Педагогический совет «Формирование информационно-коммуникативных компетентностей у учащихся»
Педагогический совет
«Формирование информационно-коммуникативных компетентностей у учащихся»
Повестка педагогического совета:
№
Этапы
Регламент
Ответственные
1.
Концепция формирования информационного общества
25 минут
Муренко О.В.
2.
Работа с понятиями: компетенция, коммуникативная, информационная компетенции
3.
Актуальность выбранной темы педагогического совета
4.
Анализ анкет учащихся
5.
Организация познавательного общения
6.
Практическое занятие «Формирование УУД»
10 минут
Зубрева А.В.
7.
Практическое занятие «Использование на уроках приемов критического мышления»
10 минут
Мартыненко М.А.
8.
Защита опыта «Исследовательская деятельность учащихся»
10 минут
Логвина Н.Н.
9.
Рефлексия
2 минуты
Муренко О.В.
10.
Проект решения педсовета
Ход педагогического совета
Концепция формирования информационного общества
Современное общество - это информационное общество.
Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.
Само название «информационное общество» впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме
«Информационный взрыв», возникший вследствие использования информационных технологий, привел не только к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, но и к ее быстрому старению и постоянному обновлению. Это касается и научных разработок, быстрое внедрение которых в производство приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни людей. Список профессий обновляется более чем на 50% каждые 7 лет и, чтобы быть успешным, человеку приходится менять не только место работы, но и переквалифицироваться в среднем 3-5 раз в жизни. Постоянные изменения стали нормой жизни современного общества.
Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) по существу и является ответом образования на вызовы современного общества, которое характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом. Отсюда и компетентностный подход в обучении сосредоточивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Те же умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть компетенциями или ключевыми компетенциями.
Работа с понятием
«Формирование информационно-коммуникативных компетентностей у учащихся»
Что такое информация?
Информация (от латинского)
разъяснение,
представление,
сообщение.
сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.
Что такое коммуникативность?
совокупность некоторых свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения.
Что такое компетентность?
Это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности (результативности) его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного общества задач (проблем).
Способность индивида реализовать свой потенциал, включившись в общественно-значимую деятельность.
Что такое коммуникативная компетентность?
Умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения.
Готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям других людей.
Что такое информационная компетентность?
это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
умение работать со всеми видами источниками информации.
Актуальность данной темы педагогического совета
Актуальность выбора именно такой темы педагогического совета связана со следующими моментами:
ДАЛЬНЕЙШЕЕ изменение социального заказа общества к образованию и развитие идеи модернизации
в образовании требуется осуществить переход «от человека знающего – к человеку умеющему». «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, в некоторой степени отражающий характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.
ТРЕБОВАНИЯ информационного общества
В эпоху интернета и электронных средств формальные знания человека перестают быть значимым капиталом. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. от человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ценностей начального образования в связи с введением стандартов второго поколения (ФГОС)
Навыки устного и письменного счёта, каллиграфического и грамотного письма, чтения, составляющие основу начального обучения на протяжении многих столетий, сейчас всё в меньшей мере признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. В современных условиях ЧТЕНИЕ рассматривается как нахождение и восприятие информации посредством поиска, производимого в письменных и других источниках. ПИСЬМО – как создание объектов и установление связей в гиперсреде, включая все типы носителей информации. АРИФМЕТИЧЕСКИЙ СЧЕТ связывается с конструированием объектов и действий в реальном мире и его моделях. Именно эти подходы к содержанию начального образования отражены в стандартах нового поколения.
ПОИСК способов повышения мотивации учащихся к обучению и преодолению перегрузок
Информационные умения являются общеучебными, обеспечивающими возможность широкого переноса умений и навыков в нестандартные учебно-познавательные ситуации на разные учебные предметы. Информационно-познавательные умения ребёнок может применить по собственной инициативе в соответствии с личным интересом.
Наличие конкретных информационных умений (умения сориетироваться в потоках информации, вычленить главное, найти более короткий и удобный способ действия с информацией, без лишних затрат времени представить результат своих размышлений в той или иной кодовой системе) является положительным фактором, повышающим успешность, снижающим нагрузки, способствующим росту мотивации учащихся.
Анализ анкет учащихся
В опросе приняли участие учащиеся с 4 по 7 класс (по 2 класса из параллели).
Вопросы были направлены на выявление уровня использования учащимися школы различных источников информации при подготовке к занятиям.
1
Приходится ли тебе, готовясь к уроку, использовать информацию не из учебника?
никогда; очень редко; иногда;
2
Нравится ли тебе искать дополнительную информацию к уроку?
не очень; занимает много времени;
хочу, чтобы всё было в учебнике;
очень нравится;
люблю это делать с родителями;
3
Нравится ли тебе искать дополнительную информацию при подготовке к какому-либо мероприятию, проходящему после уроков?
не очень; занимает много времени;
хочу, чтобы всё было в учебнике;
очень нравится;
люблю это делать с родителями;
4
Можешь ли ты воспользоваться компьютером в школе?
да; нет;
5
Стоит ли по твоему мнению, пользоваться компьютером и проектором учителю для объяснения на уроках для того, чтобы ученики могли лучше понимать и выполнять учебные задания?
да;
нет;
На диаграмме представлены ответы учащихся.
Приходится ли тебе, готовясь к уроку, использовать информацию не из учебника?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Нравится ли тебе искать дополнительную информацию к уроку?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Нравится ли тебе искать дополнительную информацию при подготовке к какому-либо мероприятию, проходящему после уроков?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Можешь ли ты воспользоваться компьютером в школе?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Стоит ли по твоему мнению, пользоваться компьютером и проектором учителю для объяснения на уроках для того, чтобы ученики могли лучше понимать и выполнять учебные задания?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Деятельность ОУ по формированию основ информационной компетентности включает в себя следующие направления:
Организация познавательного общения
Введение познавательных игр
Организация проектной и исследовательской деятельности
Использование новейшей детской литературы для формирования культурного поля школьника
Организация системного подхода к развитию речи
Расширение типологии уроков, способствующих активизации познавательного общения школьников.
Более полное рассмотрение каждого направления:
Организация познавательного общения.
Познавательное общение на уроках должно осуществляться в разных системах и с использованием разных источников информации и форм деятельности:
Познавательные игры содействуют развитию речи, а также оттачиваются предметные знания и навыки работы со справочными материалами.
Проектная деятельность представляет собой одну из эффективных форм взаимодействия ученика, учителя, родителя на уроках и во внеурочное время.
Исследовательская деятельность способствует развитию учебной самостоятельности, творческому началу в познавательной деятельности младшего школьника.
При формировании культурного поля школьника через детскую литературу, следует придерживаться критериев отбора детских книг:
доступность для данного возраста;
наличие иллюстративного материала;
гуманное содержание;
способность книги быть помощником в обучении и воспитании (подбираются такие художественные тексты, которые могут быть восприняты детьми неоднозначно, вызвать у детей разные эмоции, желание обменяться впечатлениями).
Организация системного подхода к развитию речи включает следующие компетенции, обеспечивающие коммуникацию:
Обсуждение (говорить по теме дискуссии, формулировать свою точку зрения, задавать вопросы.)
Выступление (Сделать короткое выступление. Сформулировать свою точку зрения на предложенную тему. Подготовить презентацию в электронном виде.
Понимание текстов (Уметь определить тему, основную идею, выразить кратко содержание текста, уметь определять жанровые особенности текста).
Написание текстов (Уметь письменно изложить содержание текста, писать рефераты, отчеты, письма, памятки, эссе, короткие статьи на заданную тему).
Расширение типологии уроков включает в себя:
интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
уроки в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, эстафета, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина);
уроки-фантазии (уроки-сказки, уроки-сюрпризы, уроки-путешествия);
уроки-эмитации (телепередача, телемост, живая газета, устный журнал, аукцион, экскурсия в прошлое, литературная гостиная, интервью, репортаж, следствие, ученый совет, суд, спектакль).
Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что исходя из уровня обученности и качества знаний учащихся нашей школы, анализа опроса учащихся, анализа посещаемых уроков, уровень информационно-коммуникативной компетентности у учащихся невысок. И основными причинами этому являются:
фронтальный опрос учащихся на уроках;
работа с тестами;
недостаточно частая организация работы в диалоговом режиме;
из информационных источников чаще всего используется Интернет;
неумение выбирать нужную информацию из книг, энциклопедий.
Рефлексия.
Когда учитель говорит о своей профессии «Это моё призвание», всегда ли он понимает, какой глубинный смысл закладывает в эту установку? Притча о карандаше поможет каждому разобраться в своих установках.
Притча о карандаше.
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
- Есть пять вещей, о которых ты должен узнать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом.
Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать тебя в своей руке.
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы ты стал лучшим карандашом.
Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвёртое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния ты должен продолжать писать.
С какими бы трудностями вы не сталкивались в своей профессиональной деятельности, вы должны помнить о своём призвании – быть учителем. Это не всегда просто, но именно от вас во многом зависит, какими вырастут ваши ученики. Не бойтесь совершать ошибки и исправлять их, ведь именно так приобретается опыт и оттачивается педагогическое мастерство.
А сейчас учителя начальных классов представят свой опыт по формированию информационно-коммуникативной компетентности у учащихся на уроках и во внеурочное время в начальных классах.
Решение педагогического совета
Заместителям директора по УВР продолжить методическое просвещение педагогического коллектива по вопросам введения в образовательный процесс ФГОС; продолжить формирование учебно-воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС.
Заместителям директора по УВР отслеживать образовательную деятельность школы по формированию информационной компетентности учащихся.
Каждому методическому объединению обсудить данную информацию в соответствии с преподаваемым предметом; продолжить на заседаниях рассматривать разные типы уроков.
Педагогам школы активнее внедрять в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие высокий образовательный уровень и исключающие перегрузку учащихся.
Всем педагогическим работникам осваивать способы применения различной цифровой техники и компьютерных программ для нахождения, обработки, выделения и представления информации разного типа.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
ученики
ученик
Источник информации
учитель
·Диаграмма 5Root Entry