Конспект по предмету изобразительное искусство на тему Мезенская роспись (5 класс)


Учитель изобразительного искусства МАОУ «СОШ 21 с углубленным изучением немецкого языка» г.Сыктывкар
Воронина Марина Анатольевна
Технологическая карта урока.
Тема урока: Мезенская роспись.
Предмет: изобразительное искусство.
Класс: 5 класс.
Базовый учебник:  Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
Цели урока: Продолжить изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; познакомить детей с мезенской росписью, основными приёмами мезенского письма
Образовательные
  Способствовать получению учащимися знаний о мезенской росписи, осваивать основные приёмы мезенского письма; создавать фрагмент мезенской росписи в процессе выполнения творческой работы
Развивающие
  Способствовать  развитию мыслительных навыков учащихся, познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения составлять ленточный орнамент, умению работать в парах, формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи.
Воспитательные
  Способствовать  воспитанию толерантного отношения друг к другу, культуры умственного труда, вырабатывать  коммуникативные качества, формировать умение эмоционально воспринимать, выражать своё отношение и эстетически оценивать произведения мезенского промысла.
Тип урока Открытие новых знаний
Основные понятия Ленточный орнамент, стилизация, ритм, приемы мезенской росписи: замалёвок, графические элементы
Межпредметные связи Искусство, география, история
Ресурсы Мультимедийный проектор; интерактивная доска; мультимедийная презентация; видео-слайд «Мезенская роспись»; таблицы с изображением ленточного орнамента; схемы – таблицы изображения птицы, коня, оленя; тексты (приложения)Методы Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Планируемые результаты
  Предметные: Учащиеся учатся объяснять особенности мезенской росписи, пользоваться различными материалами, учитывать особенности мезенского письма.
Метапредметные:
Личностные УУД: Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей 
Регулятивные УУД: (организация  учащимися  своей  учебной деятельности):определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии; работать по предложенному плану;учащиеся учатся оценивать свою работу и работу с одноклассниками(рефлексивные умения).
Познавательные УУД: умение отбирать нужную информацию и использовать при ответе; работать с схемами- иллюстрациями; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками; постановка вопросов; оценка и коррекция действий партнера, аргументировать свою точку зрения.
Ход урока:
Этапы урока Содержание Формирование УУД
1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального
затруднения в пробном действии. - Сегодня мы продолжим узнавать тайны народных промыслов.
? Изделия, каких промыслов вы видите на изображениях? Чем они отличаются? (Роспись по керамике - Гжель, по дереву – Городец и Хохлома, по металлу - Жостово, глиняная игрушка – Дымковская, Филимоновская, Каргопольская.)
? Что вы сейчас повторили? (Виды народных промыслов.)? Почему эти промыслы называют народными художественнымипромыслами? (Изготавливали обычные люди и промысел был характерен для нескольких деревень – народный, все промыслы связаны с украшением, росписью красками – художественный.)
- Теперь я предлагаю вам задание. Вы должны нарисовать узор в технике мезенской росписи с использованием основных приёмов мезенского письма (приложение 2)
? Кто выполнил задание? (?) Регулятивные действия:  - Организация  учащимися  своей  учебной деятельности
Коммуникативные действия: - Учебное сотрудничество с учителем и учениками
- Высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу.
- Слушать и понимать других, участвовать в диалоге.
2. Выявление места и причины затруднения. - Какое задание вы должны были выполнить? (Надо нарисовать узор в технике мезенской росписи с использованием основных приёмов письма.)
- Что помешало вам выполнить задание? (Мы не знаем мезенскую роспись и её особенности (как составляется, из чего состоит композиция и т.д.) и не знаем основные приёмы мезенского письма.) 3. Построение проекта выхода из затруднения.
- Сформулируйте цель урока. (Познакомиться с мезенской росписью, её особенностями и узнать приёмы мезенского росписи.)
- Сформулируйте тему урока. (Мезенская роспись.)
На доске фиксируется тема.
- Чтобы реализовать поставленную цель, что надо сделать? (Надо составить план.)
- Исходя из поставленной цели, каков будет план работы? (приложение 1, составить правильно план из предложенных этапов)
1. Познакомиться с мезенской росписью.
А) Узнать историю мезенской росписи.
Б) Узнать основные приемы и элементы росписи.
В) Понять, составление ленточного орнамента.
2. Применить на практике полученные знания.
3. Самооценка
(План фиксируется на доске.)
- Чем можно воспользоваться для достижения цели? (Можно прочитать в справочнике, энциклопедии, учебнике, можно использовать эксперимент.) Регулятивные действия:
- Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
- Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
4. Реализация построенного
проекта. - У каждого из вас есть рабочий лист (приложение 3), который должны заполнить в процессе выполнения задания:
Рабочий лист.
Название: _____________ роспись.
Зародилась: село _____на берегу реки____________
Мезенская роспись – это роспись по ____________
Приемы мезенской росписи____________________
Элементы (обозначение):
________ - особая птица – она уносит Солнце каждый
вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей.
__________ - связан со стихиями неба и воды, сулит
урожай, свет, богатство.
________ - приносит счастье, веселье.
________ - дополнительно несет солнечное значение.
По верованию древних он возносит Солнце на небо
каждое утро.
Цвет: _______________________________________
Первую часть информации мы найдем посмотрев и прослушав видео – слайд «Мезенская роспись»
На все ли вопросы мы нашли ответы?
Нам поможет информация со справочника (приложение 4). Работаем в паре.
(Учащиеся работают в парах, используя информацию справочника.)
После выполнения задания проговариваем и проверяем заполнения рабочего листа. В процессе ответов на доске фиксируются эталоны.
Ответы учащихся:
Рабочий лист.
Название:Мезенская роспись.
Зародилась: село Палащелье на берегу реки Мезень
Мезенская роспись – это роспись по дереву, лубу
Приемы мезенской росписи :замалёвка, графический контур
Элементы (обозначение):
Утка –особая птица – она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей.
Лебедь - связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.
Олень - приносит счастье, веселье.
Конь - дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро.
Цвет: красный, черный.
Последовательность использования приёмов мезенской росписи.
1. Замалёвка – в неполную силу краски, обобщённо – пятном прорисовка силуэтов . 2. Графический контур
Переходим к следующему вопросу нашего плана. (Понять, как составляется ленточный орнамент.)
Понять, как составляется ленточный орнамент.
- Ленточный орнамент – узор в полосе, по прямой и косой клетке.
- Чередование элементов – ритм.
- Как изображены элементы мезенской росписи? Условно и упрощенно (приложение 5)
Стилизация – упрощенное изображение по форме и по цвету.
ПОКАЗ приемов мезенской росписи (документ – камера) Регулятивные действия; Работать по предложенному плану, использовать учебник.
Познавательные действия; - Владеть разными видами смыслового чтения – уметь отбирать нужную информацию и использовать при ответе; - Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Учишься составлять конспект урока
Коммуникативные действия;
- Высказывать свои мысли,
аргументировать свою точку зрения, вступать в беседу.
Личностные действия: - Развивать самостоятельность в поиске решения различных задач.
5. Первичное закрепление.
- Работа с учебником.стр.101.
ФИЗМИНУТКА “Наши пальцы”Дружно пальцы встали в ряд ,(покажите ладони),Десять крепеньких ребят, (сожмите пальцы в кулак),Эти два – всему указка ,(покажите указательные пальцы)Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак) Раз, два, три, четыре, пять (пальцы сжаты в кулаки, показать цифры, поочередно разгибая пальцы.) Будем вместе рисовать (вращаем кистями рук в одну сторону.)
Познавательные действия:
- Находить информацию в учебнике - Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
Регулятивные действия: 
- Управлять своей деятельностью.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - Получив информацию, Теперь вы сможете выполнить задание? Которое звучало в начале урока. ? Какое было задание, с которым вы не справились? (нарисовать узор в технике мезенской росписи)
Учащиеся самостоятельно выполняют задание при помощи ручек (красная, черная гелиевая паста), используя наглядное пособие.
ЗАВЕРШАЕМ
- Покажите, что у вас получилось.
Дети представляют свои работы.
- Какие изделия изготавливали мезенские мастера? (Прялки, игрушки, короба, посуду и др.)
- У кого возникло затруднение при выполнение работы?
- Кто справился без ошибок? Личностные результаты:
-Развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач. - Воспитать уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей 
Предметные результаты: - Учатся объяснять особенности мезенской росписи, пользоваться различными материалами, учитывать особенности мезенского письма.
7. Включение в систему знаний и повторение. - Почему мезенскую роспись можно назвать народным художественным промыслом? (Ответы детей.)
- Какие элементы используют мастера в росписи?
- В каких изделиях народного декоративного искусства применяют цветочные композиции?
- Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей.)
- Какова была тема урока? (Мезенская роспись)
- Какова была цель вашей деятельности?
- Вы достигли поставленной цели?
- С каким новым понятием вы познакомились на уроке? (приёмы мезенской росписи: замалевок + графческими элементами) Познавательные действия: - Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
Коммуникативные действия: - Аргументировать свою точку зрения.

8. Рефлексия учебной деятельности. - Проанализируйте каждый свою деятельность на уроке, заполняя карточки (приложение 6):
1. Я знаю, что такое мезенская роспись_____________________________
2. Я знаю, в какой последовательности использовать приемы мезенскогописьма____________________________________________________
3. В практической работе у меня не возникло затруднений___________
4. В практической работе у меня возникли затруднения (перечислить, какие) ________________________________________________________
5.На уроке я работал: - плохо;
- хорошо;
- отлично.
6. Урок был: - длинным; - познавательным; - бесполезным; - интересным;
7. Как бы ты оценил свою работу? Регулятивные действия:
- Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.