Открытый урок по литературе 5 класс «Дружба Васи с Валеком и Марусей (по произведению В. К. Короленко «В дурном обществе»).
Учебный предмет: литература.
Класс: 5 класс.
Автор УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.
Тема урока: «Дружба Васи с Валеком и Марусей (по произведению В. К. Короленко «В дурном обществе»).
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Цели урока:
·. Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
·I. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
·II. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.
Задачи:
обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:
регулятивных УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,
умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.
познавательных УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
обеспечить условия для формирования личностных УУД:
умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, кластер, синквейн.
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, аудиозаписи, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки); плакат с изображением мальчика, держащего в руках планету.
Литература:
1.Повесть В.Г. Короленко « В дурном обществе».
2.Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.
3. О.А.Еремина «Уроки литературы в 5 классе» книга для учителя.
Эпиграф к уроку:
«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света» Цицерон
Ход урока.
I. Организационный момент (настрой на урок).
- Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок начнём со сценки, которую подготовили ребята Итак, слово творческой группе.
На фоне песни « Несчастный случай» из к/ф «Генералы песчаных карьеров» разыгрывается сценка «Вася просит куклу у Сони для Маруси». (Творчество учащихся)
(слайд 1).
Слово учителя:
- Сейчас вы послушали песню, посмотрели сценку. Как вы думаете, из какого произведения эта сценка и кто его автор?
- Как вы считаете, ребята, какие качества характера проявляет в этой сценке Вася? (сострадание, умение быть заботливым другом).
- Когда мы проявляем такие качества? (ответы детей).
II. Сообщение темы и задачи урока.
-Тема нашего урока: « Дружба Васи с Валеком и Марусей» (слайд 2).
Наша задача – понять, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями; выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями“ дурного общества”.
Давайте запишем в тетрадях тему сегодняшнего урока. (Запись в тетрадях).
- А эпиграфом к нашему уроку являются слова древнеримского философа Цицерона: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света» (слайд 3).
- Согласны ли вы с высказыванием философа? Сможет ли человек прожить без дружбы? ( ответы учащихся).
- Какие пословицы о дружбе вы знаете? ( ответы учащихся).
Учитель:
Действительно, «человек без дружбы – что человек без корня».
III. Работа по теме урока.
-Дружба А как вы понимаете значение этого слова? Какие ассоциации у вас вызывает оно? Сейчас мы с вами попробуем построить ассоциативный ряд. Напишите, пожалуйста, определение к слову дружба (ответы детей). Затем эти лучики прикрепим к солнышку и посмотрим, какой кластер у нас получится. ( Ответы учащихся).
- Согласна с вами. А для меня дружба – это взаимопонимание, поддержка, доверие, помощь, любовь, добро. (слайд 4).
Из всего вышесказанного могу обобщить, что дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, это общность интересов. (слайд 5).
IV. Работа в группах.
- Ребята, мы с вами заранее разделились на творческие группы. Дома вы должны были изучить вопросы и подготовить ответы к ним. Предлагаю перейти к данному этапу нашего урока. Работая в группах, вы должны предугадать, как развивались бы события повести. (слайд 6).
1. Как развивались бы события, если бы Вася не пошёл в часовню?
2. Как развивались бы события, если бы Вася и Валек подрались?
3. Как развивались бы события, если бы Вася послушал отца и перестал ходить к ребятам?
- Сейчас я предоставлю возможность каждой группе высказаться. Какая группа желает начать?
- Молодцы! Все творческие группы поработали хорошо.
V. Актуализация ранее изученного. Работа по тексту произведения.
1. - А как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога прошла через нашу?» (слайд 7).
(Встреча с Тыбурцием, Валеком и Марусей помогла Васе из «негодного мальчишки» - бродяжки превратиться в доброго верного товарища).
Вывод учителя: Да, действительно, так. Познакомившись и подружившись с представителями «дурного общества», Вася стал смотреть на мир совсем другими глазами.
2. Чему, по-вашему, научило Васю общение с Валеком и Марусей?
( Ему в жизни очень не хватало дружбы, внимания, душевной близости, настоящих друзей.
- Вася по натуре был человеком добрым и верным. Когда он почувствовал, что в нем нуждаются, он всей душой откликнулся на это. Валек помог Васе лучше узнать собственного отца.
-В дружбу с Марусей Вася вкладывал то чувство старшего брата, ту заботу, которую дома ему мешали проявить по отношению к родной сестре.
Вася не только постоянно дарит им лакомства, но он вносит оживление в их скучную, безрадостную жизнь. Он затевал веселые игры, громко смеялся, рассказывал Марусе сказки.
- Для Валека и Маруси, чувствовавших себя отверженными, дружба была большой радостью в жизни.
Вася был единственным другом, с которым можно было поговорить. Валек дорожил его дружбой, не побоялся Тыбурцыя, запретившего посвящать кого либо в тайну подземелья).
Вывод: Вася ценил возникшую дружбу и дорожил ею. Дружба с нищими детьми помогла ему наладить отношения с отцом.
3.- Теперь я предлагаю вам посмотреть на экран (слайд 8). Перед нами стоит проблема, и решить ее смогут только те, кто хорошо знает текст повести. Слева от меня имена героев, а справа – их реплики или описание. Вам необходимо соотнести реплики с именами героев. Посмотрим, какая группа быстрее и точнее справится с поставленным заданием. Даю вам 1 минуту на размышление.
- Итак, что у вас получилось? Читайте реплики героев и их описание, интонационно подчеркивая слова. Ответы учащихся (слайд 9).
VI. Индивидуальное задание по повести.
( Выполнение теста по Кириллу и Мефодию - 2 ученика).
- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Сейчас мы с вами выполним следующий вид задания. Двум ученикам предстоит проверить свои знания на компьютере, который оценит ваши ответы. А все остальные эти же тестовые задания выполнят на местах. Всего 5 вопросов.
Вывод: Хорошо справились с заданием.
VII. Разгадывание кроссворда. ( слайд 10).
- А теперь разгадаем кроссворд по содержанию повести. Разгадав его, вы прочтёте по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.
Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)
Должность отца Васи. (Судья.)
Самое красивое здание в Княж - городке. (Тюрьма.)
Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)
Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)
Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. (Одиночество.)
Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)
Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)
Проверка. Учащиеся читают ключевое слово « гуманизм». ( слайд 11)
- А давайте обратимся к толковому словарю и выясним значение этого слова.
Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие. ( Слайд 12).
Слово учителя (вывод): - Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют “дурным обществом”. Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в “дурном обществе”, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма. Дружба Васи выдержала очень важное испытание.
VIII. Выводы по уроку. ( Составление синквейна ).
- Итак, ключевое слово на нашем уроке – дружба. Чтобы подвести итог занятия, каждая творческая группа приготовит свой синквейн. Для написания синквейна я предлагаю вам вернуться к началу урока и вспомнить ассоциативный ряд к слову дружба.
Предлагаю 1-ой группе написать синквейн к слову дружба, 2-ой – к слову добро.
Ответы учащихся:
Примерные синквейны:
Дружба.
настоящая, крепкая
помогает, поддерживает, выручает
может пройти через всю жизнь
любовь (доброта, помощь, )
Добро.
безвозмездное, бескорыстное
выручает, помогает, поддерживает
помогает человеку жить
любовь (помощь, )
Слово учителя:
- Я составила таким образом (слайд 13).
Рефлексия.
Каждый учащийся получает листок, на котором должен продолжить и записать предложение: ответы: «Самое главное, что я понял (а) сегодня на уроке, это». (слайд 14).
IX. Домашнее задание.
- На мой взгляд, урок удался. И мне кажется, что вы все поняли, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями «дурного общества». Каждый из вас внес свою лепту в этот урок. Учитывая работу на предыдущих уроках и сегодня, ваше волнение, настрой, желание, вы все получаете оценки. Еще одну отметку вы получите, выполнив творческое домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит дружба для меня?» (слайд 15)
- А сейчас, ребята, улыбнёмся соседу слева, соседу справа, пожмём друг другу руки, возьмёмся за руки со своим соседом, посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: “Я желаю тебе” (Ребята говорят пожелания друг другу.)
- На этом наш урок заканчивается. Мира, добра, настоящих друзей всем вам!
Приложение 1
Вопросы для размышления:
1. Как развивались бы события, если бы Вася не пошёл в часовню?
2. Как развивались бы события, если бы Вася и Валек подрались?
3. Как развивались бы события, если бы Вася послушал отца и перестал ходить к ребятам?
Приложение 2
Приложение 4
13 EMBED Word.Document.12 \s 1415
Использованная литература:
1. Духно В.В., Сухова О.В. Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал. – Волгоград, 2009. – 144 с.
2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М., 2011. – 416 с.
3. Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы. – М., 2010. – 140 с.
4. Ильина Н.Д. Предметная неделя литературы в школе. – Ростов-на-Дону, 2008. – 253 с.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Объект 1Рисунок 2Объект 115