Этапы подготовки к сочинению на заданную тему
Этапы подготовки к сочинению на заданную тему. Презентацию подготовила:учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Теренсайская СОШ» Мендыбаева Аймжан Амангельдиновна.
Первый этап анализа темы сочинения: формулировка темы и её конкретизаторы.Задача: осознать тему сочинения и наметить план работы.1)Первый этап работы: Определить наличие или отсутствие «ограничителей» темы:национальных,временных,жанровых,авторских и т.п.по содержанию;по местоположению в формулировке темы(ограничитель может быть отделен либо не отделён от формулировки темы графическими средствами);по способу выражения: явному, когда ограничитель назван в теме отдельным словом или словосочетанием, или скрытому, когда ограничитель лишь подразумевается.
Следует помнить.Анализ ограничителей темы сочинения позволит осознать литературные источники, которые нужно привлечь к раскрытию темы.Например: формулировка «Причины одиночества Печорина» содержит ограничители -по произведению (роман «Герой нашего времени»;Автору (Лермонтов М.Ю.);Герою (последний заключѐн в фамилии Печорин).Первые два ограничителя не названы прямо, они подразумеваются и осознаются в том случае, если пишущий знает, героем какого произведения является Печорин.
Второй этап анализа темы сочинения: формулировка темы и языковая единица, её выражающая.Какой языковой единицей представлена тема сочинения:а) односоставным назывным предложением («Отцы и дети в русской литературе»)б) односоставным глагольным предложением («Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Б. Пастернак)в) двусоставным предложением («Их воскресила любовь…» (По роману Ф. Достоевского). Если тема сформулирована предложением, оно может бытьпростым («Зачем нам помнить о войне?»)сложным («Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе» Сенека).
Следует помнить Предложение в формулировке темы может бытьзаконченным («Правда –это истина во благо» (В.Даль);незаконченным(«Размышляя о сегодняшнем дне…»);вопросительным («Человек выше сытости? (М.Горький);повествовательным («Истинный друг познается в несчастье»);восклицательным («Да здравствует научно-техническая, перерастающая в духовную!» (А.Вознесенский)невосклицательным ( «Жизнь учит лишь тех, кто еѐ изучает» (В. Ключевский)побудительным («Войну –к позорному столбу!»Разные виды предложений вносят дополнительные оттенки в главную мысль сочинения:•незаконченность или вопросительность предложения свидетельствует о неуверенности автора в правильности предлагаемой мысли,•побудительность –в полной уверенности в своей правоте и необходимости основанных на ней действий т.п.
Третий этап анализа темы сочинения: тип темы по степени полноты отражения в ней суждения По данному параметру темы сочинений делятся на • темы- предметы, • темы-признаки, • темы-суждения. Тема-предмет и тема-признак требуют от пишущего самостоятельного формулирования основной мысли будущего сочинения, а затем доказательств её. В теме-суждении содержится основная мысль будущего сочинения и задача пишущего –подобрать аргументы и доказать имеющуюся основную мысль.
Четвёртый этап анализа темы сочинения.Метафоры в формулировке темы.Если в формулировке темы есть метафора, то следует переформулировать тему сочинения, определив прямой и переносный смысл метафоры. Пример.«У истории нет корзины для хлама» (В.Гюго)Определите два тезиса к данной теме, которые могут стать основой будущего сочинения(при условии, что неизвестен контекст, в котором были произнесены эти слова и события, их породившие).
Пятый этап анализа темы сочинения: формулировка темы и ключевые словаАнализируя формулировку темы, необходимо найти ключевые слова и выяснить содержание ключевых понятий.КС можно найти:1. По вопросу: «О чём говорится в теме?» Пример: «Величайшие истины – самые простые». 2. Ключевые слова могут представлять ряд синонимов, тематических слов или антонимическую пару. Пример: «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего» (Л.Толстой)В работе над сочинением полезно подбирать необходимую ключевую лексику по теме будущего высказывания.
Шестой этап анализа темы сочинения: формулировка и объём темы Чтобы определить объём темы сочинения – тот круг вопросов, которые подлежат обязательному освещению в сочинении – нужно: поставить все возможные вопросы к каждому слову в формулировке темы сочинения, 1. Понятийные вопросы, определяющие понятия темы («Что такое..», «Что обозначает..» и т.п.)Эти вопросы в качестве ответа предполагают общепринятую формулировку того или иного явления, факта, литературоведческого термина.2. Детализирующие вопросы, предполагающие объяснение иносказательного смысла метафоры, с помощью которой сформулирована данная тема («Что я понимаю под..», «Какой смысл вкладывает автор в…» и т.п.)3. Связующие вопросы, устанавливающие отношения между понятиями («Почему автор называет..», «Каково значение..», «Как раскрывается в произведении..» и т.п.)Пример.«Давным-давно окончен бой…» (По произведениям о Великой Отечественной войне).1.Что обозначает многоточие в конце цитаты?2.О какое бое идѐт речь? Что понимается под этим?3.Как связаны давность событий и память о них? и т.п.затем необходимо поставить общий вопрос к формулировке темы: «О чѐм я буду писать в своѐм сочинении?
Основная мысль (идея) сочиненияОсновная мысль сочинения (тезис) – это та главная мысль, которой подчинены все остальные положения, составляющие объём темы, и которую будет раскрывать, доказывать, аргументировать в своём сочинении автор. На ней держится весь текст сочинения.Типы тезисов в зависимости от их содержания и модели, по которой они построены1.Тема-предмет: кто (что) является кем (чем) и почему?Пример: В теме«Лирический герой стихотворений М.Ю.Лермонтова»ОМС - герой лирики поэта является человеком высоко интеллектуальным, склонным к самоанализу, ощущающим свою исключительность и одиночество.2.Тема-признак: кто (что) имеет такие признаки и почему?Пример: «Отцы и дети в жизни и в литературе»: ОМС - проблема отцов и детей, которая заключается в противоречии между потребностью молодых быть независимыми и желанием взрослых предостеречь их от ошибок, -это вечный вопрос. 3.Тема-суждение: автор высказывания, которое вынесено в заголовок темы (герой произведения) относится к чему-либо (оценивает что-либо таким образом, потому что…Пример: «Быть человеком –это чувствовать свою ответственность» (А.де Сент-Экзюпери)ОМС - чувство ответственности отличает человека от всего существующего на земле и является главным для него, потому что, неся ответственность за свои дела, человек может преобразовывать себя и мир.
План работы над сочинением на заданную тему.«Уединение нужно искать в больших городах» (Р. Декарт). определить тему, предмет мысли, то, о чём следует писать;определить объём темы, ограничить рассуждение кругом вопросов, которые необходимо рассмотреть в данной теме;сформулировать основную мысль (идею) сочинения – то, что нужно утверждать, доказывать; подобрать аргументы для доказательства основной мысли, т.е. ответить на вопрос: «С помощью какого произведения литературы (факта истории или культуры) можно доказать основную мысль (идею) сочинения?»;обосновать тему: «Почему интересна, актуальна эта тема? Почему выбрана именно она?»;сделать логический вывод из сказанного: «Что из этого следует?»
Типы вступления.Историческое вступлениеАналитическое вступлениеБиографическое вступлениеСравнительное вступлениеВступление-характеристика произведения«Лирическое» вступлениеВступление-перекличка с современностью
Заключительная часть сочиненияЗаключение должно отвечать следующим требованиям:содержать выводы из написанного в данном, конкретном сочинении;оно должно соответствовать теме сочинения.Способы проверки соответствия заключительной части всему написанному тексту.1)Для того чтобы проверить, соответствует ли оно теме, надо поставить вопрос «О чѐм говорится в заключительной части сочинения?» и ответить на него, перечитав весь текст.2)Необходимо перечитать сочинение и подумать над вопросом: «И что из этого следует?» Если заключительная часть сочинения является следствием из написанного, то логика развития основной мысли не нарушена.
«Прежде чем написать, я перед собой ставлю три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.»М. Горький.Успехов вам на экзамене!
Использованная литератураКалашникова И.В, Попова Т.В. «Сочинение - это просто»! Екатеринбург 2004г.Ресурсы интернета.