Театральное искусство и художественное слово (Рабочая программа по внеурочной деятельности. 5 класс. ФГОС)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе программы внеурочной деятельности Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева. Детский музыкальный театр/ Волгоград: Учитель, 2008 г.
1.Программа внеурочной «Театральное искусство и художественное слово» является программой художественно-эстетической направленности. С театральным искусством школьники знакомятся различными путями: на занятиях театрального кружка, при просмотре школьных инсценировок, читая книги, слушая беседы и доклады.
Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий учащиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с основными положениями реалистической игры на сцене и элементами сценической грамоты. Причины введения данного курса обусловлены необходимостью компенсировать недостаточное количество часов на лингвистические, культурологические и творческие практикумы базисной программы.
Актуальность программы обусловлена и тем, что занятия театральным искусством, разнообразные по содержанию и форме, воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, в природе и искусстве. Театральные инсценировки положительно влияют на развитие мышления и творческой фантазии учеников.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через сценическое искусство приобщить детей к творчеству.
Отличительной особенностью данной программы является интеграция различных видов деятельности (вокал, хоровое пение, актёрское мастерство).
3.Основная цель программы:
Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности, развитие эстетической отзывчивости, развитие творческого потенциала и общекультурного кругозора, способной активно воспринимать искусство.Поставленная цель раскрывается в следующих задачах:
- формировать положительные эмоции, активизировать познавательный интерес, развивать интерес к сценическому искусству;
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- развивать дикцию, пополнять словарный запас;
- работать над развитием музыкального слуха;
- развивать творческие способности, воображение и образное мышления, навыки вежливого обращения с партнёрами по сцене;
- освоить технические приёмов владения своим телом, умение держаться на сцене, совершенствовать гибкость и выносливость
- способствовать патриотическому воспитанию учащихся.
Принцип построения программы.
На занятиях кружка учащиеся поэтапно, соответственно возрасту, учатся создавать сценические образы. Каждый последующий этап предусматривает усложнение характера сценического героя, его места в спектакле, увеличение объёма речи.
4. Изучение данного курса тесно связано с дисциплинами гуманитарного профиля. Отличительной чертой данной программы от традиционных уроков являются формы проведения занятий: импровизация на заданную тему, творческие экспромты, упражнения на релаксацию, скороговорки, упражнения на разогрев, тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность), режиссура, актёрское мастерство. Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное от уроков время;
- предоставление выбора ролей в инсценировках.
5.Возраст детей: учащиеся 5 классов. Дети этого возраста способны к заучиванию определённой информации о предстоящей роли.
6.Срок реализации данной программы рассчитан на 1 год обучения. В структуру программы входит несколько разделов, которые делятся на темы.
Формы занятий.
Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Методы работы на занятиях.
Сценическое искусство включает множество методов самовыражения личности:
- ролевая игра (исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром, запоминать слова героев инсценировки, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию);
- культура речи (на данном этапе развивается чёткая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас);
- ритмопластика (данный метод позволяет детям учить и запоминать нужные позы, учит создавать различные образы, развивает координацию движений).
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю
7.Ожидаемые результаты.
Занимаясь в театральном кружке, дети должны научиться следующим умениям и навыкам:
- ориентироваться в пространстве;
- уметь запоминать ролевые слова;
- находить нужные позы и действия;
- уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;
- уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;
- уметь строить диалог с партнёром.
Главным критерием оценки учащегося является способность трудиться и добиваться достижения нужного результата.
8.Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:
- просмотр инсценировок, подготовленных учащимися;
- участие в тематических праздничных программах в школе.
9. МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Анкетирование
Включение педагогического наблюдения
Рефлексия
Анализ инсценировок
Творческие достижения в конкурсах, играх, концертах
Планируемые результаты освоения курса.
В результате освоения программы у пятиклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия.
Пятиклассник будет:
- иметь представление о театре как виде искусства, особенностях театра, уметь разбираться в терминах;
-знать понятия сцена, кулисы, артист, актёр, режиссёр, репетиция, сценическая площадка;
- иметь навыки концентрации внимания и координации движений;
- знать содержания текстов сказок, песен, стихов, частушек;
- знать о патриотизме русского народа в ВОВ и стараться быть патриотом своей Родины.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Пятиклассник научится:
- ориентироваться в специальной терминологии, иметь навыки игры в спектакле;
- действовать в коллективе;
- управлять интонацией своего голоса;
- действовать в вымышленных обстоятельствах;
- анализировать литературное, музыкальное произведение с точки зрения средств выразительности;
- петь хором и в унисон;
- импровизировать на заданную тему.
Познавательные универсальные учебные действия.
Пятиклассник будет:
- уметь действовать в вымышленных обстоятельствах;
- уметь управлять интонаций голоса;
- иметь навыки вокального и хорового пения;
- иметь представление об истории и возникновении театра;
- уметь применять полученные знания в практической деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Пятиклассник будет:
- иметь представление о современных течениях в искусстве;
- иметь навыки самостоятельной работы на сценической площадке;
- уметь самостоятельно работать с музыкальным и литературным материалом;
- приобретёт аналитические умения и навыки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п\пСодержание темы
Кол-во часов Из них
теория практика
Вместе весело шагать
1 Знакомство с детским коллективом, выявление индивидуальных особенностей. 1 1
2-3 Техника речи. Разучивание скороговорок. 2 1 1
4 Выявление вокальных данных. Коллективное пение песни «Дружба. 1 1
Образы русской природы в поэзии.
5- 6 Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения.
Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, И.С. Никитин, И.З. Суриков,А.А. Фет 1 1
В гостях у сказки. Актёрское мастерство
7 -8 Знакомство со сказкой В. Ливанова «Глупая Корова».
Разучивание текста. Конкурс на лучшее чтение сказки. 2 1 1
9-
10 Знакомство со сказкой Ф. Кривина «Волк и Заяц» и с народной сказкой «Святая ночь».
Распределение ролей. 1
1
11
-
13 Работа над ритмом чтения
Сценические жесты.
Постановка голосов. 3 3
14 Эпизоды сказок. Постановка сказок. 1 1
15-16
Знакомство с чешской народной сказкой «Краконож».
Распределение ролей. 2 1 1
17-18 Работа над ритмом чтения
Сценические жесты
Постановка голосов 2
2
19-20 Эпизоды сказки. Постановка сказки «Краконож»
Работа над вокалом. Коллективное пение песен в сказке. 2 2
Постановка литературно – музыкальной композиции, посвящённой ВОВ.
21-24 Разучивание стихов, частушек и песен о ВОВ. 4
1 3
25- 28 Работа над сценической речью.
Работа над интонацией песен, ритмом. 4 4
29 Литературно – музыкальная композиция, посвящённая ВОВ. 1 1
Постановка итогового концерта
30 - 31 Индивидуальная работа с артистами. Выбор номеров для итогового концерта 2 2
32- 33 Репетиция к итоговому концерту 1
1
34 Итоговый концерт 1 1
Итого 34 29 5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вместе весело шагать. (4ч.)
1. Знакомство с детским коллективом, выявление индивидуальных особенностей.
2. Техника речи. Разучивание скороговорок.
3. Выявление вокальных данных. Коллективное пение песни «Дружба.
Образы русской природы в поэзии
Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения.
Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев А.Н. Майков. И.С. Никитин, И.З. Суриков
А.А. Фет (2ч)
В гостях у сказки. Актёрское мастерство. (14ч.)
1.Выбор репертуара
2. Знакомство со сказкой В. Ливанова «Глупая корова»
3.Разучивание текста. Конкурс на лучшее чтение сказки.
4.Знакомство со сказкой Ф. Кривина «Волк и Заяц» и с народной сказкой «Святая ночь»
5.Распределение ролей.
6.Работа над ритмом чтения
7.Сценические жесты
8.Постановка голосов
9.Эпизоды сказок. Постановка сказок
10. Знакомство с чешской народной сказкой «Краконож»
11.Распределение ролей.
12.Работа над ритмом чтения
13.Сценические жесты
14.Постановка голосов
15.Эпизоды сказки. Постановка сказки «Кратконож»
16.Работа над вокалом. Коллективное пение песен в сказке.
Постановка литературно – музыкальной композиции, посвящённой ВОВ.(9ч.)
Разучивание стихов, частушек и песен о ВОВ.
Работа над сценической речью.
Работа над интонацией песен, ритмом.
Литературно – музыкальная композиция, посвящённая ВОВ.
Постановка итогового концерта.(5ч.)
Индивидуальная работа с артистами. Выбор номеров для итогового концерта
Репетиция к итоговому концерту
Генеральная репетиция к итоговому концерту
Итоговый концерт
Тематическое планирование
№ п/п Количество часов Тема занятия Тип занятия Планируемые результаты
(предметные) Планируемые результаты
Характеристика деятельности
Личностные УУД Метапредметные УУД
Познавательные Коммуникативные Регулятивные
1. 1 Знакомство с детским коллективом, выявление индивидуаль -
ных особенностей Вводный урок. Знать правила поведения на занятиях кружка, понимать необходимость выполнения правил по технике безопасности; уметь находить необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы. Иметь представление о занятиях в кружке. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию. Уметь работать в сюжетно - ролевых играх. Формирование умения взаимодействовать в малых группах в процессе решения проблемных ситуациях. Формирование самоконтроля, произвольности поведения в ситуации общения
2- 3 2 Техника речи. Разучивание скороговорок. Развитие речи.
Знать скороговорки, уметь их правильно произносить, самостоятельно попытаться придумать скороговорку. Понимание смысла и значения скороговорок как одного из видов выразительных средств языка. Знать отличительные особенности скороговорок от других жанров. Сотрудничество в поиске информации Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.
4. 1 Выявление вокальных данных. Коллективное пение песни «Дружба» Урок чтения и изучения произведения. Знать содержание песни «Дружба», уметь петь хором. Формулирование собственного отношения к музыкальному произведению. Уметь управлять интонацией голоса. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Умение оценивать правильность выполнения задач занятия.
5- 6 2 Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворе -
ния.
Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев А.Н. Майков. И.С. Никитин, И.З. Суриков
А.А. Фет Урок развития речи. Знать план анализа лирического произведения; уметь работать над выразительным чтением стихотворения, анализировать текст. Подготовиться к участию в городском конкурсе чтецов «Родная земля», «Веснушки» Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение. Учиться писать стихи собственного сочинения.
Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Умение работать с разными источниками информации, находить ее,анализировать, использовать в самостоятель-
ной деятельности.
7-8 2 Знакомство со сказкой
В. Ливанова «Глупая корова». Конкурс на лучшее чтение. Актёрское мастерство. Знать особенности сюжета сказки; уметь видеть нравственное превосходство главных героев, основную мысль сказки: каждый по – своему нужен и важен; иметь представление о театр как виде искусства. Подготовиться к выступлению в театре им. А.С. Пушкина. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности Формирование творческой художественно-речевой деятельности; развитие умения осмысливать содержание художественного произведения. Развитие памяти, внимания, воображения. Через образы народных сказок углубить художественное восприятие. Развитие интонационную выразительность. Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды сказки.
Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Уметь строить высказывания и слушать мнения других
9-11 3 Знакомство со сказкой Ф. Кривина «Волк и Заяц» и с народной сказкой «Святая ночь».
Распределение ролей. Актёрское мастерство. Знать содержание сказки, отличие народной сказки от литературной; уметь отличать народную сказку от литературной. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности Знать содержаниесказок,
определять тему произведения, основную мысль Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Умение строить логическое рассуждение, умозаключение.
12- 14 3 Работа над ритмом чтения. Сценические жесты. Постановка голосов. Актёрское мастерство. Знать содержание текстов, их особенности Знать понятия сцена, кулисы, артист, режиссёр, репетиция, сценическая площадка Уметь управлять интонацией своего голоса. Формирование умения взаимодействовать в парах. Ориентироваться в специальной терминологии, иметь навыки игры в театре.
15. 1 Эпизоды сказок. Постановка сказок. Актёрское мастерство. Знать содержание текстов, их особенности. Подготовиться к выступлению на Новогодних и Рождественских мероприятия. Знать понятия сцена, кулисы, артист, режиссёр, репетиция, сценическая площадка Уметь управлять интонацией своего голоса. Иметь навыки самостоятельной работы на сценической площадке. Иметь навыки концентрации внимания и координации движений.
16-17 2 Знакомство с чешской народной сказкой «Краконош». Распределение ролей. Актёрское мастерство. Знать содержание сказки, его основную мысль: Совершенствование духовно-нравственных качеств личности Уметь действовать в вымышленных обстоятельствах. Уметь самостоятельно работать с литературным произведением. Анализировать произведение с точки зрения средств выразительности
18-20 3 Работа над ритмом чтения. Сценические жесты. Постановка голосов. Актёрское мастерство. Знать содержание текстов, их особенности Совершенствование духовно-нравственных качеств личности Уметь управлять интонацией своего голоса Иметь навыки самостоятельной работы на сценической площадке. Иметь навыки игры в театре.
21-22 2 Эпизоды сказок. Постановка сказки.
Работа над вокалом. Коллективное пение песен в сказке. Актёрское мастерство. Уметь петь хором. Подготовиться к выступлению на Новогодних и Рождественских мероприятия. Иметь навыки концентрации внимания и координации движений Уметь применять полученные знания. Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Умение оценивать правильность выполнения задач занятия, анализировать музыкальное произведение.
23-25 3 Разучивание стихов, частушек и песен о ВОВ. Урок чтения и изучения произведений Знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии поэтов уметь переживать события, рассказанные в стихотворении, песни, частушке,
усваивать интонацию и ритм. Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России. Познакомиться с произведениями о Великой Отечественной войне Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Умение строить логическое рассуждение, умозаключение.
26- 28 3 Работа над сценической речью. Работа над интонацией песен, ритмом. Урок чтения и изучения произведения Знать факты из жизни поэтов и истории создания произведений; уметь наблюдать над сюжетом в лирическом произведении, выразительно читать, уметь вдумываться в слова, сосредоточенно слушать и переживать вместе с песней. Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России. Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение.
29 1 Литературно - музыкальная композиции, посвящённая ВОВ. Литературно – музыкальная композиция. Знать факты из жизни поэтов и истории создания произведений; уметь наблюдать над сюжетом в лирическом произведении, выразительно читать, уметь вдумываться в слова, сосредоточенно слушать и переживать вместе с песней. Чувство гордости за свою страну, память о подвигах предков, знание истории, культуры своего народа. Уметь применять полученные знания. Формирование умения работать в коллективе, слышать слушать. Умение держаться на сцене, показать навыки игры на сцене.
30- 31 2 Индивидуальная работа с артистами. Выбор номеров для итогового концерта Уметь высказывать мнение о выбранном произведении, аргументируя свой ответ. Приобщение к духовно-нравственным ценностям культуры человечества. Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям.
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение.
32-33 2 Репетиция к итоговому концерту. Практика Знать содержание произведений. Приобщение к духовно-нравственным ценностям культуры человечества Умение пользоваться полученными знаниями. Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
34 1 Итоговый концерт. Практика Знать содержание произведений. Приобщение к духовно-нравственным ценностям культуры человечества Применить полученные знания на практике. Применять опыт сценической культуры. Приобретать опыт концертной деятельности. Умение работать в коллективе. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОсновные способы и формы работы с детьмиЗанятия проводятся 1 раз в неделю: коллективные, малыми группами. индивидуальные. Продолжительность занятия 1 академический час (40 минут). Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся. Все занятия первой четверти коллективные, сочетают в себе два основных вида деятельности: беседа о специфике театрального искусства и игра. На первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, учат действию и общению в коллективе. Одним из средств достижения поставленной цели выступает художественная игра. В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий. Таким образом, кроме приобретения новых знаний и умений, происходит обогащение жизненного опыта учащихся.При работе над постановкой спектакля целесообразно разделение участников на следующие группы:- солисты: в эту группу входят дети, имеющие достаточно высокий уровень развития музыкальных способностей, а также дети с вокальными данными или перспективой их развития; - актерская группа: основные действующие лица на сцене; - детский шумовой оркестр: в эту группу могут входить дети, которым в силу различных причин требуется более длительный период овладения сценической грамотой. Все эти малые группы мобильны, при следующих постановках дети могут быть переведены из одной группы в другую. Основные виды деятельности:
- беседа;- экскурсии;- уроки сценической и музыкальной грамоты;- игровые виды деятельности;- вокально-хоровая работа;- слушание музыкального произведения и создание его пластического образа;- выразительное чтение;- участие в постановке спектакля. Основные методы и технологии Основным методом развития творческих способностей является импровизация:- хореографическая импровизация; имитация движений; театрализация, импровизация на заданную тему;- импровизация сопровождения музыкального произведения звучащими движениями. Занятия сценической грамотой начинаются с воспитания умения организованно, с учетом присутствия партнеров распределяться на сценической площадке. Эти занятия развивают общие и специальные художественные способности. Слово на сцене должно звучать отчетливо, ясно доносить мысль, быть эмоционально насыщенным – это диктует соответствующую работу над словом: занятия техникой и логикой речи, практическое овладение словесным действием. На каждом занятии (независимо от темы раздела) обязательны: ряд упражнений на развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи; вокально-хоровая работа; слушание музыки. Итогом деятельности учащихся является их участие в постановке спектакля.Средства, необходимые для реализации программыМатериальные средства:- учебный кабинет;- магнитофон;- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;- синтезатор;- фонотека;- использование сети Интернет;- наглядные демонстрационные пособия;- школьная библиотека и школьный музей.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Журнал «Вестник образования России» № 7/2006 г.2. Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева идр. Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2008.3. Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.4. Вопросы режиссуры детского театра. М., 19985. В.А. Гринер. Ритм в искусстве актера. М., 19926. Л. Дмитриева. Методика музыкального воспитания в школе. М., 19877. А.П. Ершова. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.8. Н.В. Клюева. Учим детей общению. Ярославль, 1996.9. М. Михайлова. развитие музыкальных способностей детей. М., 199710. Л. Михеева. Музыкальный словарь в рассказах. Москва.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1984.11. Л.Ю. Субботина. Развитие воображения у детей. Ярославль, 199612. В.П. Шильгави. Начнем с игры. Л., 1980.