Кружок Любители русского языка
Пояснительная записка
Кружковая работа - одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких - либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.
Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой.
Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный - это значит «интересный, связанный с процессом познания нового».
Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка - это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.
Цель:
•
•
•
пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать богатства языка.
Задачи:
расширить и углубить программный материал;
развивать творческую мысль и инициативу ученика, тренировать его
ум;
научить анализировать занимательные языковые факты, помочь
понять строй языка.
Основные формы:
игры на языковом материале;
вопросы занимательной грамматики;
инсценировки языковых ситуаций;
краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
• практическая работа с различными рода словарями.
Ожидаемые результаты:
• возросший интерес к предмету;
• повышение успеваемости по русскому языку;
• умение грамотно оценивать языковые ситуации.
Раздел 1.
О слове.
Из истории письменности. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь. Работа с этимологическим словарём.
Раздел 2.
Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке. Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим.
Раздел 3.
Слово и его системные отношения.
Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова.
Группы слов.
Лингвистические словари.
Раздел 4.
Лексическое богатство русского языка.
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова
однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях
словесности.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных
произведениях.
Синонимы и антонимы, их роль в художественных произведениях.
Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении. Фразеологизмы, их
способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.
Работа с толковыми словарями.
Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.
Учебно-тематическое планирование занятий кружка «Любители русского языка»
№ тема занятия кол.часов виды деятельности
Раздел 1. 1. Составление плана на открытие 1 2. Из истории письменности 1 работа с источником
информации: составление тезисов
3. Начальные сведения о происхождении слов 1 лекции
4. Назначение языка 1 ролевая игра
5. Словесное произведение как результат познания мира и утверждения нравственных 1 работа с текстами
устоев общества
г'-- 6. Значение языка для жизни общества 1 защита мини - проектов
7. Творческая работа Раздел 2. 1 творческая работа «Сердце слова»
8. Старое и новое в слове составление вопросника к лекции
9. Из истории слов и выражений 1 составление заметок на школьный стенд
10. Народное слово в литературном языке 2 11. Почему мы так говорим
Раздел 3. 1 дискуссия
12. Слово и его системные 1 составление тезисов к
отношения лекции
Сколько слов в русском языке 1 . :
13. Сколько мы знаем слов 1 лингвистическая дуэль
14. Активные и пассивные слова 1 беседа
15. Группы слов 1 работа со словарем
Раздел 4. 16. Лексическое богатство русского языка 2 запись тезисов
17. Лексическое значение слова 1 коллективное обсуждение
18. Способы определения значения слова 1 работа со словарями
19. Слова однозначные и многозначные 1 анализ фрагментов из
художественных
произведений
20. Употребление многозначных слов в произведениях словесности 2 работа с текстами
21. Омонимы, их отличие от многозначных слов 2 работа с текстами
22. Роль омонимов в художественных произведениях 1 работа с текстами
24. Синонимы, их роль в
художественных
произведениях 1 самостоятельный подбор текстов
25. Антонимы, их роль в
художественных
произведениях 1 исследование текстов
26. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении 1 подражание образцу
•
27. Фразеологизмы, их выразительность 1 работа со словарями
28. Повторение 1 тестирование ............
№ 56 мектеп – лицей
Любители русского языка
(4 кл.)
Интеллектуальная игра
«Мои и твои права»
Провела: Жармабаева Э.Д.
Астана 2014
Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности» ,показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав; воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции. ,
Подготовительная работа с детьми: заранее подготовить группу детей, которые будут участвовать в сценке. Оформление класса: Слайд №1 20 ноября- Всемирный день прав детей Конвенция «О правах ребенка» Дети —все человеческие существа до 18 лет
Ход занятия:
Даулет:20 ноября- это всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы будем говорить о правах учителей и учеников.
Все взаимоотношения учащегося и школы строятся на основе Закона Республики Казахстан «Об образовании» и Устава школы.
каждый учащийся обладает нравами на
1 уч-Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными
стандартами;
2уч-Перевод в другой класс или другое образовательное учреждение;
Зуч-Знакомство с Уставом школы и другими локальными актами, регламентирующими
деятельность школы;
4уч-Бесплатное пользование библиотечным фондом, иной материально-технической базой школы
для использования в образовательном процессе;
5уч-Уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение
своих взглядов и убеждений;
буч-Защиту от применения методов физического и психического насилия;
7уч-Условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.
Учащиеся школы обязаны:
1уя-Выполнять Устав школы, Правила для учащихся, решения органов школьного
самоуправления, приказы и распоряжения директора школы, распоряжения и требования
заместителей директора, классных руководителей, учителей и других работников школы;
2уч-Уважать права, честь и достоинство других учащихся, не допускать ущемление их интересов.
Зуч-Проявлять уважение к старшим, заботиться о младших. Обращаться к педагогам на "Вы",
уступать дорогу взрослым (старшие школьники - младшим, мальчики - девочкам).
4уч-Участвовать в самообслуживающем, общественно полезном труде, дежурстве по школе,
классу;
5уч-Быть дисциплинированными, соблюдать общественный порядок в школе и вне её, выполнять
требования дежурных учащихся;
буч-Вне учреждения вести себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не
запятнать доброе имя школы;
7уч-Сознательно относиться к учебе, своевременно являться на уроки и другие занятия, соблюдать
порядок на рабочем месте;
8уч-Беречь имущество школы, бережно относиться к результатам труда других людей, зелёным
насаждениям;
9уч-Экономно расходовать электроэнергию, воду, сырье и другие материалы.
Даулет:Дорогие друзья ! Вы каждый день ходите по улицам, учитесь в школе, общаетесь со
сверстниками и взрослыми, оказываетесь в разных, порой нетцюстых ситуациях. И в каждом
случае вам приходится делать выбор: как быть и что сделать в сложившейся обстановке, как
безопасно для себя решить возникшую проблему, как защитить свои права?
Дайана:Для того чтобы выбрать верную стратегию поведения, необходимы разные знания и от
того, насколько правильным будут ваши выборы, зависит многое: и отношение со стороныокружающих, и успех в решении возникшего вопроса.
Дайана:3ащитить свои права удается лишь тогда, когда вы хорошо знаете закон и умеете
применить его нормы в своей жизни. При этом нет смысла провоцировать назревающий конфликт,
важно научиться его разрешить, а еще лучше не допустить, уважая тех, кто находится рядом с
тобой.
Альтайр:Права человека - это возможности, предоставленные каждому природой,
государством и обществом.
Арай:Права человека - универсальны. Что означает - каждый человек имеет права в той же
мере, что и другой.
Права человека - неотъемлемы. Что означает - никто не смеет лишать человека его прав.
' -. . Права человека - естественны. Что означает - без этих прав развитие и жизнь
человека невозможны.
!уржан:Права человека - абсолютны. Что означает - лучшего для блага человека в мире не придумано.
Даулет: Мини-лекция «Твоя конвенция о правах»
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенция «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право- право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций. К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция -это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. Какие же права есть у всех детей мира? Арай:-Право на жизнь-Право на имя при рождении Нуржан:-Право на медицинскую помощь Гульдана:-Право на образование Жан на:-Право на отдых и досуг Айдын:-Право иметь имущество Айнагуль:-Право свободно выражать свои взгляды Рустем:-Право на свободное перемещение Турар:-Право на заботу и воспитание родителями
Альтайр-Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства Жанна:-Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
8. Ролевая игра «Юридическая консультация»
Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация- совет,
разъяснение, а юристы- это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую
консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру.
Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят
литературные герои. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах
ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка» ...»
Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот я попал в общество
людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?
Примерные ответы детей:
-Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет
18, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому
люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?
Примерные ответы детей:
Рустем-Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет право унижать ваше человеческое достоинство;
Арай-Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет право подвергать вас жестокому
обращению, насилию и оскорблению;
Нуржан-Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения;
Айнагуль-Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское
обслуживание, образование.
(VI ау г: ш: Спасибо вам друзья. Вы очень помогли мне.
:У меня есть такая идея, так как сегодняшняя наша тема «Мои права и твои права» предлагаю временно вам быть представителями закона Республики Казахстан. Вы согласны? Да.По правилам мы с Дайаной будем задавать вопросы , а вы должны будете ответить на них. Таким образом мы будем манятся своими знаниями о правах и обязанностях учителей и учеников
. А теперь предлагаем Вашему вниманию наиболее насущные вопросы:
Даулет:1)Каковы права и обязанности классного руководителя но отношению кучащимся класса?
Арай: Классный руководитель - не опекун, не нянька, не затейник. Он - представитель школы в ее взаимоотношениях с твоими родителями. Классный руководитель сообщает им обо всех событиях, происходящих в школе и классе. Именно классный руководитель информирует родителей о твоих успехах в учебе, пропущенных уроках, поведении, взаимоотношениях с товарищами и еще о многом другом, что связано с твоей жизнью в школе. Классный руководитель организует учебную деятельность класса, отвечает за заполнение классного журнала, он имеет право проводить классные и родительские собрания, приглашать на беседу родителей, вести записи в твоем дневнике и даже приходить к тебе домой для бесед с тобой и твоими родителями.
Дайана2)Может ли учитель вмешиваться в личную жизнь ученика?
Нуржан:Нет. У каждого гражданина, в том числе и ученика школы, есть право на неприкосновенность личной жизни. Это одно из самых основных прав человека, оно зафиксировано в Конституции Республики Казахстан.
Даулет:3)Но что считать личной жизнью ученика?
Альтайр:Это вопрос посложнее. Некоторые думают, что это не только жизнь вне стен школы, но и отношение к учебе, выполнению домашних заданий, поведение на уроках и т. д., забывая при этом, что существуют конституционная обязанность учиться, требования Закона «Об образовании» и Устава школы, которые необходимо выполнять. Ни в одном законе нет указания на то, что считать личной жизнью человека. Закон лишь устанавливает пределы неприкосновенности личной жизни, называя недопустимым разглашение личной и семейной тайны, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров. Принято относить к личной жизни человека его семейные отношения, дружеские связи, симпатии и антипатии, привязанности, увлечения. В эти сферы жизни ученика учитель вторгаться не должен. А вот поделиться своими наблюдениями и сомнениями с родителями - его право и обязанность, так как в школе именно учитель отвечает за жизнь, здоровье и воспитание ученика.
Дайаиа4)Имеет ли право учитель обсуждать личные проблемы ученика с коллегами?
Гульдана: Обсуждать личные проблемы ученика с другими учителями ради удовлетворения собственного любопытства учитель не должен. Однако существуют ситуации, которые требуют от школы вмешательства в жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (проживающих в неблагополучных семьях, совершающих правонарушения и пр.). Тут уж обсуждение проблем ученика с коллегами просто необходимо, но делаться это должно исключительно в интересах ребенка, без ущемления его прав и в той мере, которая допускается законом.
Даулет:5)Может ли учитель читать отобранные у детей записки?
Арай-Согласяо Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет право подвергать вас жестокому
обращению, насилию и оскорблению;
Нуржан-Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения;
Айнагуль-Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское
обслуживание, образование.
(VI ау г: ш: Спасибо вам друзья. Вы очень помогли мне.
:У меня есть такая идея, так как сегодняшняя наша тема «Мои права и твои права» предлагаю временно вам быть представителями закона Республики Казахстан. Вы согласны? Да.По правилам мы с Дайаной будем задавать вопросы , а вы должны будете ответить на них. Таким образом мы будем манятся своими знаниями о правах и обязанностях учителей и учеников
. А теперь предлагаем Вашему вниманию наиболее насущные вопросы:
Даулет:1)Каковы права и обязанности классного руководителя но отношению кучащимся класса?
Арай: Классный руководитель - не опекун, не нянька, не затейник. Он - представитель школы в ее взаимоотношениях с твоими родителями. Классный руководитель сообщает им обо всех событиях, происходящих в школе и классе. Именно классный руководитель информирует родителей о твоих успехах в учебе, пропущенных уроках, поведении, взаимоотношениях с товарищами и еще о многом другом, что связано с твоей жизнью в школе. Классный руководитель организует учебную деятельность класса, отвечает за заполнение классного журнала, он имеет право проводить классные и родительские собрания, приглашать на беседу родителей, вести записи в твоем дневнике и даже приходить к тебе домой для бесед с тобой и твоими родителями.
Дайана2)Может ли учитель вмешиваться в личную жизнь ученика?
Нуржан:Нет. У каждого гражданина, в том числе и ученика школы, есть право на неприкосновенность личной жизни. Это одно из самых основных прав человека, оно зафиксировано в Конституции Республики Казахстан.
Даулет:3)Но что считать личной жизнью ученика?
Альтайр:Это вопрос посложнее. Некоторые думают, что это не только жизнь вне стен школы, но и отношение к учебе, выполнению домашних заданий, поведение на уроках и т. д., забывая при этом, что существуют конституционная обязанность учиться, требования Закона «Об образовании» и Устава школы, которые необходимо выполнять. Ни в одном законе нет указания на то, что считать личной жизнью человека. Закон лишь устанавливает пределы неприкосновенности личной жизни, называя недопустимым разглашение личной и семейной тайны, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров. Принято относить к личной жизни человека его семейные отношения, дружеские связи, симпатии и антипатии, привязанности, увлечения. В эти сферы жизни ученика учитель вторгаться не должен. А вот поделиться своими наблюдениями и сомнениями с родителями - его право и обязанность, так как в школе именно учитель отвечает за жизнь, здоровье и воспитание ученика.
Дайаиа4)Имеет ли право учитель обсуждать личные проблемы ученика с коллегами?
Гульдана: Обсуждать личные проблемы ученика с другими учителями ради удовлетворения собственного любопытства учитель не должен. Однако существуют ситуации, которые требуют от школы вмешательства в жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (проживающих в неблагополучных семьях, совершающих правонарушения и пр.). Тут уж обсуждение проблем ученика с коллегами просто необходимо, но делаться это должно исключительно в интересах ребенка, без ущемления его прав и в той мере, которая допускается законом.
Даулет:5)Может ли учитель читать отобранные у детей записки?
Рустем:Ребенок, как любой гражданин Казахстана, имеет право на личную тайну. Это право также зафиксировано в Конституции и является одним из основных прав человека. Поэтому не только учитель, но и другие люди, например, одноклассники, не имеют права читать чужие записки и, тем более, разглашать их содержание. Но, чтобы записка попала в руки тому, кому она адресована, вероятно, не следует злоупотреблять терпением учителя и пытаться передавать ее на уроке или бросать через весь класс. Ведь это - прямое нарушение дисциплины.
Дайанаб) Имеет ли право учитель поставить ученику оценку «2» за то, что он не был на уроках?
Айнагуль:Любая оценка - показатель уровня знаний ученика по предмету, поэтому поставить двойку за отсутствие на уроке учитель не имеет права. Но если ученик пропустил урок без уважительных причин, а на уроке была проверочная работа, то оценка «2» может быть выставлена за фактически невыполненную работу.
Даулеп7)Должен ли учитель сообщать родителям о проступках ученика, допущенных им в школе?
Айдын:Родители ученика на основании закона несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими людьми. Из этого, как ты догадался, следует, что сообщать о проступках детей родителям учителя обязаны.
Дайана7)Я слышала, что принудительный труд запрещен. Не является ли привлечение
школьников к труду эксплуатацией?
Ернар: Безусловно, принудительный труд запрещен, и детский труд относится к принудительному труду. Дети могут привлекаться к общественно-полезному труду только на добровольной основе и во вне учебное время.
Оценивая законность того или иного вида работ, вам следует учитывать несколько факторов:
• Добровольность (кто и как принял решение о работе; существуют ли какие-либо наказания за неучастие в ней).
• Посильность (например, запрещена переноска тяжестей свыше 5 кг).
• Соблюдение всех санитарных норм (санитарно-гигиенические требования, во-первых, предусматривают привлечение к труду детей здоровых, а во-вторых, запрещают применять детский труд в некоторых видах работ: мытье окон и панелей; уборке и вывозе отбросов; работе, требующей обращения с ядохимикатами, красками, эмалями; ремонтных работах).
• Учебно-воспитательное значение (осмысленность труда, наглядность результатов труда; вознаграждение за труд).
Нужно различать учебные занятия (предметы типа «Технология») и внеклассную работу, в том числе трудовую практику. Учитель может требовать посещения уроков и выполнения учебных заданий. Что касается летней трудовой практики, то положение о ней должно содержаться в Уставе, либо решение о ней принимается ежегодно педагогическим советом. В любом случае об организации практики ваши родители должны быть извещены заранее.
Эксплуатация -.присвоение результатов труда другого человека без обмена или с предоставлением взамен товаров, стоимость которых меньше, чем стоимость, созданная трудом этого человека. Экономическая эксплуатация является одной из главных тем трудовой теории стоимости, особенно в марксизме. ...
Даулет:8)А дежурство по классу, школе нельзя считать принуждением?
Арай:Нет, нельзя, если решение о том, как должно быть организовано дежурство, принято педагогическим советом или органом школьного самоуправления, а требования к дежурномупосильны и понятны. Дежурство, как и содержание в порядке своего рабочего места (парты, рабочего стола с компьютером, станка), входит в понятие «самообслуживание». Но надо помнить, что педагоги обязаны учитывать мнение учеников и их родителей. Например, если родители считают, что дети вообще не должны убирать за собой классную комнату, они могут оплачивать дополнительный труд уборщицы, которая, как правило, обязана убирать только в коридорах, туалетах, рекреациях. Если класс не устраивает существующий порядок дежурства, то следует предложить свой вариант решения проблемы поддержания дисциплины на переменах и чистоты в классе.
Дайана9)Может ли школа заставить ученика заплатить за испорченную им вещь (школьное имущество)?
Айдын:Школа может потребовать, чтобы ученик возместил причиненный вред (то есть как-то исправил испорченное), если он может возместить его лично, без траты своих денег. Если же для этого требуются деньги (например, испорчена какая-то ценная вещь), то школа может обсудить вопрос возмещения с родителями и даже обратиться с иском о возмещении вреда в суд. Более подробно эти вопросы должны быть описаны в Уставе школы.
Даулет:10)Правда ли, что за прогулы и хулиганство могут отправить в какую-то спецшколу?
Жанна:Такие школы официально называются «специальными учебно-воспитательными учреждениями для детей и подростков с девиантным поведением». То есть с поведением, опасным для других людей, отклоняющимся от обычного поведения людей по отношению друг к другу. Хулиганство и отказ ходить в школу относятся к девиантному поведению. Такие школы призваны изменить опасное поведение, помочь ученику решить проблемы, которые привели его сюда, дать ему возможность получить общее среднее или специальное образование.
Для справки: Специальные школы могут быть открытыми или закрытыми. В школы открытого типа можно попасть за постоянное совершение нетяжелых правонарушений, отказ ходить в обычную школу. Для отправки туда необходимы: заключение психолого-медико -педагогического консилиума; рекомендация комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства и т.д. В учреждения закрытого типа отправляют подростков от 11 до 18 лет за совершения уголовных преступлений. Из него нельзя уйти по собственному желанию. Решение о направлении в такое учреждение может принять только суд.
Девиантное поведение — это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль — механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.
Дайана11)По каким основаниям, помимо болезни,я имею право не присутствовать на занятиях?
Арай:Во-первых, учитель должен быть уверен, что ваши родители знают, где и как вы провели время вне школы. До совершеннолетия (18 лет) за вас отвечают либо родители, либо учителя, и вас ждут большие неприятности, если выяснится, что ни те, ни другие не знали, что вы пропускаете школу.
Во-вторых, если вы пропустили больше Зх дней, то вас могут попросить сходить в поликлинику и принести справку о том, что вам можно посещать школу. Учителя должны быть уверены в том, что вы не контактировали с больными людьми, и не представляете опасности для других учеников.
Даулет:12)Что мне делать, если я опоздал на урок?
АйнагулыВы должны постараться сделать все возможное, чтобы вам разрешили присутствовать на уроке. Выбор конкретного варианта поведения зависит от нескольких обстоятельств.
Если же никаких правил по этому поводу нет, ориентируйтесь на требования конкретного учителя-предметника. Помните, что никому не нравится, если его прерывают на полуслове, посреди работы, поэтому есть смысл входить в класс в перерыве между заданиями или объяснениями учителя. Учитель вправе потребовать объяснения причин опоздания, сделать соответствующую запись в дневнике, провести беседу с родителями. Помните, что опоздания нарушают логическую структуру урока и могут привести к тому, что вы не усвоите новый материал.
Дайана12)По текущим оценкам в четверти у меня выходит «четверка», а я хочу «пятерку». Но учитель не разрешает мне переписать несколько проверочных работ и не хочет спрашивать дополнительно. Что делать?
Гульдана:Учитель прав. У каждого учителя есть своя система выставления оценок, в том числе четвертных и годовых. С этой системой он должен познакомить вас и ваших родителей в начале года. Постарайтесь учесть этот подход в следующей четверти.
Ролевая игра «Наши обязанности».
Дайана: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих
прав, не обращая внимания на права других людей?
Представьте себе вот такую сценку: Семья-бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор.
Забегает сын Петя.
Петя(Нуржан)-Мам, так кушать хочется! Скорей: дать поесть, (Садится за стол, начинает есть)
Мама(Айнагуль) — С грязными руками за стол?! Иди помой руки!
Петя: (Нуржан)-Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка
знакомились!
Бабушка(Айнагуль)-Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Петя(Нуржан)-Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка. (Встает из-за стола). Спасибо,
наелся.
Мама( Айнагул ь)-Помой посуду, сынок.
Петя(Нуржан)-Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор)
Отец(Айдын) -Выключай телевизор и садись делать уроки, иначе я тебя отлуплю!
Петя (Нуржан)-Это проявление жестокости, папа.
Дайана: Что же получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет
нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать
соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
Даулег.Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и
полезного для каждого из вас.
№56 МЕКТЕП - ЛИЦЕЙ
Интеллектуальная игра
«Умники и умницы»
Провела: Жармабаева Э.Д.
Астана 2014
Ход мероприятия
Ведущий. Здравствуйте, друзья, учителя! Русский язык - наука интересная и
увлекательная. Только тот, кто имеет настойчивость, терпение,
старательность и усердие, сможет достичь успеха. Сегодня мы проводим
игру «Умники и Умницы» на тему «Его Высочество Русский язык».
- Дорогие гости, у нас к вам есть маленькая просьба, мы просим вас, чтобы
вы оценили ответы наших игроков. Самый высокий балл - 15, средний - 10,
низкий - 5.
Перед тем, как начинать мероприятия, у нас для вас музыкальный номер.
Один из немногих музыкальных жанров, который при одном только
упоминании вызывает улыбку - это частушка. Частушка — небольшая
(обычно четырехстрочная) рифмованная песня, исполняющаяся в быстром
темпе. Это очень веселые, живые произведения, в них подмечаются не
только недостатки людей, но и часто высмеиваются бытовые и
общественные проблемы. Они исполнялись под гармони или балалайки.
Одним словом частушка это
-ЭЛЕКСИР ОМОЛОЖЕНИЯ ДУШИ И ПОВЫШЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО
ТОНУСА.
Частушки.
-А сейчас, пожалуйста, обратите внимание на экран.
1- тур. Кто самый находчивый?
2- тур. Найди больше слов!
3- тур. Есть ли разница?
4- тур. Проверь себя!
5- тур. Самый лучший переводчик. Арай: А сейчас начинаем наш первый тур
1 - тур. Кто самый находчивый?
Задание: Необходимо составить предложение или текст так, чтобы все слова начинались на одну букву. Примерно так. (Ернар на букву «П») Арай: Давайте посмотрим, у кого лучше получилось. (Дети прочитают). Молодцы, друзья, вы все хорошо справились с первым заданием. Просим оценки за первый тур. Первая команда. Вторая команда. Спасибо всем.
2 - тур. Найди больше слов!
Задание:
а) Найдите и выпишите слова, которые перемешались. Например: ёжики. Какая команда найдет и напишет все слова, та команда набирает высокий балл.
ё сто ки за
л ро ас ро ра «•
жи т го
ра д бо та
(ёжики., стол, роза, город, астра, работа)
Оценки за второй тур. Спасибо.
А сейчас у нас небольшая разминка.
б) Разминка "Назови одним словом"
№56 школа – лицей
Открытый урок по русскому языку
Части речи
Провела: Жармабаева Э.Д.
Астана 2014
Тема: «Чему я научился? ».(Части речи).
Цели:
> Проверка знании ,умении и навыков учащихся по изученному разделу.
> Развитие памяти, наблюдательности.
> Воспитание культуры общения.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам проверить свои знании на тему «Части речи».(предлагаю написать число).
Слайд №1. Тема урока : « Части речи». «Чему я научился?»
Значит, сегодня мы будем вспоминать, то что мы проходили на прошлых уроках.
П.Проверка домашнего задания.
Перед тем как начинать наш урок давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке и что я вам «задавала» домой?
(1-2ученика рассказывают то что мы проходили ) Новые слова стр. упр. Дома вы читали? (Да) Молодцы ребята!
Мы сейчас будем проводить соревнование. И таким образом
проверим, кто читал и кто быстрее.
Ш.Ход соревнования .Класс делим на 2 команды с каждой команды будете выходить по очереди и записывать слова которые мы проходили на прошлом уроке. Выиграет та команда, который напишет все слова прошлого урока без ошибок и быстро.
IV.Чтение.
Теперь открывайте стр. 65пр.2Там у нас рассказ о весне. Но сначала я хочу, чтобы вы ответили на мой вопросы. *'
1 )Весенние месяцы?
2)Какие изменение происходит на природе?
Правильно ребята!
Теперь давайте прочитаем. Кто хочет прочитать этот рассказ?
(дети прочитают).
Спасибо садитесь.
V.Вопросы по рассказу ги отвечаю).
1)По берегам реки пасутся кто? (овцы, коровы, лошади).
2)В весенней тишине слышны какие звуки7»разные, лай собак, голос чабана и жалобный плач ягнят. Слышны голоса лягушек).
Значит можно сказать что «весна - утро года».Ведь весной просыпаются природа и дикие животные.
Ребята давайте теперь отправимся в путь.
Но прежде я хочу у вас спросить как вы думаете что мы должны сделать что найти ключ в страну знании .
Дети: отвечать на вопросы который будет встречаться у нас в пути.
Вы готовы, «да».
Тогда желаю всем удачи.
Слайд № .
(имя существительное и задание на эту тему).(дети отвечают на вопросы и записывают зад.е).
Молодцы ребята, теперь нам можно поехать дальше, а вот и приехали на вторую станцию. Сейчас посмотрим, какой у нас вопрос?
Слайд №4 (имя числительное ,задание).(дети отвечают).
Ребята когда вы записывали нас уже ждет страна числительных. Сейчас посмотрим какой у нас вопрос?
Слайд №
VI.Следующая станция «Глагол».Слайд№ ,.
Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает?
На какие вопросы отвечает?
Как изменяются глаголы? (задание записывают в тетрадь).
VII.Следующая остановка физкультминутка.
Раз подняться ,Подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
Ребята наш автобус уже ждет нас на конечной остановке .Если вы сейчас
ответите на эти вопросы правильно то нам откроется дверь в страну знании.
Что обозначает, на какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Окончание имен прилагательных м.р?
Окончание имен прилагательных ж.р?
Окончание имен прилагательных с.р? (задание зап. тет.)
Слайд №6. (откр. дверь знании ,школа).
Молодцы ребята! Для вас всегда будут открыты дверь в мир знании если вы будете так же хорошо учиться дальше .
VIII.Закрепление.
Слайд № а)Мозговой штурм.(распределять части речи по домам).
Б)Карточки + тест
Путь был далеким и полезным .В обратном пути давайте поиграем .Название игры «Умные и умелые».
IХ .Домаш нее задание. Стр.65Упр.4 *'
Х.Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.
Справка
о работе с одаренными учащимися I четверти
2012 – 2013 учебный год.
В начале учебного года в классах, где я работаю, выявила наиболее одаренных детей. Это ученики 4 класса: Ахметов Аблай , Ержанова молдир. Ержанулы Дияс. С ними была проведена определенная работа. Работа будет продолжаться всего учебного года.
№ Фамилия имя уч-ся Формы работ результат
1 Кудасбаева Дайана
Все возможные диктанты, тесты.
Работа над разными видами разборов.
Работа по орфографии и пунктуации.
Активно посещали дополнительные
занятия.
Требуется работа над проблемами в знании русского языка
2 Кульжанисов Улыкбек
3
Сабденов Ернар 4 Нурланов Нурбол Справка
о работе с одаренными учащимися по итогом II четверти
2012- 2013 учебный год.
Во второй четверти мы продолжаем работу. Одаренные уч – ся с большой ответственностью отнеслись к занятиям. Они добросовестно посещали дополнительные уроки. Без уважительных причин пропусков не было. Учащиеся заинтересованно подключались к заданиям учителя. Дополнительные занятия с одаренными учащимися давали хорошие результаты, в промежуточных работах проводимые в школе среди 4 - ых классов.
№ Фамилия имя уч-ся Формы работ результат
1 Кудасбаева Даана
Все возможные диктанты, тесты.
Работа по орфографии и пунктуации.
Интеллектуальная игра «Золотое руно». Показатели в промежуточных тестовых работах были с положительными результатами.
2 Сабденов Ернар
3
Нурланов Нурбол Учитель предметник: Жармабаева Э.Д.
Справка
о работе с одаренными учащимися по итогом III четверти
2013- 2014 учебный год.
В III четверти проводились согласно расписанию учителя. Одаренные учащиеся систематически посещали занятия. Более углублено поработали над знаками препинания. С ними мы отк.кружок по русскому языку под названием «Любители русского языка».Проводили открытие. Работа с одаренными продолжается. Учащиеся более активно подключились к работе. По всем вопросам обращаются к учителю, чувствуют ответственность.
№ Фамилия имя уч-ся Формы работ результат
1 Сабденов Ернар
Все возможные диктанты, тесты.
Работа по орфографии и пунктуации.
Активно посещали дополнительные
занятия.
Требуется работа над проблемами в знании русского языка
2 Кудасбаева Дайана
3
Нурланов Нурбол Учитель предметник: Жармабаева Э.Д.
Справка
о работе с одаренными учащимися по итогом IV четверти
2013- 2014 учебный год.
В IVчетверти проводились согласно расписанию учителя. Одаренные учащиеся систематически посещали занятия. Мы продолжили работу над более сложными заданиями. Проводили открытые уроки, интеллектуальные игры, внеклассные работы. Участвовали дистанционной олимпиаде .Работа с одаренными продолжается. Учащиеся более активно подключились к работе. По всем вопросам обращаются к учителю, чувствуют ответственность.
№ Фамилия имя уч-ся Формы работ результат
1 Сабденов Ернар
Все возможные диктанты, изложения, тесты.
Работа по орфографии и пунктуации.
Активно посещали дополнительные
занятия. Дистанционной олимпиаде получили диплом II степени.
Требуется работа над совершенствованием применения знаний на практике.
2 Кудасбаева Дайана
3
Нурланов Нурбол
Учитель предметник: Жармабаева Э.Д.
Справка
о работе со слабоуспевающими по итогом I четверти
2013 – 2014 у.г. учителя русского языка и литературы Жармабаевой Э.Д.
Всего по своим классам я выявила 2 слабоуспевающих учеников. Это Исмаилов Асхат, Толеген Тамирлан. Прежде чем составить план я провела беседу родителями учеников, с классными руководителями. Исмайлов Асхат и Толеген Тамирлан занятий не пропускают без причин но плохо успевает по предмету.
№ Фамилия ученика
Причина Формы работы Результаты
1
2 Аметов Жамшид Плохо читает.
Не умеет пересказывать. Не может уловить главного, сути.
Плохо читает.
Совершенно не готовит домашние задания. Чтение текста, пересказ прочитанного.
Чтение:2
Пересказ 2
Слабо понимает прочитанное
Работа над текстом. Ответы на вопросы по тексту на вопросы отвечает, не отрывая глаз от текста
Аудирование Сильный акцент
Списывание текста Списывает с ошибками
Диктант «2»
Заучивание наизусть Может выучить, но при чтении наизусть все время заглядывает в текст
2 Изтилеуова Аида Плохо читает.
Не умеет пересказывать.
Совершенно не готовит домашние задания Чтение текста, пересказ прочитанного Чтение:2
Пересказ 2
Работа над текстом. Ответы на вопросы по тексту на вопросы отвечает, с пом. книги.
Диктант «3-»
Учитель русского языка и литературы: Жармабаевой Э.Д.
Справка
о работе со слабоуспевающими по итогом II четверти
2013 – 2014 у.г. учителя русского языка и литературы Жармабаевой Э.Д.
Во II четверти со слабоуспевающими продолжалось. Асхат и Тамирлан почти всегда приходят на занятия. Беседовала с родителями. Они за него переживают. При работе со слабоуспевающими учениками я обращала внимание на:
Развитие их зрительной памяти. С этой целью очень много давала им читать и отвечать на вопросы по прочитанному.
Очень много было контрольных списываний
Улучшение произношение. Для достижения этой цели много заучивали наизусть
Систематически давались домашние задания по работе над типичными ошибками
Четко инструктировала учащихся о порядке выполнения домашних работ
Старалась искать занимательный материал при работе с ними
Учитель русского языка и литературы: Жармабаевой Э.Д.
Справка
о работе со слабоуспевающими по итогом III четверти
2013 – 2014 у.г. учителя русского языка и литературы Жармабаевой Э.Д.
В III четверти работа со слабоуспевающими учениками продолжалось по плану.
№ Фамилия ученика
Формы работы Результаты
1
Аметов Жамшид Чтение текста, пересказ прочитанного.
Чтение:3
Пересказ 3-
Слабо понимает прочитанное
Аудирование Сильный акцент
Списывание текста Списывает с ошибками
Диктант «3»
Заучивание наизусть Может выучить, но при чтении иногда заглядывает в текст
2 Изтилеуова Аида Чтение текста, пересказ
прочитанного Чтение:3
Пересказ 3
Работа над текстом. Ответы на вопросы по тексту Отвечает на вопросы неплохо, может выделить основную мысль прочитанного.
Диктант «3-»
Учитель русского языка и литературы: Жармабаевой Э.Д.
Справка
о работе со слабоуспевающими по итогом IV четверти
2013 – 2014 у.г. учителя русского языка и литературы Жармабаевой Э.Д.
В IVчетверти работа со слабоуспевающими учениками продолжалось по плану. При работе с ними во время уроков и внеурочное время старалось:
Создать атмосферу особой доброжелательности при опросе.
Снижать темп опроса, разрешала им готовиться у доски.
Предлагала слабоуспевающим учащимся примерный план ответа.
Разрешала пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть темы.
Стимулировала оценкой, подбадриванием, похвалой.
Применяла меры поддержания интереса к усвоению темы
Более часто старалась обращаться к слабоуспевающим с вопросами, выясняющимися степень понимания ими учебного материала.
В итоге эти слабоуспевающие показали небольшие положительные сдвиги в лучшую сторону. Уже немного лучше пишут диктанты, другие письменные работы.
Справка о выполнении индивидуального плана по самообразованию за 1 полугодие 2013 – 2014 учебного года. Учителя русского языка и
литературы Жармабаевой Э.Д
В начале учебного года мною был составлен план по самообразованию. За тем в течение первого полугодия мы проводили определенную работу по выполнению этого плана. При составлении плана сформулирована тема самообразования, поставлены определенные цели задачи. Были сформулированы и ожидаемые результаты. Конечно же одним из основных ожидаемых результатов является повышение успеваемости и уровня облученности учащихся, повышение уровня мотивации. По вопросу о профессиональном самообразовании нужно отметить, что мы всегда интересуемся новинками по своим предмету, стараемся использовать все это на своих уроках. Пока единственным местом поиска этих новинок для меня является интернет. Я часто использую разработки уроков, различных мероприятий, других материалов с интернета в своей работе. И еще было проведено открытие кружка под названием «Любители русского языка»
Учитель русского языка и литературы: Жармабаевой Э.Д.
Справка о выполнении индивидуального плана по самообразованию
За 2 полугодие 2013-2014 учебного года
Учителя русского языка и литературы Жармабаевой Э.Д.
Во 2 полугодии по самообразованию проводилась по плану. В работе старалась применять инновационные технологии. Уделяла внимание чтению методической, педагогической и предметной литературы. На уроках и во время внеклассной работе создавала условия для проявления творческих способностей учащихся.
Приняла участие в работе международного проекта для учителей VIDEOUROKI. NET.Получила свидетельство и благодарность за активное участие.
Дистанционной олимпиаде участвовали 9 уч.(3кл. 4 уч 4кл.5уч.)
7 уч. получили диплом 2 степени
2 уч. получили диплом 3 степени
Пән мұғалімінің электронды жүйедегі өз біліктілігін арттыру.
Мақсаты:
Қазақстан Республикасы педагог қызметкерлерінің біліктілігін арттыру курсында (Формирование информационно – коммуникационной компетентности учителей – предметников в контексте внедрения системы электронного обучения) көптеген жаңа заманға сай жаңалықтармен таныстым:
Е – библиотека
Тест электронды жүйеде
Элетронды журналды толык пайдалануды
көптеген жұмыстарды элетронды форматта қолдану тәсілдерін менгердім.
Жұмыс барысында көптеген тәсілдерін кеңінен қолдандым.Мысалы:
Электронды журналды толық қолдануға
Сабақ барысында тест алғанда оқушылардың өздік жұмыс орындау кезеңінде.(интерактивтік тақта).