Методические рекомендации студентам по написанию рефератов
Методические рекомендации студентам
по написанию рефератов
Рефера
·т ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Referat, от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] refere докладывать, сообщать) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи и т. п.
Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника. Следует отметить, что количество первоисточников ограничивается, как правило, 3-5 наименованиями.
По виду представленной информации и способу её изложения рефераты делятся на:
а) информативные, или рефераты-конспекты, достаточно полно излагающие все основные положения, доказательства и выводы исходного текста;
б) индикативные, или реферат-резюме, которые перечисляют лишь главные положения и выводы по ним без изложения доказательства.
Реферат является формой самостоятельной учебной деятельностью студентов, призванной систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания, углубить изучение и решение одного из вопросов теории и практики, овладеть элементами самостоятельной исследовательской работы.
Написание реферата является
одной из форм обучения студентов, направленной на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов;
одной из форм научной работы студентов, целью которой является расширение научного кругозора студентов, ознакомление с методологией научного поиска.
Реферат, как форма обучения студентов, - это краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами.
При проведении обзора должна проводиться и исследовательская работа, но объем ее ограничен, так как анализируются уже сделанные предыдущими исследователями выводы и в связи с небольшим объемом данной формы работы.
Темы рефератов определяются кафедрой и содержатся в программе курса. Преподаватель рекомендует литературу, которая может быть использована для написания реферата.
Целью написания рефератов является:
привитие студентам навыков библиографического поиска необходимой литературы (на бумажных носителях, в электронном виде);
привитие студентам навыков компактного изложения мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу в письменной форме, научно грамотным языком и в хорошем стиле;
приобретение навыка грамотного оформления ссылок на используемые источники, правильного цитирования авторского текста;
выявление и развитие у студента интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось в подготовке и написании курсовых и дипломной работы и дальнейших научных трудах.
Основные задачи студента при написании реферата:
с максимальной полнотой использовать литературу по выбранной теме (как рекомендуемую, так и самостоятельно подобранную) для правильного понимания авторской позиции;
верно (без искажения смысла) передать авторскую позицию в своей работе;
уяснить для себя и изложить причины своего согласия (несогласия) с тем или иным автором по данной проблеме.
Требования к написанию и оформлению реферата.
Общие положения:
1. Рефератом следует считать краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской деятельности. Реферат имеет регламентированную структуру, содержание и оформление.
2. Реферат выполняется под руководством преподавателя.
3. Реферат как жанр научной литературы обладает следующими признаками:
семантическая адекватность первоисточнику;
максимальная полнота и точность изложения содержания при небольшом объеме полученного текста;
объективность в передаче содержания первоисточника;
авторизованность в передаче информации. (Реферирующий рассказывает содержание первоисточника со своей точки зрения. Используемые цитаты вносятся в текст без искажения, заключаются в кавычки обязательно со ссылкой на источник);
постоянная устойчивая структура.
4. Реферат представляет собой самостоятельный анализ опубликованной литературы по проблеме, то есть систематизированное изложение чужих обнародованных мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном
·порядке, с собственной оценкой изложенного материала. Если у студента не хватает подготовки на то, чтобы выразить своё согласие или несогласие
с той или иной точкой зрения, необходимо использовать фразу: «Как видно из изложенного». Таким образом, студент обязан показать самостоятельную творческую работу.
Структура реферата:
1. Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам). В зависимости от специфики предмета и тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.
2. Реферат имеет следующую структуру:
титульный лист
план;
введение;
основная часть;
заключение;
список литературы;
приложение (если есть).
3. Общий объем реферата 10-15 страниц машинописного текста без учета приложения: введение – 1-2 страницы, основная часть – 10-12 страниц, заключение – 1-2 страницы, список литературы – 1 страница.
4. Тема реферата должна соответствовать списку, прилагаемому в последнем разделе данных методических рекомендаций. Допускается использование собственной темы реферата, в таком случае его тема должна соответствовать следующим критериям:
грамотность с литературной точки зрения;
четкость рамок исследуемой проблемы (недопустима как излишняя широта, так и узкая ограниченность);
сочетание ёмкости и лаконичности формулировок;
адекватность уровню студенческой учебно-исследовательской работы (недопустима как чрезмерная упрощенность, так и излишняя наукообразность).
5. План реферата предусматривает указание параграфов и страниц.
6. Вводная часть должна включать в себя:
постановку целей и формирование задач или проблемные вопросы, которые требуется решить в процессе выполнения учебно - исследовательской работы;
краткий обзор и анализ источников базы, изучения литературы и прочих источников информации (при этом ограничение их только учебной и справочной литературой недопустимо).
7. Основная часть реферата структурируется по параграфам, количество и название которых определяются автором и преподавателем. Обычно в реферате выделяют 2-4 параграфа. Подбор материала направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы.
Обязательным являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате. Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора реферата. Объемные отступления от темы, несоразмерная растянутость отдельных параграфов рассматриваются в
качестве недостатков основной части реферата.
Таблицы и графические объекты, необходимые для раскрытия темы, могут помещаться непосредственно в текст основной части реферата, если их объем не является чрезмерным.
Основная часть реферата, помимо почерпнутого из разных источников содержания, должна включать в себя собственное мнение студента и сформулированные выводы по завершению каждого параграфа, опирающиеся на приведенные факты. Указанные выводы рекомендуется начинать со слов «таким образом», «суммируя вышеизложенное», «итак» и т.п.
8. Заключительная часть реферата состоит из подведения итогов выполненной работы, краткого и четкого изложения выводов, анализа степени выполнения поставленных во введении задач.
9. Список литературы к реферату оформляется в алфавитной последовательности, в него вносится весь перечень изученных студентом в процессе написания реферата: статей, учебников, Интернет-ресурсов, справочников и др. В нем указываются: фамилии автора, инициалы, название работы, место и время её публикации (см. Методические рекомендации по
оформлению текстовых документов: рефератов, курсовых и дипломных
работ).
10. После списка литературы могут быть помещены различные приложения (фотографии, иллюстрации, таблицы, графики, диаграммы, практические материалы и пр.) Каждое приложение нумеруется и оформляется с нового листа.
Оценивая реферат, преподаватель обращает внимание на:
- соответствие содержания выбранной теме;
- отсутствие в тексте отступлений от темы;
- соблюдение структуры работы, четка ли она и обоснованна;
- умение работать с научной литературой - вычленять проблему из контекста;
- умение логически мыслить;
- культуру письменной речи;
- умение оформлять научный текст (правильное применение и оформление ссылок, составление библиографии);
- умение правильно понять позицию авторов, работы которых использовались при написании реферата;
- способность верно, без искажения передать используемый авторский материал;
- соблюдение объема работы;
- аккуратность и правильность оформления, а также технического выполнения работы.
Реферат должен быть сдан для проверки в установленный срок.
Заголовок 1Заголовок 215