РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 4 КЛАСС УМК ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кировская средняя общеобразовательная школа №9
«Утверждаю»
Приказ от 26.08.2015 г. № 133
Директор _____________ Л. Н. Глушко.
Рабочая программа по музыке
Уровень общего образования: начальное общее образование, 4 класс
Количество часов - 34 часа
Учитель: Губченко Светлана Петровна
Программа разработана на основе авторской программы
по музыке УМК «Перспективная начальная школа»
Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, М.: Академкнига/Учебник 2011 г.
х. Хуторской
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации » от 29.12. 2012 г.
№ 273- ФЗ.
2. Областной закон « Об образовании в Ростовской области » от 14.11. 2013 г. №26 – ЗС.
3. Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО » ( С изменениями – приказы от 26.11.2010 г.№1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643).
4. Приказ от 31.03.2014г. №253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5. Приказ от 08.06. 2015 г. №576 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.
6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Кировской СОШ № 9 (утверждена приказом МБОУ Кировской СОШ № 9 от 26. 08. 2015 г. № 133).
7. Примерная программа начального общего образования по музыке, Москва.: Просвещение, 2012 г.
8. Авторская программа по музыке для 4 класса к УМК « Перспективная начальная школа» общеобразовательных учреждений, 2014 г., авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, М.: Академкнига/Учебник 2011 г.
9. Учебный план МБОУ Кировской СОШ №9 на 2015 - 2016 учебный год, приказ от 26.08.2015г. №133.
10. Положение о разработке рабочей программы начального общего образования МБОУ Кировской СОШ №9 на 2015-2016 учебный год ( приказ от 27.08.2014 г. № 132).
Для реализации программы в образовательной деятельности используется учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации: Музыка 4 класс, авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Москва « Просвещение» 2012 г.
Цели и задачи предмета
Цель: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи:
- формировать основы музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству, художественный вкус, нравственные и эстетические чувства: любовь к ближнему, к своему народу, к Родине, уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- осваивать музыкальные произведения и первоначальные знания о музыке;
- развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности, образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
- овладевать практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки.
Общая характеристика предмета «Музыка»
Особенности содержания предмета «Музыка» обусловлены спецификой музы-кального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями отечественной педагогики. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта. Содержание изучения музыки представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.
При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения обучающихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.
Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственных творческих инициатив в мире музыки.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у обучающихся интереса и уважения к своим истокам. Основными формами контроля знаний, умений и навыков обучающихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем обучающимся возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
- формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
- начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
- приобретение знаний и умений;
- овладение УУД.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия обучающихся через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Обучающиеся понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Музыка»
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов, сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла обучения, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у обучающихся умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя обучающимся возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия обучающихся через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства обучающиеся понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Обоснование выбора
В классе обучаются дети разного возраста и с разным уровнем развития. В связи с этим я выбрала данный УМК, так как он позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у обучающихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по музыке. Выбор примерной программы мотивирован тем, что она учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования обучающихся. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно основной образовательной программы начального общего образования и учебного плана МБОУ Кировской СОШ №9 количество часов, отводимое на изучение предмета «Музыка» составляет 34 часа в год (федеральный компонент (инвариант), 1 час в неделю, 34 учебные недели). Данная программа реализуется без изменений.
Содержание тем учебного предмета
«Россия-Родина моя» - 4 ч
Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»,«Что не выразишь словами, звуком на душу навей».
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Урок 2 .Как сложили песню. Звучащие картины.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления обучающихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».
Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Многообразие жанров народных песен.
Урок 4. «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).
«День, полный событий» - 5ч.
Урок 5.«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Урок 6. Зимнее утро, зимний вечер.
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).Урок 7. «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.
Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.
Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Урок 8. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Урок 9. «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений обучающихся.
«В музыкальном театре» - 4ч.
Урок 10 - 11. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Урок 12. Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).
Обучающиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,
Урок 13. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.
Народная и профессиональная музыка.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.
Урок 14. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Урок 15. Оркестр русских народных инструментов.
Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
Урок 16. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.
«В концертном зале» - 6ч.
Урок 17. Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).
Урок 18. Старый замок.
Различные виды музыки: инструментальная.
Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).
Урок 19. Счастье в сирени живет…
Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).
Урок 20. Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
Урок 21. Патетическая соната. Годы странствий.
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная.
Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Урок 22. Царит гармония оркестра.
Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
«В музыкальном театре» - 2ч.
Урок 23. Театр музыкальной комедии.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.
Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Урок 24. Балет «Петрушка»
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
Урок 25.Святые земли Русской. Илья Муромец.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Урок 26. Кирилл и Мефодий.
Народные музыкальные традиции Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.
Урок 27. Праздников праздник, торжество из торжеств.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.
Урок 29. Народные праздники. Троица.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.
Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.
Урок 30. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Урок 31. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) Урок 32. В каждой интонации спрятан человек.
«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Урок 33. Музыкальный сказочник.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
Урок 34. Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.Тематическое планирование (график прохождения программного материала)
№
п/пРазделы Кол-во часов Дата прохождения материала Форма контроля
1 Россия — Родина моя 5 03.09 - 01.10 2 «О России петь - что стремиться в храм...» 4 08.10 – 29.10 3 День, полный событий 6 12.11 – 17.12 Контрольный тест 17.12
4 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 24.12 – 28.01 5 В концертном зале 4 04.02 - 25.02 6 В музыкальном театре 6 03.03 – 14.04 7 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 5 21.04 – 19.05 Контрольный тест 12.05
8 ИТОГО 34 Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»
№
п\пДата Тема урока Кол-во
часов Основные виды деятельности Планируемые результаты
План
Факт
Предметные УУД Личностные
1 3.09 Мелодия Уметь составить сравнительную характеристику музыки Чайковского и Рахманинова, подобрать стихи о родном крае, созвучные музыке этих композиторов. Выделить мелодию, как главное выразительное средство музыки. Уметь размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека; уметь узнавать образы народного музыкального творчества, фольклора и профессиональной музыки;
различать жанры русских народных песен;
различать мелодии народного склада в композиторских произведениях.
Регулятивные:
самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество;
самостоятельно подбирать ассоциативные ряды к музыкальным произведениям;
самостоятельно определять образцы народно-музыкального творчества;
эмоционально воспринимать народное и профессиональное композиторское творчество.
Познавательные:
высказывать своё мнение о содержании музыкального произведения;
выявлять общность истоков и особенности композиторской музыки;
выявлять связь между историческими событиями и музыкальной темой.
Коммуникативные:
коллективно выполнять творческое задание;
совместное исполнение народных песен;
высказывать свое мнение о содержании произведения. Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения художественно-музыкальных образов;
оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
гордиться и уважать русские традиции;
гордиться патриотами и историей своей Родины.
2 10.09 «Чего не выразишь словами, звуком на душу навей…» Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. 3 17.09 Жанры народных песен
Знать особенности русской народной песни, уметь определять жанры, выразительно исполнять и разыгрывать народные мелодии. 4 24.09 «Я пойду по полю белому…» Уметь исполнять главные темы хора «Вставайте, люди русские», услышать интонацию плача, мольбы, определять характер патриотической музыки. сравнить хор «Славься» Глинки и «Въезд Александра Невского во Псков» Прокофьева 5 1.10 «На великий праздник собрался Русь!» 6 8.10 Святые земли Русской Знакомство со святыми земли Русской, назвать имена святых (Александр Невский, Сергий Радонежский, Княгиня Ольга, Великий князь Владимир), знакомство с песней-гимном стихирой, слышать торжественный, праздничный характер. Сравнить музыку Бородина, Мусоргского с картиной Васнецова. Уметь различать в музыке красоту родной земли и человека;
знать историю возникновения праздника Пасхи;
уметь распознавать значение колокольных звонов;
знать создателей славянской азбуки;
отличать народный праздник от религиозного. Регулятивные:
самостоятельно определять звучание музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра;
различать тембры музыкальных инструментов; самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности старинной музыки;
самостоятельно различать мелодии танцевальной музыки;
самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.
Познавательные:
ориентироваться в музыкальных терминах;
знать народные обычаи, обряды;
овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания и ритмического сопровождения;
понимать смысл музыкальных терминов;
знать и понимать смысл музыки С. Рахманинова;
узнавать музыкальные жанры.
Коммуникативные:
различать и понимать жанры музыкальных произведений;
исследовать историю создания музыкальных инструментов;
рассуждать о значении преобразующей силы в музыке; размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека;
понимать смысл терминов. Уважительно относиться к праздникам русской православной церкви;
хранить шедевры православного наследия;
почитать создателей славянской азбуки;
хранить и почитать культурное наследие России.
7 15.10 «Праздников праздник, торжество из торжеств» Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции. 8 22.10 Светлый праздник Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений. Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов; - сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. 9 29.10 Создатели славянской письменности Кирилл и МефодийУметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. 10 12.11 «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома». Описать чувства ребенка. Сравнить с настроением стихотворения Пушкина. Уметь выразительно читать стихи. Сравнить хор Шебалина «Зимняя дорога» с одноименным стихотворением Пушкина. Уметь распознавать, как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения;
уметь различать образы, воплощенные в музыке;
различать народные песни;
знать русские народные традиции. Регулятивные:
эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам, выявлять особенности их развития;
самостоятельно определять куплетно-вариационную форму в музыке.
Познавательные:
рассказывать либретто музыкального произведения;
логически анализировать и выявлять жанровую линию;
знать основные закономерности построения оперетты и мюзикла.
Коммуникативные:
выявлять особенности развития образов;
сопоставлять средства музыкальной выразительности;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
выполнять творческое задание.
Гордится музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов;
гордиться русской поэзией и музыкой; уважать русские традиции.
11 19.11 «Что за прелесть эти сказки…» Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии сказок А. Пушкина. Понимать особенности их построения. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности.
Знать сказки Пушкина, вспомнить героев сказки о царе Салтане, услышать, как в музыке передается сказочность. Назвать знакомые музыкальные инструменты, создающие образы белки, богатырей, царевны. Знать понятие тембра и регистра. 12 26.11 Музыка ярмарочных гуляний Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Интонационно-осмысленно исполнять сочинения разных стилей и жанров. 13 3.12 Святогорский монастырь В музыке М. Мусоргского из оперы «Борис Годунов» услышать отголоски колокольных звонов, определить характер музыки. 14 10.12 «Приют, сияньем муз одетый…» Слушая романсы, определять характер музыки и слов. Знать отличительные особенности жанра романса. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. 15 17.12 Зимнее утро. Зимний вечер
Итоговый тест Сравнивать музыку П. Чайковского и стихи А. Пушкина, слышать мечтательный, задумчивый характер. Интонационно-осмысленно исполнять сочинения разных стилей и жанров. 16 24.12 Композитор-имя ему народ Дальнейшее знакомство с музыкальными инструментами России. Исполнять народные песни с движением. Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества Различать тембры и звуки народных инструментов;
различать музыкальные символы России. Регулятивные:
самостоятельно определять мелодику народной музыки; различать тембры народных инструментов, входящих в состав ОРНИ.
Познавательные:
различать народную и композиторскую музыку;
знать народные обычаи, обряды.
Коммуникативные:
выполнять творческие задания;
исследовать историю создания музыкальных инструментов.
Уважать народные легенды, мифы и предания;
общаться и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов
17 14.01 Музыкальные инструменты России. Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах. Различать группы музыкальных инструментов, входящих в симфонический оркестр;
знать приемы развития музыки: повтор, контраст, вариация, импровизация;
различать понятие старинной музыки и её рисунок;
различать музыкальные жанры и музыкальные символы родной природы;
знать и уметь распознавать жанры танцевальной музыки;
уметь распознавать и оценивать особенности жанров музыки. 18 21.01 О музыке и музыкантах Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Регулятивные:
самостоятельно определять звучание музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра;
различать тембры музыкальных инструментов; самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности старинной музыки;
самостоятельно различать мелодии танцевальной музыки;
самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.
Познавательные:
ориентироваться в музыкальных терминах;
знать народные обычаи, обряды;
овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания и ритмического сопровождения;
понимать смысл музыкальных терминов;
знать и понимать смысл музыки С. Рахманинова;
узнавать музыкальные жанры.
Коммуникативные:
различать и понимать жанры музыкальных произведений;
исследовать историю создания музыкальных инструментов;
рассуждать о значении преобразующей силы в музыке; размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека;
понимать смысл терминов. Расширять музыкальный кругозор;
осмысленно исполнять сочинения различных жанров и стилей;
гордиться русскими композиторами, воспевающими Россию;
уважать творчество зарубежных композиторов.
19 28.01 Праздники русского народа: Троицын день
Знать и понимать народные музыкальные традиции родного края.
Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способах развития музыки. 20 4.02 Музыкальные инструменты Знать особенности стиля рококо в искусстве, определение музыкальной формы «вариации», сравнить тему вариаций и мелодию хора «Уж как по мосту, мосточку». Выявить
интонационное сходство. Различать тембры музыкальных инструментов. 21 11.02 Старый замок. «Счастье в сирени живет…» Закрепить музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. Определить образное содержание, характер и настроение музыки. Различать группы музыкальных инструментов, входящих в симфонический оркестр;
знать приемы развития музыки: повтор, контраст, вариация, импровизация;
различать понятие старинной музыки и её рисунок;
различать музыкальные жанры и музыкальные символы родной природы;
знать и уметь распознавать жанры танцевальной музыки;
уметь распознавать и оценивать особенности жанров музыки. Регулятивные:
самостоятельно определять звучание музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра;
различать тембры музыкальных инструментов; самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности старинной музыки;
самостоятельно различать мелодии танцевальной музыки;
самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.
Познавательные:
ориентироваться в музыкальных терминах;
знать народные обычаи, обряды;
овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания и ритмического сопровождения;
понимать смысл музыкальных терминов;
знать и понимать смысл музыки С. Рахманинова;
узнавать музыкальные жанры.
Коммуникативные:
различать и понимать жанры музыкальных произведений;
исследовать историю создания музыкальных инструментов;
рассуждать о значении преобразующей силы в музыке; размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека;
понимать смысл терминов. Расширять музыкальный кругозор;
осмысленно исполнять сочинения различных жанров и стилей;
гордиться русскими композиторами, воспевающими Россию;
уважать творчество зарубежных композиторов.
22 18.02 «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Определить душевное состояние, которое передает музыка, эмоциональный строй. Различать на слух старинную и современную музыку. Сравнить музыку Бетховена со стихотворением Заболоцкого. 23 25.02 «Патетическая» соната Л.В. Бетховена. Годы странствий Увидеть интернациональность музыкального языка. Закрепить средства выразительности, свойственные баркароле. Сравнить с ноктюрном Бородина /любование природой/. Составить сравнительную характеристику музыки М. Глинки и П. Чайковского 24 3.03 Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (2-3 действия) Услышать интонации народной польской и русской музыки. Определить содержание арии Сусанина, характер музыки. 25 10.03 Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (4 действие) Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Различать музыкальные образы разных персонажей оперы;
уметь распознавать и понимать интонационные линии оперы;
знать события, отраженные в опере М. Мусоргского «Хованщина»;
уметь распознавать мелодику восточной интонации от русской;
формирование основ музыкальной культуры (балет);
уметь распознавать оперетту и мюзикл. Регулятивные:
эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам, выявлять особенности их развития;
самостоятельно определять куплетно-вариационную форму в музыке.
Познавательные:
рассказывать либретто музыкального произведения;
логически анализировать и выявлять жанровую линию;
знать основные закономерности построения оперетты и мюзикла.
Коммуникативные:
выявлять особенности развития образов;
сопоставлять средства музыкальной выразительности;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
выполнять творческое задание.
Гордиться патриотами нашей Родины;
знать историю своей Родины;
формировать представление о роли музыки в жизни человека;
развивать музыкально-эстетический вкус;
уважительно относиться к музыкальной культуре других народов.
26 17.03 «Исходила младёшенька…» Слышать интонационное своеобразие музыки других народов. Сравнивать музыку Мусоргского «Пляска персидок» и Глинки «Персидский хор», их отличие от русской музыки. 27 31.03 Русский Восток. Восточные мотивы Услышать своеобразный колорит, орнамент восточной музыки, сравнить с картиной Сарьяна «Армения». В « Колыбельной Гаяне» обобщить особенности как армянской, так и русской музыки. Определить характер танца с саблями. 28 7.04 Балет И. Стравинского «Петрушка» Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, мюзикла 29 14.04 Театр музыкальной комедии Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. 30 21.04 Исповедь души Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ. Уметь распознавать трехчастную форму в музыке;
уметь различать музыкальные образы, воплощенные в музыке;
уметь различать многообразие жанров музыки;
определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, ИЗО, кино, театром. Регулятивные:
определять и сопоставлять различные по смыслу интонации;
самостоятельно оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык произведения;
самостоятельно уметь распознавать жанры музыки;
самостоятельно называть имена известных бардов.
Познавательные:
распознавать художественный смысл различных музыкальных форм;
определять особенности взаимодействия развития музыкальных образов;
знать музыкальные термины;
уметь распознавать художественный смысл музыкальных произведений для гитары.
Коммуникативные:
соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки;
выполнять творческое задание. Осознавать свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения музыкальных произведений русских композиторов;
расширять музыкальный кругозор;
ориентироваться в культурном многообразии музыкальных жанров;
личностно оценивать музыку на уроке и вне школы.
31 28.04 Мастерство исполнителя Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. 32 5.05 Музыкальные инструменты Аргументировать своё отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. 33 12.05 Музыкальный сказочник
Итоговый тест Демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. 34 19.05 Рассвет на Москве-реке Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее. Узнавать музыку (по программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение
образовательного процесса
Литература для обучающихся:
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка» 4 кл. рабочая тетрадь Москва « Просвещение» 2012 г.
Я познаю мир. Дет.энциклопедия: Музыка /Авт.А.С.Кленов. Под общ.ред.О.Г.Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.- 464с.
Ивановский Ю.А. Занимательная музыка.- Ростов н /Д.: «Феникс», 2002.- 128с.
Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1994.- 79с.
Ушакова О.Д. Великие композиторы: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.- 96 с.
Литература для учителя:
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Уроки музыки» 1-4 кл. Москва «Просвещение» 20101г.
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка» 4 кл. учебник Москва « Просвещение» 2011 г.
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка» 4 кл. рабочая тетрадь Москва « Просвещение» 2012 г.
Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы.- М.: «АКВАРИУМ БУК», К.: ГИППВ, 2012 .
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшиге музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2010 г
Абдуллин Э.Б., Бейдер Т.А. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя. -М.: Просвещение, 2010 г.
Критская Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2012 г.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2010
Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания.
М.: Просвещение, 2012 г.
Печатные пособия
Портреты композиторов.
Электронные и экранно - звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Видеофильмы, электронные презентации, видеофрагменты, отражающие темы курса музыка.
Технические средства обучения
Оборудование для мультимедийных демонстраций: компьютер, мультимедийная доска.
Сканер, принтер, ксеракс.
Цифровые образовательные ресурсы
1.Методические рекомендации по технологии создания электронных ресурсов к урокам http://svetly5school.narod.ru/metod1.html2. В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/673.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/4. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
http://school-collection.edu.ru/
www.pedsovet.su
www. festival. 1september.ru
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/Оборудование класса:
Ученические парты в количестве 8 штук.
Стол учительский тумбовый, 2 стула.
Настенная доска.
Результаты освоения обучающимися предмета «Музыка»
По итогам освоения программы обучающиеся должны знать/понимать:
- слова и мелодию Гимна России;
- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- названия изученных жанров и форм музыки;
- народные песни, музыкальные традиции родного края;
- названия изученных произведений и их авторов;
- наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
обучающиеся должны уметь:
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментов);
- высказывать свои размышления о музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки (с учётом полученных знаний);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении (исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а так же несложные элементы двухголосия - подголоски), музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
- исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения знакомых песен;
- участия в коллективном пении;
- музицирования на детских музыкальных инструментах;
- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Функция оценки – учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Проявление музыкальных способностей и стремление их проявлять.
Отметка «5» ставится:
-если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
-умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
-проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «4» ставится:
-если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
-умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
-проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «3» ставится:
-проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
- или в умении пользоваться ключевыми или частными знаниями
- или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «2» ставится:
- нет интереса, эмоционального отклика;
- неумение пользовать ключевыми и частными знаниями
-нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявитьОценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов.
Базовый уровень 0 - 60% 60 - 77% 77 - 90% 90 - 100%
"2" "3" "4" "5"
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОПротокол заседания МО Заместитель директора по УВР
МБОУ Кировской СОШ №9 ______________ Н. А. Фурсова от 24 августа 2015г. №2 26 августа 2015 г. ___________ С.П.Губченко
Контрольно-измерительные материалы.
Тест по теме «Великое содружество русских композиторов».
1. Кого из композиторов называют основоположником русской классической школы: а) П.И.Чайковский;
б) Ц.А. Кюи;
в) М.И. Глинка;
г) А.П. Бородин.
2. Сколько композиторов входило в «Могучую кучку»:
а) семь;
б) пять;
в) три;
г) шесть.
3. Кто из композиторов «Могучей кучки» в начале своей карьеры был военным офицером:
а) М.А. Балакирев;
б) А.П. Бородин;
в) М.П. Мусоргский;
г) П.И. Чайковский.
4. Кто из композиторов «Могучей кучки» очень любил море, был морским офицером, написал семь опер на сказочный сюжет:
а) Н.А. Римский-Корсаков;
б) М.И. Глинка;
в) Ц.А. Кюи;
г) М.А. Балакирев.
5. Кто из композиторов является основателем «Могучей кучки»:
а) П.И. Чайковски б) М.А. Балакирев;
в) А.П. Бородин;
г) М.П. Мусоргский.
6. Определи, какие композиторы изображены на портретах.
Тест за первое полугодие
1. В произведениях этого композитора мы слышим звучание колоколов, разливы рек, ощущаем всю прелесть цветущего весеннего сада:
а) П. Чайковский;
б) С. Рахманинов;
в) М. Балакирев;
г) А. Бородин.
2. Кому принадлежит выражение «Могучая кучка»?
а) М. Балакирев;
б) А. Бородин;
в) В. Стасов;
г) М. Мусоргский.
3. Кто из композиторов входил в содружество Балакиревского кружку (подчеркни нужное):
П. Чайковский, М. Балакирев, С. Рахманинов, А. Бородин, М. Мусоргский, В. Стасов, Ц. Кюи, Ф. Шопен, Н. Римский-Корсаков.
4. Кто является композитором симфонической сюиты «Шехеразада», написанной по сюжетам арабских сказок «Тысяча и одна ночь»:
а) М. Мусоргский;
б) А. Бородин;
в) М. Балакирев;
г) Н. Римский-Корсаков.
5. Как называется украинский народный танец, возникший в быту Запорожского войска, исполняющийся в быстром темпе в размере 2/4:
а) бульба;
б) вальс;
в) гопак;
г) полька.
6. Самый распространённый народный инструмент в Белоруссии:
а) бандура;
б) фортепиано;
в) скрипка;
г) цимбалы.
7. Послушай произведение С. Рахманинова «Вокализ», опиши свои впечатления или нарисуй рисунок в соответствии характера этого произведения.
Тест по теме «Симфонический оркестр»
Вариант 1.
1. Самый низкий инструмент группы деревянных духовых инструментов:
а) флейта;
б) гобой;
в) кларнет,
г) фагот.
2. В состав симфонического оркестра дополнительно включаются:
а) труба;
б) орган;
в) арфа;
г) скрипка;
д)фортепиано.
3. Оркестром руководит:
а) скрипач;
б) тромбонист;
в) дирижёр;
г) ударник.
4 Подчеркни из ниже приведённых инструментов самые высокие по звучанию: туба, гобой, альт, скрипка, контрабас, фагот, флейта, труба, кларнет.
5. В группу медных духовых инструментов входят: фортепиано, скрипка, труба, фагот контрабас, туба, тромбон.
Вариант 2
1. Из скольки групп состоит симфонический оркестр:
а) пять;
б) шесть;
в) четыре.
2. Группа струнно-смычковых инструментов состоит из следующих инструментов (подчеркни нужное): труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан. 3. Из ниже приведённых инструментов подчеркни ударные: труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан. 4. Руководит оркестром:
а) хормейстер;
б) скрипач;
в) дирижёр.
5. Арфа это инструмент:
а) струнно-смычковый;
б) духовой;
в) струнно-щипковый.
6. Подчеркни из ниже приведённых инструментов самые высокие по звучанию: труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан. 7. Подчеркни из ниже приведённых инструментов самые низкие по звучанию: труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан. Тест по венским классикам
Кого из перечисленных композиторов называют венскими классиками?
Нужное подчеркни.
Й. Гайдн, И. Бах, Дж. Верди, Н. Римский-Корсаков, В. Моцарт, А. Бородин, М. Балакирев, Л. Бетховен.
2. В произведениях какого композитора (венского классика) преобладают радостные, светлые настроения?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
3. Крупное музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей, звучащее в исполнении симфонического оркестра, называется:
а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) опера.
4. «Я возьму судьбу за глотку» - эти слова стали девизом какого композитора?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
5. Крупное музыкальное произведение, предназначенное для солирующего инструмента (или двух инструментов называется):
а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) концерт.
6. В произведениях какого композитора (венского классика) и радость и печаль запечатлены в ярких, запоминающихся мелодиях, передающих чувства человека, его душевные переживания?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
Итоговый тест
1. Лодочные гребцы (гондольеры) в Италии часто напевают песни. Какое название получили эти песни?
а) ноктюрн;
б) серенада;
в) баркарола;
г) этюд.
2. Кто из русских композиторов написал романс «Венецианская ночь»?
а) А. Бородин;
б) Ц. Кюи;
в) М. Глинка;
г) А. Римский-Корсаков.
3. Сколько композиторов входило в «Могучую кучку»?
а) шесть;
б) пять;
в) восемь;
г) четыре.
4. Кто из композиторов возглавлял «Могучую кучку»?
а) М. Мусоргский;
б) Н. Римский-Корсаков;
в) А. Бородин;
г) М. Балакирев.
5. Кого из перечисленных композиторов называют венскими классиками?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
6. Крупное музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей, звучащее в исполнении симфонического оркестра, называется:
а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) опера.
7. «Я возьму судьбу за глотку» - эти слова стали девизом какого композитора?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
8. Главным жанром в творчестве этого композитора стала песня. Кто это?
а) Л. Бетховен;
б) М. Мусоргский;
в) Ф. Шуберт;
г) В. Моцарт.
9. Крупное музыкальное произведение, предназначенное для солирующего инструмента (или двух инструментов называется):
а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) опера.
10. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?
а) В. Моцарт. Симфония №40, часть;
б) Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»;
в) Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»;
г) Ф. Шуберт. «В путь».