Конспект урока по окружающему миру О братьях наших меньших
Интегрированный урок «О братьях наших меньших» 2-й класс
Организация учебного процесса требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей, форм и методов построения учебной деятельности.
Интегрированный урок выступает как эффективное средство обучения, так как используется приемлемое сочетание предметов для интеграции, реализуется интегративно - тематический подход, осуществляется тщательный отбор содержания материала. Интегрированный урок, на котором чётко прослеживаются межпредметные связи, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию творческой активности.
Цель интегрированного урока “Про кошек и собак” - расширение представлений о домашних животных. В процессе реализации поставленной цели закрепляются полученные раннее (на уроках литературы и окружающего мира) знания о животных и усваиваются новые об особенностях кошек и собак, их породах.
На разных этапах урока эффективно применяются следующие методы (по характеру познавательной деятельности обучающихся и участия учителя в учебном процессе):
объяснительно-иллюстративный (устный опрос, слово учителя, сообщения обучающихся);
частично-поисковый (перенос теоретических знаний на практику)
Для достижения поставленной цели урока используются различные формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная (с последующей проверкой), работа в парах, самостоятельная работа.
Содержание учебного материала подобрано с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей. Игровые моменты урока способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.
Для снятия статического напряжения на уроке проводится физкультминутка и смена видов деятельности.
В ходе урока идет формирование общеучебных (надпредметных) умений:
учебно-организационных (организация учебного места, осуществление контроля и самоконтроля);
учебно-интеллектуальные (выразительность чтение, умение сравнивать, обобщать, выделять главное);
учебно-информационные (работа с книгой, пользование справочной литературой);
учебно-коммуникативные (умение слушать, выступать перед аудиторией, задавать уточняющие вопросы).
В данном уроке важен и воспитательный аспект. Реализация воспитательной цели прослеживается в ходе всего урока.
Данный урок проводится в конце изученных тем (по окружающему миру 19 из 21 в теме “Природа”, по литературе 7 из 10 в теме “О братьях наших меньших”).
Обучающие владеют теоретическим и практическим материалом по этим темам., поэтому данный интегрированный урок по типологии – комбинированный. Организационный момент способствует эмоциональному настрою на урок, быстрому включению всех обучающихся в работу и тщательной подготовке рабочего места.
На этапе повторение пройденного для активизации мыслительной деятельности используются различные формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, а также игровые моменты. Реализация обучающей цели достигается не только проверкой объёма знаний, но и их правильностью и глубиной.
Для эффективности восприятия и осмысления нового материала знакомство с темой и целью урока проходит через работу с кроссвордом. Данный вид задания соответствует возрастным особенностям обучающихся (дети очень любят отгадывать загадки).
На этапе сообщения новых знаний используется объяснительно-иллюстративный метод. На данном этапе имеет место слово учителя, устный опрос-беседа, выступления обучающихся, сопровождение наглядностью. Большое внимание уделяется работе над выразительностью чтения. Прослеживается работа по формированию учебно-информационных умений (работа с книгой), учебно-коммуникативных (умение слушать, выступать перед аудиторией, задавать уточняющие вопросы.) и учебно-интеллектуальных умений (умение сравнивать, обобщать, делать выводы).
Проведение физкультминутки способствует снятию статического напряжения и поддержке положительного эмоционального поведения.
Использование элементов частично-поискового метода на этапе закрепления знаний позволяет выявить степень усвоения учебного материала и умение пользоваться справочной литературой.
Итог урока выявляет умение воспроизводить основные идеи нового материала, выделять главное и существенное во всём материале. А также показателем усвоения нового материала является активность обучающихся при подведении итога урока.
Домашнее задание является продолжением классной работы. Вариативность заданий способствует развитию индивидуальных особенностей обучающихся.
Комментированное выставление оценок за работу на уроке способствует осмыслению своей работы на уроке каждым обучающимся.
В течение урока реализация всех поставленных задач, способствовала достижению цели интегрированного урока.
Сценарий интегрированного урока
2 класс
Предмет (окружающий мир, литература)
Тема: Окружающий мир. Про кошек и собак.Литература. Б.Заходер “Плачет киска в коридоре” В.Берестов “Кошкин щенок”
Урок № 19 (окружающий мир) в теме “ Природа” Урок № 7 (литература) в теме “О братьях наших меньших”
Оборудование: портреты Б.Заходера, В.Берестова, учебник “Родная речь” авт. Л.Ф.Климанова, учебник “Окружающий мир”, авт. А.А.Плешаков, проверочная тетрадь “Проверь себя”, рабочая тетрадь “Окружающий мир”, раздаточный дидактический материал (карточки с заданиями, карточки с названиями животных, кроссворд ), иллюстрации различных пород кошек и собак, карточки с названиями пород кошек и собак, картинки “Домик”, “Лес”
Цель: расширение представлений о домашних животных.
Задачи:
Обучающая: Систематизировать знания о домашних животных.
Познакомить с некоторыми породами кошек и собак, их особенностями. Проанализировать повадки животных через произведения Б. Заходера и В. Берестова.
Развивающая: Способствовать развитию устной (монологической) речи и обогащению словарного запаса.
Развивать навык выразительного чтения. Формировать коммуникативные навыки общения. Совершенствовать общеучебные умения.
Воспитательная: Способствовать воспитанию любви к животным, ответственности за них и бережного отношения к ним.
Продолжить формирование экологической культуры.
Ход урока
Этап
Содержание этапа
Примечание
Орг. момент
1 мин
- Здравствуйте, ребята.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
-Мы поработаем сегодня,
друзья, надеюсь от души.
Себя оцените вы сами
Ведь вы уже не малыши.
Обучающиеся проверяют подготовку рабочего места.
Повторение пройденного
1 мин
3 мин
5 мин
2 мин
Итого-12 мин
Какую тему по окружающему миру, мы изучали на прошлом уроке? (Дикие и домашние животные)
- На какие две группы можно разделить всех животных? (дикие, домашние)
- Назовите отличительные признаки каждой группы животных.
Работа по карточкам
Дети получают тест, он же на экране.
Дети отвечают на вопросы, меняются с соседом листочками и проверяют по экрану. Выставляют друг другу оценку
а) “Что получает человек от домашних животных”
- Соедините стрелочками домашнее животное и то, что получает от него человек.
Индивидуальная работа 1об-ся у доски. Проверка.
б) “Найди моё жилище”
- Соедините стрелочками название животного и его жилище. Индивидуальная работа
· 1об-ся у доски. Проверка
Проверка и выставление оценок.
А теперь откроем учебники Литературного чтения на 125 стр. Мы начинаем новый раздел. Как он называется? (О братьях наших меньших)
-По названию и иллюстрации определите, о чём мы будем читать в этом разделе, о чём узнавать?
Давайте прочитаем рассказ Н.Сладкова «Они и мы» с.126
Первичное восприятие текста. ( стр.126).
Текст читают хорошо читающие учащиеся.
Работа над текстом.
- Так кого мы называем «Братья наши меньшие»?
- Почему?
Как вы думаете, мы правильно предположили?
Сейчас я прочитаю стихотворение А.Шибаева «Кто кем становится?», а вы попробуете ответить, что мы будем узнавать, чему учиться на уроке?
И попробуем сформулировать тему урока
(Мы будем говорить о домашних животных). Правильно.
Индивидуальная работа на местах.
Индивидуальная работа у доски.
Сообщение темы и
цели урока
3мин
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о домашних животных, а вот о каких именно вы узнаете, разгадав кроссворд.
- Какое слово получилось в выделенной строчке? (кошка)
- Сегодня мы с вами будем говорить о животных, которые живут рядом с нами.
Это наши любимцы - кошки и собаки. Мы вспомним с вами о повадках этих животных, познакомимся с некоторыми породами кошек. Вы многое можете рассказать о своих любимцах, но
что бы ещё хотели узнать об этих домашних животных?
-когда животное стало домашним
-повадки
-уход за ними
Коллективная работа на экране монитора кроссворд.
На доске тема “Про кошек и собак”
Сообщение новых знаний
5 мин
2 мин
Ребята нашего класса, те у кого есть дома кошка, решили узнать всё об этих животных, они начали выполнять исследовательскую работу
1 группа.
Дети показывают проект о кошках
1.Лекция-беседа о кошках
Кошка живет рядом с человеком очень давно, более 4000 лет, но не смотря на долгую жизнь рядом с человеком, она не растеряла своих диких повадок. Как ловко ловит котёнок бумажку на верёвочке! Когти у кошки втяжные: подкрадываясь, они прячут их в мягкие подушечки, но уж если запустят в добычу – не вырвется. Играя, кошка редко пускает в ход когти – отбивается “бархатными” лапками, но если её разозлить – не обижайтесь, сами виноваты. Домашние кошки очень похожи на своих родственников.
- Кто является родственником кошек?
Да все они относятся к семейству кошачьих. У домашней кошки своя история. Когда люди начали заниматься земледелеем, зерно стали свозить в хранилища. Тут-то и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавится о них, человек приручил кошку.
Кошки очень чистоплотны. Уж очень они любят умываться.
- А как умывается кошка?
- О какой старинной примете, мы говорим, когда видим, что кошка умывается?
- На свете около 60 разных пород кошек.
- А какие кошки живут рядом с вами?
- Большинство кошек не относятся ни к какой породе. Их называют просто – домашние кошки.
- Расскажите, как вы ухаживаете за своими кошками.
2. Работа над стихотворением Б.Заходера
- Ребята, послушайте, как об одной кошке говорит хорошо нам известный поэт Б. Заходер.
Плачет киска в коридоре,
У неё большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.
- Какой представлена кошка в этом стихотворении?
- Прочитайте стихотворение про себя.
- Кто герои? (люди и киска)
- От чего имени написано стихотворение?
- Можно ли выделить слова автора? Киски?
-Как автор относится к киске?
- Попробуем прочитать стихотворение выразительно, как будто вы жалуетесь от имени киски.
- На самом ли деле люди злые?
- А почему про них так сказано?
- Какие повадки кошки можно увидеть в этом стихотворении?
На доске иллюстрации кошек разных пород
Портрет Б.Заходера.
Стихотворение читает подготовленный обучающийся.
Учебник “Родная речь”, 2 кл с. 128
Физкультминутка
1 мин
Обучающиеся выполняют движения, подражая кошке (потягивание, умывание, прыжки и т.д.)
В нашем доме кот живет,
Муськой кличут его, вот.
Ходит он так величаво,
Грациозно, словно пава.
Всё идёт по распорядку:
Утром делает зарядку,
Прогибает спинку, хвостик-
Не болели, чтобы кости
Умывает ушки, носик.
Моет глазки и животик.
Чистит шёрстку, чтоб блестела,
Чтоб здоровым было тело.
5 мин
Музыкальная пауза 1 мин
5мин
А теперь догадайтесь, о каком животном Б.Заходер написал такие строки?
Едва мы чуть-чуть обогнали мартышку,
К высотам прогресса направив шаги,-
За нами сейчас же помчались вприпрыжку
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Порою с пути нам случается сбиться
(Кругом темнота и невидно ни зги),
Но нам не дадут насовсем заблудиться-
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Ребята нашего класса, те у кого есть дома собака, решили узнать всё об этих животных, они выполнили исследовательскую работу
2 группа.
Дети показывают проект о собаках.
Памятники собакам, нас удивило, что памятники ставят не только людям, но и собакам.
- Какой общий вывод можно сделать об отношении к животным на основании ваших рассказов? Как ухаживать за собаками?
Вывод
Давайте прочитаем второй абзац в уч. окр. мира на стр.79
«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил» Антуан Сент – Экзюпери
Фильм «Человек собаке друг»
6. Работа над стихотворением
В. Берестова “Кошкин сынок”
По названию определите, о чём будет идти речь в этом стихотворении?
-Может быть у кошки щенок?
- Чем заинтересовало вас название?
- Прочитайте стихотворение и объясните название.
- Как вы понимаете приёмный сын?
- Каким он был?
- Как кошка ухаживала за своим сыном?
- Что произошло потом?
- Как мама-кошка вышла из этого положения?
- А сейчас попробуем передать все происходящие события и отношение мамы-кошки с помощью выразительного чтения. Для этого давайте обратим внимание на знаки препинания. (, -- !)
- Проанализируйте чтение.
- О каких особенностях и повадках кошки вы заметили в этом стихотворении?
На доске иллюстрации собак разных пород
На доске портрет В.Берестова
Учебник “Родная речь”, 2 кл с. 130-131
Выборочное чтение
Чтение “цепочкой”
Обучающиеся анализируют чтение (темп, правильность, выразительность)
Закрепление
изученного
2 мин
1.
Работа с карточками
У детей на партах лежат карточки с породами собак.
Нужно выбрать: 1 ряд- только служебных собак
2 ряд - только декоративных
3 ряд- только охотничьих
Дети показывают карточки.
Какие породы собак вы запомнили?
- Рабочая тетрадь с.32, задание 1.
Проверка (устно)
Д/з
Д.з. В рабочей тетради
-Рабочая тетрадь с. 32, задание 2,3.
Задание записывается в дневник
Итог урока
1 мин
- Общение с животными доставляет нам много радости.
В начале урока мы выделили вопросы, что хотели бы узнать о кошках и собаках
Ответили ли мы на все вопросы?
Ребята попробуют свои исследовательские работы завершить и мы с вами посмотрим, результат этой деятельности.
Помните, мы в ответе, за тех, кого приручили.
Обучающиеся подводят итог урока
Выставление оценок
1 мин
2 мин
Оценивание и рефлексия.
А сейчас, покажите мне, какую оценку вы себе поставите сегодня на уроке?
Заключительный фильм
15