Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога
Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога
На современном этапе модернизации образования общество нуждается в педагогах нового формата. Впервые в российском образовании формируется концепция и содержание профессионального стандарта педагога.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?
( Стандарт – это инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире, повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
( Стандарт – это объективный измеритель квалификации педагога, средство отбора педагогических кадров в учреждения образования, основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями обусловлена:
( Работой с одаренными учащимися.
( Работой в условиях реализации программ инклюзивного образования.
( Преподаванием русского языка учащимся, для которых он не является родным.
( Работой с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
( Работой с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Профессиональные стандарты в России разрабатываются в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Координирует разработку профессиональных стандартов Министерство труда России.
В декабре 2012 г. внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации: глава 31 дополнена статьей 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта, согласно которой:
профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнение определенной трудовой функции,
квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
В профессиональном стандарте описаны трудовые функции по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям и умениям специалистов, выполняющих эти функции.
В сфере образования утверждены 4 профессиональных стандарта:
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
Педагог-психолог (психолог в сфере образования).
Педагог дополнительного образования детей и взрослых.
Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
Рассмотрим подробнее содержание профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Профессиональный стандарт педагога – это рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории. Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.
Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в документе отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.
Профстандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых проблем. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Педагогу следует соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.
Профессиональный стандарт педагога может применяться:
при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий. Профессиональной стандарт применяется с целью:
определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Структура профессионального стандарта педагога
Профессиональный стандарт педагога содержит описание трудовых функций педагогов и состоит из 4 разделов:
I. Общие сведения.
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
III. Характеристика обобщенных трудовых функций.
IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта.
Рассмотрим первый раздел документа. В структуру утвержденного профессионального стандарта педагога входит четыре уровня образования: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование.
Указана основная цель профессиональной деятельности - это оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).
Во втором разделе «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» обобщенные трудовые функции педагога разделены на две группы. Первая группа включает в себя педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях на всех четырех уровнях образования и подразделяет их трудовые функции на три сферы:
Общепедагогическая функция. Обучение.
Воспитательная деятельность.
Развивающая деятельность.
Вторая группа включает в себя педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ и перечисляет относящиеся к ней виды педагогической деятельности по реализации программ:
дошкольного образования
начального общего образования
основного и среднего общего образования
модуль «Предметное обучение. Математика»
модуль «Предметное обучение. Русский язык»
Третий раздел «Характеристика обобщенных трудовых функций» подробно описывает, какими компетенциями должен владеть педагог, реализуя общепедагогическую функцию – обучение, выполняя воспитательную и развивающие деятельности. Каждая из этих трех сфер рассмотрена с точки зрения трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний.
Хотелось бы остановить ваше внимание на необходимых умениях в каждой из обозначенных сфер.
Часть первая: общепедагогическая функция. обучение.
К необходимым умениям педагога относятся умения:
Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями.
Владеть ИКТ-компетенциями
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.
Часть вторая: воспитательная деятельность.
Перечислим некоторые трудовые действия, которые входят в профстандарт педагога:
регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности;
постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;
определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего трудового распорядка;
проектирование и реализация воспитательных программ;
помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления;
формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде:
использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
К необходимым трудовым умениям педагога в воспитательной работе относятся умения:
строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;
создавать в учебных группах разновозрастные детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов;
управлять классом с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу;
защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися;
владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций;
сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач.
Часть третья «Развивающая деятельность» предполагает следующие трудовые действия:
выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;
оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе;
освоение и применение психолого-педагогических технологий (в тои числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
умения:
Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
Осуществлять совместно с психологом и другими специалистами психолого-педагогическое сопровождение основных образовательных программ.
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов).
Составлять совместно с психологом и др. специалистами психолого-педагогическую характеристику личности обучающегося.
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.
Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и мета предметные компетенции, а также осуществлять совместно с психологом мониторинг личностных характеристик.
Формировать детско-взрослые сообщества.
Дальнейшее содержание раздела профстандарта направлено на определение
профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Профстандарт педагога обязателен к применению образовательными организациями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность по оказанию образовательные услуг по основным общеобразовательным программам в области дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.
Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
Оценку соответствия педагога требованиям профстандарта можно осуществить посредством внутреннего и внешнего аудита.
Аудит (от лат. audit слушает) – это процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта.
В ходе аудита персонала устанавливается уровень соответствия сотрудника занимаемой им должности, оцениваются личностные качества, даётся комплексная характеристика работникам.
Внешний аудит это оценка с привлечением специалистов аудиторской фирмы для получения действительно независимой оценки, которую может дать только взгляд «со стороны».
Внутренний аудит – аудит, осуществляемый собственными силами организации, например, ревизионной комиссией, или другой организацией от её имени для оценки соответствия предъявляемым к педагогам профессиональных требований.
Оба вида аудита включают в себя анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков, результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.
Сбор данных для оценивания осуществляется путём «результативного» опроса, выслушивания, наблюдений, анализа документов, записей и документированных данных. В качестве внешнего аудита могут быть использованы также результаты аттестации педагогов.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.
Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.
Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам Российской Федерации и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.
Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.
Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества.
13PAGE \* MERGEFORMAT14915