Мастер-класс как современная форма методической работы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
г. Симферополя Республики Крым
Мастер-класс как современная форма методической работы
учитель технологии МБОУ
«СОШ № 24» г. Симферополя
Ярмусь Н.С.
Симферополь – 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………… .3 стр.
1.Мастер – класс как форма профессионального обучения педагогов 3 стр.
2. Планирование, организация и оценка мастер – класса…………….…5 стр.
3. Заключение ……………………………………………………………....6 стр.
4. Литература…………………………………………………………… …7 стр.
Введение
Обучать - значит вдвойне учиться.
Ж. Жубер
На современном этапе развития общества система Российского образования претерпевает существенные изменения. Основной фигурой, реализующей на практике нововведения, является педагог. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано: «Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего». [2, с. 63]
Для успешного введения различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность выражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. [3, с. 106]
Профессионализм предполагает не только владение современными образовательными технологиями, но и их постоянное совершенствование.
Чтобы отвечать новым условиям, педагог должен постоянно учиться, повышать свою квалификацию, расширять кругозор.
Мастер – класс как форма профессионального обучения педагогов
Мастер – класс является одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта. Идея мастер – класса заимствована из педагогической практики музыкантов и художников и состоит в том, что признанный мастер демонстрирует свои уникальные приёмы работы широкому кругу подготовленных слушателей. Здесь в отличии от публичных выступлений, участники имеют возможность увидеть процесс рождения шедевра, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни удаётся лишь немногим.
Общие положения о мастер – классе:
мастер-классы являются одной из форм профессионального обучения педагогов;
мастер-классы представляют собой профессиональные объединения педагогов;
в мастер-классах объединяются педагоги, желающие освоить предлагаемые им программы, методики, технологии;
в мастер-классах объединяются педагоги, желающие получить полную информацию о позитивном опыте педагога-мастера;
Цель мастер – класса:
Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
Задачи мастер – класса:
обобщение опыта работы педагога-мастера по определённой проблеме;
передача педагогом-мастером своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
совместная отработка методических подходов педагога-мастера и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования;
Формы проведения мастер – класса:
сюжетно – ролевая игра в форме групповой работы;
метод коллажа;
уроки со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приёмы эффективной работы с воспитанниками; изучение результатов деятельности педагога-мастера и его учеников;
самостоятельная разработка слушателями собственной модели мероприятий по методике или технологии учителя-мастера;
совместное моделирование внеклассного мероприятия;
посещение и анализ открытых мероприятий педагога-мастера и участников мастер-класса;
круглые столы;
дискуссия по результатам занятий;
Тематика мастер – классов включает в себя:
обзор актуальных проблем и технологий;
различные аспекты и приёмы использования технологий;
авторские методы применения технологий на практике;
тонкости и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах;
использование современных информационных и коммуникационных технологий;
использование мультимедийных контролирующих и обучающих программ;
организация проектной, исследовательской, творческой деятельности учащихся;
использование в образовательной деятельности аудиовизуальных средств;
организация работы с одарёнными учащимися;
общие проблемы обучения современного школьника;
основные ориентиры современного обучения и воспитания;
вопросы педагогической диагностики и целеполагания в работе педагога;
отбор и конструирование содержания урока;
организационно-методическое обеспечение обучающей деятельности педагога;
использование компьютера как средства для обучения, инструмента поддержки предметных уроков;
актуальные проблемы и технологии обучения (ролевые игры, методика «погружения», профильное обучение и др.);
демонстрация умения развивать различные виды памяти на материале своего предмета;
привитие интереса к изучению своего предмета;
авторские методики обучения отдельным учебным предметам с использованием ИТ;
различные аспекты использования информационных технологий ( формы телекоммуникаций, разработка веб-сайтов, поиск и использование ресурсов Интернета);
В ходе мастер – класса участники:
изучают разработки по теме мастер-класса;
участвуют в обсуждении полученных материалов и результатов;
задают вопросы, получают консультации;
предлагают для обсуждения собственные проблемы, разработки;
высказывают предложения по решению обсуждаемых проблем;
изучают научно-практические разработки по теме мастер-класса (концепции образовательных областей, новые учебные программы, рекомендации по организации профильного обучения и т. п. );
Форма работы мастер-класса в значительной степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который в конечном итоге и задаёт на мастер-классе изначальную точку отсчёта в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия. Инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт сторицей окупиться возможностью получить необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.
2. Планирование, организация и оценка мастер – класса
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». То есть основными задачами мастер-класса являются: обобщение опыта педагога по определенной проблеме, передача этого опыта, совместная отработка методических приемов, оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования.
При планировании работы формулируется тема мастер-класса. В названии темы не должно быть «заумных» профессиональных терминов. Она должна звучать понятно и просто. Например: «Учимся понимать текст». Структура мастер-класса различной направленности строится по принципу, отражающему логику процесса познания: ввод новых знаний, усвоение знаний, рефлексия.
Первая – это теоретическая часть занятия. На данном этапе представляется педагогический опыт руководителя мастер-класса по определенному направлению деятельности.
Вторая часть мастер-класса отводится на отработку полученных знаний в процессе приобретения необходимых навыков. На этом этапе в роли учеников выступают участники мастер-класса, а руководитель в роли педагога. На данном этапе важно осознание каждым педагогом эффективности изучаемой педагогической технологии.
На третьем этапе – рефлексия. Педагоги объединяются по группам и разрабатывают занятие, план темы в рамках изучаемого педагогического опыта. Результаты работы выносятся на обсуждение. Очень важен тот факт, что каждый участник мастер-класса получает конкретные рекомендации для практической деятельности.
После проведения мастер-класса «педагог-мастер» должен адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Оценка эффективности подготовки и проведения мастер-класса осуществляется по следующим критериям:
1. Чѐтко поставленная проблема.
2. Соответствие темы содержанию.
3. Мотивированность.
4. Инновационность.
5. Раскрытие сути метода, приѐма, либо его особенностей.
6. Грамотная речь.
7. Последовательность изложения.
8. Взаимодействие с аудиторией.
9. Умение импровизировать.
10. Творчество.
11. Выполнение поставленных задач.
12. Рефлексивная деятельность.
13. Практическая значимость.
Таким образом, мастер-класс должен обладать логической завершенностью, быть результативным, содержать набор оптимальных средств решения целей и задач занятия, демонстрировать личные интересы и особенности конкурсанта, его образованность, широту кругозора, умение выйти за рамки своего предмета, подняться до философских обобщений, показать социальную и гражданскую зрелость.
Заключение
Мастер-класс – это форма ученичества, активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы. Правильно организованный мастер-класс является эффективной формой профессионального обучения, так как позволяет включить всех в активную деятельность, организовать самостоятельную работу в малых группах, провести обмен мнениями, раскрыть творческий потенциал всех его участников.
Подготовка и проведение мастер-класса является хорошей школой повышения профессионального мастерства, а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к творчеству, содействует раскрытию личного потенциала и роста мастерства. Учитель-Мастер проводит занятие, демонстрируя приёмы эффективной работы, стараясь задействовать участников в процесс занятия, сделать их активными участниками его действа. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы и стали соучастниками раскрытия темы.
Четкой структуры проведения мастер-класса не существует. Мастер-классы могут быть разнообразными по целям, задачам и структуре.
Методистами разработаны разнообразные алгоритмы пошаговой организации мастер – классов. Таким образом, можно утверждать, что мастер-класс является эффективной формой повышения профессионально мастерства педагогов. А использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках квалификационного испытания при аттестации, конкурсного испытания педагогов или в рамках распространения педагогического опыта работников образовательной системы.
Литература
1. Машуков А.В. Организация и проведение мастер - классов. Методические
рекомендации . – Челябинск, 2007. – 13 с.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
//Вестник образования России – 2010. - № 4. – С. 63
3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных
заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов.—
М.: Школа-Пресс, 2002.
4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в
современной школе: методическое пособие. - М.: Педагогическое
общество России, 2010. – 448 с.
5. Русских Г. А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к
творческой профессиональной деятельности // Методист. – 2002 - № 1 – С.
38 – 40
6. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие /
Е. М. Пахомова, Л.П. Дуганова. – М.: АПКиППРО, 2006. – 168 с.
7. Хуртова Т.В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер -
классы. - Волгоград: Учитель, 2008 .– 76 с.