Литературный час Мир детства по книге И.Е.Трубина У светлых родников
Литературный час
«Мир детства» по книге И.Е.Трубина
«У светлых родников»
(Подготовила и провела учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 г.Павлово
Дубровская Елена Викентьевна )
Оформление:
Книжная выставка по творчеству Трубина.
Публикации в газетах, журналах.
Книги Трубина.
Книги других павловских авторов.
Презентация на экране.
Выставка рисунков на доске «Мир детства».
Цели и задачи литературного часа
«Мир детства»
Образовательные:
познакомить с творчеством, жизнью павловского поэта И.Е.Трубина;
учить художественному пересказу;
подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру.
Развивающие:
формирование познавательной мотивации;
развитие внимания, памяти;
развитие речи;
развитие творческих способностей;
формирование читательских навыков.
Воспитательные:
Учить детей сотрудничеству на уроке;
воспитывать культуру общения и поведения;
воспитывать доброжелательность.
Ход мероприятия (слайд № 1)
1. Вступительные слова учителя.
- Ребята, сегодня литературный час посвящен нашему земляку Ивану Евлампиевичу Трубину. Иван Евлампиевич из особой породы людей, бесконечно влюбленных в жизнь. Талантливый педагог, мудрый учитель, проработавший более 40 лет в школе, одаренный литератор, светлый, интересный человек, он является образцом для многих павловчан, гордостью земли павловской.
Недавно Ивана Евлампиевича не стало. Давайте вспомним, каким был его жизненный путь.
2. Биография И.Е.Трубина (слайд № 2-4)
Рассказывают подготовленные ученики.
Приложение.
Биография И.Е.Трубина
Уч-ся. Родился Иван Евлампиевич Трубин в селе Малое Иголкино. Там закончил семилетку, оттуда поступил в Павловское педагогическое училище. В 1940 г. его призвали в армию, направили в стрелково-пулеметное училище. За два дня до начала войны их часть прибыла на границу с Восточной Пруссией.
С первых минут военных действий Иван Трубин стал участником боя. Под мощным натиском врага пришлось отступать, вырываться из окружения. Довелось пережить все: холод, голод, гибель товарищей, немую злость от безысходности, бессонные ночи с тревожными мыслями. В одном из боев Трубин был сильно контужен, и не погиб лишь потому, что немцы сочли его мертвым. Товарищи устроили Ивана на постой к одному хуторянину, но при очередной облаве солдата нашли и взяли в плен. Началось новое испытание на стойкость духа: концлагерь в Восточной Пруссии, штрафной лагерь в Аленштейне, три побега. Это был трудный период, но И.Е.Трубин был не одинок и постоянно ощущал поддержку таких же внутренне сильных людей.
Уч-ся. После освобождения из лагеря он прошел обучение на военных курсах. Затем 2 года служил в войсках МВД. За мужество, проявленное в боях, и вклад в Победу Иван Евлампиевич награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За Победу над Германией». Иван Евлампиевич награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За победу над Германией», Маршала Жукова, всеми юбилейными наградами.
В 1948 году И.Е.Трубин вернулся на родину. Недолго работал заведующим орготделом Малоиголкинской артели. Душа звала в школу к детям. Так для него началась новая веха в жизни.
Уч-ся. Параллельно с преподавательской деятельностью он закончил Ленинградский институт. Учил детей русскому языку и литературе, прививая им любовь к родному языку, его ученики также влюблялись в литературу, как и их учитель, проникались поэзией слова, учились видеть прекрасное , замечать все тонкости и детали.
Более сорока лет педагогического стажа, тридцать три из них Иван Евлампиевич работал в павловской школе № 9 учителем русского языка и литературы, а затем завучем.
Педагогический труд Ивана Евлампиевича отмечен орденом «Знак Почета» и многочисленными грамотами и благодарностями.
Уч-ся. Он неоднократно был призером и лауреатом районных и областных конкурсов журналистов. В 1937 году в газете «Павловский металлист» впервые появилась заметка за подписью «Иван Трубин». И с тех пор он неразрывно связан с печатью. Журналистика стала его вторым призванием. Активное занятие журналистикой помогло Трубину в работе над книгами.
Характеристика творчества (слайд № 5)
Уч-ся. Первая книга – «Хрустальные звоны» ( лирические миниатюры о природе, 1993 г.) – вышла в свет 10-тысячным тиражом! И вся разошлась, получив теплый отклик читателей.
Вторая книга – «До боли родное» (1994 г.) - своеобразный итог многолетних походов с учениками по Советскому Союзу. Это неповторимые маршруты, встречи с удивительными людьми и чувства его учеников, открывающих для себя с помощью учителя Родину. Книга «У светлых родников» (2001 г.) об учениках любознательных, неугомонных, где-то немножко плутоватых, о людях, отдающих свое сердце детям, и об интересных встречах.
Иван Евлампиевич работал над четвертой книгой «Лебединая песня» (к сожалению не завершенной).
Учитель:
Иван Евлампиевич любил своих учеников, с ними становился мудрее, недаром своим ребятам посвятил одну из книг «У светлых родников», о которой мы сегодня поговорим подробнее.
Слайд № 6 (книга в развороте «У светлых родников»).
3.Мелодекламация «Вместо предисловия»
(слайд с цитатой;
Далее слайды из школьной жизни № 7-16
(музыка легкая, фон)
Ученик.
Детство. Оно мне все кажется сказочной жар-птицей, которая осветит жизнь в самом начале и улетит. И не вернется, как ни проси, не жди.
Я часто вспоминаю школу; её светлые классные комнаты и шумные перемены, уроки свои и не свои.
Но чаще вспоминаются дети, мальчишки и девчонки, любознательные, озорные, неугомонные – родные: смелые и робкие, открытые и замкнутые, озорные и тихие, скромные и бахвалистые, плутоватые, завистливые, послушные, добрые и не очень добрые.
Перед читателем пройдет все многообразие их характеров. Одним уделено внимания побольше, другим – поменьше, но и те и другие вызовут то улыбку, то сожаление, то чувство радости, то желание погладить их по головке. Все дети любят ласку.
Учитель.
Итак, давайте познакомимся с маленькими героями книги «У светлых родников», плутоватыми, любознательными, неугомонными – всякими разными.
Рассказы И.Е.Трубина
(Художественный пересказ)
«Доброта» (стр.46, Брандаус Св., 8б), слайд №17-18
«Вдохновение» (стр.47, Балихин И., 8в), слайд №19.
«После урока радости» (стр.54, Лапшова Н.,8б), слайд № 20-22.
«Одуванчики на лужах» ( стр.60, Шмелев Ан.,8б), слайд 23-24.
«Березы плачут» (стр.59, Карпова Т., 8в), слайд № 25.
«Зима придет» (стр.64,Карева С., 8б), слайд 26-28.
Инсценировка рассказа «Мужество»
(слайды № 29-20)
Автор. Мужество проявляется по-разному. На каменной стене школы расцвел, раззолотился одуванчик. Один-одинешенек среди камня. И как его туда занесло ума не приложить . Вот поглядите: как жар горит, радует.
Убирали как-то школьный двор ребята, увидели этот цветок – и к нему, хотели сорвать и руки уже протянули и сорвали бы, если бы не Костя Рябочкин.
Костя Рябочкин: «Не надо. Пусть цветет».
Генка Смирнов: «Подумаешь, какой цветок. У нас на даче не такие растут, да и то рвем».
Костя: «Это же на даче, а тут на камне».
Рита: «А это вовсе и не цветок, а сорняк, вот так. Я сама читала в книге».
Костя: «Это в поле сорняк, а на камне он цветок».
Ребята, не надо, ему и так трудно было. Я за ним давно наблюдаю. И землицы немного подложил.
Генка: «Все равно сорву!».
Костя: «Нет, не сорвешь!»
Генка: «Вот увидишь! Сорву!»
Рита: «Может драться будешь за этот дрянненький одуванчик?»
Костя: «А что? И буду!»
Автор: Я слышал весь разговор и хотел, было уже выйти, защитить Костю, да не пошел: поверил в него, что он сам за себя постоять сможет. Ведь сумел же постоять за одуванчик. А защитить слабого, особенно бессловесного всегда считалось проявлением мужества.
Роли:
Автор: Семенихин Р.
Костя: Москаленко
Генка: Белоусов
Рита: Кочуева (Башмурова)
Беседа с учащимися (система вопросов).
– Ребята, вы сейчас прослушали , дома прочитали небольшие истории, лирические зарисовки, эссе, очерки из книги «У светлых родников». Давайте постараемся разобраться, о чем хотел рассказать вам И.Е.Трубин. (Ответы учащихся).
– Вы, наверное, согласитесь со мной, ребята, что совершать открытия в жизни – увлекательное занятие. Каждый человек, если очень постарается, может совершать открытия, очень важные для него самого и для окружающих его людей. Подумайте, о каких открытиях идет речь в книге «У светлых родников». Приведите примеры. (Можно, оказывается, делать такие открытия: открывать что-то новое, необычное в человеке, открывать новую, не знакомую тебе ранее жизнь, новые явления, новое существо. Примеры учащихся из конкретных рассказов И.Е.Трубина.).
– Что, по - вашему, является неотъемлемым правом любого живого существа на Земле, будь то цветок, птица или человек ( Любое существо заслуживает того, чтобы жить, чтобы окружающие услышали его, пусть даже «безмолвный» голос : например, одуванчик из рассказа «Мужество». Каждый заслуживает быть понятым другим).
– Что значит «понять»? (услышать «переживание», мысли другого, разделить его чувства).
– Как вы думаете, просто ли понять другого? Что для этого требуется ? (Понять другого непросто, для этого надо иметь особое душевное свойство).
– Ребята, к нашему литературному часу вы должны были подобрать афоризмы, которые можно было бы использовать в качестве выводов по тематике рассказов, вошедших в книгу «У светлых родников». (Например:
Все, что против природы, то и против разума, а что против разума , то нелепо, а потому должно быть отвергнуто.
Бенедикт Спиноза.
В природе должен черпать человек правило для своего поведения, если желает быть вполне счастливым.
Пьер Буаст.
Верный друг – крепкая защита; кто нашел его, нашел сокровище.
Библия.
И другие афоризмы.)
7. - Ребята, вдумайтесь в афоризм И.Шевелева «Нам часто незаметно все то,
что безответно» (слайд № 31).
Можно ли использовать эти слова, говоря об авторе «Светлых родников» И.Е.Трубине. (И.Е.Трубин умеет всматриваться в то, что многим незаметно. И не только совершает открытия для себя, но помогает и своим близким, и нам читателям совершать открытия).
Учитель обращает внимание на выставку детских рисунков к рассказам И.Е.Трубина.
Заключение.
Учитель.
И в заключении нашего урока хочется вернуться к автору этих замечательных рассказов.
Не каждый человек, оглядываясь на свою жизнь, может сказать, что он счастлив. Иван Евлампиевич говорил это искренне, нисколько не рисуясь. Он счастлив тем, что у него была любимая работа – школа и ученики. Счастлив семьей, где царили любовь и понимание.
Литература и искусство, общение с природой сделали его жизнь духовно богатой, у него немало друзей. К человеку с такой «безбрежной душой» (Есенин) счастье не могло не прийти, и оно пришло.
И мы надеемся, что это не последняя наша встреча с этим замечательным писателем, человеком с большой буквы.
8.Домашнее задание (слайд № 32)
Если вас заинтересовала книга «У светлых родников» - постарайтесь написать небольшой рассказ по аналогии с рассказами И.Е.Трубина.
История из школьной жизни.
Рассказы об интересных встречах.
О взаимоотношениях человека с природой.
Рассказать о каком-нибудь маленьком открытии, которое сделали уже в своей жизни или же написать о том, какое открытие помог вам сделать И.Е.Трубин в самих себе.
Рисунок 115