Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурной направленности « Народное искусство и художественное творчество»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 -МНОГОПРОФИЛЬНАЯ»

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора №
от « » августа 2015 г
_____________Н.К. Мартина
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общекультурной направленности
« Народное искусство и художественное творчество»
для обучающихся 3 класса
(34 часа)
Разработчик-составитель:
Набиева С.Т.
Нижневартовск -2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В современных условиях модернизации российского общества, в частности, российского образования, одним из приоритетных направлений совершенствования гражданственности является возрождение и активное изучение духовных традиций художественной культуры России и мира. Ключевыми становятся дидактические принципы культуросообразности и культуропреемственности образования. В связи с этим, является своевременной необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям продекларированным в «Стратегии развития России – 2020», Законе Российского Федерации «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которые гарантирует гражданам России защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства: «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Так же учитываются требования нового «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС), Президентская инициатива «Наша новая школа», «Концепция этнокультурного образования в России», «Примерные и рабочие программы по учебным предметам: технология(1-4 классы).
Постижение обучающимся феномена народного искусства позволяет ему включиться в процесс художественно-творческой, проектной и исследовательской деятельности на основе мотивированной потребности, новых операционных действий, эмоциональной окрашенности, вскрыть родники родовой, генетической памяти, ощутить себя обладателем макрокосмических тайн народного искусства, раскрывает новые стороны универсальных учебных действий, ценностных ориентиров и духовно-нравственных начал, коммуникативных связей в системе межкультурного диалога и этнокультурного образования.
Включение в методическое обеспечение внеурочной деятельности региональных особенностей функционирования этнокультуры позволяет педагогу и обучающемуся глубже осознать многообразие, полифункциональность народного искусства, бережно относиться к культуре большой и малой Родины.
В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству, как основе духовно-нравственного образования и воспитания, становиться не только значимым, но и безусловно актуальным. Программа «Рукоделие» - художественное творчество 1-4 класс построено на основе новационныхдидактических принципах гуманизма, культуропреемственности, культуросообразности, природосообразности, социального партнерства, индивидуально-творческого самовыражения, целенаправленного сотрудничества и сотворчества, дифференциации и интеграции, диагностичности, единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения и воспитания, разработанных автором и активно внедряемых в современной методологической и педагогической практике.
Гуманизм и гуманизация образования и воспитания - единство общекультурного, социально-нравственного и духовного развития личности, понимающей и принимающей коллективное начало в развитии гражданского общества.
Культуропреемственность- постижение глубинных смыслов отечественной народной художественной культуры, составляющей первооснову сохранения и развития государственности.
Культуросообразность- единство культуры, традиций и опыта творческой деятельности, в условиях постижения мировой культуры.
Природосообразность– опора на индивидуальные способности и особенности личности, развивающейся по законам добра и красоты.
Социальное партнерство – равноправие сторон, уважение позиций, учет интересов и потребностей объектов сотрудничества и взаимодействия.
Индивидуально-творческое (личностное) самовыражение – феномен творческой трансляции системы ценностей в учебно-исследовательской, научно-практической и художественно-образной деятельности.
Целенаправленное сотрудничество и сотворчество – взаимодействие в диалоге, направленное на формирование новых стилей научного, творческого и социального мышления.
Дифференциация и интеграция – постижение процесса и результата деятельности на основе неразрывности и единства взаимосвязей, общего, частного и целого.
Диагностичность – проверяемость результирующих действий, с применением параметрических и непараметрических средств математической статистики.
Единство фундаментальности и профессиональной направленности обучения и воспитания – связь обучения с жизнью, наукой и культурой, теории с практикой, индивидуальных потребностей с социальной необходимостью.
Предложенные дидактические принципы раскрывают четкие связи важнейших компонентов метапредметного знания в условиях внеурочной деятельности обучающегося, несущего гражданскую ответственность за свою судьбу, судьбу своей страны и судьбы прошлых поколений наших предков.
Важным фактором организации внеурочной деятельности становятся подходы по формированию универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия необходимо рассматривать в следующей системе:
1.Личностные действия – личностное, жизненное, профессиональное самоопределение; смыслообразование; нравственно-эстетическое оценивание.
2.Регулятивные действия – самоопределение, саморегуляция, смыслообразование, где целеполагание и планирование, с учетом коррекции и рисков выступают главенствующими действиями личности.
3.Познавательные действия – поиск, анализ, личностное открытие.
4.Коммуникативные действия – самоидентификация, социализация личности, принятие позиции сотрудничества и сотворчества в условиях Диалога.
Универсальные учебные действия формируются в разнообразной учебно-практической деятельности:
Проектная деятельность
Проблемно-поисковая деятельность.
3.Тренинг, мозговой штурм, творческая дискуссия.
6.Деятельность по собиранию и освоению народных традиций.
7.Деятельность по реконструкции (творческая, практическая реконструкция и т.д.).
В практической деятельности наиболее актуальными становятся следующие блоки традиционной художественной культуры:
1.Ценности народного искусства: народные художественные промыслы и ремесла; функции народного искусства.
2.Художественная эстетика народного искусства (экстерьере, интерьере, костюме,).
3.Единство, взаимосвязи и взаимовлияние этнокультурных явлений в народном искусстве. Развитие искусства разных народов России по законам единства.
Использование полифункциональности народного искусства в художественном творчестве позволяет обеспечить системное включение обучающегося в разнообразные формы индивидуально-коллективной деятельности, восстановить разрыв ценностных связей синкретизма народного искусства.
Цель программы «Народное искусство и художественное творчество. 3 класс» - формирование социального, ценностного (творческого), коллективного (народного) опыта в системе ценностей народного искусства для постижения культуры своей Родины и мира в межкультурном диалоге и взаимодействии.
Задачи:
- расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификации и самоэстетизации личности;
- формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства;
- развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Изобразительное искусство”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты образа из красок: цвет, изобразительное и цветовое решение и др
Программа “ изобразительное искусство” рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Группа состоит из детей в возрасте 9-10 лет.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, творческие мастерские, игры, конкурсы, выставки.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
1.3 Требования к уровню подготовки учащихся по итогам работы занятий:
Познавательные УУД:
• научатся различным приемам работы с красками;
•будут знать основные принципы цветоведения ;
• научатся следовать устным инструкциям, делать наброски;
• будут создавать композиции из предметов и аппликации;
• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
• познакомятся с произведениями классиков ИЗО;
Регулятивные УУД:
•– овладеют навыками культуры труда;
•научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
•концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений.
•проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Коммуникативные УУД:
•– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе
•научатся договариваться и приходить к общему мнению в решении совместной деятельности.
•научатся осуществлять взаимный контроль и распределять функции в совместной деятельности
Формы подведения итогов
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся
Тематический план. Начальное основное образование.
3 класс 
№ Виды и направления деятельности Содержание темы Количество часов
1.
Художественное творчество 1). Праздничный народный костюм – система табу моих предков. Орнамент. Вышивка. Ручное ткачество. Украшение жемчугом и бисером. Отделка мехом. Пояс в народном костюме.
2). Глиняная народная игрушка: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Тульская и др. Игрушка – свистулька. Рукотворная кукла в культуре народов России.
3). Родовое полотенце. Обереговые знаки-архетипы. Вышивка. Ткачество. Кружево.
4). Набивка на ткани. Ивановские набивные ситцы. Павло-Посадский платок. Платок в культуре народов России. 2
3
3
2
2. Фольклор 1). Скатерть-самобранка. Традиции гостеприимства и застолья у народов России
2). Расскажи мне сказку: Театрализация народной сказки «Как мужик корову продавал». Сказки народов России.
3). Мифы и легенды наших предков о богатырях. Петр Первый, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Федор Ушаков, Михайло Ломоносов и др.
4). Праздничные Спасы – праздник урожая: медовый, яблочный, ореховый. Традиция ярморочных гуляний 2
2
2
2
3. Игра 1). Марийские народные игры.
2). Башкирские народные игры.
3). Игры народов Кавказа.
4). Удмуртские народные игры. 1
1
1
1
4. Экспедиция. Проект 1). Хлеб да каша – пища наша. Русская традиционная кухня.
2). Пряничных дел мастера. Городецкий, Тульский, Башкирский пряник и др.
3). Художники и мастера декоративного искусства моего города, края.
4). Мой школьный историко-этнографический музей. 3
3
4
2
Итого: 34
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1.ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:
Праздничный народный костюм – система табу моих предков. Орнамент. Вышивка. Ручное ткачество. Украшение жемчугом и бисером. Отделка мехом. Пояс в народном костюме.Народный костюм: вышивка, ткачество, мозаика, колористическое решение, нагрудное украшение и т.д.Народные художественные росписи: прялки, посуда, изделия из бересты и коры лиственницы, домовая роспись и т.д.
Глиняная народная игрушка: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Тульская и др. Игрушка – свистулька. Рукотворная кукла в культуре народов России.Народная игрушка – оберег и воспитатель (глиняная, деревянная, берестяная, лыковая, соломенная, тряпичная и т
Родовое полотенце. Обереговые знаки-архетипы. Вышивка. Ткачество. Кружево.
Набивка на ткани. Ивановские набивные ситцы. Павло-Посадский платок. Платок в культуре народов России.
2.ФОЛЬКЛОР
Скатерть-самобранка. Традиции гостеприимства и застолья у народов России
Хлеб в культуре народов России (пословицы и поговорки о хлебе). Русская печка – центр деревенского Дома, кормилица, лекарь, сказочный герой.Народная мудрость о хлебе:Хлеб – батюшка, вода – матушка.Стол доска – коли хлеба не куска.
Русская печка, получившая распространение в деревенском доме татар, башкир, чувашей, удмуртов, марийцев, коми- пермяков, зырян и многих других народов России
Предназначение русской печки:
Приготовление пищи. В печи варили, парили, жарили, запекали и «томили». Для приготовления пользовались чугунками и ухватами или рогочами, сковородниками(цапельниками, чапельниками) и, соответственно сковородами. Посуда по большей части изготавливалась из чугуна, однако применялись и глиняные сковороды и горшки. При печи кроме 3 ухватов и сковородника было ещё 2 кочерги для перемешивания углей и выгребания золы.
Отопление. Обычно печь начинали топить с середины октября (с Покрова) и топили до апреля (до Благовещенья). Русская печь располагалась практически в центре комнаты и прогревала её равномерно. На печи был устроен лежак. Рядом с печью традиционно строился голбец, в котором хранили домашнюю утварь, а верх его являлся продолжением лежака. Спали ногами на печи, а головой в прохладе, если же было холодно — можно было и полностью лечь на лежак.
Лечение. Прогревались как сверху на печи, изгоняя простудные заболевания, так и в самом горниле. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая её с солью. К услугам печи прибегали и знахари.
И многое другое. Русская печь не только грела и варила, она была неотъемлемой частью жизни русского народа. В печи народные умельцы обжигали народную игрушку, посуду. По печи предсказывали погоду; на ней сушили грибы и ягоды; гадали и ворожили.
Творческая работа: Познакомиться с традиционной выпечкой в культуре разных народов России (Хлеб, каравай, лепешка, пирог, беляш, вак-беляш и др.). Изобразить традиционное застолье в аппликации из бумаги.
Проектная деятельность: Вместе с родителями приготовить одно из традиционных блюд, готовящихся в печи. Составить об этом рассказ и провести коллективное застолье в классе.
Расскажи мне сказку: Театрализация народной сказки «Как мужик корову продавал». Сказки народов России.
Мифы и легенды наших предков о богатырях. Петр Первый, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Федор Ушаков, Михайло Ломоносов и др.
Праздничные Спасы – праздник урожая: медовый, яблочный, ореховый. Традиция ярморочных гуляний
3.ИГРА
Марийские народные игры. Башкирские народные игры. Игры народов Кавказа. Удмуртские народные игры.
1)"Челночки"Дети, стоящие в две шеренги лицом друг к другу, берутся за руки. Движение легкими шагами в такт музыке начинает первая пара: она выдвигается из шеренги в сторону, огибает соседнюю пару, проходит между этой и следующей парами, выдвигается в другую сторону шеренги и продолжает челночное движение между остальными парами.
Пара, следующая за ведущей, ждет, когда "челночок" уйдет вглубь шеренги на расстояние двух пар, и начинает аналогичное движение. Челночки доходят до конца шеренги и возвращаются обратно на свое место тем же способом. Первой окажется на своем месте ведущая пара. Ее задача - выполнять шаги на месте до тех пор, пока все остальные пары не закончат движение. После этого она называет новую фигуру.
2). У медведя во бору: Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору, Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит, И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.
3). 12 палочек: 12 палочек – игра, в которой могут принимать участие большое количество детей. Важным условием ее проведения, является местность, на которой она проводится. Должно быть много кустов, деревьев или иных укрытий, так, чтобы была возможность спрятаться. Все игроки должны знать друг друга по именам. Для игры потребуется доска длиной около 50-80 сантиметров, 12 коротких палочек (длина около 15 сантиметров) и круглое бревнышко. Доска кладется на бревнышко, а палочки на один край доски. Получается конструкция, похожая на качели.
Из всех игроков, выбирается водящий. Он закрывает глаза, считает, например до 20-ти. Все остальные игроки должны спрятаться. Палочки лежат на бревнышке. Водящий должен найти игроков, но, не забывая о палочках. Как только он кого-то находит, то должен назвать имя игрока, подбежать к доске и ударить ногой по противоположному от палочек концу, так, чтобы они разлетелись, после чего может прятаться, а водящим становится тот, кого нашли. Игра продолжается дальше.
Если водящий далеко ушел от доски с палочками, то кто-то из тех, кто прячется, может подбежать и ударить по доске, так, чтобы палочки разлетелись. В этом случае, водящий должен собрать палочки и лишь потом, идти искать других участков игры.
4). Гуськи: Играющие становятся в тесный круг. В середине круга
становится «дедка», выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. «Дедка» машет платком, дети начинают петь:
Сошлись гуси – гусаки вокруг дедки у реки, стали гоготати, дедке кричати: «Дедка, дедка пощади, нас гусяток, не щипли, дай нам платочек, денег мешочек». «Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит: «На сумочку подержи, денежки не оброни», другому он дает платок: « На, платочек подержи, мне головку завяжи, раз пятнадцать поверни». Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку (раскручивание деда и передачу бумажки заканчивают одновременно). Дети кричат дедке: «Дедка слепой, бумажка пропала!» «Дедка» старается угадать у кого бумажка. Если отгадал, «дедкой» становится тот, у кого была бумажка.
Проектная деятельность: Записать игры, в которые играли родители, бабушки и дедушки и рассказать о них в своем классе.
4.ЭКСПЕДИЦИЯ. ПРОЕКТ.
Хлеб да каша – пища наша. Русская традиционная кухня. Пряничных дел мастера: Городецкий, Тульский, Башкирский пряник и др.
Художники и мастера декоративного искусства моего города, края. Мой школьный историко-этнографический музей.
1. Деревянное зодчество моего села, города, края.
На различных экскурсиях с классом сфотографировать, описать, зарисовать имеющиеся деревянные сооружения (дома, храмы, постройки). Найти информацию: как устроен и построен деревянный дом, какие отличия существуют у разных народов при строительстве деревянного дома, а что в них общее? Составить иллюстрированный рассказ-исследование «Деревянная архитектура моего города, края».
2. Музеи моего села, города, края.
На экскурсиях в музеи города, края сфотографировать, описать и зарисовать имеющиеся изделия народных мастеров (предметы быта, посуду утварь, варианты украшения резьбой, росписью). Найти информацию: какие по содержанию, коллекциям бывают музеи, что в них общее, а чем они отличаются друг от друга. Составить иллюстрированный рассказ-отчет о проделанной работе. Вместе с родителями составить описание и опись предметов, относящихся к народному искусству у себя дома «Мой домашний музей».
3. Народные мастера моего города, края.
Познакомится с творчеством народных мастеров или педагогов изучающих народное искусство в своем городе, крае. Сфотографировать, описать и зарисовать изделия выполненные ими. Составить рассказ-отчет о народныхмастерах своего города, края. Пригласить их в гости на совместный праздник.
4. Мой школьный историко-этнографический музей.
Вместе с родителями и учителем начать формировать коллекцию народного искусства для классного или школьного музея. Музей пополняется коллекциями переданными в дар и материалами собранными во время экспедиционной работы
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство»
в рамках УМК «21 век» в 3 классе 1 час в неделю - 34 часа в год.
№ Дата
по плану Дата
по
факту Тема урока Тип урока.
Количество
часов Планируемые результаты (предметные)
.
Содержание урока
(ученик должен знать)
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15
16
17
18.
19
20
21
22
23
24.
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
01.09
08.09
15.09
22.09
29.09
06.10
13.10
20.10
27.10
10.11
17.11
24.11
01.12
08.12
15.12
22.12
12.01
19.01
26.01
02.02
09.02
16.02
01.03
15.03
29.03
05.04
12.04
19.04
26.04
03.05
10.05
17.05
24.05
31.05
Праздничный народный костюм – система табу моих предков. Орнамент. Вышивка. Ручное ткачество.
Праздничный народный костюм – система табу моих предков. Украшение жемчугом и бисером. Отделка мехом. Пояс в народном костюме.
Глиняная народная игрушка: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Тульская и др.
Глиняная народная игрушка: Игрушка – свистулька.
Глиняная народная игрушка: Рукотворная кукла в культуре народов России.
Родовое полотенце. Обереговые знаки-архетипы. Вышивка. Ткачество. Кружево.
Родовое полотенце. Обереговые знаки-архетипы. Вышивка. Ткачество. Кружево.
Родовое полотенце. Обереговые знаки-архетипы. Вышивка. Ткачество. Кружево.
Набивка на ткани. Ивановские набивные ситцы. Платок в культуре народов России.
Набивка на ткани. Павло-Посадский платок. Платок в культуре народов России.
Скатерть-самобранка. Традиции гостеприимства и застолья у народов России
Скатерть-самобранка. Традиции гостеприимства и застолья у народов России
Расскажи мне сказку: Театрализация народной сказки «Как мужик корову продавал». Сказки народов России.
Расскажи мне сказку: Театрализация народной сказки «Как мужик корову продавал». Сказки народов России.
Мифы и легенды наших предков о богатырях. Петр Первый, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Федор Ушаков, Михайло Ломоносов и др.
Мифы и легенды наших предков о богатырях. Петр Первый, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Федор Ушаков, Михайло Ломоносов и др.
Праздничные Спасы – праздник урожая: медовый, яблочный, ореховый. Традиция ярморочных гуляний
Праздничные Спасы – праздник урожая: медовый, яблочный, ореховый. Традиция ярморочных гуляний
Марийские народные игры.
Башкирские народные игры.
Игры народов Кавказа.
Удмуртские народные игры.
Хлеб да каша – пища наша. Русская традиционная кухня.
Хлеб да каша – пища наша. Русская традиционная кухня.
Хлеб да каша – пища наша. Русская традиционная кухня.
Пряничных дел мастера. Городецкий, Тульский, Башкирский пряник и др.
Пряничных дел мастера. Городецкий, Тульский, Башкирский пряник и др.
Пряничных дел мастера. Городецкий, Тульский, Башкирский пряник и др.
Художники и мастера декоративного искусства моего города, края.
Художники и мастера декоративного искусства моего города, края.
Художники и мастера декоративного искусства моего города, края.
Художники и мастера декоративного искусства моего города, края.
Мой школьный историко-этнографический музей
Мой школьный историко-этнографический музей
Ввод
ный урок
Практи-
ческая работа
Практи-
ческая работа
Практи
ческая работ
Практи-
ческая работа
Практи-
ческая работа
Прак тическая работ
Практическая работа
Прак тическая работа
Практическая работа
Урок сообщения новых знаний
Практическая работа
Практическая работа
Практи ческая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практи ческая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практи ческая работа
Практическая работа
Практи ческая работа
Практи ческая работа
Практи ческая работа
Практи ческая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Посещение музея
Посещение музея
Знакомиться с историей народного костюма своей страны. Самостоятельно планировать свою работу, корректировать и оценивать её.
Рассматривать и обсуждать образцы изображений. Обсуждать возможные варианты рисования. Пользуясь слайдами, выполнять наброски. Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место. Убирать рабочее место.
Читать. Слушать объяснения, рассматривать, анализировать. Сравнивать особенности выполнения в технике «мозаика » и рисования. Отбирать материал для работы
Создавать композиции на плоскости
Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Обсуждать возможные варианты. Подбирать в соответствии с правилами орнаментального искусства России.
Читать. Слушать объяснения, рассматривать, анализировать. Сравнивать правила сочетания цветов. Цветовой круг. Отбирать цвета для работы. Подбирать цвета в соответствии с правилами орнаментального искусства России.
Осваивать новые знания оработе с красками.
Выполнять размещение узора на основе.Выполнять работу по созданию декоративной композиции в заданном формате в связи срешаемой декоративно- художественной задачей. Уметь выполнять творческий проект, знать его содержание, уметь представить и защитить свою работу.
Выполнять размещение узора на основе.Выполнять работу по созданию декоративной композиции в заданном формате в связи срешаемой декоративно- художественной задачей. Уметь выполнять творческий проект, знать его содержание, уметь представить и защитить свою работу.
Рассматривать и обсуждать образцы изделий.Обсуждать возможные варианты. Использовать свои знания при работе с копировальной бумагой при переводе рисунка на картон. Исследовать виды орнаментов, определять с помощью учителя их назначение. Осваивать техники выполнения орнамента. Организовывать рабочее место. Выполнять наброски рисунка.
Выполнять размещение узора на основе.Выполнять работу по созданию декоративной композиции в заданном формате в связи срешаемой декоративно- художественной задачей. Уметь выполнять творческий проект, знать его содержание, уметь представить и защитить свою работу.
Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Обсуждать возможные варианты. Использовать свои знания при работе с копировальной бумагой при переводе рисунка на картон. Исследовать виды ниток, определять с помощью учителя их назначение. Осваиватьтехники выполнения орнамента.
Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Обсуждать возможные варианты. Использовать свои знания при работе с копировальной бумагой при переводе рисунка. Исследовать виды бумаги, ножниц, определять с помощью учителя их назначение. Осваивать способы и правила вырезания из бумаги. Использовать правила безопасной работы. Организовывать рабочее место. Выполнять размётку рисунка. Подбирать цвета в соответствии с правилами орнаментального искусства народов России.
Осваивать новые знания оработе с красками.
Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Выполнять симметричное вырезание, используя полученные навыки, составлять техническую композицию. Использовать свои знания о материалах и приёмах работы в практической деятельности
Рассматривать и обсуждать образцы росписи, исследовать способы украшения изделий при помощи аппликации. Осваивать технологию выполнения народной росписи.
Рассматривать и обсуждать образцы росписи, исследовать способы украшения изделий при помощи аппликации. Осваивать технологию выполнения народной росписи.
Знакомиться с народным творчеством своей страны. Самостоятельно планировать свою работу, корректировать и оценивать её
Рассматривать и обсуждать образцы изображений. Обсуждать возможные варианты рисования. Пользуясь слайдами, выполнять наброски.
Знакомиться с историей своей страны. Самостоятельно планировать свою работу, корректировать и оценивать её Рассматривать и обсуждать образцы изображений. Обсуждать возможные варианты рисования. Пользуясь слайдами, выполнять наброски фигуры.
Знакомиться с историей своей страны. Самостоятельно планировать свою работу, корректировать и оценивать её. Рассматривать и обсуждать образцы изображений. Обсуждать возможные варианты рисования. Пользуясь слайдами, выполнять наброски фигуры.
Знакомиться с историей своей страны. Самостоятельно планировать свою работу, корректировать и оценивать её Рассматривать и обсуждать образцы изображений. Обсуждать возможные варианты рисования. Пользуясь слайдами, выполнять наброски фигуры.
Знакомиться с историей своей страны. Самостоятельно планировать свою работу, корректировать и оценивать её
Рассматривать и обсуждать образцы изображений. Обсуждать возможные варианты рисования. Пользуясь слайдами, выполнять наброски фигуры.
Рассматривать и обсуждать образцы работы. Обсуждать возможные варианты работы. Подбирать материалы в соответствии с выполняемой декоративно – художественной задачей
Рассматривать и обсуждать образцы работы. Обсуждать возможные варианты работы. Подбирать материалы в соответствии с выполняемой декоративно – художественной задачей
Рассматривать и обсуждать образцы работы. Обсуждать возможные варианты работы. Подбирать материалы в соответствии с выполняемой художественной задачей
Рассматривать и обсуждать образцы работы. Обсуждать возможные варианты работы. Подбирать материалы в соответствии с выполняемой художественной задачей
Знакомиться с традициями своей страны. Самостоятельно планировать свою работу, корректировать и оценивать её
Рассматривать и обсуждать образцы изображений. Обсуждать возможные варианты рисования. Пользуясь слайдами, выполнять наброски.
Знакомиться с традициями своей страны. Самостоятельно планировать свою работу, корректировать и оценивать её
Рассматривать и обсуждать образцы изображений. Обсуждать возможные варианты рисования. Пользуясь слайдами, выполнять наброски.
Рассматривать образцы работы. Обсуждать возможные варианты работы. Подбирать материалы в соответствии с выполняемой декоративно – художественной задачейРассматривать и обсуждать образцы изделий.
Рассматривать образцы работы. Обсуждать возможные варианты работы. Подбирать материалы в соответствии с выполняемой декоративно – художественной задачейРассматривать и обсуждать образцы изделий.
Рассматривать образцы работы. Обсуждать возможные варианты работы. Подбирать материалы в соответствии с выполняемой декоративно – художественной задачейРассматривать и обсуждать образцы изделий.
Осваивать новые приёмы размётки и пластической трансформации бумаги. Упражняться в использовании освоенных приёмов для получения соответствующих форм и изготовления изделий. Решать задачи на мысленную трансформацию форм.Знакомиться с историей возникновения оберёгов у разных народов. Рассматривать и обсуждать образцы изделий.
Осваивать новые приёмы размётки и пластической трансформации бумаги. Упражняться в использовании освоенных приёмов для получения соответствующих форм и изготовления изделий. Решать задачи на мысленную трансформацию форм
Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Обсуждать и аргументировать сой выбор. Осваивать новые приёмы раскроя ткани, пользуясь выкройками. Упражняться в использовании освоенных приёмов для получения соответствующих форм и изготовления изделий.
Решать задачи на мысленную трансформацию форм. Научиться выполнять фигурки людей и животныхИзготавливать изделие по собственному замыслу.
Рассматривать образцы работы. Обсуждать возможные варианты работы. Подбирать материалы в соответствии с выполняемой декоративно – художественной задачейРассматривать и обсуждать образцы изделий.
Рассматривать образцы работы. Обсуждать возможные варианты работы. Подбирать материалы в соответствии с выполняемой декоративно – художественной задачейРассматривать и обсуждать образцы изделий.
учебно-методическое обеспечение
Для учителя
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 2. Шпикалова Т., Я. Изобразительное искусство и художественный труд / Сост. сборника программ И. А. Петрова, Е. О. Яременко. – М.: Просвещение, 2002.
Т.Я.Шпикалова Программа изобразительное искусство и художественный труд. – М.: «Просвещение» 2003.
Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Технология. Художественный труд. 3 класс.. Учебник. – М.: «Просвещение» 2007.
Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Технология. Художественный труд. 3 класс.. Рабочая тетрадь. – М.: «Просвещение» 2007. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Технология. Художественный труд. 3 класс.. Методическое пособие. – М.: «Просвещение» 2007. А.В.Горячев информатика и икт 3-4 класс. Мой инструмент компьютер. Учебник. Москва «Баласс» 2007.
Алексеевская Н. А. Волшебные ножницы. – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 1998.
Рей Гибсон. Наши руки не для скуки. Карнавал. Маски. Костюмы. Перевод с английского Л. Я. Гальперштейна. – М.: «РОСМЭН», 1997.
Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000.
Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия «Вместе учимся мастерить»).
Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребёнка. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия «Вместе учимся, играем»).
Соколова С. Школа оригами: Аппликации и мозаика. – М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2004. (Серия «Академия «Умелые руки»).
Компьютер для детей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 304.: илл.
Паронджанов В. Д. Занимательная информатика, или Волшебный Дракон в гостях у Мурзика / Оформление серии А. Ефремова; Художник А. Лукьянов. – Переизд. – М.: РОСМЭН, 2000. – 160 с. – (Школьнику для развития интеллекта).
Личностно-ориентированный подход в работе педагога / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Для ученика
Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Технология. Художественный труд. 3 класс.. Учебник. – М.: «Просвещение» 2007.
Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Технология. Художественный труд. 3 класс.. Рабочая тетрадь. – М.: «Просвещение» 2007. А.В.Горячев информатика и икт 3-4 класс. Мой инструмент компьютер. Учебник. Москва «Баласс» 2007.
Компьютер для детей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 304.: илл
5. ЦОРы, ресурсы Интернета.
www.trudovik.narod.Технология и трудовое обучение.
www.uroki.netДля учителя технологии и трудовогообучения (трудов) разработки уроков... stranamasterov.ruСтранаМастеров podelki.boxter.orgПоделкисвоимируками all-origami.ruВышивка крестом: поделки своимируками www.solnet.ee/sol Умелые ручки. Поделки-самоделки..
www.ukazka.ru/ Мастерим своими руками
VSE-SAM.ru - Сделай сам igrushka.kz/.../ Игрушки, игры, поделки своими руками
3.Список литературы
1.Богатеева З.А. Чудесные поделки из ткани. - М., "Просвещение", 1992г
2.Черенкова Е.Вышивка для малышей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г
3.Агапова И., Давыдова М. Лучшие модели вышивки для детей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г
4.Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели.- М., "Первое сентября, 2002г
5.Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки.- М., "Первое сентября, 2002г
6.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Изд-во "Академия развития", 1996.
5. ЦОРы, ресурсы Интернета.