Технологическая карта урока по теме Обмен, торговля, реклама (обществознание, 7 класс)


Курс «Обществознание» 7 класс
Тема урока: «Обмен, торговля, реклама»
Учитель истории и обществознания
Печерная Ольга Юрьевна
Рыбачьевкая школа, г. Алушта, Республик Крым
2015 год
Цель урока:
Познакомить учащихся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его прогрессивной формой – торговлей.
Содержание урока опирается на материалы учебника 6 класса, а также закладывает основу для освоения в курсе 8 класса материалов параграфов «Рыночная экономика», «Потребление», «Мировое хозяйство и международная торговля»
Задачи урока:
Сформировать представление об обмене как важной сфере экономической жизни общества.
Способствовать пониманию учащимися роли и влияния современных форм обмена и торговли на обеспечение роста экономического благополучия любой страны и её граждан.
Научить различать виды обмена и характеризовать торговлю как особый вид экономической деятельности; раскрывать роль рекламы в развитии торговли.
Сформировать умение выполнять практические задания с использованием элементов проектной деятельности; определять собственное отношение к влиянию рекламы на поведение потребителей и эффективность торговли; оценивать своё поведение с точки зрения рационального покупателя.
Основные термины и понятия:
Товар, обмен, потребительская стоимость, меновая стоимость, цена товара, реклама, бартер, рынок.Содержание урока: разделение труда, формы ведения хозяйства, необходимые условия обмена, свойства товара (различия между потребительской и меновой стоимостью), работа с новыми терминами и понятиями, понятие, функции и виды торговли, понятие рекламы, практические задания для закрепления материала.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, учебник, тетрадь, раздаточный материал (таблицы для заполнения, списки для практического задания)
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)
Этапы урока Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
I.Организация класса. - Добрый день!
- Рада вас видеть? Вы готовы к уроку? Тогда начнем.
Слайд 1. Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).
2. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
3. Применять смысловое чтение познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов.
4. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
4. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план выполнения самостоятельной работы).
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
3. Уметь формулировать собственное мнение и позицию.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты
1. Формирование картины мира как порождения трудовой предметно – преобразующей деятельности человека.
2. Формирование границ собственного знания и «незнания».
3. Усвоение основных моральных норм (справедливое распределение, честность).
II. Актуализация знаний. Слайд 2.
Учитель: давайте вспомним:
- Что создаётся трудом?
- Как влияет на экономику разделение труда?
- Какие формы ведения хозяйства вы помните?
Слайд 3.
- Какая форма хозяйствования в большей степени отвечает целям экономики? III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. Слайд 4.
Беседа с учащимися:
Учитель:
- Всегда ли обмен бывает справедливым и равным?
- Кто выигрывает от торговли продавец или покупатель?
Учитель: из ваших ответов я поняла, что вы уже имели личный опыт обмена и понимаете, что такое торговля. Конечно, ведь это реалии современной жизни человека. Мы каждый день что-то покупаем, смотрим по телевизору или в Интернете рекламу товаров, даже малыши в детском саду обмениваются игрушками.
Сегодня на уроке мы попробуем найти ответы на вопросы:
Зачем люди обмениваются?
Что такое торговля и каковы её формы?
Что такое реклама и почему её называют «двигателем торговли»
Слайд 5. План урока IV. Решение проблемы, открытие новых знаний. Слайд 6. Обмен
Учитель: склонность к обмену – одна из черт человеческой природы, отличающая человека от других живых существ. Она играет огромную роль в экономическом механизме
Слайд 7.
Учитель:
Что нужно сделать чтобы обмен состоялся?
Произвести экономическое благо
Предложить его к продаже (то есть сделать ТОВАРОМ)
Учитель: Если все участники обмена действуют по собственной воле, то они согласятся на него лишь при одном условии: если будут считать, что обмен обеспечит им определенный выигрыш, то есть увеличит их доходы. Таким образом, обмен создает богатство в каждой из торговых сделок. Именно это свойство обмена превратило его в основу экономической жизни людей и инструмент обеспечения их благополучия и богатства.
Слайд 8. Свойства товара.
Учитель: стоимость товара делится на потребительскую стоимость(в основе которой лежит полезность товара людям и обществу) и меновую стоимость 9то есть способность товара обмениваться на другие продукты)
Слайд 9. Работа с новыми терминами: Стоимость, цена товара
Слайд 10. Работа с новыми терминами: Бартер, рынок.
Учитель: Давайте поговорим о цене товара. Первичная функция цены – измерительная. С помощью цены устанавливается стоимость товара.
Обратите внимание на связь стоимости товара и цены. Стоимость лежит в основе определения цены, но почти никогда стоимость и цена не равны между собой, так как на цену оказывают влияние ещё множество факторов: спрос на товар, конкуренция, затраты на доставку, обслуживание.
Слайд 11. Торговля
Учитель: давайте вспомним, когда и при каких условиях произошел переход от натурального хозяйства к товарному и регулярному обмену (изучение второго пункта плана в значительной степени строится на знания учащихся по истории: развитие ремесла, переход к товарно-денежным отношениям, различия между внешней и внутренней торговлей)
Торговля - это отрасль хозяйства, в которой происходит реализация товаров путём купли – продажи.
Слайд 12. Функции торговли.
Удовлетворять потребности
Развивать деловую активность
Накапливать богатства
Слайд 13, 14. Виды торговли.
Виды торговли:
Оптовая (крупные партии товара)
Розничная (единичный товар)
Слайд 15 Виды торговли
Виды торговли:
Внешняя (с зарубежными странами)
Внутренняя (в пределах одной страны) V. Выполнение продуктивных заданий по теме. Слайд 16. Работа в малых группах
Практическое задание
Из предложенного списка (раздаточный материал)необходимо выбрать примеры:
Оптовой и розничной торговли
Внешней и внутренней торговли
Слайд 17. Реклама – двигатель торговли.
Слайд 18. Понятие рекламы
Реклама – (от лат. Reclamo – выкрикиваю) – информация о потребительских свойствах товара.
Слайд 19. Самостоятельная работа с текстом учебника
Задание: прочитать текст учебника и заполнить таблицу ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)
Слайд 20. Описание работы по заполнению таблицы ПМИ (слайд демонстрируется на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания)
ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)- «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»- «Минус» (-) записываем те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»- «?» предназначена для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
Слайд 21,22. Мозговой штурм.
Вопросы для обсуждения:
- Как обмен решает задачи экономики?- Что необходимо для выгодного обмена?- Зачем люди и страны торгуют?- Для чего нужна реклама товаров и услуг VI. Итог урока. Рефлексия. Слайд 23. Рефлексия
- Какая информация, из полученной на уроке, была для вас новой?
- Как эта информация может пригодиться вам в реальной жизни? VII. Домашнее задание.
Слайд 24. Домашнее задание.
Читать параграф 12.
Творческое задание 2 на стр. 104 (Вырезать из газет несколько рекламных объявлений и дать им оценку, учитывая следующие требования: интерес потребителя, полезность обществу, правдивость, ненавязчивость).
Слайд 25. Спасибо за плодотворную совместную работу!