Презентация на тему Устное народное творчество для выразительности детской речи
Устное народное творчество для выразительности детской речиПодготовила:Воспитатель Соловьева В.И.2015 год
ppt_yppt_yppt_y
Цель:Использование произведений русского народного фольклора как возможность развития речи детей младшего возраста, сделать их жизнь интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя и окружающий мир.
Задачи:- освоение разговорной речи- расширение словарного запаса- воспитание звуковой культуры речи- формирование связной речи- расширение представлений детей о разных формах фольклора.
Фольклор – народная мудростьНачало искусства слова – в фольклоре. М.ГорькийУстное народное творчество является одним из важнейших средств обучения родному языку.
Детский фольклор русского народа необычно богат и разнообразен. Он представлен сказками, многочисленными произведениями малых жанров – колыбельные песни, потешки, припевы, скороговорки, считалки, дразнилки, прибаутки, загадки.Детский фольклор своеобразная кладовая, в ней хранятся произведения взрослых, ставшие детскими.
Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливает ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышаться в песенках: Ладушки, ладушкиГде были? – У бабушкиЧто ели? – кашку…Чики, чики, кички, березовые лычки!Летели две птички, собой невелички…Скок – поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу!
Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний дети, подражая взрослым начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность.Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова русского.Простота и мелодичность звучания потешек, песенок, прибауток помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки, песенки, прибаутки в свои игры во время кормления куклы или укладывания ее спать.
ppt_yppt_yppt_y
Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они отразили различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий. Скороговорки – это безобидные словестные игры детей. Они произносятся быстро повторяя труднопроизносимые стихи и фразы. Скороговорка сочетает однокоренные или созвучные слова:Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Одни скороговорки живут много лет и дошли до наших дней из глубины веков, другие сложены в наше время.На дворе – трава, на траве – дрова. У гусыни усов ищи не ищи – не сыщешь.Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением:Ехал Грека через реку, Сунул Грека руку в рекуВидит Грека в реке рак Грека рак за руку цап!
- наглядно - образное мышление- воображение- развитие речи- появление первого опытаМладший дошкольный возраст
Детский фольклор это:- прибаутки- потешки- песенки- пестушки- заклички- колыбельные- сказочки- считалки- хороводные игры
ppt_yppt_yppt_y
Шутки и прибаутки –забавные песенки.Заклички – обращение к явлениям природы.Считалки – стишки,позволяющие распределить роли.
Хороводные игры- любимые забавы малышей
Игры - инсценировки«Сидит кот у ворот,К себе кошечку ждет,На балалаечке поигрывает,Мышкам глупенькимподмигивает…»
«Трух – трух – трухХодит по двору петух.Котик по двору идет,Ищет мышку Васька-кот» Развивает речевую функцию, общую двигательную систему.Народные подвижные игры
«Идет коза» «Сорока»«Ладушки» Развивает: ритм, мелкую моторику-рук, органы речи, движение.Учит: речевым паузам, отсутствию монотонности речи, хорошему темпу, правильному произношению (Речь <—> Движения рук)Потешки
Атмосфера сказки.В печи калачиКак огонь горячиДля кого печены?Для тебя калачи.Для кого горячи?Мышка в чугунке зеленомНаварила каши пшенной.Ребятишек дюжинаОжидает ужинаРазвивающая среда способствует речевому и познавательному развитию
режимные моментыпрогулкаОбразовательная деятельность
Баю-баю, спи, дружок, Повернись на правый бок. Только ты один не спишь. Закрывай глаза, малыш.
style.rotation
style.rotation
Раскапризничался Саша.Саша есть не хочет кашу.Саша, с кашей не шути!Как же будешь ты расти?Ведь от каши, мальчик милый,Ты получишь много силы.
Ой, ты, зимушка-зима,Ты с морозами пришла.Ветер воет, вьюга вьет,Вдоль по улице метет.
Мы не мальчики, мы не девочки,Все мы рыженькие белочки.С веточки на веточку, с сучка на сучок, прыг да скок, прыг да скок.Скушали кашку-Чем вымыть чашку?Дома в кадушкеВоды-то ни кружки!
Если хочешь прогуляться,Нужно быстро одеваться,Дверцу шкафа открывай,По порядку надевай.
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Ай, лады, лады, лады,Не боимся мы воды!Чистая водичкаУмоет наше личико,Вымоет ладошки,Намочит нас немножко,Ай, лады, лады, лады,Не боимся мы воды!
Малыши -крепыши вышли на площадку,Малыши крепышиДелают зарядку!Раз-два,Три-четыре.Руки выше!Ноги шире!
Таким образом, под влиянием произведений устного народного творчества у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует языковую подготовку ребенка, развивает образность, выразительность детской речи, естественно и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.Вывод
Спасибо за внимание!
ppt_yppt_yppt_y