Рабочая прогамма кружка Художественная обработка древесины
\
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Чердынская средняя общеобразовательная школа имени А. И. Спирина»
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ:
К УТВЕРЖДЕНИЮ: Директор МАОУ «Чердынская СОШ
Методическим советом им. А.И. Спирина»
МАОУ «Чердынская СОШ им. А.И. Спирина» ____________ Хабибрахманова С.Р.
«_12_» _11___2013г. (приказ № 258-од от «13»_12_.2013г.(протокол № 4 от «_12_»._11__.2013г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Художественная обработка древесины»
Программы составил: учитель технологии Брандт А. Л.
г. Чердынь, 2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Направленность программы
Среди различных видов трудовой деятельности человека особое место занимает художественная обработка древесины. Различные виды обработки дерева дошли до нас с древних времен, из Египта и Греции. Особая связь человека и дерева сложилась на Руси. Долгими зимними вечерами, когда прекращались сельскохозяйственные работы, русские люди брали в руки куски дерева и занимались различными видами древообработки и резьбы, украшали свой быт. Прошли века, но и в настоящее время дерево имеет широкое применение в быту и в технике. Особенности строения этого природного материала позволяют широко применять его, начиная от силовых конструкций в строительстве до основы самых затейливых узоров и орнаментов, выходящих из-под руки резчика по дереву. Предлагаемая программа направлена:
на возрождение и развитие различных промыслов по художественной обработке дерева;
на воспитание всесторонне развитой творческой личности, умеющей ставить перед собой практические задачи и решать их на техническом и технологическом уровне, доводя изделие до совершенного вида с художественной точки зрения;
на профессиональную ориентацию учащихся, направленную на выбор своего будущего, связанного с обучением и работой на производствах, связанных сСовременное школьное образование рассматривается как система подготовки учащихся к деятельности в непрерывно изменяющихся условиях. Исходя из этого кружок «Самоделки из древесных материалов» помогает учащимся раскрыть творческие способности и дать возможность поиска и выбора пути самореализации в обществе как личности.
Работа в кружке «Самоделки из древесных материалов» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься с детьми младшего возраста. Программа кружка рассчитана на детей 10 до 15 лет,
Цель и задачипрограммы
Программа "Художественная обработка древесины" разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:
1.Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы;
2.Технология для 5-9 классов.
3.Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.
4.Программы «Живое дерево» .Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчества.
Основана на применении таких видов обработки дерева, как различные виды резьбы по дереву, инкрустация, маркетри, выпиливание и выжигание, имеющие многовековые традиции в разных культурах и у разных народов. Программа творческой технической мастерской по обработке дерева ставит перед собой следующие основные цели:
воспитание любви к труду;
углубленное развитие определенных навыков и способностей, связанных с обработкой дерева;
освоение профессиональных приемов обработки дерева;
формирование художественного вкуса;
развитие ребенка в целом, как гармоничной личности;
воспитание творческой личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и грамотно решать их;
становление способности творчески перерабатывать накопленный опыт с целью создания собственного уникального стиля в обработке дерева.
Каждое изготовленное в мастерской изделие подвергается обсуждению внутри коллектива, наиболее интересные вещи выставляются на районные и городские выставки и конкурсы. Последнее обстоятельство, связанное со сравнением результатов работы как внутри коллектива, так и за его пределами, требует от учащегося максимума самоотдачи. В программе большое внимание уделяется психофизиологическому развитию детей. Подобраны такие технологии изготовления изделий, которые развивают память, внимательность, сообразительность, а так же координацию движений, мелкую ручную моторику, усидчивость, упорство в достижении цели. Этому способствует большое количество работ связанных с рисованием, черчением, оформлением и отделкой и т.д.
Большое внимание уделяется формированию у обучающихся той системы ценностей, реализация которых обеспечивает взаиморазвитие общества и отдельной личности. Программа оптимально сочетает традиции и новации, в ней обеспечено соединение обучения и воспитания
Возраст детей, участвующих в реализацииданной образовательной программы
Программа рассчитана на три года обучения детей, имеющих интерес к обработке дерева, начиная с 10-15 лет (в отдельных случаях возможен прием учащихся более младшего возраста). К этому возрасту они уже имеют набор простейших навыков и знаний, необходимых для проведения работ, без которых невозможно изготовление моделей. Разница в навыках и знаниях выявляется на этапе изготовления первых простейших изделий и компенсируется индивидуальным подходом к обучающимся. Недостаток знаний компенсируется упрощением ставящихся перед обучаемым задач; наоборот, перед более подготовленными ставятся более сложные задачи при изготовлении одного и того же изделия.
Набор в группы первого года обучения целесообразно проводить, начиная с более раннего возраста. На первом году обучения происходит развитие навыков ручной работы. Вырабатывается глазомер, координация движений и ловкость. Развивается память и наблюдательность, объёмное мышление.
Наибольшую пользу занятия в группе первого года обучения приносят детям 10-12 лет. При этом учитывается то, что в этом возрасте психическое развитие детей происходит очень быстро, а потому желательно иметь несколько групп первого года обучения, дифференцированных по возрасту и навыкам.
Группы второго и третьего года обучения формируются из детей, прошедших подготовку в мастерской и, за редким исключением, пришедших из других кружков аналогичного профиля. Эти дети отличаются устоявшимся интересом к работе мастерской, имеют набор необходимых навыков и знаний. При формировании таких групп возрастной фактор имеет второстепенное значение. На первый план выдвигается способность к творческой деятельности и тяга обучаемого к тому или иному направлению внутри общей программы. В зависимости от этого и формируются группы. Для успешного освоения программы и в связи с работами с различным ручным инструментом и деревообрабатывающим станочным оборудованием, а так же из-за количества посадочных мест, которые можно расположить в кабинете, рекомендуется следующий численный состав групп:
1 год обучения – 10-12 человек
2 год обучения - 10-12 человек
3 год обучения - 10 человек.
Сроки реализациидополнительной образовательной программы
Основная часть программы рассчитана на 3 года. В творческую мастерскую принимаются школьники 10-15 лет, проявляющие интерес к различным видам художественной обработки дерева.
Занятия первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, занятия второго года обучения проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. После освоения основной части программы возможен курс совершенствования, продолжительность которого не имеет ограничений.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в помещении Столярной мастерской по обработке дерева два раза в неделю по два академических часа.
Занятия проводятся в школьной столярной мастерской, в которой есть наглядные пособия, большой раздаточный материал, образцы поделок, установлены токарные и сверлильные станки, рабочие места оборудованы столярными верстаками. Мастерская имеет вентиляцию, имеет нормативное освещение, отвечает санитарно- гигиеническим требованиям. Для работы кружка требуются инструменты, приспособления и материалы: ручной лобзик с пилками, столик выпиловочный, электровыжигатель, ножовки, стамески, рашпили по дереву, рубанок, кисти, шлифовальная шкурка (крупная и мелкозернистая), клей для древесины синтетический (ПВА, момент столярный, универсальный), бумага чертежная и копировальная, , циркуль, краски акварельные, лак для лакирования изделий, фанера разная, обрезки досок разных размеров и толщин, брусков , плит ДВП и ДСП.
Занятия состоят из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает краткие пояснения руководителя по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы.
Общетеоретическая часть дается обычно в виде беседы в начале занятия (не более 5-10 минут) Для лучшего восприятия материала используются образцы, рисунки, фотоматериалы и т.д.
Специальная теоретическая часть включает в себя знания, необходимые непосредственно для изготовления изделия:
правила чтения и составления эскизов и чертежей;
виды изделий из дерева;
способы разметки, изготовления и сборки изделий из дерева.
Специальная теоретическая часть дается перед соответствующей работой, а затем закрепляется по необходимости в течение занятий в индивидуальном порядке.
Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приемы выпиливания и выжигания. Работа ручным столярным инструментом. Работа на станках. Это выполняемые по образцу, небольшие по объему работы .Техника безопасности работы со станками, инструментами и материалами дается заранее, перед началом соответствующих работ, о чем производится запись в классном журнале.
При проведении работ учащиеся должны быть одеты в спецодежду (халат или передник). В необходимых случаях (при работе на токарном и сверлильном станке) должны выдаваться специальные средства защиты (защитные очки). В помещении секции на видном месте вывешены правила техники безопасности при работе с ручным инструментом. У каждого станочного оборудования вывешены правила техники безопасности при работе с данным оборудованием. Перед работой на станочном оборудовании проводится индивидуальный инструктаж с учащимся и делается запись в журнале о допуске его к работе на станке. Кроме того, с учащимися регулярно проводятся беседы по правилам поведения на улице (осенью и весной), правилам пожарной безопасности, правилам поведения в случае террористических актов. О проведении бесед производятся записи в учебный журнал.
Практическая часть.
Практическая часть связана с непосредственным выполнением работ по изготовлению изделий из дерева. Она включает в себя этапы проектирования, изготовления, отделки изделия.
Физическое развитие детей, их психофизиологические особенности, и малые размеры помещения мастерской предполагают изготовление изделий небольших габаритов. Для хорошего освоения материала лучше качественно изготовить несколько мелких изделий, чем одно крупное. Работа с малогабаритными изделиями позволяет уделить больше внимания мелкой моторике ребенка. В качестве изделий могут выступать как мелкие предметы быта, так и модели мебели, деревянных строений и других крупных изделий, которые можно изготовить из дерева в уменьшенном масштабе. Практическая часть разбита на три уровня, каждый из которых приурочен к соответствующему году обучения в мастерской.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате освоения программы учащиеся должны:
получить набор навыков работы с различными видами древесины, инструментами и станками;
ознакомиться с различными видами художественной обработки древесины;
ознакомиться с различными видами изделий из древесины;
научиться комплексному использованию различных техник обработки древесины в одном изделии;
получить опыт участия в выставках и конкурсах.
Программа творческой мастерской нацелена на развитие интересов учащихся в направлении художественной обработки дерева и, в частности, ориентирует на поступление в средние учебные заведения по профилю столяра-краснодеревщика.
На первом году обучения в основном достигается общекультурный уровень развития ребёнка, развиваются его психофизиологические возможности. При этом ребёнок получает ряд необходимых навыков и знаний, которые пригодятся ему в жизни.
На втором году обучения достигается углубленный уровень развития ребёнка. На этом уровне ребёнок осваивает навыки и знания, выходящие за пределы школьного курса. Резко возрастают творческие возможности обучаемого.
На третьем году обучения и, особенно, при освоении курса совершенствования достигается профессионально-ориентированный уровень развития. На этом уровне учащийся получает набор специфических навыков и знаний, который позволит ему в дальнейшем легко адаптироваться на предприятиях деревообрабатывающей отрасли и продолжить своё обучение в учебных заведениях технического направления.
Формы подведения итогов
В качестве итоговой аттестации работы учащихся секции могут быть использованы результаты:
коллективного обсуждения изготовленных обучаемыми изделий;
открытые уроки и мастер классы;
участие в районных и городских выставках и конкурсах;
результаты регулярного тестирования, проводимого педагогом.
Тематический план
работы кружка «Художественная обработка древесины»
1 – й год обучения
№
п/п. Темы Количество часов
Теория Практика Всего
Художественное выжиганиае6 48 54
1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. 1 1 2
2. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. 1 2 3
3. Основы композиции. 1 2 3
4. Подготовка заготовок к работе. 1 3 4
5. Основные приёмы выжигания. 1 4 5
6. Отделка изделия. 1 3 4
7. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. 33 33
Выпиливание лобзиком 15 75 90
1. Виды резьбы по дереву. 4 4
2. Выпиливание лобзиком как разновидность
оформления изделия. 1 5 6
3. Материалы, инструменты и приспособления. 1 3 4
4. Технические приёмы выпиливания орнамента. 1 5 6
5. Сборочные и отделочные работы. 2 5 7
6. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. 1 2 3
7. Работа над конструкцией изделия. 2 6 8
8. Построение орнамента. 1 5 6
9. Техника выполнеия различных изделий. 1 4 5
10. Отделка изделия. 1 6 7
11. Изготовление изделия. 34 34
2 – й год обучения
№
п/п. Темы Количество часов
Теория Практика Всего
Резьба по дереву 29 187 216
1. Вводное занятие. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. 2 2
2. Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов. 2 4 6
3. Основы материаловедения для художественных работ из дерева. Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий. 2 6 8
4. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. 6 6
5. Столярные соединения в художественных изделиях. Технология изготовления художественных изделий столярным способом. Виды художественной резьбы по дереву. 2 4 6
6. Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. 2 8 10
7. Отделка изделия. 1 3 4
8. Нанесение элементов геометрического рисунка на заготовку. Составление и нанесение на заготовку более сложных элементов резьбы. Способы резания. Резание рисунка. 2 12 14
9. Составление и нанесение на заготовку геометрического орнамента. Резание орнамента. 2 8 10
10. Основы композиции. Составление резной геометрической композиции. Перенос ее на заготовку. Резание композиции. 2 8 10
11. Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. 2 19 21
12. Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. 2 18 20
13. Изготовление набора из двух разделочных досок. 1 20 21
Токарные работы 6 70 76
14. Технология изготовления художественных изделий токарным способом. 2 4 6
15. Изготовление простого художественного изделия токарным способом. 2 10 12
16. Изготовление кухонной утвари токарным способом и декорирование его геометрической резьбой. 1 15 16
17. Изготовление подставки под цветы токарным способом. 20 20
18. Изготовление книжной полки токарным способом и декорирование её геометрической резьбой 1 21 22
19. Итоговое занятие. 1 1 2
3 – й год обучения
№
п/п. Темы Количество часов
Теория Практика Всего
Резьба по дереву 15 125 144
1. Вводное занятие. Организация рабочего места. Охрана труда, пожарная и электробезопасность при изготовлении художественных изделий из дерева в мастерских. 2 2
2. Контурная резьба по дереву. Изготовление и декорирование художественных изделий контурной резьбой. 2 16 18
3. Мозаика по дереву (интарсия). 3 16 19
4. Основы композиции. Составление композиции узора. Перенос его на заготовку. Резание узора. 2 14 16
5. Отделка изделия. 2 2
6. Технология изготовления художественных изделий токарным способом. 2 4 6
7. Изготовление простого художественного изделия токарным способом и декорирование его геометрической резьбой. 2 10 12
8. Изготовление подсвечника с одной стойкой. 1 15 16
9. Изготовление подсвечника с тремя стойками. 20 20
10. Изготовление подсвечника на пять свечей. 31 31
11. Итоговое занятие 1 1 2
Календарно – тематическое планирование занятий
1-й год обучения.
№
п/п. Тема раздела Запланировано часов Основные вопросы
рассматриваемые на занятии Формы и методы работы, виды контроля
Художественное выжигание 54 часов
1. Вводное занятие. 2 Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева. Инструктирование.
Беседа.
2. Инструменты, приспособления для выполнения работ. 3 - Инструменты и приспособления для выжигания. Практическая работа:
«Подготовка инструмента».
3. Основы композиции. 3 - Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия. Беседа
Практическая работа:
«Построение композиции. Разработка формы».
4. Подготовка инструмента к работе. 4 - Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом. Практическая работа.
5. Основные приёмы выжигания. 5 - Освоение приёмов выжигания. Практическая работа.
10. Отделка изделия. 4 - Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка. Практическая работа:
«Отделка изделий».
11. Изготовление художественного изделия и декорирование его выжиганием. 33 - Форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложныморнаметом. Практическая работа:
«Изготовление изделия».
Выпиливание лобзиком 90 часов
1. Виды резьбы по дереву. 4 - народные художественные традиции;
- виды и особенности резьбы;
- источники орнаментальных узоров. Беседа.
Демонстрации.
2 Выпиливание лобзиком – разновидность оформления изделия. 6 - Особенности работы лобзиком;
- источники и осбенности узоров для выпиливания. Беседа.
Демонстрации.
Практическая работа.
3. Материалы, инструменты
и приспособления. 4 - Основные свойства материалов;
- характеристики инструмента и приспособлений. Беседа.
Практическая работа
«Знакомство с видами материалов и инструментом».
6. Технические приёмы выпиливания орнамнета. 6 - Подготовка материалов, рисунков;
- перевод рисунка на заготовку;
- приёмы выпиливания;
- способы соединения деталей. Практическая работа
«Подготовка материалов. Приёмы выпиливания. Способы соединения деталей».
7. Сборочные и отделочные работы. 7 -Облицовывание шпоном;
- циклевание и шливование;
- устранение дефектов;
- сборка изделия;
- прозрачная отделка. Практическая работа
«Сборка и отделка изделий».
8. Художественно-эстетические
Основы выпиливания лобзиком. 3 - Конструкция, форма изделия;
- фурнитура;
- виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Беседа.
9. Работа над конструкцией изделия. 8
- Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия;
- работа над проектом;
- фурнитура, её изготовление, установка. Практическая работа:
«Построение композиции. Разработка формы. Изготовление и установка.
10. Построение орнамента. 6 - Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаметальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент. Практическая работа:
«Важнейшие средства и приёмы композиции орнамета».
11. Конструирование различных изделий. 4 - Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом. Практическая работа:
12. Техника выполнения различных конструкций изделий. 5 - Плоские изделия;
- объёмные изделия. Практическая работа:
13. Отделка изделия 7 - Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклевание и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка. Практическая работа:
«Отделка изделия».
14. Изготовление изделия. 34 Практическая работа:
2-й год обучения.
№
п/п. Тема раздела Запланировано часов Основные вопросы
рассматриваемые на занятии Формы и методы работы, виды контроля
Резьба по дереву 216 часов.
1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. 2 Технико-технологические сведения:
- требования ОТ и ТБ при работе;
- причины травматизма;
- производственная санитария;
- причины пожаров;
- правила пользования первичными средствами пожаротушения. Инструктирование.
Беседа.
2. Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов. 6 Технико-технологические сведения:
- возникновение и развитие;
- роль художественной традиции;
- основные сведения о предприятиях;
- перспективы развития;
- организация творческого процесса;
- ассортимент изделий. Беседа.
Экскурсия вп. Русскинские.
3. Основы материаловедения. Ручная обработка дерева. 8 Технико-технологические сведения:
- декоративные свойства дерева;
- клеи, сколеивание, облицовывание художественных изделий;
- отделочные материалы и отделка;
- способы предупреждения и устранения дефектов. Беседа.
Практическая работа:
«Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами, инструментами».
4. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. 6 Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе. Практическая работа:
«Изготовление ножа-косяка;
- одностороннего прокола;
- двухстороннего прокола;
- подготовка к работе.
5. Столярные соединения. Технология изготовления изделий. Виды художественной резьбы. 6 Технико-технологические сведения:
- виды столярных соединений;
- технологическая карта;
- способы раскроя материала по заданным размерам;
- сборка изделия;
- подготовка поверхности изделия для резьбы;
- виды резьбы по дереву;
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе режущими инструментами. Беседа.
Практическая работа:
«Знакомство с видами столярных соединений.
Технологическая последовательность выполнения резьбы.
Требования к качеству выполнения резьбы».
6. Геометрическая резьба. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. 10 Технико-технологические сведения:
- история возникновения и развития;
- особенности;
- элементы геометрической резьбы;
- сочетание различных элементов;
- способы вычерчивания орнамента;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе. Беседа.
Практическая работа:
«Знакомство с элементами, орнаментами резьбы. Способы вычерчинания орнамента по поверхности изделия. Выполнение резьбы. Безопасность труда.
7. Отделка изделия. 4 Технико-технологические сведения:
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка. Практическая работа:
«Отделка изделий».
8 Нанесение элементов рисунка не заготовку. Составление более сложных элементов резьбы. Способы резания. 14 Технико-технологические сведения:
- нанесение элементов резьбы;
- составление сложных элементов;
- способы вычерчивания;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе. Практическая работа:
«Составление и нанесение элементов: лесенка, витейка, бусинки, змейка, сияние, сколышки». Способы резания. Выполнение резьбы. Безопасность труда.
9. Составление орнамента и нанесение его на заготовку. Резание орнамента. 10 Технико-технологические сведения:
Сочетание треугольников:
- с прямыми и кривыми сторонами;
- со сторонами разной длины;
- с миндалевидными углублениями;
- морщинистая резьба;
- безопасность труда при резьбе. Практическая работа:
«Составление и нанесение элементов. Выполнение резьбы».
10. Основы композиции. Резание. 10 Технико-технологические сведения:
- составление резной композиции;
- способы вычерчивания;
- нанесение ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе. Практическая работа:
«Составление и нанесение композиции. Способы резания. Выполнение резьбы».
11. Изготовление изделия столярным способом. 21 Технико-технологические сведения:
- составление резной композиции;
- перенос ее назаготовку;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе. Практическая работа:
«Составление и нанесение композиции. Выполнение резьбы».
12. Изготовление доски разделочной. 20 Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее назаготовку;
- способы выполнения резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе. Практическая работа:
«Изготовление разделочной доски».
13. Изготовление набора из двух разделочных досок. 22 Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее назаготовку;
- выполнение резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе. Практическая работа:
«Изготовление разделочных досок».
14 Технология изготовления художественных изделий токарным способом. 6 Технико-технологические сведения:
- виды и назначение станков;
- устройство станков;
- инструменты и приспособления;
- организация рабочего места;
- безопасные приемы работы. Практическая работа:
«Знакомство с устройством станков. Организация рабочего места. Приемы управления работой станка. Безопасность труда при работе на станках».
15. Изготовление изделия на токарном станке и декорирование его резьбой. Изготовление камыша 12 Технико-технологические сведения:
- точение фасонных поверхностей;
- точение внутренних поверхностей;
- технологическая последовательность изготовления изделий. Практическая работа:
«Изготовление камыша на токарном станке. Декорирование его красками».
16. Изготовление кухонной утвари токарным способом и декорирование её геометрической резьбой. 16 Технико-технологические сведения:
- последовательность изготовления изделия;
- составление рисунка;
- точение скалки;
- точение картофелемялки;
-точение молотка;
- нанесение рисунка и резание;
- сборка и отделка изделия;
- безопасность труда при работе. Практическая работа:
«Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой».
17. Изготовление подставки под цветы 20 Технико-технологические сведения:
- последовательность изготовления изделия;
- составление рисунка;
- точение подставки;
- точение стоек и шариков;
- нанесение рисунка и резание его;
- сборка и отделка изделия;
- безопасность труда при работе. Практическая работа:
«Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой».
18. Изготовление полки токарным способом и декорирование её геометрической резьбой 22 Технико-технологические сведения:
- последовательность изготовления изделия;
- составление рисунка;
-толчение балясин;
- нанесение рисунка и резание его;
- сборка и отделка изделия;
- безопасность труда при работе.
Практическая работа:
«Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой».
14. Итоговое занятие. 2 Обсуждение проделанной работы за год.
Летнее задание.
3-й год обучения.
№
п/п. Тема раздела Запланировано часов Основные вопросы
рассматриваемые на занятии Формы и методы работы, виды контроля
Резьба по дереву 144 часа.
1. Вводное занятие. 2 Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- техника пожарной и электробезопасности;
- пром. санитарии;
- основные направления работы;
- задачи на год. Инструктирование.
Беседа.
2. Контурная резьба. 18 Технико-технологические сведения:
- своеобразие резьбы;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе. Практическая работа:
«Приемы выполнения контурной резьбы. Безопасность труда».
3. Мозаика по дереву (интарсия). 19 Технико-технологические сведения:
- виды резьбы;
- отличительные черты;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе;
- приемы и способы выполнения мозаичных наборов;
- отделка изделия;
- требования к качеству работ;
- безопасность труда. Практическая работа:
«Приемы и способы выполнения мозаичных наборов. Технология облицовки. Отделка изделия».
4. Основы композиции. Выполнение композиции. 16 Технико-технологические сведения:
- принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции;
- своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву;
- зарисовки растений, птиц, животных;
- понятие о колорите;
- цветовой круг;
- цвета в композиции;
- однотонная и многоцветная композиция. Беседа.
Практическая работа:
«Составление эскиза изделия с контурной резьбой. Составление эскиза фриза с геометрическиморнаментом для мозаики».
5. Отделка изделия. 2 Технико-технологические сведения:
- материалы, инструменты, приспособления;
- технология отделки изделия;
- качество мозаичных работ;
- безопасность труда. Беседа.
Практическая работа:
«Отработка приемов отделки мозаичных изделий».
6. Технология изготовления художественных изделий токарным способом. 6 Технико-технологические сведения:
- виды и назначение станков;
- устройство станков;
- инструменты и приспособления;
- организация рабочего места;
- безопасные приемы работы. Практическая работа:
«Знакомство с устройством станков. Организация рабочего места. Приемы управления работой станка. Безопасность труда при работе на станках».
7. Изготовление изделия на токарном станке и декорирование его резьбой. Изготовление конфетницы. 12 Технико-технологические сведения:
- точение фасонных поверхностей;
- точение внутренних поверхностей;
- технологическая последовательность изготовления изделий. Практическая работа:
«Изготовление конфетницы на токарном станке. Декорирование ее резьбой».
8. Изготовление подсвечника с одной стойкой. 16 Технико-технологические сведения:
- последовательность изготовления изделия;
- составление рисунка;
- точение подставки;
- точение стойки;
- нанесение рисунка и резание;
- сборка и отделка изделия;
- безопасность труда при работе. Практическая работа:
«Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой».
9. Изготовление подсвечника с тремя стойками. 20 Технико-технологические сведения:
- последовательность изготовления изделия;
- составление рисунка;
- точение подставки;
- точение стоек и шариков;
- нанесение рисунка и резание его;
- сборка и отделка изделия;
- безопасность труда при работе. Практическая работа:
«Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой».
11. Изготовление подсвечника на пять свечей. 24 Технико-технологические сведения:
- последовательность изготовления изделия;
- составление рисунка;
- точение подставки, стоек;
- изготовление крепежа;
- нанесение рисунка и резание его;
- сборка и отделка изделия;
- безопасность труда при работе. Практическая работа:
«Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой».
12. Итоговое занятие. 2 Выставка работ воспитанников, их обсуждение.
Летнее задание.
Литература:
Для учителя:
1. Кругликов Г.И. , Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. – М., 1996.
2. Марченко А.В., Сасова А.И., Гуревич М.И. Сборник нормативно – методических материалов по технологии. – М.: Вентана – Граф, 2002.
3. Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся. – М., Уч.пед.изд, 1961.
4. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. Учебное пособие. – Брянск, 1994.
5. Спенс У. Работы по дереву. – М.: ЭКСМО, 2006.
6. Творческие проекты учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных школ / Под редакцией В.Д. Симоненко. – Брянск, 1996.
7. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. – М.: Просвещение, 1985.
Для учащихся:
1. Глозман А.Е., Глозман Е.С., Ставрова О.Б., Хотунцев Ю.Л. Технология. Технический труд, 5 – 9 классы. – М., 2004.
2. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Объекты труда, 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 1990.
3. Лукачи А. Игры детей мира. – М.: Молодая гвардия, 1977.
4. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. – М.: Просвещение, 1989.
5. Пешков Е.О., Фадеев Н.И. Технический словарь школьника. – М.: Просвещение, 1963.
6. Симоненко В.Д. Сборник творческих проектов учащихся по технологии. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2005.
7. Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию. – М. : Лесная промышленность,1991.