Программа учебной дисциплины Основы информационных технологий по профессии Мастер по обработке цифровой информации

Областное государственное автономное образовательное учреждение
Начального профессионального образования
Профессиональное училище №60




УТВЕРЖДАЮ
Директор ПУ №60
________ В.Д.Катаев
«___»_______2013г.






ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ основы информационных технологий















2013г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), примерной программы по учебной дисциплине «Основы информационных технологий» среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС)
230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.
Организация-разработчик:
Областное государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 60
Разработчик:
Погодаев С.А., преподаватель, первая квалификационная категория

Рассмотрено на заседании методической комиссии по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» протокол № ___ от «___» _______ 201_г.

___________ / Погодаев С.А.
(подпись председателя)




СОДЕРЖАНИЕ




ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



условия реализации учебной дисциплины



Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины





1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ основы информационных технологий
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
работать с графическими операционными системами персонального компьютера (ПК): включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера;
работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;
работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия: информация и информационные технологии;
технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации;
классификацию информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;
общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера;
назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение;
процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистема;
периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;
операционную систему ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;
локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети;
поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;
идентификацию и авторизацию пользователей и ресурсов сетей;
общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World Wide Web (WWW), электронную почту, серверное и клиентское программное обеспечение;
информационную безопасность: основные виды угроз, способы противодействия угрозам.

Дополнительные знания и умения
Вариативная часть направлена на расширение и углубление подготовки, определяемой содержание обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Обучающийся в ходе освоения дополнительных знаний должен:

знать:
- информационные процессы как основа информационных технологий;
- понятие и структура информационного процесса;
- взаимодействие информационных процессов в структуре информационной технологии;
- назначение и структура графического интерфейса;

уметь:
- кодировать информацию;
- использовать инструментальные системы для разработки экспертных систем;
- использовать прикладное и инструментальное программное обеспечение;
- устанавливать различные типы драйверов;
- выполнять инсталляцию и реанимацию операционной системы;
- выполнять настройку устройств, системных служб, драйверов, дополнительных программ.





Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 94 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов. 2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
94

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
64

в том числе:


практические занятия
32

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников [1], [2] [3], [4], [5], конспектом лекций;
выполнение индивидуальных заданий, подготовка сообщений, докладов и рефератов поиск информации в сети Интернет;
подготовки к практическим занятиям и контрольным работам,
30

Вариативная часть (внеаудиторная самостоятельная работа)

28

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета























2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы информационных технологий



Наименование тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Форма урока
Вид контроля
Уровень освоения

1
2
3






94






64




Введение
Введение в специальность.
Техника безопасности. Цели и задачи данного курса. Введение в специальность.
1
Лекция
Устный опрос
1

Тема 1. Информация и информационные технологии
Содержание учебного материала
5





Информация, ее основные свойства.
Информация, ее основные свойства
Формы представления данных
1
Лекция
Устный опрос
2


Классификация информационных технологий.
Классификация информационных технологий по сферам применения.
1
Лекция
Устный опрос
2


Сбор, хранение, передача и обработка информации.
Технологии сбора, хранения, передачи, обработки информации
Основные виды угроз. Способы противодействия угрозам
1
Лекция
Устный опрос
2


Практические занятия
2





Определение качества и количества информации.
2
Практическое занятие
Устный опрос



Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций.
Составление таблицы соответствия информации её свойствам
Составление сообщения по одной из тем:
Гипертекстовые способы хранения и представления информации
Основные виды угроз.
Способы противодействия угрозам
7




Тема 2. Общие сведения о компьютерах
Содержание учебного материала
6





Назначение компьютера.
Назначение компьютера, логическое и физическое устройство, аппаратное и программное обеспечение. Серверы и персональные компьютеры.
1
Лекция
Устный опрос
2


Процессор, ОЗУ.
Процессор, ОЗУ.
1
Лекция
Устный опрос
2


Дисковая и видео подсистемы
1
Лекция
Устный опрос



Периферийные устройства.
Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы
2
Лекция
Устный опрос
2


Организация данных в ПК.
Организация данных в ПК.
Классы программ. Серверное и клиентское ПО.
1
Лекция
Тест
2


Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций.
Составление глоссария
2




Тема 3. Операционные системы персонального компьютера
Содержание учебного материала
7





Функции и назначение ОС.
Функции и назначение ОС.
1
Лекция
Устный опрос
3


Файлы и программы управления.
Файлы, форматы файлов, файловые системы.
Программы управления файлами.
2
Лекция
Устный опрос
3


Практические занятия
4





Настройка рабочей среды графической ОС.
1
Практическое занятие
Устный опрос



Операции с папками и файлами.
3
Практическое занятие
Устный опрос



Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций.
7




Тема 4. Прикладные программы
Содержание учебного материала
26





Текстовые редакторы.
Текстовые редакторы.
2
Лекция
Устный опрос
3


Табличные редакторы.
Табличные редакторы.
2
Лекция
Устный опрос
3


Редакторы презентаций.
Редакторы презентаций.
2
Лекция
Устный опрос
3


Редакторы баз данных.
Редакторы баз данных.
2
Лекция
Устный опрос
3


Техническая документация и файлы справок.
Техническая документация и файлы справок прикладных программ.
1
Лекция
Устный опрос
1


Контрольная работа №1 по теме « Прикладные программы».
1
Контрольная работа




Практические занятия
16





Создание документа в текстовом редакторе.
3
Практическое занятие
Устный опрос



Создание документа в табличном редакторе.
4
Практическое занятие
Устный опрос



Создание документа в редакторе презентаций.
4
Практическое занятие
Устный опрос



Создание документа в редакторе баз данных.
4
Практическое занятие
Устный опрос



Создание документа в текстовом редакторе.
1
Практическое занятие
Устный опрос



Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций.
Создание таблицы «горячих» клавиш по каждой программе
7




Тема 5. Сети и сетевые технологии
Содержание учебного материала
19





Локальная сеть.
Понятие локальной сети Цели и характеристики локальной сети.
Топология. Сетевая карта. Концентраторы и коммутаторы. Сетевая архитектура. Логическая структура. Протоколы.
Поиск, пересылка информации в локальной сети.
4
Лекция
Устный опрос
2









Глобальная сеть Интернет.
Общие сведения о глобальных сетях (Интернет)
Адресация, доменные имена, протоколы передачи данных.
Сеть WWW, гипертекстовое представление информации.


4

Лекция
Устный опрос

2


Электронная почта.
Электронная почта.
2
Лекция
Устный опрос
2



Контрольная работа №2 по теме « Сети и сетевые технологии»
1
Контрольная работа




Практические занятия
8





Поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей.
2
Практическое занятие
Устный опрос



Авторизация пользователей и ресурсов сетей.
2
Практическое занятие
Устный опрос



Поиск и сохранение найденной информации.
2
Практическое занятие
Устный опрос



Работа с электронной почтой.
1
Практическое занятие
Устный опрос



Дифференцированный зачет.
1





Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций, поиск в сети информации по заданным условиям и отправление преподавателю по электронной почте. Составление глоссария
7





Тематика вариативной части (внеаудиторная самостоятельная работа):
Кодирование информации.
Использование инструментальных систем для разработки экспертных систем.
Использование прикладного и инструментального программного обеспечения.
Установка различных типов драйверов.
Выполнение инсталляции и реанимация операционной системы.
Выполнение настройки устройств, системных служб, драйверов, дополнительных программ.


4
4
4
4
6
6






Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы информационных технологий»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ).
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
проекционный экран;
принтер цветной лазерный;
принтер черно-белый струйный;
компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;
сервер;
блок питания;
источник бесперебойного питания;
наушники с микрофоном;
сканер;
колонки.
3.2. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
правила техники безопасности и производственной санитарии;
инструкции по эксплуатации компьютерной техники.
Программное обеспечение:
текстовый редактор-конвертор Hieroglyph для перевода текстов из одной кодировки кириллицы в другую;
текстовый редактор StarOffice Writer;
программы для тестирования параметров соединения с Интернетом AnalogX HyperTrace, VitalAgent, Modemgph;
интегрированные приложения для работы в Интернете Microsoft Internet Explorer, Сибкон Коммутатор, NeoPlanet, Opera, Интернет-утилита NetSonic, ускоряющая загрузку Web-страниц;
менеджеры загрузки файлов Go!Zilla и Regent, FTP-клиенты AceFTP и CuteFTP, off-line браузеры WebDowloader и WebZip;
программа русификации приложений ICQ, мультимедиа-проигрователи RealPlayer, Windows Media Player, WinAmp, MusicMatch Jukebox;
звуковой редактор Cool Edit 2000;
растровый графический редактор StarOffice Image;
векторный графический редактор StarOffice Player;
мульмедийных презентаций StarOffice Impress;
проигрователь презентаций StarOffice Player;
программы перевода единиц измерения Versaverter и Advanced Converter;
калькуляторы Wise Calculator, NumLock Calculator (для произведения вычислений в различных системах счисления);
система управления базами данных StarOffice Base.
3.4. Информационное обеспечение обучения
3.4.1. Основная литература:
Е.В.Михеева Информационные технологии в профессионольной деятельности, Издательский центр «Академия», Москва, 2011
Е.В.Михеева Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности, Издательский центр «Академия», Москва, 2011
М.С. Цветкова Информатика и ИКТ, Издательский центр «Академия», Москва, 2011

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 511 с.: ил.
Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – 3-е изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 394 с.: ил.
3.4.2. Дополнительная
Немцова Т. И., Назарова Ю.В, Практикум по информатике, часть 1и 2, М., ИД «Форум», - ИНФРА-М, 2008
Могилёв А.В., Листрова Л.В., Технология обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации, СПБ, «БХВ-Петербург», 2010
Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е., Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учебное пособие – М.:Академия, 2008
Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2007.
Свиридова М.Ю. Текстовый редактор Word. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ. Практические работы. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 10(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2008.
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 11(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2008.
Михеева Е.В. Практикум по информатике. 4-е изд. – М.: Академия, 2007.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. 5-е изд. – М.: Академия, 2006.
3.4.3. Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Федеральный портал Российское образование
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - "Российское образование" Федеральный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - ресурсы портала для общего образования
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - "Российский общеобразовательный портал"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -   "Союз образовательных сайтов" 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - "Федеральное агентство по образованию РФ".
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Национальный проект "Образование". 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Мультипортал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Интернет-Университет Информационных технологий
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Образовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Свободная энциклопедия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Каталог библиотеки учебных курсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна 4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1
2

Умения:


Работать с графическими операционными системами ПК: включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера.
Комбинированный: тестирование; практические занятия № 2, №10.

Работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;
Комбинированный: тестирование, устный опрос, практические занятия № 3, №11, №12

Работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок;
Комбинированный: поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации, тестирование; практические занятия № 4-9;

Знания:


Основные понятия: информация и информационные технологии;
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление таблицы соответствия информации её свойствам, практическое занятие №1;

Технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации;
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практические занятия № 4-9; контрольная работа № 1

Классификация информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), сообщение по теме

Общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера;
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)
Групповой: заслушивание рефератов

Назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение;
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)
Групповой: заслушивание рефератов

Процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистема;
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)

Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)

Операционная система ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практические занятия №2 и №3

Локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети;
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), контрольная работа №2, составленный глоссарий

Поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практическое занятие № 9

Идентификация и авторизация пользователей и ресурсов сетей;
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практическое занятие № 10

Общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресация, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World WideWeb (WWW), электронная почта, серверное и клиентское программное обеспечение;
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практические занятия № 11 и №12, контрольная работа №2, задание по поиску информации в Интернете, пересылка информации по электронной почте

Информационная безопасность: основные виды
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта),
Групповой: заслушивание рефератов.




Разработчик:

ОГАОУ НПО «ПУ № 60»
преподаватель
С.А.Погодаев

(место работы)
(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)
















13PAGE 15


13PAGE 14215