Рабочая программа по предмету Основы религиозных культур и светской этики 4 класс на 2016-2017учебный год
МКОУ Сторожевская СОШ
«Согласовано» «Утверждаю»
_________зам. директора по УВР Директор школы________ А.В. Негодяева
«____»____________20____ г Приказ №____от «____»_______20___г
Рассмотрено
методическим советом школы
Протокол №____от «___»_______20___ года
Рабочая программа
по предмету Основы религиозных культур и светской этики
4 класс
на 2016-2017учебный год
Составитель: Негодяева А. В.,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской учебной программы А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики» и ориентирована на использование УМК А.В.Кураева «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса, М, Просвещение.
Цели обучения:
Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
- Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
- Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Основные задачи комплексного учебного курса:
- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
- Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
•ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблемразвития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
•единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
В образовательном учреждении МКОУ Сторожевская СОШ на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определен модуль учебного курса ОРКСЭ предлагаемый для изучения: «Основы православной культуры» - 4 класс.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета«Основы религиозных культур и светской этики»
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
1. Патриотизм
2. Социальная солидарность
3. Гражданственность
4. Семья
5. Труд и творчество
6. Наука
7. Традиционные российские религии
8. Искусство и литература
9. Природа
10.Человечество.
Формы обучения
Классно-урочные занятия.
Групповая форма обучения.
Внеклассные занятия – классные семейные праздники.
В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.
Экскурсии.
Формы контроля:
Фронтальный и индивидуальный опрос, тестовые задания, составление таблиц, сообщения, презентации, творческие задания, диспуты, олимпиады.контроль учителя: устный опрос, проверка выполнения домашней работы, самостоятельной работы;
взаимоконтроль: проверка работы по образцу/алгоритму, устный опрос (в парах, в группах);
самоконтроль;
фронтальная проверка знаний;
тестирование.
Итоговой формой оценки деятельности обучающихся является выполнение творческой работы по индивидуальной теме или создание и презентация проекта в рамках учебного модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю (0,5 часа из федерального компонента, а 0,5 часа добавлено из части формируемой участниками образовательного процесса).
Тематический план
№ Наименование разделов и тем Всего
часов Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1
1 Россия - наша Родина 1
Основы православной культуры 27
2 Культура и религия 1
3 Человек и Бог в православии 1
4 Православная молитва 1
5 Библия и Евангелие 1
6 Проповедь Христа 1
7 Христос и Его Крест 1
8 Пасха 1
9 Православное учение о человеке 1
10 Совесть и раскаяние 1
11 Заповеди 1
12 Милосердие и сострадание 1
13 Золотое правило этики 1
14 Храм 1
15 Икона 1
16 Творческие работы учащихся 1
17 Как христианство пришло на Русь 1
18 Подвиг 1
19 Заповеди блаженств 2
20 Зачем творить добро? 1
21 Чудо в жизни христианина 1
22 Православие о Божием суде 1
23 Таинство Причастия 1
24 Монастырь 1
25 Отношение христианина к природе 1
26 Христианская семья 1
27 Защита Отечества 1
28 Христианин в труде 1
Духовные традиции многонационального народа России 6
29 Любовь и уважение к Отечеству 1
30 Подготовка к творческим работам учащихся 1
31-34 Итоговая презентация творческих проектов учащихся. 4
Итого 34
Содержание учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
2. Основы православной культуры
3. Духовные традиции многонационального народа России
Структура модуля «Основы православной культуры» представлена тремя тематическими блоками (разделами).
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Тема: Россия – наша Родина. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни каждого человека и общества в целом.
Блок 2. Основы православной культуры, часть (27 часов). Содержание: Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов). Содержание: Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Третий блок является практическим, обобщающим и оценочным, так как предусматривает подготовку и презентацию проектов на основе изученного материала, что позволит оценить качество знаний обучающихся по предмету. В ходе подготовки своих проектов, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными, дети получают возможность повторить и обобщить ранее изученный материал, но уже в творческо–деятельностной форме.
Вся учебная программа по модулю «Основы православной культуры» построена на соразмерном сочетании теоретических и практических занятий.
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п Тема урока Кол-во часов Планируемые результаты Виды деятельности Дата проведенияурока
план факт
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.)
1
Россия – наша Родина
1
- осознавать чувство гордости за свою Родину, свой народ;
- стремиться к осознанию своей принадлежности к многонациональному российскому обществу;
- иметь представление о терминах и понятиях: Россия = Родина = Отечество, патриотизм, государственная символика;
- знать государственную символику;
- иметь представление о содержании учебника «Основы православной культуры»;
- стремиться к усвоению принципов работы с учебником «Основы православной культуры»;
- проявлять достойное и уважительное отношение к иному мировоззрению, вере, историческому и культурному наследию.
Личностные результаты:
- осознание себя гражданином России;
- испытание чувства гордости за свою Родину, народ;
- знание государственной символики;
- уважительное отношение к мировоззрению, вере, мнению, культурному и историческому наследию других народов;
- усвоение принципов работы с учебником «Основы православной культуры». Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры Основы православной культуры (28 ч.)
2 Культура и религия
1 - стремиться к осмыслению приоритета духовных ценностей над материальными;
- уметь сформулировать вопросы по прочитанному тексту модуля «Основы православной культуры» и ответить на них;
- иметь представления о терминах и понятиях: религия, духовность, культурные традиции, памятники культуры.
личностные результаты:
- стремление к осмыслению приоритета духовных ценностей над материальными;
- умение сформулировать вопросы по прочитанному тексту модуля «Основы православной культуры» и ответить на них Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры 3 Человек и Бог в православии
1 - проявлять интерес к познанию Православия;
- иметь представления о терминах и понятиях: Бог, Творец, Иисус Христос, Богочеловек, Богородица, духовный мир человека;
- составлять план по изучаемой теме по имеющемуся алгоритму;
- уметь работать в парах и группах, применяя правила сотрудничества.
Личностные результаты:
- стремление к изучению основных этапов становления православной культуры на Руси;
- стремление к усвоению и осмыслению православных терминов и православных понятий;
- умение составить план по изучаемой теме модуля «Основы православной культуры». Изучают основы
духовной традиции православия 4 Православная молитва
1 - проявлять познавательный интерес к новому учебному предмету;
- иметь представления о терминах и понятиях: молитва, благодать, апостолы, святые;
- соотносить правильно дидактический материал, иллюстрации в учебнике с текстом (контекстом);
- уметь раскрыть авторский замысел картины (художественного произведения), с выделением основной мысли
Личностные результаты:
-стремление кпониманию красоты звучания текста молитвы;
-стремление к развитию эмоциональной отзывчивости;
-стремление к усвоению и осмыслению православных терминов и православных понятий;
- умение раскрывать авторский замысел картины (художественного произведения), выделяя основную мысль.
Изучают основы
духовной традиции православия 5 Библия и Евангелие
1 - иметь представления о терминах и понятиях: Библия, Священное Предание, Священное Писание, Евангелие, евангелисты, христиане;
- овладевать умением работы с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий;
- уметь находить в текстах произведений библейские сюжеты.
Личностные результаты:
- стремление к пониманию и осознанию важности православной веры в повседневной жизни наших предков;
- умение работать с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий;
- умение слушать литературные произведения с библейскими сюжетами.
Дают определение
основных понятий
православной
культуры 6 Проповедь Христа
1 - иметь представления о терминах и понятиях: Библия, Священное Предание, Священное Писание, Евангелие, евангелисты, христиане;
- овладевать умением работы с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий;
- уметь находить в текстах произведений библейские сюжеты.
Личностные результаты:
- умение выбрать нужную информацию по изучаемой теме;
- стремление к пониманию и осмыслению новизны отношений Бога и человека в проповеди Иисуса Христа.
- умение выделения значимой и существенной информации в тексте;
- умение работать со сравнительными таблицами по изучаемому материалу.
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православ-ной) культурой и
поведением людей 7 Христос и Его Крест
1 - знать основные события земной жизни Иисуса Христа;
- иметь представления о терминах и понятиях: крест, Голгофа, жертва Христа, распятие, символика;
- уметь выявлять элементы общечеловеческих ценностей;
- уметь при помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития.
Личностные результаты:
- умение выявлять элементы общечеловеческих ценностей;
- стремление к пониманию нравственных принципов собственного развития;
- закрепление правил работы в парах, группах.
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православ-ной) культурой и
поведением людей
8 Пасха
1 - иметь представления о терминах и понятиях: Спаситель, Воскресение Христа, Пасха, пасхальный гимн, жертвенная любовь, любовь, победившая смерть;- стремиться к осознанному осмыслению материала, изученного на уроке;
- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;
- овладевать приёмами монологической и диалогической речи;
- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивая логическую цепочку рассуждений.
Личностные результаты:
- стремление к осознанию сути православных праздников;
- умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;
- овладение приёмами монологической и диалогической речи;
- умение установить причинно-следственные связи, выстраивая логическую цепочку рассуждений.
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православ-ной) культурой и
поведением людей 9 Православное учение о человеке
1 - стремиться к пониманию смысла православного учения о человеке;
- иметь представления о терминах и понятиях: душа, образ Божий, предназначение человека, уникальность, неприкосновенность, ценность человеческой жизни;
- уметь отвечать на вопросы, заданные учителем и одноклассниками по изучаемой теме.
Личностные результаты:
- стремление к пониманию смысла православного учения о человеке;
- умение отвечать на вопросы, заданные учителем и одноклассниками по изучаемой теме. Знакомятся с
описанием основныхсодержательных
составляющих
священных книг,
описанием священных сооружений,
религиозных
праздников и святынь
православной культуры 10 Совесть и раскаяние 1 - иметь представления о терминах и понятиях: совесть, отречение, раскаяние, покаяние;
- стремиться классифицировать и оценивать свои поступки;
- уметь приводить примеры ситуаций, когда человеку бывает стыдно;
- развивать готовность слушать и слышать собеседника
Личностные результаты: - осознание собственных неблаговидных поступков;
- стремление к принятию решения не совершать плохих поступков;
- развитие готовности слушать и слышать собеседника;
- умение объяснить выражение «совесть грызёт».
Знакомство с понятиями совесть и раскаяние. Анализировать поступки 11 Заповеди 1 - уметь правильно выбрать информативные источники для получения дополнительных знаний;
- иметь представления о терминах и понятиях: заповедь, скрижали, гора Синай, пророк Моисей, нравственные требования;
- уметь подобрать к изучаемому термину его синоним или новое значение.
Личностные результаты: - стремление сделать правильный предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;
-стремление к усвоению и осмыслению новых терминов и понятий урока;
- умение добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. Узнать что общего у убийства и воровства,как зависть гасит радость 12 Милосердие и сострадание 1 - понимать значимость милосердия, сострадания, сопереживания в жизни каждого человека;
- иметь представления о терминах и понятиях: сострадание, сопереживание, милосердие, милостыня, бескорыстие, благодушие, благожелательность;- стремиться к совершению добрых и милосердных дел, оказанию взаимопомощи;
- проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся людях
Личностные результаты:
- стремление к развитию в себе таких личностных качеств, как сопереживание, сострадание и милосердие;
- стремление к эмоциональной отзывчивости, пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
- проявление гуманизма ко всему живому;
- стремление к доброжелательному отношению к недостаткам и слабостям людей.
Уметь отличать чем милосердие отличается от дружбы,кого называют «ближним»,как христианин должен относиться к людям 13 Золотое правило этики 1 - уметь находить примеры применения золотого правила этики в обыденной жизни;
- уметь выделять основные категории золотого правила нравственности;
- иметь представления о терминах и понятиях: золотое правило этики, не осуждение, доброжелательность, честность, искренность, тактичность;
- стремиться к выстраиванию правильных взаимоотношений с родственниками, педагогами, одноклассниками, друзьями;
- стремиться к усвоению общепринятых человеческих норм морали и нравственности
Личностные результаты:
- стремление к усвоению основных общепринятых норм морали и нравственности;
- стремление к усвоению основных категорий золотого правила нравственности и их применение;
- стремление к правильному выстраиванию взаимоотношений со всеми людьми;
- уважительное отношение к людям иной национальности, веры, цвета кожи, взглядов, к не осуждению их. Знать главное правило человеческих отношений, что такое неосуждение14 Храм 1 - уметь сделать правильный личностный выбор в различных жизненных ситуациях;
- иметь представления о терминах и понятиях: православный храм, приход, устройство храма, алтарь, клирос, священнослужители, благословение священника, церковное пение;- уметь найти правильный ответ в тестовых заданиях по изучаемой теме;
Личностные результаты:
- стремление уважительно и корректно вести себя в храме;
- умение найти правильный ответ в тестовых заданиях по изучаемой теме. Учатся описывать
различные явления
православной духовной традиции и культуры, узнаютчто люди делают в храмах и как устроен православный храм 15 Икона 1 - усваивать основы работы с текстами по теме «Иконопись»;
- стремиться к осмыслению нового материала;
- иметь представления о терминах и понятиях: икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик, православные праздники, церковнославянский язык.Личностные результаты:
- умение отличать иконы от картин;
- стремление к осознанию уважительного отношения к иконам;
- стремление к приобретению умения классификации Господних и Богородичных икон. Найти ответ на вопрос почему икона так необычна почему изображают невидимое
16 Творческие работы учащихся
1 - определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
- определять и формулировать самостоятельно цель деятельности;
- искать пути и средства её осуществления;
- составлять план действий по написанию творческой работы;
- сверять свои действия с поставленной целью, работая по плану, и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Личностные результаты:
- определение темы для индивидуальной творческой работы;
- самостоятельный отбор необходимых словарей, энциклопедий и справочников для написания творческой работы. Знать о значении православной культуры в жизни людей, общества 17 Как христианство пришло на Русь 1 - иметь представления о терминах, понятиях, именах собственных: княгиня Ольга, князь Владимир Красное Солнышко, государство, образующая религия, крещение, святая Русь, Киев, Новгород; - принимать участие в ведении группового диалога;
- уметь правильно соотнести разрозненные части пословиц и поговорок по изучаемой теме;
Личностные результаты:
- умение верно соотнести разрозненные части пословиц и поговорок по темам «Русь» и «Христианство»;
- умение вести диалог с одноклассниками;
- запоминание и осмысление новых имён собственных, терминов и понятий, введённых на уроке. Поиск о развитии православной культуры в истории России 18 Подвиг 1 - творить добрые дела, полезные Отечеству, людям;
- понимать осмысленно значимость и ценность человеческой жизни;
- понимать разницу и сходство понятий «подвиг», «подвижничество»;
- иметь представления о терминах и понятиях: подвиг во имя других, жертвенность, подвижничество, подвижник;
- стремиться к правильному личностному выбору и принятию личной ответственности за совершаемые поступки.
Личностные результаты:
- понимание ценности каждой человеческой жизни;
- желание совершения добрых дел;
- стремление к правильному личностному выбору;
- стремление к личной ответственности за свои поступки. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с нормами религиозной культуры (православной) 19 Заповеди блаженств 1 - иметь представление о заповедях блаженств;
- иметь представления о терминах и понятиях: нищие духом = смиренные, плачущие = скорбящие о грехах, кроткие, алчущие = желающие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, неправедно злословить;
-уметь формулировать разницу между понятиями «заповеди» и «заповеди блаженств»;
- учиться избегать конфликтов, находить компромиссный выход из любых спорных ситуаций;
- стремиться к осознанному построению речевых высказываний по теме урока;
- приобретать навыки смыслового чтения изучаемого материала;
Личностные результаты:
- стремление к осмыслению и осознанному пониманию заповедей блаженств;
- умение сформулировать разницу между понятиями «заповеди» и «заповеди блаженств»;
- стремление к умению избегать конфликтов, находить компромиссный выход из любых спорных ситуаций;
- стремление к осознанному построению речевых высказываний по теме урока
- первоначальное приобретение навыки смыслового чтения изучаемого материала. Анализ жизненных ситуаций и сопоставление с заповедями 21 Зачем творить добро? 1 - иметь представления о терминах и понятиях: даром приняли – даром отдавайте, искренность, честь, достоинство, сопричастность, самоотверженность, сопереживание;- иметь представление о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире;
- проявлять стремление к совершению добрых дел и поступков;
- оценивать свои поступки, классифицируя их как хорошие и плохие;
- иметь представление об опорном конспекте;
- приобретать навыки работы с опорнымконспектом.
Личностные результаты:
- формирование православного представления о добре и зле;
- умение отличать хорошие поступки от плохих;
- формирование умения работы с опорным конспектом;
-приобретение основных навыков работы с опорным конспектом. ,Выбор нравственных форм поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой 21 Чудо в жизни христианина 1 - иметь представления о терминах и понятиях: гимн любви, добродетель, порядочность, бескорыстие, взаимопонимание, долготерпение, не искать своего, не радоваться неправде;- понимать разницу и сходство понятий «вера», «верность»;
- стремиться к выстраиванию добрых и хороших отношений с людьми (в семье, классе);
- стремиться к бережному отношению ко всему, что создано природой и человеком;
- осознавать значимость и жизненную ценность таких категорий как любовь, верность, дружба, доверие.
Личностные результаты:
- стремление к бережному отношению ко всему живому;
- умение выстраивать дружеские отношения;
- стремление к проявлению дружеских отношений, доверию. Уметь анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой 22 Православие о Божием суде 1 - уметь объяснить происхождение понятия «Божий суд»;
- иметь представления о терминах и понятиях: Божий суд, бессмертие души, легенда;
- понимать значимость личной ответственности за совершаемые поступки;
- уметь самостоятельно выявлять в текстах библейские сюжеты;
- уметь составить план урока с опорой на учебный материал.
Личностные результаты:
- понимание личной ответственности за совершаемые поступки;
- умение составить план урока с опорой на учебный материал;
- стремление к умению самостоятельно выявлять в текстах библейские сюжеты Выбор нравственных форм поведения, сопоставлять их с нормами с религиозной православной культурой 23 Таинство Причастия 1 - понимать суть православных таинств;
- иметь представления о православных терминах и понятиях: Тайная Вечеря, таинство, Евхаристия, литургия;
- стремиться к умению преобразовывать информацию из одной формы в другую, с выбором наиболее удобную для усвоения и запоминания;
- овладевать умением самостоятельно анализировать сюжеты текстов из учебника «Основы православной культуры»;
- составлять сложный план по учебному тексту.
Личностные результаты:
- понимание сути православных таинств;
- стремление к умению преобразовывать информацию из одной формы в другую, с выбором наиболее удобную для усвоения и запоминания;
- стремление к умению самостоятельно анализировать сюжеты текстов из учебника «Основы православной культуры»;
- умение составления сложного плана по учебному тексту. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. 24 Монастырь 1 иметь представление о терминах и понятиях: монастырь, монашество, монах, насельник, послушание, мирская жизнь, монашеское облачение;- составлять устный рассказа по изучаемой теме с опорой на вопросы и задания учебника;
- приобретать навыки работы с дополнительным текстом учебника через анализ по алгоритму;
- стремиться к умению оформлять мысли в письменной речи;
- развивать эмоциональную отзывчивость.
Личностные результаты:
- умение составить устный рассказа по изучаемой теме с опорой на вопросы и задания из учебного пособия;
- формирование навыков работы с дополнительным текстом учебника через анализ по алгоритму;
- стремление к умению оформления мыслей в письменной речи;
- правильное осознание понятия «свобода выбора»;
- стремление к развитию эмоциональной отзывчивости. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. 25 Отношение христианина к природе 1 иметь представления о терминах и понятиях:личная ответственность, экологический кризис, природоохранные зоны, праведник Ной, всемирный потоп;
- осознавать значимость и ценность всех форм жизни в природе;
- стремиться к умению уважительно и внимательно слушать собеседника при ведении диалога;
- уметь самостоятельно отбирать нужную и полезную информацию для выполнения заданий творческого характера.
Личностные результаты:
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- бережное отношение к животным и растениям;
- стремление к уважительному отношению к собеседнику при ведении диалога;
- уметь самостоятельно отбирать нужную и полезную информацию для выполнения заданий творческого характера Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. 26 Христианская семья 1 -воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
-анализировать общностьтем и главных мыслей впроизведениях фольклора, реалистических фольклорных текстах;
- умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
Личностные результаты:
- оценивать поступкиреальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. 27 Защита Отечества 1 иметь представления о терминах, понятиях, именах собственных: защита Отечества, вера, святые защитники, воин – христианин, миротворец, справедливая война, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков;- проявлять уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны;
- уметь самостоятельно подготовить выступление по теме «Защитники Отечества»;
- брать на себя личную ответственность за содеянные поступки.
Личностные результаты:
- уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны;
- умение самостоятельно подготовить выступление по изучаемой теме;
- усвоение представлений о морали и нравственных нормах и ответственность за поступки, не соответствующие таковым категориям.
Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Оборонительная война, Дмитрий Донской, Александр Невский, Илья Муромец, Федор Ушаков. 28 Христианин в труде 1 осознавать значимость труда в жизни человека и общества.
- уметь уважительно относиться к любому общественно-полезному труду;
- проявлять уважительное отношение к чужому труду;
- стремиться к добросовестному исполнению поручений классного коллектива;
- овладевать навыками самообслуживающего труда.
Личностные результаты: - стремление к осознанию значимости труда в жизни человека и общества;
- формирование умения уважительно относиться к любому общественно-полезному труду;
- уважительное отношение к чужому труду;
- стремление к овладению основами самообслуживающего труда. Поиск необходимой информации для выполнения заданий Духовные традиции многонационального народа России (5 ч.)
29 Любовь и уважение к Отечеству 1 испытывать чувство гордости за свою Родину;
- развивать патриотическое самосознание;
- стремиться к выбору активной жизненной позиции;
- понимать мотивацию собственных поступков;
Личностные результаты:
- осознание чувства гордости за Родину;
- стремление к развитию патриотического самосознания;
- стремление к выбору активной жизненной позиции;
- умение объяснить мотивацию собственных поступков Духовные традиции России 30,
31,
32,
33 Итоговая презентация творческих проектов учащихся 4 - уметь определять общую цель учебной деятельности, пути и задачи её достижения;
- стремиться к умению рационально планировать свою учебную деятельность;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- вносить соответствующие коррективы в выполнение проектной деятельности на основе оценки и учёта характера допущенных ошибок.
Личностные результаты:
- умение определять общую цель учебной деятельности, определяя наиболее эффективные способы для достижения результата;
- стремление к формированию умения правильно планировать учебную деятельность;
- умение корректировать проектную деятельность.
.Участие в диспутах, высказывание своей точки зрения 34 Подведение итогов 1 - собственные интересы и - использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя;
- перерабатывать приобретённую информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;
- признавать право каждого человека иметь и отстаивать собственное мировоззрение;
- уметь договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои собственные интересы и взгляды, для выполнения общего дела.
Личностные результаты:
- дружеское общение, взаимопомощь в ходе подготовки творческих проектов (фотовыставка, конкурс рисунков, оформление помещения для проведения праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»;
- понимание и уважительное отношение к творчеству других народов, их культур, иных взгляды, интересов;
- стремление к умению организовать учебное взаимодействие для выполнения общего дела, договариваться с людьми, согласуя с ними свои взгляды. Участие в диспутах, высказывание своей точки зрения Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ Творческие работы обучающихсяпо теме:
1. Храмы Воронежской области.
2. Православные иконы.
3. Православные праздники.
4. Отражение заповедей в литературных произведениях для детей.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся по теме:
1. Великие святые Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский).
2. Имена и подвиги выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской).
3. Храмы (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе).
Планируемые результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-воспитание доброжелательности и эмоционально-нра-ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей; развитие начальных форм регуляции своих эмо- циональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведениеокружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Достижения учащихся не оцениваются.
Материально – техническое обеспечение
Методические и учебные пособия Оборудование Дидактический материал
А.В. Кураев Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры, Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение 2014 г.
Обернихина Г. А. Методическое пособие для учителя. (поурочные разработки к учебнику А.В. Кураева»Основы православной культуры» Под редакцией А.Я.Данилюка.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики» Программы общеобразовательных учреждений 4 классы 2-е издание Москва «Просвещение» 2012 г.
Электронное приложение к учебнику А.В. Кураева 2012 г.
- Компьютер,
- мультимедиа проектор,
- магнитная доска,
- электронные носители,
А.А.Логинова, А.Я.Данилюк.
«Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся, Мониторинг результатов». Москва, «Просвещение», 2015