Конспект урока Проверка деления с остатком


Тема: «Проверка деления с остатком»
Цель: способствовать развитию умений применять двухступенчатую проверку деления с остатком, решать задачи на деление с остатком.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: устанавливать взаимосвязь в явлениях и процессах, представлять информацию в знаково-символической и графической форме; делать выводы по аналогии и проверять их.
Регулятивные: самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи; использовать математические термины , символы и знаки.
Коммуникативные: применять изученные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности.
Оборудование: презентация, разноуровневые карточки для индивидуальной работы, демонстрационные карточки с примерами для физкультурной паузы, ребусы с «окошечками».
Тип урока: урок освоения нового материала по учебнику «Математика»
М.И.Моро и др.
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель: - Какой сегодня день недели? Назовите дату. Вспомним нашу рифмовку о правилах посадки при письме.
Дети: Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою - ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь! (Запись даты)
II. Каллиграфическая минутка
579
Учитель: - Охарактеризуйте данное число.
Дети: - Это число пятьсот семьдесят девять. Оно нечётное, трёхзначное. Чтобы его записать понадобились три цифры: 5, 7, 9.
Учитель: - Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых.
Дети: 579 = 500 + 70 + 9
Учитель: - Сколько всего единиц в этом числе? Десятков? Сотен?
Дети: 579 единиц, 57 десятков, 5 сотен.
III. Актуализация знаний учащихся
а) Учитель: - Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
Дети: - Деление с остатком.
Учитель: - Вспомните, как называются числа при делении? (Слайд 1)
Дети: - Делимое, делитель, частное.
Учитель: - Как найти неизвестное делимое?
Дети: - Надо делитель умножить на частное.
Учитель: - Что вы знаете про остаток?
Дети: - Остаток всегда меньше, чем делитель.
Учитель: - Прочитайте эти правила со слайда и расскажите их друг другу. (Работа в парах) (Слайд 2)

б) Учитель: - Какое число до 37 без остатка делится на 4? На 8? На 9?
- Какие остатки могут получиться при делении на 3? На 6? На 12? На 99?
(Слайд 3)
в) Игра «Расшифруй слово»
Учитель: - Рассмотрите примеры. Что в них общего? (Слайд 4)
Дети: - Все примеры на деление с остатком.
Учитель: - Решите примеры устно. Выбрав по порядку примеры с остатком 3, вы прочитаете слово.

У
49:8

О
66:9

Р
75:8

П
19:4

С
26:6

К
35:4

Э
55:6

В
59:8

И
43:6

Р
45:7

Е
38:5

А
84:9


п
р
о
в
е
р
к
а


Дети: - Это слово «Проверка».
IV. Сообщение темы и цели урока
Учитель: - Проверка - это один из важных этапов любой деятельности.
Вчера, проверяя ваши самостоятельные работы, я обнаружила такое решение примеров:
25:3 = 7 (ост.4) 58:9 = 7 (ост.5) (Слайд 5)
- Найдите ошибки. Какой совет вы хотели бы дать своему товарищу?
Что надо сделать, чтобы не сомневаться в правильности решения?
Дети: - Надо выполнить проверку деления.
Учитель: - Уточните, проверку какого вида примеров?
- Итак, сегодня мы учимся проверять решение примеров на деление с остатком.
V. Изучение нового материала.
Проблема: Как выполнить проверку деления с остатком?
а) Введение алгоритма проверки
Учитель: - Кто уже догадался, как выполнить проверку первого примера? Какой первый шаг? (Мнения детей). Составление алгоритма по ходу работы:
1. Сравниваем делитель и остаток. (Остаток меньше, чем делитель)
2. Делитель умножаем на частное.
3. К полученному результату прибавляем остаток.
4. Делаем вывод: если получили делимое – пример решён правильно.
25:3 =
( · ( + ( = 25 (Слайд 6)
б) Закрепление знаний по учебнику стр.29 под чертой (устно)
в) Развитие умений учащихся работать по алгоритму
(Один ученик решает пример на доске с подробным объяснением, другой – выполняет проверку по алгоритму)
67:8 = 100:33 = 87:21
VI. Физкультурная пауза. Игра «Хлопай-топай»
Учитель: - Я показываю вам примеры. Если это табличный случай – вы хлопаете. А если пример на деление с остатком – топаете. (8 карточек)
VII. Закрепление изученного материала
а) Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам (по выбору ученика).
Вариант А
18:5 =
29:7 =
37:9 =
23:3 =
56:9 =
68:8 =
50:8 =
44:6 =
75:9 =
Вариант Б
28:13 =
34:10 =
47:15 =
75:20 =
59:28 =
100:45 =
90:35 =
78:12 =
88:21 =
б) Взаимопроверка и оценка работы по карточкам. (Слайд 7)
Учитель: - Пользуясь данным алгоритмом, проверьте свою работу, а затем – работу соседа.
- А теперь сравните ответы (показ ответов на экране). Вспомните критерии и оцените работу своего товарища.
- Кто получил 5? 4? Очень надеюсь, что ребята, получившие сегодня оценку ниже четырёх баллов, ещё потренируются дома, и на следующем уроке мы порадуемся их успехам.
VIII. Решение задач
а) стр.29, №2.
Учитель: - Что нужно узнать в задаче? Что обозначает число 20? Сколько самолётов было в группе? Подумайте, как узнать, сколько групп получилось?
б) стр.29, №1 (устно).
IX. Разгадывание ребусов. (Слайд 8)
( : 9 = 7 (ост.4)
- Некоторое число разделили на 9. Получилось частное 7 и остаток 4. Найди делимое.
( : 6 = 6 (ост. 3) (7 : 5 = 9 (ост.( ) 5( : 8 = 7 (ост.( )
X. Итог урока.
Учитель: - Что нового узнали? Как проверить деление с остатком?
- Умение решать примеры данного вида и выполнять их проверку очень важно для нас сегодня, будет востребовано в дальнейшей работе и, конечно, пригодится вам всем в повседневной жизни.
- Кого из товарищей вы бы хотели отметить за хорошую работу?
Комментирование оценок.
Домашнее задание: составить 10 примеров на деление с остатком и выполнить их проверку по алгоритму.










Вариант А
18 : 5 =
29 : 7 =
37 : 9 =
23 : 3 =
56 : 9 =
68 : 8 =
50 : 8 =
44 : 6 =
75 : 9 =

Вариант А
18 : 5 =
29 : 7 =
37 : 9 =
23 : 3 =
56 :9 =
68 : 8 =
50 : 8 =
44 : 6 =
75 : 9 =

Вариант А
18 : 5 =
29 : 7 =
37 : 9 =
23 : 3 =
56 : 9 =
68 : 8 =
50 : 8 =
44 : 6 =
75 : 9 =

Вариант А
18 : 5 =
29 : 7 =
37 :9 =
23 : 3 =
56 : 9 =
68 : 8 =
50 : 8 =
44 : 6 =
75 : 9 =


Вариант А
18 : 5 =
29 : 7 =
37 : 9 =
23 : 3 =
56 : 9 =
68 : 8 =
50 : 8 =
44 : 6 =
75 : 9 =

Вариант А
18 : 5 =
29 : 7 =
37 : 9 =
23 : 3 =
56 : 9 =
68 : 8 =
50 : 8 =
44 : 6 =
75 : 9 =

Вариант А
18 : 5 =
29 : 7 =
37 : 9 =
23 : 3 =
56 : 9 =
68 : 8 =
50 : 8 =
44 : 6 =
75 : 9 =

Вариант А
18 : 5 =
29 : 7 =
37 : 9 =
23 : 3 =
56 : 9 =
68 : 8 =
50 : 8 =
44 : 6 =
75 : 9 =


Вариант А
18 : 5 =
29 : 7 =
37 : 9 =
23 : 3 =
56 : 9 =
68 : 8 =
50 : 8 =
44 : 6 =
75 : 9 =

Вариант А
18 : 5 =
29 : 7 =
37 : 9 =
23 : 3 =
56 : 9 =
68 : 8 =
50 : 8 =
44 : 6 =
75 : 9 =

Вариант А
18 : 5 =
29 : 7 =
37 : 9 =
23 : 3 =
56 : 9 =
68 : 8 =
50 : 8 =
44 : 6 =
75 : 9 =

Вариант А
18 : 5 =
29 : 7 =
37 : 9 =
23 : 3 =
56 : 9 =
68 : 8 =
50 : 8 =
44 : 6 =
75 : 9 =


Вариант Б
28 : 13 =
34 : 10 =
47 : 15 =
75 : 20 =
59 : 28 =
100 : 45 =
90 : 35 =
78 : 12 =
88 : 21 =

Вариант Б
28 : 13 =
34 : 10 =
47 : 15 =
75 : 20 =
59 : 28 =
100 : 45 =
90 : 35 =
78 : 12 =
88 : 21 =
Вариант Б
28 : 13 =
34 : 10 =
47 : 15 =
75 : 20 =
59 : 28 =
100 : 45 =
90 : 35 =
78 : 12 =
88 : 21 =
Вариант Б
28 : 13 =
34 : 10 =
47 : 15 =
75 : 20 =
59 : 28 =
100 : 45 =
90 : 35 =
78 : 12 =
88 : 21 =

Вариант Б
28 : 13 =
34 : 10 =
47 : 15 =
75 : 20 =
59 : 28 =
100 : 45 =
90 : 35 =
78 : 12 =
88 : 21 =

Вариант Б
28 : 13 =
34 : 10 =
47 : 15 =
75 : 20 =
59 : 28 =
100 : 45 =
90 : 35 =
78 : 12 =
88 : 21 =
Вариант Б
28 : 13 =
34 : 10 =
47 : 15 =
75 : 20 =
59 : 28 =
100 : 45 =
90 : 35 =
78 : 12 =
88 : 21 =
Вариант Б
28 : 13 =
34 : 10 =
47 : 15 =
75 : 20 =
59 : 28 =
100 : 45 =
90 : 35 =
78 : 12 =
88 : 21 =





15