Формирование ключевых компетенций на уроках математики в 11 классе с целью подготовки учащихся к ЕГЭ по математике


Доклад «Формирование ключевых компетенций на уроках математики в 11 классе с целью подготовки учащихся к ЕГЭ по математике».
Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся.
Большая роль при этом отводится математике.
Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Компетенция – «готовность учащихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач». Компетенции - обобщенные способы действий, обеспечивающих реализацию своей компетентности.
Математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическуюмодель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Ключевые компетенции - это компетенции широкого спектра использования.
“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно - ориентированный подход в обучении.
Выделяют следующие группы ключевых компетенций:
Ценностно-смысловые компетенции
Общекультурные компетенции
Информационные компетенции
Коммуникативные компетенции
Социально-трудовые компетенции
Компетенции личностного самосовершенствования
Я, преподаватель математики в 11 классе, поставила перед собой цель: Используя компетентностный подход, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
Мне приходится решать следующие задачи:
Учить учащихся ставить цели и планировать деятельность по их достижению.
Учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, интернет), передавать ее.
Совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение.
Вносить посильный вклад в достижение общего результата.
Обучать брать на себя ответственность при руководстве мини-группой.
Прививать навыки самостоятельной творческой работы. Учить грамотно использовать в речи математические термины.
Учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях.
Прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Стараюсь создавать условия необходимые для овладения ключевыми компетенциями.
Ориентация учебного процесса должна идти на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
Увеличения доли самостоятельных работ творческого и поискового, исследовательского и экспериментального характера.
Создание условий для приобретения опыта и достижения цели
Усиление практической направленности преподавания предмета
Применение таких технологий преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, дифференцированное обучение и др.) Обучение технике и способам самостоятельного учения.
Мой опыт работы и моя работа посамообразованию помогли мне прийти к выводу: методика формирования ключевых компетенций, включает в себя пять этапов:
1 этап – вводно-мотивационный. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить какова основная учебная задача предстоящей работы. Эффективными являются методические приёмы, которые привлекают непроизвольное внимание учащихся, возбуждают у них положительное эмоциональное отношение к изучаемому материалу и внутренней потребности его познаний.
2 этап – открытие знаний по предмету. На данном этапе решающее значение имеют приёмы, стимулирующие рост познавательной потребности, требующие концентрацию внимания, проведение самостоятельных исследований.
3 этап – формализация знаний. Основное назначение приёмов на этом этапе – организация деятельности учащихся, направленной на всестороннее изучение установленного факта, на применение аналитико-систематического метода поиска. 4 этап – приложение полученных знаний. Приёмы созданий проблемных ситуаций должны активизировать исследовательскую деятельность учащихся и способствовать глубокому усвоению учебного материала.
5 этап – обобщение и систематизация знаний. На этом этапе приёмы должны устанавливать связь между изученными фактами, привести знания в систему, осуществить управление самообразованием учащихся.
Как я реализую формирования ключевых компетенций на уроках математики.
Для реализации ценностно-смысловой компетенции подходит проведение предметных олимпиад, конкурсов, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником предметной логики, а не материала школьного курса.
Реализовать общекультурную компетенцию возможно, используя задачи со скрытой информационной частью.
Становлению учебно-познавательной компетенции способствуют различные практические приёмы организации работы учеников. Одним из способов реализации данной компетенции является проведение работ в форме теста. Учебно-познавательная компетенция имеет практическую направленность в творчествеучащихся, в исследовательской деятельности. Овладению учебно-познавательной компетенцией способствует практическая работа на уроке. Выполняя её, ученик открывает некоторый математический факт, выдвигает гипотезу.
Пример. При изучении по геометрии тем «Сумма углов», «Внешние углы» у моделей треугольников из плотной бумаги отрезают углы, затем определённым образом прикладывают друг к другу. Делается вывод. Выявленный факт оформляется как теорема и доказывается.
Дедуктивное рассуждение, способность к абстрагированию, обобщению, способность мыслить, анализировать, критиковать – есть компоненты учебно-познавательной компетенции, формируемые учителями математики столетиями.
Информационная компетенция подразумевает использование учеником различных информационных ресурсов.
Главной компетентностной задачей будет совершенствование умений работы с информационными источниками.
Например. При изучении тем «Круговые диаграммы» и «Столбчатые диаграммы» по математике создаются условия для информационной компетенции учащихся. Выполняя построение круговых и столбчатых диаграмм, учащиеся вырабатывают способность отбирать и обрабатывать необходимую информацию. Им могут быть предложены задания творческого характера: «Составить диаграммы распределения семейного бюджета на месяц, своего времени в течение суток и т.п.» Далее работа на уроке строится на основе этой информации, добытой детьми. Проанализировав полученные диаграммы, ученики замечают как наиболее рационально использовать своё время, расходовать семейный бюджет.
Реализация коммуникативной компетенции подразумевает использование различных коллективных приёмов работы (таких как дискуссия, групповая работа, парная работа, сюжетно-ролевая игра и др.). Пример. Алгебра в 7 классе. Тема: «Формулы сокращенного умножения». Форма работы групповая. Каждая группа получает своё задание, где указано, что необходимо использовать для вычисления значений некоторых числовых выражений. Результаты демонстрируются на доске. После обсуждения использованных способов вычисления значений выражений, вносятся предложения, оцениваются достоинства и недостатки каждого способа. Делается вывод. При такой организации деятельности у учеников формируется умение задавать вопросы, выслушивать других, способность работать вместе.
Социально-трудовая компетенция может быть реализована на уроках или внеклассных мероприятиях, где ученик выполняет роль гражданина, покупателя, клиента, члена семьи и т.д., то есть с применением знаний на практике. Хорошо реализуется при отработке навыков устного счета. Применяя устные упражнения, мы формируем и закрепляем у детей сознательные и прочные вычислительные навыки. Проводя такую работу в системе и совершенствуя её, можно добиться, что у учеников не будет проблем при подсчете сдачи при покупке товара, приопределении количества бензина, необходимого для поездки и т.д. Интересно изучение темы «Проценты» в школьном курсе. Умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку. Изучение данной темы демонстрирует ученикам применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем человека, вопросов рынка, экономики и производства. А это означает, что формируется у учеников интерес к процессу и деятельности.
Компетенция личностного самосовершенствования подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определённой жизненной ситуации. Задания для самостоятельного решения по нескольким уровням сложности реализуют данную компетенцию. Выбор уровня обязательно должен осуществляться самим учеником. Здесь происходит оценивание собственных сил и возможностей.
При формировании ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:
►- интерактивные технологии
► -метод сотрудничества
►-методики проектирования
►- использование ИКТ
►- деятельностный подход
►- работа по алгоритму и др.
В науке нет общего подхода к понятию компетентность, каждый учитель понимает его по-своему.
Планируя систему уроков по математике, я использую такие средства, формы и приемы обучения, которые бы не только формировали предметные ЗУН, а и обеспечивали достижение общеобразовательных целей:
♦ Умение адаптироваться к жизни;
♦ Развитие интереса к непрерывному образованию и самообразованию;
♦ Развитие мышления и самостоятельности в принятии решения;
♦ Воспитание ответственности, независимости в суждениях, гражданской позиции.
Список использованной литературы:
Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. «Когнитивные науки. От познания к действию».Москва.2005г.
Перминова Л.М. «Формирование общеучебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования».Санкт-Петербург, 2006г.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Народное образование-2003-№2-с.58-64
Шамова Т.И. «Активизация учения школьников».Москва.1982г.
Htth:///www.souls-mind.ucos.ru/bloq/
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы
Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. Народное образование.
Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников. Школьные технологии.
Стратегия модернизации содержания общего образования материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: Минобразования.