Методические рекомендации по теме Профилактическая и коррекционная работа эмоциональной сферы личности старших дошкольников по программе Я познаю себя
Методические рекомендации по теме
«Профилактическая и коррекционная работа эмоциональной сферы личности старших дошкольников по программе «Я познаю себя»».
Разработала педагог-психолог МБДОУ д/с №9 «Аленка» Суровцова С.В.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок грустен или разгневан – значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым – значит, в его мире все хорошо.
Эмоции ребенка- это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.
Ребенок-дошкольник уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т.е. отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных воздействий и привязанностей.
Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Так, если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных так и отрицательных пресна и бесцветна.
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции является «индикатором» состояния ребенка.
В настоящее время, детские психологи, а так же педагоги дошкольного образования наблюдают, что эмоциональная сфера старших дошкольников развита достаточно слабо. В наше время редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно.
Проблемой развития эмоциональной сферы дошкольников занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).
А. А. Бодалев считает, что одним из необходимых условий для успешного общения людей друг с другом является «… воспитанность эмоциональной сферы», проявляющейся в наличии у человека способности к сопереживанию и состраданию окружающим. Важным в этом процессе является формирование у ребенка такого качества личности, как эмпатия, основанного на наличии подлинного интереса к другому человеку.
Необходимым и важным является формирование у ребенка способности сопереживать, радоваться, сочувствовать окружающим его людям, а также проявлять толерантность по отношению к ним.
Большое внимание следует уделять совершенствованию у ребенка эмоциональной саморегуляции, умению не раздражаться, не испытывать и не проявлять чувства обиды, непонимания, превосходства при взаимодействии с другими людьми.
По словам В. А. Сухомлинского: «…доброе чувство утверждается в сердце тогда, когда ребенок что-то делает, чтобы облегчить горе другого человека».
В связи с актуальностью данной проблемы, необходимо проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы личности старших дошкольников. Программа « Я познаю себя» знакомит детей с собственными эмоциональными переживаниями, с проблемами, поступками, эмоциональными состояниями других людей, учит навыкам регуляции собственного поведения.
Приведу примеры конспектов непосредственно образовательной деятельности по программе развития эмоциональной сферы старших дошкольников «Я познаю себя».
Тема занятия: «Пластилиновая страна»
Цель: развитие воображения, стимулирование творческого самовыражения воспитанников.
Задачи: 1) развивать оригинальность мышления воспитанников;
2) способствовать развитию фантазии, воображения воспитанников;
3) воспитывать чувство взаимопомощи во время коллективной работы.
Оборудование: картон, пластилин, декоративный материал, музыкальный центр, запись расслабляющей, спокойной музыки. Ход занятия
I. Организационный. Ритуал приветствия «Комплименты».
II. Мотивационный
Психолог: - Я хочу рассказать вам сказку.
Психолог читает авторскую сказку «Страна из пластилина».
Психолог: - Вы бы хотели увидеть эту страну?
(Психолог выключает музыку).
Психолог: - Закройте глаза, прислушайтесь к музыке. Представьте страну, в которой живут пластилиновые люди, растут пластилиновые растения, светит пластилиновое солнышко. Откройте глаза.
- Что вы увидели?
- Люди пластилиновой страны добрые или злые, грустные ли веселые?
- Создайте свою пластилиновую страну и расскажите мне о ней.
III. Практический.
Воспитанники создают пластилиновую страну.
Рассказ воспитанников о пластилиновой стране.
IV. Итог. Ритуал прощания «Обнимашки».
Через занятия дети дошкольники учатся понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развивают вариативное мышление, умение договариваться друг с другом, благодарить. Формируется позитивное отношение к своему «Я», своей семье.
На занятиях создаются условия для формирования гармоничного эмоционального состояния личности дошкольника.