Дифференцированная работа на уроках русского языка


«Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка»
I. Введение
В настоящее время дифференциация обучения прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы. Практически нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы дифференциации.
Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциация, понимаемая как внутриклассная дифференциация, при которой ученики получают право и возможность самостоятельно выбирать уровень изучения предмета. Цели уровневой дифференциации состоят в обеспечении достижения всеми школьниками базового
уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования, и одновременное создание условий для развития учащихся, проявляющих индивидуальные способности.
В любом классе присутствуют дети с самыми разнообразными особенностями. Так, например, среди учащихся всегда найдутся любящие уроки русского языка, безразличные к ним и явно неприязненно относящиеся к урокам родного языка, учащиеся с хорошими и слабыми способностями по данному предмету.
Первые в умелых руках учителя могут стать ему опорой в классе, а в неумелых помехой. Опорой потому, что на первых порах такие ребята явятся активным началом в классе, помогут словеснику в его работе с отстающими. Помехой потому, что эти же ребята в слабом классе и у недостаточно опытного учителя начнут скучать, а от скуки станут пошаливать или заниматься другими делами.
Вторые к урокам русского языка вначале будут относиться равнодушно. Из этих школьников образуется группа пассивных или шумных, нарушающих дисциплину ребят.
Третьи – это те, у которых крупные, застарелые пробелы в знаниях, на уроках они нарушают дисциплину, в школу часто приходят неподготовленными к уроку или вовсе пропускают занятия.
II. Основная часть.Дифференцированный подход к обучению учащихся как средство активизации познавательной деятельности и развития учащихся с разными способностями.
1. Дифференцированное обучение школьников.
Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.
Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.
В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференциации обучения:
-по образовательным целям;
-по уровням выполнения заданий;
-по времени обучения, времени выполнения заданий;
-по содержанию обучения;
-по последовательности учебного материала;
-по структуре учебного материала;
-по подходам к обучению;
-по видам учебной деятельности;
-по способам применения заданий;
-по оценке деятельности.
Таким образом, дифференцированное обучение - это такое построение системы обучения, при которой учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в более или менее относительно однородные группы (либо в малые группы внутри класса - внутренняя дифференциация, либо в целые классы, даже школы - внешняя дифференциация) для отдельного обучения (постоянно или временно) по различным специальностям для каждой группы, учебным заданиям, планам, программам.
Более подробно мне бы хотелось остановиться на внутриклассной дифференциации.
Внутренняя дифференциация представляет собой различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся, например, класс, подобранной по случайным признакам.
Эта форма основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностей учащихся. Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. При этом возможно разделение учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны.
Особенность внутренней дифференциации на современном этапе - ее направленность не только на детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных детей. Внутренняя дифференциация может осуществляться как в традиционной форме учета индивидуальных особенностей учащихся (дифференцированный подход), так и в системе уровневой дифференциации на основе планирования результатов обучения.
Традиционно сущность внутренней дифференциации состояла в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом. Однако теперь стало необходимым применять в работе внутреннюю уровневую дифференциацию.
Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
Смысл уровневой дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, программы, учебники, методы и формы обучения. Под уровневой дифференциацией понимается обучение учащихся одного и того же класса на трех уровнях обучения: базовом, продвинутом и высоком.
Базовый уровень - определенный программой и учебником, максимум знаний и умений, достижение которого обязательно учащимися всего класса.
Продвинутый уровень - некоторые, выходящие за рамки программы и учебника дополнительные сведения (знания) и формирование прочных умений по применению этих знаний в различных ситуациях.
Высокий уровень - дополнительные сведения, углубляющие знания учащихся по теме и формирующие умения решать задачи повышенной сложности.
В зависимости от вида и формы дифференциации, учащихся класса разбивают на группы:
-по уровню развития мышления, творческого потенциала, интересов;
-по наличию базовой подготовки (фактические знания, умения, успеваемость);
-по склонностям, интересу к определенному виду деятельности, выбору вида деятельности.
При этом во всех формах дифференциация осуществляется в виде:
-детерминированного обучения, при котором учитель, изучив особенности учащихся, сам определяет способы и содержание индивидуального подхода к каждому или некоторым из учащихся;
-демократического обучения, при котором учащемуся предоставляется частичный выбор содержания, форм, методов, уровня обучения в рамках обязательного обучения;
-открытого (гуманистического) обучения, при котором учащийся становится субъектом управления своей собственной деятельности. Он может выбирать уровень, предмет, форму, темп обучения вплоть до самостоятельного обучения при индивидуальной программе.
2. Технология дифференцированного обучения.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающая определенную часть учебного процесса. В своей деятельности необходимо учитывать признаки технологии дифференцированного обучения:
1. Процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося.
2. Наличие совокупности методов и приемов.
3. Проектирование и организация.
4. Наличие комфортных условий.
Технология дифференцированного обучения – это процессуальная система совместной деятельности учителя и учащегося по проектированию, организации, ориентированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий учащихся.
Для того чтобы использование технологии дифференцированного обучения дало положительные результаты, необходимо провести диагностику учебной деятельности школьников:
1.Отношение ученика и класса к учебе.
2.Направленность познавательного процесса.
4.Особенности процесса самостоятельной работы, учебной деятельности учащихся.5.Активность, организованность, ответственность, самостоятельность учащихся.
6.Эффективность применяемых средств и стимулов учебной деятельности.
Таким образом, начиная работу с новым классом, необходимо проводить диагностику учебных способностей учащихся.
Дифференцированное обучение помогает сделать образовательный процесс более эффективным, потому что исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка детей; у учителя появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам, уделять внимание сильным; отсутствие в классе отстающих снижает необходимость в упрощении общего уровня преподавания; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; повышается уровень я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности; повышается уровень мотивации.
Как правило, на уроках не бывает равнодушных: сильные работают с максимальной нагрузкой, а средние и слабые тянутся за ними, не теряя веры в свои силы и возможности. Именно дифференцированная работа позволяет добиться высоких результатов в обучении и помогает научить ребенка самостоятельно работать.
3. Организация самостоятельной работы при дифференцированном обучении.
Самостоятельная работа – это действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Установлено, что форма организации труда влияет на его результат.
Форма организации – это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой.
Классно-урочная система позволяет организовать познавательную деятельность одновременно со всеми учащимися. Это может быть и фронтальная беседа, и самостоятельная работа, выполняемая в классе под руководством и наблюдением учителя.
Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоят в следующем:
1.Все ученики выполняют общее для всех задание;
2.Учитель дает инструктаж к выполнению заданий;
3.Используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся.
Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единичных задач, побуждающих учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной работы успешно обсуждаются всеми учащимися, подвергаются взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений учащихся, стимулирует познавательный интерес и активность.
Несмотря на то, что учащиеся получают общее задание, общий инструктаж, каждый ученик работает самостоятельно, индивидуально, стремится достичь цели, прежде всего, собственными усилиями. Если же это не удается, при анализе итогов работы в классе ученик имеет возможность послушать правильные ответы учащихся. Таким образом, достигается сочетание коллективной и индивидуальной работы, в которую вовлекаются все учащиеся класса.
Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна тогда, когда важно создать определенный настрой, вызвать интерес к новой теме. Также полезна и важна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения заданий по образцу. Поэтому первыми целесообразнее использовать типовые задачи, общие для всего класса, чтобы учащиеся, получая общий инструктаж учителя, быстрее осознали механизм применения знаний, усвоили основную схему действий. На этом этапе важную роль играет коллективный анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися в процессе выполнения заданий.
Фронтальная самостоятельная работа эффективна, если результаты ее обсуждаются в процессе общеклассной беседы. Каждый получает возможность проверить свой ответ, высказать свое мнение, уточнить, обогатить его суждениями других ребят.
Индивидуальная самостоятельная работа та, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество с учащимися. Однако она открывает огромные возможности для сотрудничества ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим тщательный анализ содержания учебного материала, на основе которого учитель умеет выделить те же вопросы, которые доступны отдельным учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса.
4. Учет возрастных особенностей учеников при выборе методов обучения.
Возрастные особенности учтены в программах, но есть ряд моментов при выборе методов обучения, которые придется учитывать самому учителю. Если в начальных классах основным методом устного изложения является рассказ-беседа, то в 5-ом классе преобладает уже беседа-рассказ, а к старшему школьному возрасту мы должны подготовить ученика к восприятию лекции.
Наглядные методы, как в начальных классах, так и в 5 классе имеют большие преимущества, но удельный вес их применения будет уменьшаться от младших классов к старшим.
Приемы познавательной деятельности репродуктивного характера к старшим классам все шире заменяются частично-поисковыми и проблемно-поисковыми. От младших к старшим классам растет удельный вес разнообразных методов самостоятельной работы школьников по овладению учебным материалом, и уменьшаются виды работы, связанные с непосредственным изложением учебного материала учителем на уроке.
В стимулировании и контроле учебной деятельности от младших к старшим классам наблюдается уменьшение роли стимулирования занимательностью и, наоборот, увеличивается значение стимулирования с помощью познавательных затруднений.
Непосредственное управление учебной деятельностью еще преобладает в 5-ом классе, но постепенно должна возрастать степень и роль самоуправления учением со стороны учащихся, и эта роль должна увеличиваться к старшему школьному возрасту. Значит, есть необходимость учить детей самоконтролю, самоанализу, самоорганизации.
Темп преподавания должен постепенно возрастать, а как следствие увеличиваться объем учебного материала, предлагаемого для усвоения на одном уроке. С учетом роста работоспособности школьников постепенно увеличивается объем домашних заданий, в 5-ом классе до 2,5 часов в день.
В процессе обучения надо иметь в виду, что учебные возможности школьников развиваются с возрастом неравномерно. В начальных классах быстрое нарастание, а в 5-6 классах замедленное, затем опять нарастание в 7-8 классах, снова замедленное в 9, и ускорение роста в 10-11 классах.
В 5-ом классе отношение к учению изменчивое. Дисциплинированность колеблется. Наиболее часто явление учебной недисциплинированности обнаруживается в 5-6 классах. В этом же звене число учащихся с отрицательным отношением к учению резко возрастает.
Проведенная выше оценка особенностей возрастного подхода при использовании методов обучения позволяет сделать важный вывод: в 5-9 классах методы обучения должны быть максимально разнообразными, чтобы поддерживать высокую работоспособность учащихся в период, когда они испытывают повышенную утомляемость. Необходимо удовлетворять разнообразные меняющиеся интересы ребят, готовить их к интенсивным и трудоемким методамобучения в старших классах.
5. Организация работы по дифференцированному обучению на уроках русского языка
Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка.
Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы по уровню обучаемости.
Характерные особенности групп и задачи по работе с ними:
1) Школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности.
Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.
Главная задача - воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.
2) Школьники со средними учебными возможностями.
При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников.
Задача- развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах. 3) Учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей (читают плохо, не говорят, плохо запоминают и т.д.).
При работе с такими учащимися следует уделять им особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока учащиеся 1 и 2 групп работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух.
У слабоуспевающих учащихся значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля; ниже темп чтения, письма, вычислений. Более часто проявляется отрицательное отношение к учению, нередко отсутствует сознательная дисциплина. Учителю необходимо специально учитывать все эти обстоятельства при определении задач дифференцированного подхода к слабоуспевающим на уроке. Необходимо активно управлять их учебной деятельностью, поддерживать внимание при объяснении нового материала, замедлять темп объяснения в трудных местах, поощрять вопросы с их стороны при затруднении в усвоении.
В педагогике разработана система методов и приемов работы, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.
Виды дифференцированной помощи:
- Постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания, предупреждение о наиболее типичных ошибках.
- Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.
- Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.
- Использование слабыми учащимися при ответе составленного дома плана изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.
- Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.
- Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.
- Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.
-Указание правила, на которое опирается задание.
- Указание алгоритма выполнения задания.
- Указание аналогичного задания, выполненного раньше.
- Объяснение хода выполнения подобного задания.
- Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
- Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
- Постановка наводящих вопросов.
Удачное сочетание методов и приемов, работа с сильными и слабыми учащимися дает положительный результат.
Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо также соблюдение особенностей работы по вариантам.
Особенности дифференцированной работы на уроках.
- Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.
- Закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения.
- Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.
- Общая познавательная цель единая, задачи общие по теме, но каждый решает их на своем уровне.
Дифференциация может осуществляться: по объему и содержанию работы, по приемам и степени самостоятельности. Она может присутствовать на разных этапах урока (при закреплении, повторении, объяснении нового материала).
Взаимодействие дифференцированной и совместной работы групп на уроке может быть различным. Примерную схему урока можно представить следующим образом.
Этапы урока Класс группа Содержание работы Время
1 Весь класс Совместная постановка цели, задач урока. 2 мин.
2 Весь класс Лингвистическая разминка (синонимы, антонимы и т.д.; игры, другая словарная работа). 3 мин.
3 1,2,3 группы Дифференцированное повторение необходимого материала. (Проверка домашнего задания, опорное повторение для нового материала: правило с примерами, объяснением). 7 мин.
4 Весь класс Совместное объяснение нового материала с опорой на повторение. 7 мин
5 Весь класс;1,2,3 группы Образец ответа, рассуждение по схеме-опоре, графическое обозначение, тренировочные примерыилиДифференцированное закрепление (повторное объяснение для 3 группы в случае необходимости). 5 мин.
6 1,2,3 группы Закрепительные упражнения (индивидуальная работа учителя с 3 группой). Проверка работы каждой группы с участием остальных. 8 мин.
7 Весь класс Общая проверка результатов усвоения материала: самостоятельная работа, диктант, работа с перфокартой и т. д. 8 мин.
8 Весь класс Организация проверки задания (само/взаимопроверка и т.д.) 2 мин.
9 1,2,3 группы Дифференцированное домашнее задание. 3 мин.
На всех этапах следует отрабатывать орфографию, пунктуацию, речь. Перед каждым заданием четко ставить задачу и подводить итог.
6. Технология опыта.
Дифференцированный подход в организации учебно-поисковой деятельности на уроках русского языка.
Замысел работы заключается в том, чтобы показать, как возможно организовать дифференциацию работы учащихся на уроке на разных этапах.
Для того чтобы все учащиеся класса глубоко и прочно усвоили новый материал, следует подходить к ним дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности каждого.
Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения являются следующие принципы: проблемности; исследование изучаемых проблем и явлений; индивидуализация; создание мотивации; взаимообучение.
Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
На уроках русского языка класс делится на 3 группы.
1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, они получают задания повышенной трудности.
2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, следует уделять внимание развитию их способностей, воспитанию самостоятельности, уверенности в своих силах.
3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Дифференциацию использую на разных этапах урока: систематически при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, реже при объяснении нового материала.
1. Дифференцированный подход при подборе домашних заданий.
Он позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.
Домашние задания распределяются по группам (по степени сложности). Для группы сильных учащихся часто даются опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме, составить схему-опору, найти в словарях и т.д.)
Очень важно рационально организовать проверку домашнего задания. Она не должна занимать много времени, поэтому следует использовать разные способы проверки: самопроверку, взаимопроверку, слабых учеников целесообразнее учителю чаще проверять самому. Например, после изучения приставок ПРИ-, ПРЕ- проверила усвоение материала следующим образом: о значении приставки ПРИ- предложила рассказать слабому ученику, о значении приставки ПРЕ- задала вопрос ученику, посредственно занимающемуся, об особых случаях написания слов с приставками ПРИ-, ПРЕ- вызвала рассказать сильного ученика.
2. Дифференцированный подход для успешного усвоения нового материала.
Здесь важны подготовительные упражнения. Это диктанты, игры, самостоятельная работа. Важно при их выполнении и проверке повторить то правило, которое будет необходимо при объяснении новой темы.
Объяснение нового чаще всего проводится для всех одинаково. Чем больше используется наглядности, тем лучше усваивается материал. Одним учащимся выводы ясны после первого объяснения, другим необходимо еще раз повторить. Первоначально к доске вызываются 2-3 сильных ученика, которые выполняют задания по новой теме, проговаривают правило. Затем эти дети продолжают работать самостоятельно над дополнительными и обязательными заданиями, а к работе у доски подключаются более слабые. При подведении итога урока прошу сильного ученика сформулировать правило, после чего слабые должны его повторить.
Новый теоретический материал не даю в готовом виде. Наличие теоретических задач делает обучение проблемным.
3.Дифференцированный подход при закреплении изученного.
Тщательно продумываю задания и их проверку. В этом помогают схемы, тестовые задания и другие.
Для закрепления теоретического материала готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся. Часто учащиеся выполняют задания парами: одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом учащиеся контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения, указывают при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями. Например, при закреплении темы «Причастие в 7 классе прошу ответить на простые вопросы из раздела «Контрольные вопросы» слабых учащихся, те, кто посильнее, подготовят ответы на вопросы из этого же раздела, но на такие, где надо поразмышлять, сравнить признаки. Сильные учащиеся готовят сообщения об истории изучения данной части речи разными учёными- русистами и пытаются объяснить, с кем из исследователей они согласны и почему.
4. Дифференцированные индивидуальные самостоятельные работы.
При выполнении этих работ возрастает роль самого ученика в определении содержания работы, в выборе способов ее выполнения, возникает возможность сотрудничества учителя и ученика, особенно при выполнении учениками заданий творческого характера. В работе широко использую компьютерные технологии. Ребятам предлагаются разные задания по изучаемой теме, выполнять которые они могут, используя компьютерные программы. Сильным ученикам будет предложено пройти тестирование самостоятельно, слабым - с подсказкой справочной службы программы.
Приложение
Тема: « Фразеологизмы»
Класс: 6
Программа: Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М. «Просвещение» 2006 г.
Учебник:
М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба Русский язык 6 класса учебник для общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2008 г.
Тип урока:
Урок изучения нового материала
Цели:
1. Познакомить с понятием «фразеологизм», учить отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов.
2. Развивать устную и письменную речь учащихся
4. Воспитывать культуру речи.
Оборудование:
Доска, фразеологические словари русского языка, компьютеры, принтеры, диски с программой, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь
Самостоятельная деятельность:
.
Контроль:
индивидуальный, фронтальный, выборочный.
Методы обучения:
беседа, метод наблюдения, самостоятельная работа.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
- Садитесь.
2. Сообщение темы урока. (Новая тема объясняется всем)
- Прочитайте вслух предложения, записанные на доске.
Костя на субботнике работал плохо.
Костя на субботнике работал спустя рукава.
Маша, когда мама полола грядки, бездельничала.
Маша, когда мама полола грядки, била баклуши
- Одинаковы ли по значению предложения, записанные на доске?
(Одинаковы)
- Какими словами они различаются?
(Спустя рукава, била баклуши)
- Что теряется при замене названных вами слов?
(теряется эмоциональная выразительность высказывания)
- Таким образом, в русском языке есть сочетания слов, которые по значению равны одному слову. Часто это значение не имеет ничего общего со значением слов, входящих в такое сочетание.
Например, «бил баклуши» обозначает «бездельничал»: этого значения не имеет ни глагол БИЛ, ни устаревшее слово баклуши. Первоначально значение этого выражения – «раскалывать основной чурбан на баклуши (чурки) для изготовления ложек и других мелких изделий.»
- Приведенные мною сочетания слов, равные по значению одному слову, называются фразеологизмами.
3.Изучение нового.
- Откройте учебник на странице 46. Прочитайте, что называется фразеологизмом.
(Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях русского языка. Наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях.)
(Первого спрашиваю сильного ученика, затем задаю этот же вопрос слабому)
Далее при работе учащиеся делятся на 2 группы.
Сильные ученики работают с компьютером.
Слабые ученикиполучают задание поработать со словарем. Они должны найти толкование 2-3 фразеологизмов и выписать их в тетради.
После самостоятельной работы учащиеся делятся друг с другом своими наработками.
Вопросы для 1 группы.
- У вас в компьютеры на столах вставлены диски с программами. Выполните следующую цепочку действий: вход в программу/ лексика и фразеология/ фразеология.
- Прочитайте определение фразеологизмов про себя.
- Вслух.
(Фразеологический оборот (фразеологизм) — это устойчивое сочетание слов, имеющее целостное значение. Это целостное значение не выводится из значений слов, входящих во фразеологизм. Например, фразеологизм белая ворона имеет значение «человек, резко выделяющийся среди других людей, не похожий на них». Это значение вытекает не из слов белая и ворона, а из образа (наглядного представления) о птице, редко встречающейся среди обычных ворон, поэтому мы усматриваем сходство белой вороны с человеком, не похожим на окружающих.
Фразеологический оборот не делится по смыслу на отдельные слова и поэтому является одним членом предложения. Фразеологические обороты обладают большими изобразительно-выразительными возможностями. Они служат для повышения выразительности речи. Многие из них относятся к разговорному стилю (намылить голову, важная шишка, филькина грамота и т. д.), многие употребляются в торжественной речи (вавилонское столпотворение, беречь как зеницу ока и т. д.).
- Вы познакомились с двумя определениями фразеологизмов. Скажите, где определение более полное?
(на странице компьютерной программы)
- Почему?
(В нём подробнее рассказывается о фразеологизме, даётся больше примеров).
_ Что вы узнали, прочитав страничку компьютерной программы, но чего нет в учебнике?
( Например, Мама намылила ребёнку голову.
Директор намылил голову своему секретарю.
В первом предложении словосочетание намылить голову делится по смыслу на отдельные слова, которые являются разными членами предложения (намылить — сказуемое, голову — дополнение), а во втором предложении фразеологический оборот намылить голову не делится по смыслу на отдельные слова, устойчив и поэтому является одним членом предложения (сказуемым).
Фразеологические обороты обладают большими изобразительно-выразительными возможностями. Они служат для повышения выразительности речи. Многие из них относятся к разговорному стилю (намылить голову, важная шишка, филькина грамота и т. д.), многие употребляются в торжественной речи (вавилонское столпотворение, беречь как зеницу ока и т. д.).
- Распечатайте на принтере определение фразеологизма, данное на компьютерном диске.
- Как называется наука, изучающая фразеологизмы?
(фразеология)
- Какими членами предложения могут быть фразеологизмы?
Вопросы для 2 группы.
- Прочитайте, в каком значении употребляются выбранные вами фразеологизмы.
- Приведите из словарной статьи примеры их употребления в речи.
4. Закрепление изученного.
- Положите перед собой карточку №1- 2 группа и карточку №2 – 1 группа.
КАРТОЧКА №1
Вы должны обвести зелёным карандашом встречающиеся в тексте фразеологизмы и найти их толкование, подчеркнуть их как члены предложения.
Три загадки.
Поссорились на перемене ребята. Один кричит:
- Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему:
- Ишь разошёлся, прямо из кожи вон лезет.
Тут подбежал к ребятам дежурный, стал их растаскивать. А они на него напустились:
- Всё следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами.
( Н. Сладков)
-Какие фразеологизмы употребил в этом тексте Сладков?
(раки зимуют, из кожи вон лезет, спит с открытыми глазами)
- Чтобы выяснить, что обозначают данные фразеологизмы, обратимся к фразеологическим словарям русского языка, лежащим у вас на парте.
- Найдите значение первого выражения.
- Найдите значение второго выражения.
- Найдите значение третьего выражения.
- Выпишите в тетради толкование одного любого из найденных вами фразеологизмов.
КАРТОЧКА №2
Вы должны обвести зелёным карандашом встречающиеся в тексте фразеологизмы, устно объяснить их значение, подчеркнуть их как члены предложения
Единственное пустое место в зале было в последнем ряду. Советую вам подумать о вашей матери, если вы махнули на себя рукой. Правая рука больного была забинтована. В нашем отряде Коля Зайцев – пустое место. От укусов комаров чешутся руки. Эй, возьми меня в работники, поработать руки чешутся.
- Проверим, что у вас получилось.
(отвечают)
5.Проверка качества усвоения знаний, полученных на данном уроке по теме, проверка знаний, полученных в разделе «Лексика» ранее.
- Вернёмся к компьютерной программе, с которой уже работали на уроке. Сейчас вы нажмёте кнопку «Приступить к выполнению тестирования». Компьютер вам предложит 8 заданий по теме «Фразеологизмы» и на повторение материала из раздела «Лексика». После их выполнения проверит их выполнение и выставит оценку. Задания, предложенные в тесте, похожи на те, которые вам придётся выполнять, сдавая ЕГЭ. Учащиеся 2 группы могут пользовать подсказкой программы 3 раза.
-Начали.
(Учащиеся выполняют тестирование на компьютере, а я прохожу и смотрю, что получается).
- Поднимите руки, кто выполнил задание и получил оценку компьютера.
- Кто получил «5»?
- «4»?
- «3»?
- Есть те, кто не справился с заданием?
6. Работа над ошибками, допущенными в тесте.
- С помощью компьютера поработайте над ошибками, допущенными в тесте. Нажмите кнопку «Подробнее». Зеленым цветом обозначены верные ответы, красным неверные. Наведите «мышкой» курсор на неверный ответ и щёлкните. Компьютер вам показывает ваш ответ и правильный ответ. Определите, в чём вы ошиблись и исправьте неверное.
7. Итог урока.
- Что называется фразеологизмом?
- Какими членами предложения они являются?
- Где можно найти толкование фразеологизмов?
8. Домашнее задание
Повторить определение, распечатанное с компьютерного диска, параграф № 22, Упр. №102
Список литературы.
1.Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В.
Дифференциация обучения: Педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка. //
Педагогика, 1992, №9-10.
2. Баранова С.П. Педагогика – М.; Просвещение, 1976.
3. Кирилова Е.Ю. Способ организации дифференцированного обучения
на основе анализа внутренней позиции учащихся. // Новые исследования в
педагогике, 1973, №8.
4. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии – М.;
Просвещение, 1985.
5. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в
современной школе – М.; Институт практической психологии; Воронеж: «Модек»,
1998.
6. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения – М.;
Педагогика, 1990.
7. В.К. Шишмаренко. Дифференциация обучения как педагогическая
проблема. – Челябинск, 1996.