Конструкт урока географии по теме урока «Механическое движение населения» (9 класс)
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Свердловской области
Кафедра естественнонаучного и математического образования
«Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения» 120 ч
Родионова Наталья Константиновна
МБОУ СОШ №7
Ноябрьск, 2012 год
Пояснительная записка
Актуальность Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоения учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Данный урок построен в соответствии с технологией cистемно-деятельностного подхода. На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках с использованием данной технологии ребята учатся лучше рассуждать, думать, анализировать, главное - самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться. Они учатся общаться, уважать мнение каждого и считаться друг с другом.
Конструкт урока
Тема урока: «Механическое движение населения»
Цель урока: сформулировать понятие миграция населения и ее видов
Задачи: - помочь учащимся целостно представить основные черты географии миграции населения России;
- организовать деятельность учащихся по выявлению причин определяющих особенности миграции населения страны;
- организовать деятельность учащихся по изучению, закреплению и применению понятия «миграция населения» и умения определять механический прирост населения.
9 класс
Учебник: Дронов В.П.География России. Население и хозяйство. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.
Оборудование: учебник, проектор, экран, презентация Microsoft Power Point, карточки с заданием для групп, инструкции, учебники, атлас по географии России 8-9 класс, стенная карта
Предполагаемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
Развить у учащихся память, мышление и внимание.
Умение контролировать результат своей деятельность
Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала. Содействовать развитию умений выделять главное в определении понятий «миграция населения», при определения особенностей географии миграций населения России
Умение самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения. Развитие умений самостоятельной работы с информацией любой сложности в разных знаковых системах. Организовать учебное сотрудничество в группе.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи
Уметь работать с картами атласа, учебником и другими источниками информации (ИКТ), использовать статистические материалы. Уметь определять механический прирост населения (сальдо миграций)
Структура и ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (1)
Проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание учеников. Создание благоприятной эмоциональной обстановке
Проверить готовность к уроку
II. Актуализация субъективного опыта учащихся (9)
Сообщение темы учителем. Формулировка проблемы. Мотивация для совместного определения целей и задач. Мотивация на активную деятельность.
Совместное определение целей и задач (К)
Сформулирована мотивация учащихся. Регулятивные: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже известно).
III.Изучение нового материала
(20)
А) Проблема: «Каковы современные особенности миграции населения России». Сообщение о плане и способах изучения нового материала
Б) Практическая работа «На определение сальдо миграций».
В) Выдвигает проблемы внутренней и внешней миграции
Побуждает к высказыванию мнения и обеспечивает мотивацию выполнения
Находят определения в тексте, записывают в тетрадь.
Работа по карточкам (в группах) по разделам плана
- объяснения понятий миграция населения;
-определение сальдо миграции;
- решение простейших задач;
- оформление схемы виды миграций
- работа с текстом учебника по предложенному алгоритму – составление таблицы
- работа со статистическими материалами при решении проблемных задач (выводы подтверждают цифровыми материалами из таблиц)
Работа с картой атласа
Обосновывают и высказывают критическое суждение по данной проблеме
Познавательные: поиск информации; смысловое чтение;
Регулятивные: контроль за выполнением задания
Поиск информации.
Коррекция знаний учащихся.
Прогнозирование;
нравственно-эстетическое оценивание;
умение выражать свои мысли;
умение строить высказывание;
моделирование
IV.Обобщение знаний (5)
Предлагает выполнить тест на закрепление полученных знаний на уроке
Делают записи в тетради, осуществляют взаимопроверку.
Поиск информации, преобразование знаково – символич информации в словесную.
V.Рефлексия (4)
Предлагает закончить устно несколько предложений:
-Сегодня на уроке я понял __
- Сегодня я научился _________
-Сегодня самым сложным для меня было ____________
Предлагает оценить работу соседа. Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.
Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология. Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности.
Давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности ученика по парте.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.
VI.Домашнее задание (1)
Задает домашнее задание. §8
Фиксирует домашнее задание в дневник.
15