Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (VIII вид).
МБОУ Снопотская СОШ Рогнединского района Брянской области
«Утверждаю»
Директор школы
___________ Качурин В.П.
Приказ от ____________№______
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________ Свинтицкая Г.В.
Дата ________________
«Рассмотрено»
Руководитель МО
____________________
Протокол от __________ №______
Рабочая программа
по русскому языку
для 6 класса (VIII вид)
Программу разработала
учитель русского языка и
литературы Качурина
Татьяна Дмитриевна
МБОУ Снопотская СОШ
на 2015 – 2016 учебный год
2015 – 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 270с.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Задачи преподавания письма и развития речи:
закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
развивать речь учащихся, обогащать её словарь;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Учебно-методические средства обучения:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Русский язык 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 270с.
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 6 КЛАССА (VIII вид).
Письмо и развитие речи 4 часа в неделю (137ч.)
№
п/п
Дата
Кол-во
часов
Тема урока
Стр.
Словарь
Коррекционная работа
1 четверть
Повторение
1
2
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
3-8
хозяин
Коррекция внимания, речи, памяти, фонематического слуха, расширение знаний об окружающем мире через
распространение предложений.
2
2
Однородные члены предложения.
9-13
фанера
Звуки и буквы
1
1
Алфавит. Звуки гласные и согласные.
14-16
Совершенствование орфографической зоркости.
2
1
Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие.
16-17
Развитие слухового внимания.
3
1
Правописание звонких и глухих согласных. Письмо по памяти.
17-18
Деление текста на части.
4
1
Р.р. Составление рассказа по опорным словам и словосочетаниям, сочинение «Снегурочка».
21-22
Развитие письменной речи.
5
2
Упражнения на закрепление.
22-24
Предложения по схемам.
6
2
Проверочный диктант по теме «Звуки и буквы». Работа над ошибками.
125
Проверка знаний учащихся.
Отработка недочетов и пробелов в знаниях
Состав слова
1
1
Корень и однокоренные слова.
25-28
Деформированные предложения.
2
1
Приставка. Образование слов при помощи приставки.
29-30
Развитие фонематического слуха.
3
1
Суффикс. Образование слов при помощи суффикса.
30-33
мужчина
женщина
Связь слов в предложении.
4
1
Окончание.
34-35
Деформированный текст.
5
2
Упражнения на закрепление.
36-39
семена
Родственные слова.
6
1
Правописание безударных гласных в корне слова. Словарный диктант.
40-43
Подбор родственных слов.
7
1
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
43-45
сейчас
теперь
Однокоренные слова.
8
1
Непроизносимые согласные в корне слова. Письмо по памяти.
46-47
Развитие связной речи.
9
2
Упражнения на закрепление.
47-52
Подбор слов по схемам.
10
2
Приставка и предлог. Письмо по памяти.
52-56
середина
Развитие памяти и внимания.
11
1
Разделительный твёрдый знак (Ъ) после приставок.
57-59
Деформированный текст.
12
1
Письменный краткий пересказ, изложение «Догадливый хомяк».
55-56
Развитие письменной речи.
13
2
Правописание приставок. Письмо по памяти.
59-61
62-64
договор
выкройка
Развитие памяти и внимания.
14
1
Р. р. Деловое письмо-объявление.
67
Развитие письменной речи.
15
2
Контрольный диктант по теме «Состав слова».
Работа над ошибками.
124
Проверка знаний учащихся.
Отработка недочетов и пробелов в знаниях
16
1
Р. р. Составление рассказа, сочинение «К людям за помощью».
66-67
Развитие письменной речи.
17
2
Упражнения на закрепление. Словарный диктант.
68-72
Развитие орфографической зоркости.
2 четверть
Части речи
1
2
Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Упражнения в определении частей речи.
73-76
богатство
добыча
Схемы слов.
Имя существительное
1
1
Род, число, падеж имен существительных.
77-79
Ответы на вопросы.
2
2
Имена собственные.
80-83
Предложения по картинке.
3
2
Склонение имен существительных в единственном числе. Письмо по памяти.
83-87
смородина
медаль
солдат
Работа с деформированным текстом.
4
1
Окончания существительных 1-го склонения в Р.,Д., П. падежах.
88-89
Составление предложений.
5
1
Окончания существительных 2-го склонения в Т., П. падежах.
89-90
Развитие мышления.
6
1
Окончания существительных 3-го склонения в Р.,Д., П. падежах.
90-92
Составление словосочетаний.
7
2
Проверочный диктант по теме «Имя существительное». Работа над ошибками.
125
Проверка знаний учащихся.
Отработка недочетов и пробелов в знаниях
8
1
Р. р. Письменный пересказ, изложение «Красивая лиственница».
94
Ответы на вопросы.
9
2
Упражнения на закрепление.
92-97
Развитие орфографической зоркости.
10
2
Склонение имен существительных во множественном числе.
97-100
директор
инженер
Развитие наглядно-образного мышления.
11
2
Дательный падеж существительных множественного числа. Словарный диктант.
100-101
Составление словосочетаний.
12
2
Письмо по памяти. Творительный падеж существительных множественного числа.
101-103
Развитие словесно-логического мышления.
13
2
Предложный падеж существительных множественного числа.
104-105
·Деформированные предложения.
14
2
Родительный падеж существительных множественного числа.
105-106
Составление словосочетаний.
15
1
Правописание существительных с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце в Р.п. множественного числа.
107-110
Развитие орфографической зоркости.
16
2
Контрольный диктант по теме «Склонение имен существительных».
122
Проверка знаний учащихся.
Отработка недочетов и пробелов в знаниях
17
1
Р. р. Письменный пересказ по плану, изложение «Мороз».
116-117
Развитие письменной речи.
18
1
Р. р. Деловое письмо в стенгазету.
110-111
кефир
сметана
Подписи к иллюстрациям.
3 четверть
19
2
Существительные только единственного и только множественного числа.
111-114
печенье
шоколад
Составление словосочетаний.
20
2
Упражнения на закрепление.
114-118
депутат
председатель
Развитие орфографической зоркости.
21
1
Р. р. Письменный пересказ, изложение по цветной репродукции картины Б.М. Кустодиева «Школа в Московской Руси».
117-118
Развитие письменной речи.
22
2
Проверочный диктант по теме «Склонение существительных во множественном числе». Работа над ошибками.
126
Проверка знаний учащихся.
Отработка недочетов и пробелов в знаниях
Имя прилагательное
1
2
Имя прилагательное, как часть речи.
120-125
командир
рапорт
Развитие слухового восприятия.
2
2
Изменение имен прилагательных по родам.
125-127
океан
Деформированные предложения.
3
1
Окончания имен прилагательных в мужском роде. Словарный диктант.
127-129
Развитие мышления.
4
1
Р. р. Составление рассказа по плану, сочинение «Как изменилась природа зимой».
129
Развитие зрительной памяти.
5
1
Окончания имен прилагательных в женском роде.
130-131
Изменение слов по образцу.
6
1
Окончания имен прилагательных в среднем роде.
131-133
шоссе
Развитие слуховой памяти.
7
1
Родовые окончания прилагательных. Письмо по памяти.
133-134
Дополнение предложений.
8
2
Проверочный диктант по теме «Изменение имен прилагательных по родам». Работа над ошибками.
136
Проверка знаний учащихся.
Отработка недочетов и пробелов в знаниях
9
3
Изменение имен прилагательных по числам.
135-136
137-139
139-141
сосед
Подбор прилагательных.
10
2
Упражнения на закрепление.
142-146
Изменение слов по образцу.
11
2
Склонение имен прилагательных в единственном числе.
146-150
Подбор прилагательных.
12
2
Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.
150-152
мавзолей
трибуна
Распространение предложений.
13
2
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
153-157
прекрасный
Выделение словосочетаний.
14
1
Р. р. Письменный пересказ, изложение по плану «Дятел».
157
Составление словосочетаний и предложений.
15
2
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
158-162
календарь
Подбор прилагательных.
16
2
Контрольный диктант по теме «Склонение имен прилагательных в единственном числе».
136
Проверка знаний учащихся.
Отработка недочетов и пробелов в знаниях
17
2
Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Деловое письмо другу.
163-167
интересный
Изменение предложений по образцу.
18
2
Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода. Письмо по памяти.
168-172
апельсин
мандарин
Составление словосочетаний.
19
1
Р. р. Деловое письмо-заметка.
177
агроном
Подбор прилагательных.
4 четверть
20
1
Склонение имен прилагательных женского рода. Словарный диктант.
179-180
Подбор синонимов.
21
2
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода.
180-188
оборона
гербарий
Распространение предложений.
22
1
Р. р. Письменный пересказ, изложение по плану и опорным словам «Чем пахнет весна».
188-189
Изменение предложений по образцу.
23
2
Винительный падеж имен прилагательных женского рода. Письмо по памяти.
189-194
конфета
Подбор прилагательных к существительным.
24
2
Упражнения на закрепление.
194-197
сервиз
Подбор прилагательных.
25
2
Проверочный диктант по теме «Склонение имен прилагательных женского рода». Работа над ошибками.
135
Проверка знаний учащихся.
Отработка недочетов и пробелов в знаниях
26
2
Упражнения на закрепление.
Письмо по памяти.
199-206
201
Подбор ответов на вопросы.
27
1
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
206-208
Составление словосочетаний.
28
1
Родительный и предложный падежи.
208-210
Замена предложений, одним словом.
29
2
Дательный и творительный падежи. Письмо по памяти.
210-215
космонавт
Составление предложений.
30
2
Упражнения на закрепление. Словарный диктант.
215-225
Составление предложений по схеме.
Предложение
1
1
Однородные члены предложения.
226-227
Составление предложений по схеме.
2
1
Однородные подлежащие и сказуемые.
228-229
балкон
Озаглавливание текста.
3
2
Знаки препинания между однородными членами.
Письмо по памяти.
230-235
234
экватор
материя
вытачка
Согласование прилагательных и существительных.
4
2
Сложное предложение.
237-244
фонтан
Ответы на вопросы.
5
2
Обращение.
245-249
пожалуйста
Составление словосочетаний.
6
2
Упражнения на закрепление. Словарный диктант.
250-253
Подбор прилагательных.
Повторение
1
1
Повторение.
254-260
Составление предложений.
2
2
Годовой контрольный диктант.
Работа над ошибками.
157
Проверка знаний учащихся. Отработка недочетов и пробелов в знаниях
3
2
Повторение.
261-268
Развитие мышления.
Итого: 137 часов; из них – контрольные диктанты – 4 часа; развитие речи – 10 часов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по письму и развитию речи
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- правильно обозначать звуки буквами на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путём подбора родственных слова;
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;
- строить простое распространённое предложение с однородными членами;
- связно высказываться устно и письменно (по плану);
- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
- способ проверки написания гласных и согласных в корне слов.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- правильно обозначать звуки буквами на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;
- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
- алфавит.
Словарь.
Агроном, антенна, апельсин, балкон, богатство, выкройка, вытачка, гербарий, депутат, директор, добыча, договор, женщина, инженер, интересный, календарь, кефир, командир, коммунист, конфета, космонавт, мавзолей, мандарин, материя, медаль, мужчина, оборона, океан, перрон, печенье, пожалуйста, председатель, прекрасный, рапорт, сейчас, семена, сервиз, середина, сметана, смородина, солдат, соседи, телеграмма, теперь, трибуна, фанера, фашист, фонтан, хозяин, шоколад, шоссе, экватор (52 слова).
13PAGE 15
15