Творческие задания на уроках истории в рамках ФГОС


Творческие задания на уроках историиВ связи с введением новых федеральных государственных стандартов педагогам необходимо разработать новые рабочие программы .При освоении новых образовательных стандартов становится возможным активное внедрение в современную педагогику личностно-ориентированных технологий, ориентированных на признание уникальной сущности каждого ученика и его индивидуальной учебной траектории. В новых условиях преподавания педагог и ученик выстраивают взаимоотношения на основе диалога, партнерства и сотрудничества.
Введение в образовательный процесс Федерального государственного стандарта второго поколения в корне меняет систему образования в России.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Любое обучение предполагает активность самого человека. Деятельность является движущей силой психического развития, определяя все приобретения в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферах.
Виды творческих заданий на уроках истории
Для групповой и индивидуальной работы может быть использован прием «кластер».
Этот метод помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Методика составления кластера достаточно проста:
написать ключевое слово или предложение на бумаге
записывать слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме
выписывать можно столько идей, сколько захочется.
Для погружения учащихся в тему можно применять метод слов-ассоциаций по ранее изученному или новому вопросу
На уроках истории и обществознания большим успехом у учеников пользуется составление синквейна. Синквейн- состоящее из
пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка - одно ключевое слово, определяюще содержание синквейна.
Вторая строка - два прилогательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка- одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Другой прием, «верные и неверные утверждения». Например, началом уроков по теме «Египет» могут быть предложены следующие высказывания:
Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Еще один прием данной технологии, который часто используется, это маркировка текста по мере его чтения «Инсерт».
I – interactiveN – noting самоактивизирующая «V» - уже знал
S – system системная разметка «+» - новое
Е – effective для эффективного «-» - думал иначе
R – reading and чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросы
Т – thinkingВо время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Визуальным формам организации материала отводится большое значение в технологии развития критического мышления. Эти формы применяются как творческая рефлексия, и не только. Учащиеся с помощью предложенных приемов делают попытки предварительной систематизации м Прием « инсерт» или пометки на полях, особенно нравится детям, так как эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления. А критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий и информации.атериала, высказывают свои идеи
Печатные материалы являются распространенными средствами обучения, которые могут быть использованы различным образом и в различных форматах
После выполнения работы указываются правильные и неправильные ответы, и дается возможность исправить ошибки, изучив соответствующий учебный материал.
Прием « Мудрые совы»
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:
Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.
Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной.
Ты уже знаешь последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.
Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.
Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности является приоритетной. Предметные результаты должны отражать формирование основ гражданской, социальной и культурной самоидентификации личности, усвоение базовых ценностей российского общества. Ученики должны сформировать умение применять исторические знания в современном мире, должны научиться уважать историческое наследие народов России.