Рабочая программа по внеурочной деятельности «Искусство родного края» (общекультурное направление)
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа №2
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического совета
МКОУ Садовской СОШ № 2протокол №__1__
от«31» августа 2015г.
Принята педагогическим советом МКОУ Садовской СОШ № 2
протокол №__1__
от«31» августа 2015г.
«Утверждаю»_________
Директор школы
Г.Н. Мамонова
приказ № 38
от«31» августа 2015г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Искусство родного края»
(общекультурное направление)
на 2015-2016 учебный год
Класс: 5
Составитель:
Мандрыкина Елена Александровна
с. Садовое
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Объем: Программа «Искусство родного края» рассчитана на 7 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю в течении одной четверти, которое состоит из теоретической и практической части.
Цель программы - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьников;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Программа «Искусство родного края»» предназначена для детей в возрасте от 11до 12 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ.
Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, смело высказывающие свои идеи.
В настоящее время абсолютной ценностью личностно - ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую. «Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества» (М. Р. Львов). Полюбив то, что тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Учащиеся будут учиться рисовать красками, лепить из пластилина, работать с бумагой.
Большой мир искусства откроет детям свои тайны!
осознанного отношения детей к окружающему миру и умения выражать его как в словесной форме, так и художественными средствами. Учитель строит занятия таким образом, чтобы от урока к уроку школьники учились видеть в природе многообразие формы и цвета, ценить красоту простых, обыденных явлений.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в процессе восприятия окружающей природы, но и в ходе практической деятельности, при восприятии произведений художников (подлинники, слайды, репродукции), при обсуждении творческих работ одноклассников. В результате формирования эмоционально-оценочного отношения к работам одноклассников, к собственному творчеству принимает новые формы и художественно-творческая активность учащихся.
Формирование художественно-творческой активности учащихся в области изобразительной деятельности позволяет им раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности. В этом возрасте для ребенка является проблемой
письмом, и преодолеть эти трудности поможет графическая работа карандашом, палочкой и тушью, углем и грифелем, работа в мелкой пластике, развивающая пальцы. Живописное освоение листа большого формата с помощью гуашевых красок и широкой кисти помогает раскрепоститься и учит легко работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Художественно-творческая активность детей не только направлена на создание творческого произведения, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто сам разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, является толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве. Стимулируют рождение художественного образа музыкальный, литературный и визуальный материал.
Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков происходит не только в процессе практической деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусства, в результате обсуждения детских работ, а также в процессе усвоения способов работы с различными художественными материалами, демонстрируемых учителем на уроке. В работе с учащимися необходимо идти от образа, от эмоционального насыщения каждой темы. Даже задания, связанные с постижением цвета, характера графической линии, освоением технических приемов работы кисточкой, палочкой, карандашом, в первую очередь должны иметь нравственно-эмоциональную нагрузку.
Материал курса «Искусство родного края» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- живопись,
- графика,
- скульптура,
- народное и декоративно-прикладное искусство,
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Программа «Искусство родного края» основывается на принципах.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру ведущий метод нравственного воспитания. Пример педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Ценностные ориентиры содержания данного курса:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность и выставки творческих работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ №
Раздел
Кол-во часов
Всего
теория
практика
l.
России дивные узоры
1
-
1
2.
Творчество родного края
2
4
6
Итого:
3
4
7
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Народное искусство. Народные промыслы.
Орнаменты родного края. Народный костюм Воронежской губернии.
Сельская изба.
Традиционные праздники в нашем селе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Личностные результаты:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Характеристика планируемых результатов формирования универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- установление причинно-следственных связей.
Предметные результаты:
Учащиеся познакомятся с понятиями: «поколение», «потомки», «предок», «большая и малая Родина».
Учащиеся узнают:
- виды народного творчества родного края;
Учащиеся научатся:
- различать изделия разных народных промыслов родного края.
Учащиеся приобретут:
- практические умения по работе с различными изобразительными материалами;
- трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Волков В.М. Русская деревня. – М., Просвещение, 2004.
3. Книга для чтения в начальной школе «Природа и история родного края», авторы М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревская, издательство «Баропресс», г. Ростов – на- Дону, 2006 г.
4. «Казачий Дон», очерки истории, издательство Ростовского ОблИУУ, г. Ростов – на - Дону, 1995 г.
5. Казачье образование, «Домоводство на Дону: дом, кухня, костюм», НПК «Гефест», г. Ростов – на - Дону, 2002 г.
6. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. – М., 2001.
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
8. Латышина Д.И. Живая Русь. – М., Просвещение, 1995.
9. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
10. Науменко Г. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. – М., 1980.
11. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3_х ч. – М., 1998.
12. Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М., 2001. 16. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г 13. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
14. Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
16. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина
17. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.
18. Шпагин М. Что было до [Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
19. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ И
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Технические средства обучения:
компьютер с программным обеспечением;
телевизор;
мультимедийный проектор;
магнитная доска с набором магнитов для крепления таблиц, постеров и картинок;
экспозиционный экран;
фотокамера, цифровая камера;
принтер лазерный ч/б.
Для фронтальной работы используется кабинет информатики.
Информационно-коммуникативные средства:
электронное приложение «Мастер – класс учителя начальной школы»;
презентации на CD или DVD дисках по ИЗО;
мультимедийные обучающие художественные программы, электронные учебники;
электронное приложение «Интерактивные наглядные пособия».
Наглядные пособия:
гербарии; чучело птицы;
керамические изделия, предметы быта, драпировки;
изобразительные наглядные пособия – таблицы; комплект муляжей фруктов, овощей, гербарии, тематические картинки;
предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;
набор энциклопедий для младших школьников.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на сайте Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на портале RusEdu
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для школы на Российском образовательном портале
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на сайте «Учительский портал»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - представлены методические материалы для учителей начальных классов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронные тренажёры, взятые с личных сайтов учителей начальных классов.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Открытый класс. Сетевое образовательное сообщество. Коллекции ЦОР для начальных классов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
Комплекты необходимых материалов и инструментов (краски, гуашь, тушь, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, ручки с перьями, пастель, сангина, уголь, бумага А3, А4, цветная бумага, клей, ножницы, пластилин, емкости для воды, палитра, пластилин, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема занятия
Содержание
Дата
План
Факт/
Примечания
России дивные узоры – 1 ч.
1
Народное искусство.
Теория. Расширение представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.
Творчество родного края – 6 ч.
2
Орнаменты родного края.
Теория. Знакомство с особенностями в орнаменте Воронежской области.
3
Орнаменты родного края. Костюм.
Практика. Выполнение эскиза костюма воронежской крестьянки. Выставка творческих работ.
4
Сельская изба Воронежской губернии.
Теория. Крестьянская изба. Основной строительный материал. Правила строительства. Окраска дома. Гармония цвета и природы.
Практика. Рисунок фасада деревянной избы.
5
Традиционные праздники в нашем селе.
Теория. Рассказ о Садовском доме-интернате для пожилых и инвалидов. Как на Руси относились к женщине – матери. День Победы в селе Садовое. День рождения села.
6
Традиционные праздники в нашем селе.
Практика. Аппликация – открытка.
7
Итоговое занятие «Воронежский край славится мастерами».
Практика. Викторина пройденному по материалу. Выставка творческих работ.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115
15