Рабочая программа ПТЭ для машинистов локомотивов


Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
232473560960
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 ПТЭ и инструкции
название дисциплины
по профессии СПО
23.01.09 «Машинист локомотива»
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с запросом потенциальных работодателей (для дисциплин введенных полностью за счет часов вариативной части) по профессии СПО 23.01.09 «Машинист локомотива» и на основании решения педагогического совета от «27» августа 2015 года, протокол №1.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А. К. Лысенко»
Разработчики:
Ермолов Виктор Иванович, преподаватель
Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Транспорт» протокол №1 от 27.08.2015 г.

Программа одобрена на заседании УМС протокол №1 от 27.08.2015 г.
Заведующий научно-методическим отделением С.А. Сарксян.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
-
результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ -
СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ
-
условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
-
-

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.09 «Машинист локомотива».
1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС:
дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам и входит в профессиональный цикл.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоениядисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
Определять на соответствие требованиям ПТЭ технических средств и устройств по профессии;
Выполнять требования сигналов ограждения, ручных сигналов , сигнальных указателей и знаков на железнодорожном подвижном составе по профессии;
знать:
Вопросы технической эксплуатации сооружений и устройств ж.д. транспорта, железнодорожного подвижного состава по профессии;
Вопросы по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ по профессии;
Вопросы организации движения поездов по профессии;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа; самостоятельной работы обучающегося 22часа;.
2. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися знаниями и умениями правил технической эксплуатации железных дорог РФ, ИДП, ИСИ, в том числе общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 76
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 54
в том числе: теоретические занятия : 30
практические занятия: 24
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 22
в том числе: - владение знаниями 22
- закрепление и систематизация знаний
- формирование умений Промежуточная аттестация в форме экзамена
3.2. Тематический план и содержание дисциплины .
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов
1 2 3
РАЗДЕЛ 1. Общие положения и основные определения Тема 1. Общие положения. Основные определения локомотивного хозяйства, вагонного СЦБ и других хозяйств, касающиеся работы по специальности
Содержание Общие положения. Основные определения локомотивного хозяйства, вагонного СЦБ и других хозяйств, касающиеся работы по специальности 2
Самостоятельная работа по владению знаниями 2
РАЗДЕЛ 2 Общие обязанности работников железнодорожного транспорта Тема 2. Общие обязанности работников железнодорожного транспорта
Содержание Общие положения работников ж.д. транспорта. Требования к лицам при поступлении на ж.д. транспорт 1
Самостоятельная работа по владению знаниями 2
РАЗДЕЛ 3. Организация функционирования сооружений и устройств ж.д. транспорта Тема 3.. Организация функционирования сооружений и устройств ж.д. транспорта
Содержание Требования ПТЭ к сооружениям станционного хозяйства ,расположению локомотивных депо и аварийно-восстановительных средств Общие положения ,содержание сооружений и устройств Габариты и их назначение Обслуживание сооружений и устройств ж.д. транспорта. 2
Самостоятельная работа - закрепление и систематизация знаний
2
Контрольная работа по темам: «Общие обязанности работников ж. д. транспорта и требования ПТЭ к сооружениям и устройствам 1
РАЗДЕЛ 4 Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства Тема 4. Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства Содержание Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства Схема земляного полотна, ж.д. колеи марки крестовин ,места их укладки, и неисправности стрелочных переводов. Пересечения ж.д. и переезды Путевые сигналы и сигнальные знаки 2
Практическое занятие
1.Описать и начертить схему земляного полотна, ж.д. колеи и нанести основные размеры. Описать применяемые марки крестовин ,места их укладки, и неисправности стрелочных переводов.
3
Самостоятельная работа по формированию умений 4
РАЗДЕЛ 5 Техническая эксплуатация устройств СЦБ Ж.Д. транспорта и связи.. Тема 5 Техническая эксплуатация устройств СЦБ Ж.Д. транспорта и связи. Содержание Сигналы на ж.д. транспорте Сигналы , их видимость .Нормальные показания светофоров, расположение светофоров на перегонах и станциях Нормальные показания светофоров, расположение светофоров на перегонах и станциях Разделение светофоров по назначению Основные значения сигналов , подаваемых светофорами Ручные сигналы на ж.д. транспорте Показания светофоров при движении на участках , оборудованных АЛС Показания светофоров при отправлении на ответвление Сигнальные указатели и знаки на ж.д. транспорте Правила пользования поездной и маневровой радиосвязью. Использование маневровой радиосвязи на крупных станциях.
11
Самостоятельная работа по владению знаниями 3
РАЗДЕЛ 6. техническая эксплуатация устройств СЦБ Тема 6.Сигналы ограждения на ж.д. транспорте Содержание Сигналы , их видимость Сигналы ограждения на ж.д. транспорте . 1
Практические занятия :
1.Описать и начертить схему земляного полотна, ж.д. колеи и нанести основные размеры. Описать применяемые марки крестовин ,места их укладки, и неисправности стрелочных переводов.
2.Начертить и описать схему ограждения мест уменьшения скорости на однопутном и двухпутном перегонах; и описать действия при этом причастных работников.
3.Начертить и описать схему ограждения внезапно возникшего препятствия и описать действия при этом причастных работников.Начертить и описать схему ограждения ограждение пассажирского и грузового поезда при вынужденной их остановке на перегоне и описать действия при этом причастных работников
4.Начертить и описать схему расстановки постоянных сигнальных знаков : «Внимание токораздел»,«Опустить токоприемник», «Поднять токоприемник» и описать действия при этом причастных работников.
5.Начертить и описать схему расстановки постоянных сигнальных знаков : «Отключить ток»,«Включить ток на электровозе», Включить ток на электропоезде», и описать действия при этом причастных работников 15
Самостоятельная работа по формированию умений
3
Контрольная работа по темам: «Техническая эксплуатация устройств ж.д. транспорта. Сигналы на ж.д. транспорте»
1
РАЗДЕЛ 7 Организация движения поездов Поездные и звуковые сигналы Тема 7. Поездные и звуковые сигналы Содержание Звуковые сигналы .Сигналы, применяемые при маневровой работе . Оповестительный сигнал и сигнал бдительности Сигналы тревоги и специальные указатели Порядок приема и отправления поездов в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ 3
Самостоятельная работа по закреплению и систематизации знаний 3
РАЗДЕЛ 8 Техническая эксплуатация подвижного состава Тема 8 Техническая эксплуатация подвижного состава Содержание Требование ПТЭ к тормозному оборудованию Требование ПТЭ автосцепному устройству .Неисправности , с которыми запрещено выдавать локомотивы в эксплуатацию 1
Практические занятия :
1.Проверка колесной пары шаблонами и инструментом
2.Проверка состояния и действие механизма автосцепки с помощью шаблонов 940р и 873.
6
РАЗДЕЛ № 9 Организация движения поездов Тема 9 Организация движения поездов Содержание Порядок вождения поездов машинистами Организации движения поездов при АБ ,ПАБ,ДЦ
Прием и отправление поездов при неисправности АБ ,запрещающих показаниях входных и выходных сигналах.
Прием, отправление поездов и производство маневров в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ на железнодорожных станциях
3
Самостоятельная работа по закреплению и систематизации знаний 3
Контрольная работа по теме « Организация движения поездов»
1
Итого аудиторных занятий 54
В том числе: практических занятий 24
Итого самостоятельной работы 22
Итого максимальная нагрузка 76
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально -техническому
обеспечению.
Реализация дисциплины требует наличия аудитории №103 ( Кабинет общего курса железных дорог. Кабинет ПТЭ )
Оборудование кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и
мультимедиапроектор.
-пульт
-табло,
Стенды:
1. Схема ж.д. полигона;
2.Правила технической эксплуатации;
3. ПТЭ и безопасность;
4.Светофоры.
5. Сигналы ограждения
- сигнальные принадлежности и петарды;
-поездная документация (бланки предупреждений и т.д.)
Комплект учебно-методической документации:
-дидактический материал.
-плакаты,
-карточки задания,
-тесты,
-контрольные материалы.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Правила технической эксплуатации на железных дорогах РФ Москва
ООО «ВИННЕР» 2015 г.
Дополнительные источники:
1.Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ Москва
Транспорт 2011 г.
2.Инструкция по движению поездов и маневровой работе на
железных дорогах РФ Москва Транспорт 2011 г.
3.Сборник материалов по безопасности движения Москва Транспорт
2010 г.
4.О мерах по обеспечению безопасности движения поездов на
Юго – Восточной железной дороге. Приказ начальника Юго – Восточной железной дороги от 04. 03. 2010 г.
5. Действие локомотивной бригады в нестандартных ситуациях 2003 г.
6. Распоряжение от 30 декабря 2010 г. N 2817р «Об утверждении регламента взаимодействия локомотивных бригад с причастными работниками ОАО "РЖД", деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на инфрастуктуре ОАО "РЖД"
7.Регламент действий локомотивных бригад в аварийных и нестандартных ситуациях при работе на сопредельных участках других железнодорожных администраций, утвержденный на заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 21-22 мая 2009 г. N 50);
8..Регламент действий работников ОАО "РЖД" при вынужденной остановке поезда на перегоне и оказании ему помощи вспомогательным локомотивом, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 16 марта 2010 г. N 512р;
9. Инструкция по монтажу, вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию и ремонту устройств контроля схода железнодорожного подвижного состава, утвержденная МПС России 30 декабря 2002 г. N ЦВ-ЦШ-929;
10.Инструкция по размещению, установке и эксплуатации средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда, утвержденная МПС России 30 декабря 1996 г. N ЦВ-ЦШ-453;
5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе текущего контроля, промежуточной аттестации в форме экзамена. Таблица №1
Требования к результатам
освоения
(должен уметь, знать) Функциональная принадлежность оценочного средства
Уметь
Определять на соответствие требованиям ПТЭ технических средств и устройств по профессии;
Практическое занятие: Описать и начертить схему земляного полотна, ж.д. колеи и нанести основные размеры. Описать применяемые марки крестовин стрелочных переводов и места их укладки
Практическое занятие: Проверка колесной пары шаблонами и инструментом.
Проверка состояния и действие механизма автосцепки с помощью шаблонов 940р и 873.
Экзамен
Выполнять требования сигналов ограждения, ручных сигналов , сигнальных указателей и знаков на железнодорожном подвижном составе по профессии;
Практические занятия :
1.Начертить и описать схему ограждения мест уменьшения скорости на однопутном и двухпутном перегонах; и описать действия при этом причастных работников.
2.Начертить и описать схему ограждения внезапно возникшего препятствия и описать действия при этом причастных работников.
3.Начертить и описать схему ограждения ограждение пассажирского и грузового поезда при вынужденной их остановке на перегоне и описать действия при этом причастных работников.
4.Начертить и описать схему расстановки постоянных сигнальных знаков : «Внимание токораздел»,«Опустить токоприемник», «Поднять токоприемник» и описать действия при этом причастных работников.
5.Начертить и описать схему расстановки постоянных сигнальных знаков : «Отключить ток»,«Включить ток на электровозе», Включить ток на электропоезде», и описать действия при этом причастных работников.
Знать
Вопросы технической эксплуатации сооружений и устройств ж.д. транспорта, железнодорожного подвижного состава по профессии;

Контрольная работа по теме:
« Общие обязанности работников ж. д. транспорта и требования ПТЭ к сооружениям и устройствам».
Экзамен
Вопросы по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ по профессии; Контрольная работа по темам: «Техническая эксплуатация устройств ж.д. транспорта».
« Сигналы на ж.д. транспорте».
Экзамен
Вопросы организации движения поездов по профессии;
Контрольная работа по теме :
« Организация движения поездов».
Экзамен
Таблица 2
Требования к результатам
освоения
(общие компетенции) Формы и методысформированности компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Оценка преподавателя в участии студента в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем Наблюдение за соблюдением технологии изготовления продукта, оказания услуг и др.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы Оценка преподавателем в стремлении улучшить студентом свою успеваемость и в исправлении сложившейся академической задолженности
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач Оценка преподавателем выполнения заданий самостоятельной работы в поиске и использовании информации.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Наблюдение преподавателем за процессом использование информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами Определение преподавателем лидерских качеств, наблюдение за отношениями внутри группы. Наблюдение за организацией коллективной деятельности, общением с преподавателем и руководителями.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) Умение использовать полученные профессиональные компетенции в различных ситуациях.