Конспект по русскому языку Простые и сложные предложения.4 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2 ГОРОДА ЕВПАТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
4 КЛАСС
Простые и сложные предложения.
Как отличить сложное предложение от простого.
Учитель начальных классов
Гавадзина Ольга Анатольевна
2016 год
Тема урока: Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого.
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях.
Задачи урока:
образовательные:
познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";
учить выделять в письменной речи "простые и сложные предложения".
развивающие:
учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия);
развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
развивать навык чёткого и красивого письма;
развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника.
воспитательные:
расширять коммуникативные способности детей;
закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок развивающего обучения.
Тип проблемной ситуации: с затруднением.
Метод проблемной ситуации: побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Поиск решения: побуждающий к гипотезам диалог.
Возраст учащихся: 4 класс.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование и наглядные средства обучения:
1.Карточки с заданиями.
2.Компьютерная презентация.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент Слайд №1
Начинается урок,Он пойдет ребятам впрок,Постарайтесь всё понять,Учитесь тайны открывать,Ответы полные давать,Чтоб за работу получатьТолько лишь оценку "пять"!
- минутка настроения
- Дети, какое у вас настроение?
2. Каллиграфическая, орфографическая минутка.
Уд, ад, ед- Написание, какой буквы в этих сочетаниях мы будем сегодня повторять?
Пруд, гладь, дует.
- Найдите лишнее слово, обоснуйте своё мнение в группе. Напишите это слово 3 раза.  
 
 
 
 
 
 
Отчёт групп.
Гладь - 5 букв, ь - показатель мягкости согласного.
Дует - нет парной согласной на конце корня, 5звуков.
II. Постановка учебной задачи:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Зарядка для глаз. Слайд №2 1. Актуализация знаний.
__________ =============
- Дети, что обозначает эта схема?
- Ребята, расскажите, что вы знаете грамматической основе предложения?
2. Создание проблемной ситуации. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.
- Прочитайте текст на доске.
Пруд едва дымится. Его гладь покрывается прозрачным туманом. На востоке медленно разгорается заря, дует тёплый ветерок.
- Устно объясните, в прямом или в переносном значении употреблены глаголы "дымится" и "разгорается".
Слайд №3,4
- Придумайте заголовок к этому тексту.
 - Найдите в каждом предложении грамматическую основу, запишите её в тетрадь и составьте её модель.
Работа в группе.
 Отчёт групп.
- (приём 1) Что интересного заметили?
- (приём 2) О чём говорится во втором предложении? Что она делает? Ещё о чём?  
- Это схема грамматической основы предложения.
- Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.
 
 
 
 
- "дымится" и "разгорается" употреблено в переносном смысле, так как дымится пруд - пар поднимается, заря разгорается - ярко горит солнце.
- Утро. Утром на пруду.
1 -=
2 -=
3 =-, =-
- О заре. Разгорается О ветерке. Дует
- Две грамматические основы.
3 Формулирование проблемы. - Что можете сказать о таком предложении?
- Какова цель нашего урока? - Познакомиться с предложениями, у которых две грамматические основы.
II. Поиск решения. Выдвижение гипотез и проверка их.
 
 
III.Открытие новых знаний.
 
 
 
Формулирование нового знания. (Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог)
- Как можно назвать предложение с двумя грамматическими основами? ( Выслушать все мнения и по возможности записать)
- Как можно проверить ваши предположения?
- На уроке обратимся к книге. Откройте с. 43 , прочитайте новые сведения о языке и сделайте вывод, какое из предположений было верным.
-Давайте вернёмся к цели урока и обсудим тему и план работы на уроке.
План:
- Научиться составлять схему сложного предложения.
- Запомнить, что такое сложное и простое предложение.
- Научиться отличать сложное предложение от простого.
- Понаблюдать за знаками препинания в сложном предложении.
- Верно ли составлен план? Нужно ли поменять порядок изучения?  
 
- Составное, сложное, т. к :- Узнать у учителя, в справочнике, в книге.
- Предложение, в котором одна грамматическая основа,- простое предложение. Предложение, в котором две грамматические основы,- сложное предложение.
- Тема урока "Простые и сложные предложения".
 
 
 
 
 
Предложения детей.
1. Запомнить, что такое сложное и простое предложение.
2. Научиться составлять схему сложного предложения.
3. Понаблюдать за знаками препинания в сложном предложении.
4. Научиться отличать сложное предложение от простого.
IV. Первичное закрепление.
1. Закрепление во внешней речи.
- Приступаем к выполнению первой задачи. Работаем группой. Запоминаем правило.
С. 36, 37
2. Приступаем к работе над второй задачей.
С.36, упр.№49
- Прочитайте строки Н. Некрасова. Сколько предложений в этом отрывке?
Какие это предложения? Сложные или простые? Докажите свое мнение.
С помощью чего простые предложения объединяются в сложное предложение?
Задания группам.
- Спишите стихи. Подчеркните грамматическую основу и составьте её схему.
План:
1. Схема.
2. Простое или сложное.
3. Как соединяются простые предложения в составе сложного?Итог. - Кто из вас научился составлять схему сложного предложения? У кого возникли трудности?
- Как соединяются простые предложения в составе сложного?- Что можете сказать о расстановке знаков препинания в сложном предложении?
Слайд №5
- Подберите к этому слову синонимы и антонимы.
Слайд №6
4. упражнения 50 с. 36
-Прочитайте текст и найдите предложение с новым словарным словом.
- Назовите сложные предложения, записывая схемы в тетрадь.
Итог.
- Что нового узнали по теме урока?
Слайд №7  
Объяснение нового материала по цепочке друг другу в группе.
 
 
Отчёты групп
 
 
 
 
 
 Два
 
 
 
 
- С помощью союза и, а, но или без союза.)- Между простыми предложениями в составе сложного ставятся запятые.
 
 
 

= -,- =, и - =
1. Содержит 2 или больше грамматических основ.
2. Простые предложения в составе сложного соединяются без союзов или с помощью союзов и,а ,но.
3. Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая
V. Вторичное закрепление. Очень-очень странный вид:Речка за окном,Горит,Чей-то дом,Хвостом виляет,Песик,Из ружья стреляет,Мальчик,Чуть не слопал Мышку,Кот, в очках читает книжку,Старый дед,Влетел в окно,Воробей, схватил зерно,Да как каркнет,Улетая:- Вот что значитЗапятая! Б. Заходер-Сколько предложений в этом стихотворении?
У. -А какое оно?
-Что интересного в этом стихотворении?
-Что бы вы изменили?  
 
 
 
 
 
 
- Одно.
- Сложное, т.к:.- Путаница. Надо переставить запятые.
Работа в группах.
VI. Домашнее задание. Урок полезен, всё понятно.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться!
- Сможете ли вы в тексте найти сложные предложения, указать в них грамматическую основу?
Тогда я задаю вам упр. № 51, но ели возникнут трудности, обратитесь к стр.36,37  
VII. Рефлексия Слайд №8,9
Самооценка. Используется метод незаконченного предложения.
Я научился:
Я хотел бы больше:
Оказывается, что:
Я хочу поблагодарить: за:(взаимооценка детей)
Оценивание учителем работы детей на уроке.
- Что интересного узнали? О чем бы вам хотелось рассказать своим родителям? Какие сведения были для вас совершенно новыми?
Оцените свои знания, полученные на уроке по оценочной шкале.
Минутка настроения.