Урок русского языка по теме «Обобщение изученного о сложноподчиненном предложении»
Урок русского языка по теме «Обобщение изученного о сложноподчиненном предложении»
Провела учитель русского языка и литературы Семенова Ольга Викторовна.
Республика Башкортостан
город Стерлитамак
Задачи урока: Закрепить полученные знания о сложноподчиненном предложении, о средствах связи в них; совершенствовать навыки определения видов сложноподчиненного предложения, постановки в них знаков препинания, составления схем сложноподчиненных предложений.
Тип урока – комбинированный
Форма проведения урока – урок-практикум
Оборудование урока:
Компьютер, проектор, экран;
Раздаточный материал – карточки с заданием, текст;
Презентация к данному уроку.
Эпиграф к уроку.
Человек высказывает сообщения, формирует умозаключения в процессе познавательной деятельности. Все это многообразие речевых потребностей и проявлений реализуется через синтаксис, в том числе и через СПП. Золотова Г.А.
Ход урока
- На прошлых занятиях мы с вами закончили изучать сложноподчиненные предложения. Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока? (Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложноподчиненные предложения»)
- Какие умения мы должны с вами закрепить? (1. Определять виды придаточных по значению.2. Составлять схемы СПП 3. Уметь пользоваться правилами постановки знаков препинания.
-Да, ребята, целями нашего урока является повторение и углубление сведений о СПП, закрепление умения находить в СПП главное и придаточное предложение, видеть средство связи между частями предложения, расставлять знаки препинания, а также развивать речь, уметь строить высказывания на определенную тему.
-Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова известного современного лингвиста Золотовой Галины Александровны. (Чтение эпиграфа)
-Давайте убедимся в правоте этих слов.
Сегодня мы перенесемся в глубь веков, поговорим о святыне нашей Русской земли – Храме Покрова на Нерли. Предлагаю вам познакомиться с текстом Осетрова.
- Благодаря изящному слову гармоничному слова Осетрова, чей текст находится перед вами, мы испытываем необыкновенное чувство гордости за свою историю, культуру, речь.
-Кто же такой Осетров? (сообщение)
Работа по тексту
-Определите стиль текста. Докажите. (Художественный. Воздействует на читателя, его чувства и мысли путем создания живых образов и картин. Использование изобразительно-выразительных средств.)-Каков тип речи? (Описание с элементами повествования. Рисуется словесный образ предмета)-Автор использует художественное описание, для того чтобы эмоционально воздействовать, заставить почувствовать то же, что чувствует он сам.
-Как бы вы озаглавили этот текст?
-Назовите слова, словосочетания, характеризующие храм. (Парус, уносящийся вдаль; лучистая безмолвная звезда; белоснежный лебедь; недвижимый белый камень; белопенный храм)
- Одним из главных признаков художественного стиля являются изобразительно-выразительные средства. Докажите это. Найдите их. ( Эпитеты: благородные пропорции, духмяные травы, лазоревые цветы, муромские леса, нетленная фата, золотистые листья; сравнения: луга с травами и цветами, которые, как клевер, ведут, словно опахалами, стены словно колеблются, храм возвышается, как белоснежный лебедь, храм, как сказочное видение; олицетворения: играют солнечные лучи, крадется осень, храм растворяется, играют солнечные лучи, желтизной вспыхивают леса и др.)Работа по индивидуальному заданию.( Выписать слова с пропущенными буквами, объяснить написание слов)
-Давайте посмотрим на этот текст с точки зрения синтаксиса. А именно на употребление СПП.
-Какие предложения мы называем СПП? (Сложные предложения, части которых связаны подчинительными союзами и союзными словами называются СПП. В СПП есть главное и придаточное.)-Как определить вид придаточного предложения? (Чтобы определить вид придаточного предложения, нужно задать вопрос от главного предложения к придаточному.)
- Придаточные предложения выполняют большую смысловую работу, поэтому их делят на несколько групп в соответствии с теми значениями, которые они выражают. Какие же по значению группы СПП вам известны? (Выделяются 3 широкие по значению группы СПП с придаточными определительным, изъяснительным, обстоятельным).
-Придаточные определительные. Что это за предложения? Чем присоединяются придаточные определительные к главному? ( Присоединяются союзными словами.)
-В чем отличие союзного слова от союза? ( К союзному слову мы можем задать вопрос, оно является членом предложения)
-Приведите примеры СПП с придаточными определительными из текста. (10, 11, 13, 19, 30)
- Как вы думаете, почему такие предложения присутствуют в тексте? (Перед нами текст описательного характера)
-Выпишите предложение Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, которые пронеслись над его стенами.
Начертите схему, определите, каким членом предложения является союзное слово.
- Перед вами простые предложения, необходимо их преобразовать в СПП, учитывая смысловые значения. 1. Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. 2. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.
- Что дает синонимическая замена простых предложений на СПП? (В простых предложениях причастные обороты являются определением, подчеркивается признак предмета, а в СПП большее внимание уделяется действию)
-На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные? Как прикрепляются придаточные изъяснительные к поясняемому слову?
- Придаточные обстоятельственные. Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные? (Работа по таблице)
Места - где? Откуда? Куда
Времени – когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?
Причины – почему? Отчего?
Следствия - что из этого следует?
Образа действия и степени – как? Каким образом? Насколько?
Сравнения – подобно чему?
Цели – зачем? С какой целью? Для чего?
Условия – при каком условии?
Уступки –несмотря на что?
-Закончите начатое предложение, используя сравнительные союзы в подчиненном предложении: 1 Храм растворяется в окружающей белизне, словно … (тающая дымка медленно уходит с горизонта) 2 Осенняя радуга освещает силуэт храма, будто… (солнечный лучик скользит по его поверхности). 3 Своды храма по-прежнему полны жизни и чувства, словно… (они олицетворяют вечность)
-В СПП могут быть 2 или несколько придаточных предложений. На какие виды они делятся? (СПП с параллельным подчинением, СПП с последовательным подчинением, СПП с однородным подчинением, могут быть и более сложные комбинации.)
-Мы расставляли знаки препинания, чертили схемы к предложениям, а теперь предлагаю построить предложения по готовым схемам. [ ], (...) (14, 24)
- Много мы сегодня поработали. Какой мы можем сделать вывод – для чего и с какой целью используются СПП в тексте? ( СПП употребляются там, где необходима логика, нужно выразить сложную мысль, что-то аргументировать)
- Да, ребята, и наш текст является прекрасным подтверждением. Какие чувства и мысли вызывает у вас описание храма Покрова на Нерли? Прошу составить синквейн.
Храм
Легкий, белый
Двигался, парил, плыл
Храм этот дорог всем
Символ вечности жизни.
- А сейчас минутка поэзии. Послушаем стихотворение.
Утро. Храм.
Белеют стены –
Символ чистоты.
Очертанья совершенны,
Строги и просты.
Купол, будто свечки пламя,
В небо устремлен.
Пенье птиц. Дыханье мая
Колокольный звон.
Радость! Белые платочки.
А вокруг вода.
И псалмов святые строчки
За чредой чреда.
Облака в ветвях березы…
Дождик? Ну и пусть!
Русь святая!
Русь родная!
Дорогая Русь! Л.М.Пашкова.
-Я попросила Дину письменно ответить на вопрос: «Какие чувства и мысли вызывает описание храма Покрова на Нерли? А вас, ребята, я попрошу внимательно послушать и дать рецензию на эту творческую работу с точки зрения употребления в тексте СПП. (Чтение сочинения)
- Мне хотелось бы вернуться к эпиграфу нашего урока. Согласны ли вы со словами ученого Золотовой, что «человек высказывает сообщения, формирует умозаключения в процессе познавательной деятельности. Все это многообразие речевых потребностей и проявлений реализуется через синтаксис, в том числе и через СПП.»
Приложение
Текст для учеников
1Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. 2. Иногда прославленную белокаме..ную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.
3. Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естестве..но вписываются в окружающий пейзаж – луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.
4.Трудно сказать когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. 5. Недвижимый белый камень удивительным и таинстве..ным образом перекликается с временами года.
6. На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. 6. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. 7.Текут речные потоки. 8. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. 9. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов. 10. Любуясь Покровом на Нерли думаешь об истории храма о веках которые пронеслись над его стенами…
11. Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по стари..ному поверью, держала в руках плат-покров, защитив город от врагов.
12.Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников. 13. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы. Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распростране..но почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетле..ную розовую фату, прогоняя всякое зло.
14. Очень хорош Покров на Нерли летом когда косари выходят на пойму когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. 15. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга, с травами и цветами, которые, как ковер, ведут к храму. 16. А в воде, подступающей к холму отражается храм, как сказочное видение. 17. Храм плавает в подводной глубине.
18. Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопе..ный храм.
19. Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадется осень. 20. В холодном блеске осеннего солнца листья летят по ветру так стремительно, что воздух кажется густым и плотным. 21. Эти листья покрывают храм возле Покрова. 22. Печаль родных полей. 23. Столетиями перед храмом умирали цветы и травы, а звери..ные и человеческие рельефы, стройный камее..ый пояс, порталы, украше..ные резьбой, недвижимо возвышаются над окрестностью.
24.Покров на Нерли надо увидеть во время дождя когда огромная туча останавливается для того чтобы полюбоваться храмом. 25. Окрестные воды делаются мутно-зелеными, а строение приобретает задумчивость, словно ожидает кого-то. 26. И с неба на землю опускается осе..няя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.
27. Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. 28. Зимние припороше..ные деревья похожи на цветущие вишни. 29. Холодные своды храма по-прежнему полны жизни и чувства.
30. Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубле..ной в цвету. 31. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. 32. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне. 33. Он сам выбрал место для этого храма.
(По Е.И.Осетрову. Живая Древняя Русь)