих математической компетентности, и в оценивании математического содержания работ по другим предметам, размещенным в информационной образовательной среде (ИС).
Предпосылки работы учителя
· Соответствие ФГОС всех ступеней школьного образования:
o в метапредметных и личностных результатах, включая грамотное и эффективное использование русского языка и языка преподавания,
o в предметных результатах, относящихся к математике и информатике,
o в применении математики в других школьных предметах и необходимых для этого результатах из других предметов.
· Наличие высшего образования классического университета/технического/педагогического вуза, соответствующего специальности.
Предметная компетентность учителя математики и информатики
Учитель должен:
· Уметь решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с учениками, задачи олимпиад (включая отдельные новые задачи регионального этапа Всероссийской олимпиады).
· Устойчиво выполнять задания открытых банков на уровне, который может устанавливаться в зависимости от аттестационной категории учителя (приближение ближайшего периода для высшей аттестационной категории – решение случайно выбираемых заданий из открытого банка девятого класса на уровне не хуже 90% выпускников, из открытого банка одиннадцатого класса – на уровне не хуже 80% выпускников, для учителя начальной школы – из открытого банка для четвертого класса – не хуже 95% выпускников).
· Владеть основными математическими компьютерными инструментами:
o визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов,
o вычислений – численных и символьных,
o обработки данных (статистики),
o экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика).
· Квалифицированно набирать математический текст.
· Иметь представление о широком спектре приложений математики и знать доступные учащимся математические элементы этих приложений.
· Использовать информационные источники, периодику, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними учащихся.
· Иметь канал консультирования по сложным математическим вопросам.
Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую культуру
Учитель должен:
· Уметь совместно с учащимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах. Понимать рассуждение ученика. Анализировать предлагаемое учащимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помогать учащемуся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении. Если это целесообразно, то помогать в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения. Формировать у учащихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства. Предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла. Поощрять выбор различных путей в решении задачи.
· Сотрудничать с другими преподавателями математики и информатики, с преподавателями физики, экономики, языка и др., уметь выполнять задания этих предметов, где существенным является математическое содержание, выполнять совместные межпредметные проекты, рецензировать размещенные в информационной среде работы учащихся по другим предметам с математической точки зрения.
· Совместно с учащимися анализировать учебные и жизненные ситуации, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же – для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом. Поощрять инициативы учащихся по использованию математики.
· Совместно с учащимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации.
· Совместно с учащимися анализировать данные, получаемые в естественных (эксперимент) и общественных (опрос) школьных курсах, данные, предлагаемые самими учащимися, в том числе приводимые в СМИ. Выявлять недостоверные и малоправдоподобные данные.
· Создавать самому и вместе с учащимися и использовать наглядное представление математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера).
· Вести диалог с одним учащимся или с группой (классом) в процессе решения задачи, выявлять сомнительные места, подтверждать правильность решения.
· Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях. Проводить различия между точным математическим доказательством и «очевидностью», в частности, компьютерным приближенным измерением, вычислением.
· Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося, характера осваиваемого материала.
· Формировать материальную и информационную образовательную среду, содействующую развитию математических способностей каждого ребенка и реализующую принципы современной педагогики; профессионально использовать ее элементы, знать о возможностях новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретном образовательном учреждении. Использовать в своей работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения, помогать детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов.
· Содействовать формированию у учащихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания. Содействовать мотивации и результативности каждого учащегося, используя такие свойства предмета, как:
o красота (в том числе неожиданность) в соотнесении с опытом и предшествующей информацией,
o объяснение и предсказание реальности,
o преодоление трудности, получение завершенного результата,
o соревновательность с собой и другими учащимися.
· Формировать позитивное отношение со стороны всех учащихся к интеллектуальным достижениям товарищей по классу, независимо от абсолютного уровня этого достижения.
· Формировать представление учащихся о том, что математика пригодится всем, вне зависимости от избранной специальности, а кто-то будет заниматься ею профессионально.
· Содействовать подготовке учащихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях.
· Распознавать и поддерживать высокую мотивацию и развивать способности ученика к занятиям математикой, предоставлять ученику подходящие задания, вести кружки, факультативные и элективные курсы для желающих и эффективно работающих в них учащихся.
· Предоставлять информацию о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных учреждениях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.
·  Консультировать учащихся по выбору тех профессий, где нужна математика.
·  Достигать того, чтобы на любом занятии в классе и при выполнении домашнего задания каждый учащийся получил результат в решении хотя бы одной задачи.
·  Обеспечивать помощь учащимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогов, в частности тьюторов.
· Использовать специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении.
· Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
· Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения).
· Работать с родителями, семьей, местным сообществом по проблематике математической культуры.
Общепедагогическая компетентность учителя математики и информатики
Учителю рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы:
· Определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в информационной среде) и их динамики, выявление трудностей и препятствий, формирование и проверка гипотез об их преодолении; многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему об этом.
· Определение на основе анализа учебной деятельности учащегося оптимальных (в том или ином образовательном контексте) способов его обучения и развития.
·  Определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками образовательного процесса (социальный работник, психолог, дефектолог, дистанционный методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития».
·  Определение, на основе анализа собственной деятельности (в частности, по ее фиксации в ИС), с помощью (при необходимости) методической службы, оптимальных моделей педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению.
·  Планирование образовательного процесса для группы, класса детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация планирования.
·  Организация деятельности учителя ребенка и группы (класса) детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности, индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала следующего занятия.
·  Организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном процессе: для его фиксации и как инструмента деятельности, анализ домашних работ в ИС.
·  Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения.
·  Организация олимпиад, конференций, турниров, математических игр в школе.
Приложение № 4
Рекомендации по внедрению профессионального стандарта педагога
Шаг первый
Широкое обсуждение профессионального стандарта педагога всеми заинтересованными сторонами: педагогами, администраторами всех уровней, экспертным сообществом, профсоюзами, родителями учащихся и самими учениками.
Шаг второй
Запуск пилотных проектов, в которые добровольно входят территории, образовательные организации, педагогические вузы и центры переподготовки учителей, заявляющие о готовности в своей деятельности руководствоваться профессиональным стандартом педагога.
Шаг третий
Полномасштабное введение профессионального стандарта педагога
Проблема в том, что далеко не все учителя могут соответствовать требованиям стандарта.
Он, например, предполагает, что все педагоги должны знать хотя бы один иностранный язык; уметь "вместе с учениками использовать иноязычные источники информации"; работать с разными категориями учеников - одаренными, детьми, которые занимаются по программам инклюзии, учениками, для которых русский язык не является родным, а также с социально запущенными детьми; владеть компьютером; проводить видеоконференции, видеопрезентации и вести уроки по скайпу.Программа действий по введению профессионального стандарта «Педагог»
Направления деятельности Конкретные мероприятияРассмотрение (изучение) содержания профессионального стандарта • Проведение педагогического совета «Профессиональный стандарт «Педагог» как инструмент реализации ФГОС общего образования»• Изучение содержания профстандарта на заседаниях МО, кафедр и т.д.• Размещение материалов о подготовки образовательной организации к введению профстандарта на официальном сайте образовательной организацииИнформирование органов государственно-общественного управления о переходе педагогов на профстандарты• Включение в работу органов государственно-общественного управления образовательной организации вопросов, связанных с введением профстандартаПриведение в соответствие с профстандартом нормативной базы образовательного учреждения Внесение изменений в:• Устав;• должностные инструкции учителей и воспитателей;• коллективный договор;• правила внутреннего трудового распорядка;• положение об оплате труда;• Заключение трудовых соглашений в формате эффективного контракта• регламент проведения аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности;• положение о стимулирующих выплатах, портфолио учителя, воспитателя и др. Разработка внутриорганизационного стандарта• Организация работы рабочей группы (временного трудового коллектива) по разработке внутриорганизационного профессионального стандарта на основе:- особенностей миссии образовательной организации;- особенности основной образовательной программы образовательной организации в части, формируемой участниками образовательных отношений - особенности контингента обучающихся в данной образовательной организации;- особенности микросоциума образовательной организации;- особенности педагогического состава образовательной организации;- особенностей организационной культуры образовательной организации др.• Организация всестороннего обсуждения внутриорганизационной модели профессионального стандарта (сайт, форумы, семинары, вебинары, конференции)• Организация внешней экспертизы внутриорганизационного компонента профстандартаОрганизация процедуры внутреннего аудита соответствия профессиональных компетенций педагогов профстандарту.• Подготовка приказа о порядке проведения процедуры внутреннего аудита соответствия профессиональных компетенций педагогов ОО профстандарту• Внесение изменений в планы (программы) контрольно-диагностической работы ОО• Разработка (или приобретение) инструментария по выявлению соответствия профессиональных компетенций педагогов инвариантной и внутриорганизационной части профстандарта • Разработка графика проведения процедуры внутреннего аудита соответствия профессиональных компетенций педагогов ОО профстандартуАнализ проблем педагогов и определение возможности решениях за счет внутренних и внешних ресурсов • Типологизация выявленных проблем по результатам внутреннего аудита соответствия профессиональных компетенций педагогов ОО профстандарту• Проведение SWOT-анализа, направленного на определение возможностей решения выявленных проблем за счет внутренних ресурсов ОО и возможностей внешней средыРазработка и создание условий для реализации индивидуальной образовательно-методической траектории педагога (что, когда, где, за счет каких ресурсов…).• Разработка предложений по совершенствованию работы научно-методических служб ОО (корпоративной системы повышения квалификации) с учетом выявленного дефицита компетенций педагогов в соответствии с выделенными уровнями профессионального стандарта • Разработка и реализации программы работы методических, научно-методических подразделений, планов постоянно-действующих семинаров.• Разработка и реализация индивидуальных планов профессионально-личностного развития педагогов, с последующим выстраиванием индивидуального маршрута• Тьюторское сопровождение молодых педагогов
ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
Какая нормативная база регламентирует применение профстандарта педагога в деятельности образовательных организаций?
Ответ: К основным документам, в которых сформулированы задачи применения профстандарта педагога, относятся: ТК РФ Статья 195.1, ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» Статья 76, Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23, Приказы Минтруда России (N 544н N 514н  N 613н N 608н)
Зачем педагогам нужен профстандарт?
Ответ: Профессиональный стандарт работает в двух плоскостях: с одной стороны, это основа для анализа и реформирования педагогического образования, а с другой стороны– это основа для регулирования трудовых отношений: требования к работникам, основа для аттестации педагогических работников, присвоения квалификации и званий. Профессиональный стандарт предъявляет требования к регламентам, регулирующим трудовые отношения и подготовку педагогических кадров.
В чем заключается процесс введения профстандарта педагога?
Ответ: Профстандарт с 01.01.2017 года должен применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
 
В чем заключается основные характеристики эффективного контракта?
Ответ: К основным характеристикам эффективного контракта относятся:
Наличие у образовательной организации государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем;
Система оценки эффективности деятельности работников организации (совокупность показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденная работодателем в установленном порядке;
Система оплаты труда, учитывающая различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденная работодателем в установленном порядке;
Система нормирования труда работников организации, утвержденная работодателем;
Подробная конкретизация с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.
Что на данный момент может быть рекомендовано руководителю образовательной организации по обеспечению перехода на профессиональный стандарт педагога?
Ответ: Вариант решения вопроса применения профстандарта педагога работодателями рассматривается в разработке «Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», которые включают:
Критерии оценки квалификации;
Примеры должностной инструкции на основе профстандарта педагога;
Пример трудового договора с учетом требований профстандарта педагога;
Рекомендации руководителю по оплате труда;
Рекомендации по порядку аттестации, основанной на профстандарте педагога и др.
Молодые педагоги с трудом «примеряют» к себе новые социальные роли и демонстрируют недостаточную готовность и личностно-профессиональную зрелость к работе в новых условиях. Что бы Вы могли в этом случае рекомендовать?
Ответ: При проведении научно-практических и методических мероприятий с представителями органов управления образованием мы рекомендуем проводить работы по подготовке к внедрению профессионального стандарта с педагогами в рамках системы повышения квалификации, со стороны методических служб и внутри самих образовательных организаций. Важным условием является изучение профессионального стандарта педагогами на всех уровнях образования и проведение внутреннего мониторинга и анализа готовности педагогов к работе по профессиональному стандарту.
Когда образовательные организации общего образования смогут получить для применения разработанные документы по обеспечению внедрения профстандарта педагога?
Ответ: Для того, чтобы разработанный пакет документов по обеспечению внедрения профстандарта педагога был рекомендован к применению в образовательных организациях общего образования, необходимо провести его экспертную оценку, получить согласование Министерства образования и науки Российской Федерации, при необходимости внести изменения в профстандарт педагога и действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность общеобразовательных организаций.
В чем заключается основное назначение документов по обеспечению внедрения профстандарта педагога в образовательных организациях общего образования?
Ответ: Данный пакет документов направлен на обеспечение перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях профстандарта педагога и должен способствовать повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций: решать задачи по осуществлению кадровой политики, управлению персоналом, аттестации работников, разработки должностных инструкций, установления системы оплаты труда с учетом требований профстандарта педагога.
В Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций говорится о разработке пакета документов по обеспечению перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях действия профессионального стандарта педагога. Определен ли на данном этапе внедрения профсандарта педагога состав такого пакета документов?
Ответ: Во исполнение задач по внедрению профстандарта педагога, заявленных в Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, определен перечень документов, разработка, утверждение и применение которых позволит образовательным организациям общего образования перейти на работу в условиях действия профстандарта педагога:
Дифференцированные уровни квалификаций профессионального стандарта
Требования к формированию ФГОС ВО по УГСН образование педагогические науки.
Рекомендации по оценке и самооценке квалификаций с учетом нового законопроекта.
Модель экзамена на определение квалификационного уровня педагога (учитель, воспитатель).
Положения порядка аттестации, основанные на профстандарте педагога.
Проект новой номенклатуры должностей педагогических работников
Примерные документы (примерный трудовой договор с педагогом, примерные должностные инструкции, рекомендации руководителю по оплате труда) и рекомендации по их составлению и применению на разных уровнях.
Как профессиональный стандарт педагога может способствовать построению карьеры педагогического работника?
Ответ: С целью определения четких принципов построения карьеры педагогического работника, включая ее основные ступени, связи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого квалификацией, разработан проект документа «Разработка дифференцированных уровней квалификации профессионального стандарта (отраслевая рамка квалификаций)».
Дифференцированные уровни квалификации задают требования к оценке квалификации педагогических работников в форме профессионального экзамена, определяют коэффициент надбавки к должностному окладу при разработке системы оплаты труда и являются основой разработки документов для осуществления кадровой политики, управления персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций.
В указанном проекте документа разработано пять дифференцированных уровней квалификации педагога (учителя, воспитателя), которые определяют требования к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы, необходимым для выполнения определенной трудовой функции.
Дифференцированные уровни квалификации как уровни профессионального развития педагога предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником, зафиксированных в профессиональном стандарте педагога.
Для каких еще профессий в сфере образования будут разрабатываться профессиональные стандарты, и будут ли для них создаваться экспериментальные площадки по апробации и внедрению?
Ответ: В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №536 от 27 мая 2015 года создана  Рабочая группа по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов, утвержден ее состав, а также план-график ее деятельности. В 2015 – 2018 году Минобрнауки РФ будет проведена  работа по разработке  следующих профессиональных стандартов работников сферы образования:
Педагог (педагогическая деятельность в  сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель);
Педагог дополнительного образования детей и взрослых;
Специалист в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся);
Педагог-психолог (психолог в сфере образования);
Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог);
Тьютор, ассистент (помощник).
Профессиональный стандарт педагога называется «Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в  сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Для каких должностей педагогических работников распространяются его требования?
Ответ: Данный профессиональный стандарт (как и заявлено в его названии) задает требования к квалификации, компетенциям, необходимым знаниям и умениям педагогических работников, занимающих должности воспитателей дошкольных образовательных организаций, старших воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов, учителей-предметников (на примере русского языка и литературы). Для данных должностей педагогических работников по результатам экспериментального внедрения профстандарта педагога будут разработаны примерные должностные инструкции.
Какие возможности будут предоставлены педагогам после внедрения профстандарта педагога?
Ответ: По результатам апробации и экспериментального внедрения профстандарта на стажировочных площадках для педагогов образовательных организаций будут разработаны следующие методические и инструктивные материалы:
- Рекомендации по оценке и самооценке квалификации с учетом нового законопроекта
- Рекомендации по подготовке к профессиональному экзамену на определение квалификационного уровня педагога.
- Методические рекомендации по профессиональному развитию.
- Методические рекомендации по формированию индивидуальной карьеры персонала.
- Методические рекомендации по персонифицированным моделям повышения квалификации.
Предполагается ли, что по результатам апробации профстандарта педагога руководство школы получит рекомендации по его применению?
Ответ: В 2015 году в рамках работ по апробации и внедрению профстандарта педагога для руководителей образовательных организаций разрабатывается пакет типовых документов общеобразовательной организации, работающей в условиях профессионального стандарта педагога: документы для осуществления кадровой политики, документы для управления персоналом (положение по оплате, примерные должностные инструкции, примерный трудовой договор), документы по организации обучения и аттестации работников.Минтруд России подготовил новый законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Как он повлияет на работу учителя?
Ответ: Законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» определяет новую систему оценки квалификации специалиста, основанную на профессиональном стандарте. После его введения изменится процедура аттестации педагогов, порядок оценки и самооценки педагогической деятельности, будет введен профессиональный экзамен на определение квалификационного уровня педагога. Основой всех перечисленных механизмов оценки профессионализма станут требования, зафиксированные в профессиональном стандарте педагога.
Планируется ли в рамках проведения апробации и внедрения профстандарта педагога разработка нормативных документов по аттестации педагогических работников?
Ответ: В 2015 году в целях будет разработан комплекс нормативных правовых документов, регламентирующих использование профстандарта педагога, среди них заявлена разработка нормативной правовой базы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога:
- Новая модель процедуры аттестации педагога на основе требований профессионального стандарта
- Положение о новом порядке аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога
Предполагается ли изменение процедуры аттестации педагогических работников при внедрении профстандарта педагога?
Ответ: Внедрение профстандарта педагога будет означать изменения в работе аттестационных комиссий. Предполагается, что будет создана система аудита – внутреннего и внешнего, с участием общественной структуры. Однако соответствующие процедуры еще не разработаны, а общественная организация педагогов не создана. Эти обстоятельства также являются поводом для опасений учителей.
Чьи интересы будут затронуты при внедрении профстандарта педагога?
Ответ: Внедрение профстандарта педагога непосредственно затрагивает интересы всех участников образовательного процесса и, естественно, в первую очередь – педагогов. Для кого-то из них новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений.
По какой причине потребовалось вносить изменения в работу учителя при разработке профстандарта педагога?
Ответ: Данные нововведения вызваны изменениями в реальной системе образования. Менялась структура общества и его потребности, повысился уровень финансирования образовательных учреждений, выросла их материальная обеспеченность и степень автономии. Поэтому педагог как центральная фигура образовательного процесса столкнулся с новыми вызовами. Профстандарт создавался с участием лучших учителей страны, имеющих большой опыт успешной работы в новых условиях.
Какие основные нововведения в работе учителя отражены в профстандарте педагога?
Ответ: Образовательный процесс будет развиваться в направлении инклюзивности. В него должны быть включены любые ученики: одаренные и имеющие проблемы в развитии, девиантные учащиеся и ученики с ограниченными возможностями здоровья, а также ученики, для которых русский язык не является родным.
Предполагается владение современными информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ), знание и использование социальных сетей.
Устанавливается новый уровень кооперации субъектов образовательного процесса и его индивидуализации: вводится требование определять «совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработку и реализацию (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся».Наконец, учитель должен освоить навыки преподавания в поликультурной среде, а также использовать иноязычные источники информации, что предполагает определенную переводческую компетенцию.
Будет ли способствовать введение профессионального стандарта повышению качества образования?
Ответ: Во –первых, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей; Во-вторых, профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки учителя и необходимости постоянного профессионального роста; В третьих, профессиональный стандарт учителя повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.
Отличается ли содержание профстандарта педагога от формулировок квалификационных требований к педагогическим работникам?
Ответ: Каждой трудовой функции, отраженной в профстандарте педагога, предписывается овладение определенным набором действий, умений и знаний. Некоторые из них фактически воспроизводят формулировки квалификационных требований, хотя и в меньшем объеме. Но есть и нововведения, которые стали предметом дискуссии в период общественного обсуждения и споры о которых продолжаются до сих пор.
Например, трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования» вводит ряд новых практик. Наряду с подготовкой и ведением уроков, организацией образовательного процесса, предполагается, как бы вопреки названию «профессиональный стандарт педагога», выход за рамки стандартных представлений о требованиях к учителю.
Требует ли профстандарт педагога повышения уровня психологической подготовки учителя?
Ответ: Особенностью профстандарта является повышение профессиональных требований к психологической подготовке педагога. В блоках 3.1.1. Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение», 3.1.2. Трудовая функция «Воспитательная деятельность», 3.1.3. Трудовая функция «Развивающая деятельность» более половины действий, знаний и умений либо напрямую указывают на необходимость соответствующей психологической подготовки (например, «Освоение и применение психолого-педагогических технологий…», либо предполагают ее (например, «Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития; или «Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе».
Какие материалы и инструкции обеспечивают процесс внедрения профессионального стандарта педагога?
Ответ: Для обеспечения внедрения профстандарта педагога в 2015 году используется модель поэтапного внедрения и методические рекомендации, разработанные в рамках проекта в 2014 году.
Внедрение должно способствовать принятию достаточных мер по обеспечению эффективной реализации стандарта на региональном уровне, а также на уровнях муниципальных образований и образовательных организаций.
В процессе внедрения профстандарта в 2015 году используются следующие результаты, полученные годом ранее:
персонифицированные модели повышения квалификации работающих педагогов с точки зрения требований профессионального стандарта;
должностные обязанности педагогических работников в использованием перечня трудовых функций профессионального стандарта и состава его профессиональных действий;
новые модели процедуры аттестации педагога на основе требований профессионального стандарта;
модели перехода на эффективный контракт, включая расчет норм рабочего времени и механизмы базовой и стимулирующей части оплаты труда во взаимосвязи с реализацией профессиональных действий стандарта.
Утвержденный вариант профстандарта официально называется «Профессиональный стандарт педагога», а не «учителя»? Почему именно такая терминология?
Ответ: Не важно, кто учитель по специализации – математик, физик, историк – это все равно – обучение, воспитание и развитие. Это структура общей профессиональной деятельности. Разработчики взяли понятие «педагог», так как оно шире понятия «учитель».
В чем заключается содержательная основа профстандарта педагога?
Ответ: В документе описываются трудовые функции процессов обучения, воспитания и развития, и пяти «групп занятий»: преподаватели в средней школе, персонал дошкольного воспитания и образования, преподаватели в системе специального образования, преподавательский персонал специального обучения, преподавательский персонал начального образования.
Какие вопросы в документе могут быть наиболее спорными с точки зрения педагогов, директоров школ, органов управления образованием? Что может вызвать наибольшее нарекание?
Ответ: Мы идем к тому, чтобы как и во всем цивилизованном мире у каждой профессии был свой стандарт. Существует рамка, утвержденная правительством России, матрица, в которую все эти стандарты предполагается вкладывать. Она одна на всех: и на рестораторов, и на педагогов, и на атомную промышленность и т.д. Специфика учительского труда колоссальная, и есть вещи, которые в эти «упаковки» не вмещаются. И мы сейчас будем пытаться уложиться каким-то образом в нее.
Еще одна проблема заключается в следующем: если предоставить возможность регионам разрабатывать свой вариант стандарта, а школам – свой стандарт, зависящий от специфики программ, то это тоже может привести ко многим трудностям.
Самый большой риск – методики оценки труда педагога и все, что связано с аттестацией. Необходимо разработать открытые демократические процедуры аттестации, и немедленно начинать институциональные изменения в системе подготовки учителей. Без этого нельзя осуществлять введение стандарта.
Каким образом работодатели будут применять профстандарт педагога.
Ответ: Профстандарт педагога имеет сугубо управленческий смысл: документ «применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда». Другими словами, профстандарт призван заменить существующие квалификационные требования к педагогам дошкольного, начального, среднего общего и специального образования как устаревшие и затрудняющие развитие системы образования.
Часто приходится слышать: а что изменится с введением профстандарта? Станет ли жизнь учителя легче или труднее?
Ответ: Конкретные критерии, жестко сформулированные в стандарте, помогают выявить пробелы в образовании учителя и в его компетенциях. И тогда нужно разбираться, какая помощь ему требуется: стажировка, переподготовка, просто временный отдых и только в крайнем случае отстранение от должности. Но это уже другие проблемы, связанные с повышением эффективности в работе всех участников образовательного процесса в меняющейся образовательной среде.
Как будет строиться дальнейшая работа над профстандартом?
Ответ: Все конструктивные замечания и предложения, которые поступят в ходе апробации и внедрения профстандарта, мы учтем при доработке документа. Предлагаемый стандарт носит «рамочный» характер, и на его базе могут и должны разрабатываться региональные, а может быть, и школьные варианты. Позитивный опыт апробации будет распространяться через систему повышения квалификации, методические документы и т.д. Это одна линия, а вторая – разработка профстандартов для педагогов-психологов, дефектологов, тьюторов и других специалистов, работающих в системе общего образования и организаций, реализующих программы общего образования (школы-интернаты, детские колонии, техникумы). Кроме того, возможна разработка профстандартов для всех учителей-предметников (пока мы представили два рамочных стандарта – для учителей математики и русского языка) и для руководителей – директоров школы и завучей. Так что профстандарт – это длительная системная работа, которая потребует много времени и сил.
В каких вузах будут обучать педагогов по новым стандартам – в педагогических, которых остается все меньше, или в классических университетах, к которым их насильственно присоединили? Что будет с учителями и воспитателями ДОУ, не имеющими высшего образования, наличие которого – обязательное требование профстандарта?
Ответ: Прежде всего надо предоставить возможность получить высшее образование тем, у кого его нет, за счет курсов и сокращенной вузовской подготовки. Исключение можно сделать для младших воспитателей, вожатых, для которых может быть достаточно среднего педагогического образования. Но в целом профстандарт требует высокого уровня подготовки. Где именно она будет осуществляться – в педвузе или в классическом университете – не так принципиально. Мы полагаем, что такой гибкий подход даст возможность привлечь в школу специалистов из разных отраслей. Нужно посмотреть, чего не хватает для успешной работы в школе выпускникам педвузов и классических университетов. Первым, как правило, недостает предметных знаний, вторым – психолого-педагогической и практической подготовки. Мы должны предложить вариативные образовательные маршруты, позволяющие и тем, и другим повысить свое педагогическое мастерство. Это может быть послевузовская педагогическая интернатура или иные формы, позволяющие осуществить введение молодых в профессию с помощью методистов, психологов, опытных учителей. Также полезно создавать крупные региональные центры переподготовки учителей, стажировочные площадки на базе ведущих школ.
Разработчиков часто упрекают в предъявлении завышенных, даже невыполнимых требований к педагогам. Например, для осуществления воспитательной работы учитель должен обладать восемнадцатью различными умениями и навыками, для успешного развития ребенка – двадцатью. Не слишком ли много для одного человека?
Ответ: Мы хорошо понимаем, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанным в стандарте, и каждый директор школы вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности: предметном, воспитательном, работе с одаренными, с трудными, с инвалидами – в зависимости от особенностей своей образовательной организации стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Кроме того, никто не требует от учителя, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Учитель в данном случае выступает в роли социального терапевта, который обнаруживает проблему и при необходимости направляет пациентов к разным специалистам. Поэтому одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д.
На что разработчики профстандарта ориентировались, начиная работу над документом?
Ответ: разработчики старались смотреть в будущее, чтобы прогнозировать, какие требования будут предъявляться к педагогу завтрашнего дня. Если раньше учитель был главным носителем знаний, то сейчас, с развитием IT, информационная функция педагога чем дальше, тем больше будет снижаться. Мы видим на примере введения ФГОСов в начальной школе, какие новые требования предъявляются к учителю: помимо привычных и понятных предметных результатов, ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым метапредметным компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве. Задача современной школы – не только приобщение к знаниям, культуре, но и воспитание гражданина, будущего профессионала, и при этом решение гигантских социальных проблем: коррекция нарушений в поведении, избавление от различных зависимостей, адаптация детей-мигрантов, совместное (инклюзивное) образование. Не случайно ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей: мигрантами, сиротами, одаренными, инвалидами, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и т.д.
Почему потребовалось вводить профессиональные стандарты педагогической деятельности?
Ответ: Вступление в ВТО диктует новые правила работы с персоналом. Профстандарты придут на смену громоздким квалификационным справочникам, должностным инструкциям, которые в эпоху рыночных отношений уже устарели. Профстандарт – это результат трехстороннего соглашения работодателей, профсоюзов и самих работников, необходимый для решения жизненно важных задач в трудовой сфере. Во-первых, он четко устанавливает те функции, которые обязан выполнять работник, и требования к его квалификации. Во-вторых, становится новой базой для формирования систем аттестации, сертификации персонала и оплаты труда. В-третьих, профстандарты, если говорить о конкретной педагогической деятельности, должны быть неразрывно связаны с нормами, регулирующими труд учителя, – со школьными образовательными стандартами и, соответственно, гибко реагировать на изменения в них.
Каковы ожидаемые результаты апробации профстандарта педагога?
Ответ: Апробация профстандарта педагога в течение 2014 года должна выявить проблемные зоны и показать направления необходимых изменений. Кроме того, как совершенно справедливо отмечает Евгений Ямбург, полноценное введение и применение профстандарта педагога невозможно без проведения серьезных мероприятий по перестройке педагогического образования, а также системы дополнительного профессионального образования педагогов (профессиональной переподготовки и повышения квалификации), для чего, конечно же, также требуются усилия и определенное время.
Каковы главные задачи создания профстандарта?
Ответ: Главными задачами создания стандарта является реформа системы повышения квалификации, модернизация системы педагогического образования на уровне высшего и среднего, а также изменения в системе аттестации учителей.
Назовите новые компетенции, которые выдвигает профессиональный стандарт педагога к учителю.
Ответ: Новые компетенции, заявленные в профстандарте педагога, следующие:
Работа с одаренными учащимися;
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.
Какие первоочередные шаги необходимо предпринять руководителю образовательной организации по обеспечению внедрения эффективного контракта на основе профстандарта педагога?
Ответ:
Создать в организации комиссию по организации работы, связанной с введением эффективного контракта, основные положения которого основаны на профстандарте педагога.
Учредителю разработать показатели эффективности деятельности педагогов, основанные на профстандарте педагога, и внести в муниципальное задание по оказанию организацией услуг определенного типа.
Каждой образовательной организации ознакомиться с механизмом оценивания, системой мониторинга достижения показателей эффективности деятельности педагогов, основанных на профстандарте педагога.
Провести разъяснительную работу в трудовом коллективе по вопросам введения эффективного контракта, соответствующего требованиям профстандарта педагога.
Создать на официальном сайте раздел «Оценка эффективности деятельности организации в условиях действия профстандарта педагога» для представления нормативных и распорядительных документов по вопросам перехода на систему эффективных контрактов.
Проанализировать действующие трудовые договоры работников на предмет их соответствия ст. 57 ТК РФ (содержание ТД) и Приказу Минтруда РФ № 167н (рекомендации по оформлению трудовых отношений).
Разработать показатели эффективности труда педагогов в соответствии с требованиями профстандарта педагога.
С учетом разработанных показателей внести изменения в положение об оплате труда, положение о выплатах стимулирующего характера.
Принять локальные нормативные акты, связанные с оплатой труда педагогического работника, с учетом мнения профсоюзного комитета первичной профорганизации.
Конкретизировать трудовую функцию в соответствии с профстандартом педагога  и условия оплаты труда работника.
Разработать индивидуальные трудовые договоры (дополнительные соглашения) с педагогическими работниками с учетом утвержденной формы примерного трудового договора, с использованием показателей и утвержденных критериев эффективности деятельности педагогических работников организации.
Утвердить измененные должностные инструкции.
Уведомить педагогических  работников об изменении определенных условий трудового договора.
Заключить с работниками допсоглашения.