Рекомендации по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Рекомендации
по организации профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
Тезаурус
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, за поведением которого отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
(ст. 1, Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)
К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, можно отнести три группы лиц в возрасте до восемнадцати лет:
1) которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья;
2) которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию;
3) лица, которые совершают правонарушения или антиобщественные действия.
(ст. 1, «Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).
Дети, нуждающиеся в помощи государства, дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию.
Несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, - несовершеннолетние, у которых умерли оба или единственный родитель, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, нахождения родителей в местах содержания под стражей, отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, ограничения свободы, ареста, оставления их родителями в организациях здравоохранения, а также вследствие их подкидывания или при отказе родителей от воспитания детей и в иных случаях признания несовершеннолетнего оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
(ст. 1, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Трудная жизненная ситуация ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
(ст. 3, Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»)
Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа:
1) безнадзорные или беспризорные;
2) занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
(Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федерального закона от 22.04.2005 № 39-ФЗ)
5) совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
10) условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
12) освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
13) осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
14) осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
(ст. 5, Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
(ст. 1, Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).
Выявление и учет семейного неблагополучия комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия
Семья, находящаяся в социально опасном положении, семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
(ст. 1, Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).
Критерии при определении семьи, находящейся в социально опасном положении:
неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т. д.);
отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);
вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т. д.);
жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);
отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка).
(ст. 1, «Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).
Из определений «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении» следует, что даже если несовершеннолетний проживает во внешне благополучной семье, но совершил преступление или систематически совершает правонарушения, то данная семья относится к категории находящихся в социально опасном положении.
Лица и семьи, соответствующие указанным определениям, ставятся на учет органами, ответственными за работу с несовершеннолетними, которые проводят с ними профилактическую работу, направленную на коррекцию поведения таких детей и семей.
(ст. 1, «Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).
Нормативно-правовые основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации и Кировской области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
В муниципальном органе управления образованием и в образовательном учреждении должен быть сформирован пакет законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Муниципальные органы управления образованием могут сформировать такой пакет и направить его во все образовательные учреждения (в бумажном или электронном варианте).
Контроль за деятельностью образовательных учреждений по организации профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся следует осуществлять на основе требований и положений законодательных и нормативных документов.
Структура формирования пакета законодательных и нормативных правовых актов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на муниципальном и школьном уровнях
Муниципальный уровень
(орган управления образованием)
-международное законодательство
-законы Российской Федерации
-указы Президента Российской Федерации
-постановления Правительства Российской Федерации
-решения советов, комиссий, созданных при Полномочном представителе президента РФ в Приволжском федеральном округе
-законы Кировской области
-постановления Законодательного собрания Кировской области
-постановления Правительства Кировской области
-постановления и распоряжения Губернатора Кировской области
-решения областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
-решения Совета профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при департаменте образования Кировской области
-приказы департамента образования Кировской области
-решения коллегии департамента образования Кировской области
-инструктивные и методические письма департамента образования Кировской области
-постановления Главы муниципального образования
-решения муниципальных органов представительной власти
-решения муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
-приказы органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования
-инструктивные и методические письма органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования
Школьный уровень
(образовательное учреждение)
- международное законодательство
-законы Российской Федерации
-указы Президента Российской Федерации
-постановления Правительства Российской Федерации
-решения советов, комиссий, созданных при Полномочном представителе президента РФ в Приволжском федеральном округе
-законы Кировской области
-постановления Законодательного собрания Кировской области
-постановления Правительства Кировской области
-постановления и распоряжения Губернатора Кировской области
-решения областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
-решения Совета профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при департаменте образования Кировской области
-приказы департамента образования Кировской области
-решения коллегии департамента образования Кировской области
-инструктивные и методические письма департамента образования Кировской области
-постановления Главы муниципального образования
-решения муниципальных органов представительной власти
-решения муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
-приказы органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования
-инструктивные и методические письма органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования
-приказы руководителя образовательного учреждения
-решения педагогического совета
-решения совета школы, управляющего совета образовательного учреждения
-решения родительского комитета образовательного учреждения
-решения совета профилактики школы
-методические рекомендации для педагогов
Пакет законодательных и нормативных правовых актов в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних может быть сформирован для всех образовательных учреждений и размещен на официальном сайте органа управления образованием или в единой информационной базе, созданной в районном методическом центре. Необходимо систематически обновлять нормативную базу через различные информационные источники, т.к. нормативные правовые акты всех уровней с учетом изменений требуют постоянной корректировки.
3. Функции органов управления образованием и образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями).
В соответствии со ст. 14 данного закона в компетенции органов управления образованием входят:
1. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и субъекта РФ в области образования несовершеннолетних.
Система контроля на муниципальном уровне складывается из:
- анализа деятельности образовательных учреждений по реализации Закона Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и других законных и подзаконных актов Российской Федерации и Кировской области;
- анализа деятельности образовательных учреждений по участию в реализации областных целевых программ, постановлений и распоряжений Губернатора и Правительства Кировской области, департамента образования по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- анализа деятельности образовательных учреждений по выполнению постановлений и распоряжений Главы муниципального образования по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, решений комиссии по делам несовершеннолетних и других комиссий (советов), координирующих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- проведение контрольных мероприятий и мониторингов деятельности образовательных учреждений по реализации прав несовершеннолетних (комплексных, фронтальных, тематических);
- обобщения отчетов образовательных учреждений об организации и проведении профилактики всех асоциальных явлений;
- обобщения результатов собеседований с руководителями образовательных учреждений по различным вопросам, в том числе и по профилактике безнадзорности, правонарушений;
- анализа банков данных: о детях, не посещающих и систематически пропускающих занятия в общеобразовательных учреждениях, детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, детях, состоящих на учете в ОВД, в органах социальной защиты и здравоохранения;
- анализа деятельности образовательных учреждений на основе показателей результативности управления развитием воспитания и дополнительного образования;
- анализа собственной управленческой деятельности по соблюдению законодательства в части профилактики асоциального поведения обучающихся и воспитанников, реализации их прав.
2. Осуществление мер по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении предполагает:
- открытие специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа;
- открытие кадетских классов, кадетских школ и школ-интернатов;
- открытие учреждений для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- развитие различных форм получения общего образования несовершеннолетними (в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»);
- развитие услуг (в том числе платных) по оказанию медико-психолого-педагогической, правовой, социальной, медицинской помощи детям, находящимся в социально опасном положении и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- организация работы телефонов доверия, экстренных служб помощи подросткам, психологических служб для несовершеннолетних;
- регулирование сети образовательных и иных учреждений, удовлетворяющей потребности детей, находящихся в социально опасном положении;
- содействие развитию спектра образовательных программ и услуг для детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;
- реализация социально значимых программ, направленных на поддержку системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Участие в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних через создание комплекса условий для эффективной организации отдыха, досуга, оздоровления, занятости детей и подростков на базе образовательных учреждений, летних лагерей, учреждений дополнительного образования и иных учреждений:
- формирование плана-прогноза по охвату детей, подлежащих отдыху, оздоровлению и занятости в летний каникулярный период;
- обеспечение межведомственного подхода к организации отдыха, оздоровления и занятости детей, участие в смотре-конкурсе на лучшую организацию летней кампании;
- максимальное информирование населения о реализуемых летних программах, работающих лагерях и площадках, ценах на путевки, кадрах, дополнительных услугах;
- развитие наиболее доступных форм организации отдыха, оздоровления детей и подростков, в том числе профильных и палаточных лагерей;
- организацию отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей из малообеспеченных и многодетных семей, детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, несовершеннолетних, состоящих на учете в ОВД, наркологической службе, детей из семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни);
- обеспечение совместно с другими ведомствами занятости и отдыха подростков в возрасте 14-18 лет через привлечение их в летние трудовые объединения, производственные и ремонтно-строительные бригады, отряды по благоустройству, временное трудоустройство на рабочие места, социальные проекты и т.д.;
- сохранение и укрепление физического здоровья детей, формирование физической активности и здорового образа жизни у обучающихся и воспитанников.
В целях совершенствования содержания и форм воспитательной работы с детьми в каникулярный период необходимо:
- использовать инновационные педагогические технологии в сфере каникулярного отдыха, создание дополнительных пространств самореализации личности на базе учреждений образования, культуры, спорта, досуга, клубов по месту жительства; включение детей в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность;
- применять для реализации содержания воспитания в каникулярный период разнообразные воспитательные и социально-педагогические технологии, формы и методы работы: коллективное творчество, социальное проектирование, ролевые, деятельностные и развивающие игры, практикоориентированные и саморазвивающие методики, компьютерные технологии, различные организационно-управленческие системы («малые группы», «консультант», «тренер») и т.д.;
- использовать возможности информационных и коммуникационных ресурсов, имеющихся в образовательных учреждениях, обеспечив доступ детей к использованию компьютерной техники, Интернета, программных продуктов, компьютерных игр для организации досуга, работы детских средств массовой информации, оформления музеев, компьютерных презентаций, реализации сетевых проектов и т.д.
- создавать условия для осуществления психолого-педагогического сопровождения процесса отдыха и оздоровления детей, используя возможности психологических служб, практических психологов, социальных педагогов, медико-психолого-педагогических подразделений.
4. Осуществление учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях.
В рамках этой деятельности органы управления образованием обеспечивают:
- контроль за деятельностью образовательных учреждений по выполнению Закона РФ «Об образовании»;
- создание муниципальной системы учета (преемственной с региональной системой) несовершеннолетних детей в возрасте 7-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, и систематически пропускающих учебные занятия;
- создание банка данных о детях, не посещающих школу и часто пропускающих учебные занятия без уважительной причины, содержащего информацию, как о самом несовершеннолетнем, так и о его родителях, условиях проживания и мерах по его возвращению или устройству в образовательное учреждение;
- привлечение к проблеме учета всего детского населения, проживающего или находящегося в муниципальном образовании (поселении), внимания Глав муниципальных образований через совершенствование системы сбора сведений о не обучающихся детях и неукоснительное исполнение законодательных документов, устанавливающих ответственность органов местного самоуправления за учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования;
- анализ состояния работы образовательных учреждений по решению проблем детей, не посещающих образовательное учреждение на основе сведений о количестве этих детей;
- использование различных форм по выявлению безнадзорных и не обучающихся несовершеннолетних;
- направление информации о количестве несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в управление Северо-Западного образовательного округа в соответствии с установленным графиком
5. Разработка и внедрение в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Для этого необходимо обеспечить:
- разработку муниципальной методической службой рекомендаций по включению в учебные планы образовательных учреждений предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;
- контроль за деятельностью образовательных учреждений по реализации образовательных программ образовательной области «Обществознание»;
- организацию обучения педагогов образовательных учреждений по освоению современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д;
- организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания учащихся;
- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- подготовку информационных, методических материалов, публикаций, сборников, отражающих опыт работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- разработку рекомендаций для образовательных учреждений по использованию образовательных программ, учебной и методической литературы, поступающей в рамках целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений.
6. Создание психолого-медико-педагогических комиссий, которые выявляют несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проводят их комплексное обследование и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определение форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних. В этом направлении осуществляется:
- обеспечение функционирования муниципального медико-психолого-педагогического подразделения (комиссии, консультации, центра), действующего как на временной основе (только для диагностирования), так и на постоянной, где осуществляется работа по выявлению, диагностированию и выработке рекомендаций для дальнейших реабилитационных действий в отношении обучающихся и воспитанников;
- развитие службы выявления, диагностики и коррекционного сопровождения детей с отклонениями в развитии;
- развитие института педагогов-психологов и социальных педагогов в образовательных учреждениях, обновление пакета психологических методик;
- оказание психологической и консультативной помощи в работе с семьей;
- содействие формированию толерантного отношения к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В компетенции учреждений общего образования входят:
1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, при которой осуществляется:
- постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении;
- проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;
- разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;
- привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;
- разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;
- осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением учащихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.
2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Работа в этом направлении предусматривает:
- разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;
- направление информации о количестве несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в муниципальный орган управления образованием на 1 число каждого месяца учебного года;
- совершенствование системы воспитания в образовательном учреждении на основе развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного потенциала урока;
-обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;
- разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в группе риска;
- организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;
- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения учащихся (в том числе «родительский всеобуч»).
3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей:
- организация обходов микроучастка школы с целью выявления несовершеннолетних детей, подлежащих обучению и определения условий, в которых они проживают;
- организация работы общественного инспектора по защите прав детей, посещение им семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку);
- организация работы социального педагога по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, учащихся, участкового инспектора, медицинского работника;
- организация рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с органами внутренних дел, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты и др.;
- создание банка данных на неблагополучные семьи и семьи группы риска;
- привлечение органов родительского соуправления, попечительских и управляющих советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей;
- принятие необходимых мер по лишению родительских прав и устройству ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- организация индивидуальных учебных занятий для ребенка, долгое время не посещавшего образовательное учреждение;
- создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении;
- обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время), организация бесплатного питания.
4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних предусматривает:
- развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении;
- разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания;
- организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;
- обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время.
5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через:
- организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);
- включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;
- использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д;
- организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания учащихся;
- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;
- создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения учащихся.
4. Номенклатура дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Все документы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны быть систематизированы, распределены по отдельным блокам и размещены в специальных папках.
В муниципальном органе управления образованием могут быть сформированы следующие папки:
1. Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений
2. Документы по реализации целевых программ (муниципальных и региональных), направленных на решение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (тексты программ, приказы, планы их реализации, информация об их исполнении)
3. Организационная структура (схема) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (компоненты системы, внутренние и внешние взаимосвязи, должностные инструкции специалистов, приказы, положения)
4. Информационно-аналитические материалы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (информации, справки, отчеты органа управления образованием, доклады, выступления)
5.Статистическая информация по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (сеть образовательных учреждений, количество учащихся, охват дополнительным образованием, банки данных на несовершеннолетних, состоящих на учете в ОВД, не обучающихся и систематически пропускающих учебные занятия по неуважительным причинам, информация органов внутренних дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, в том числе учащихся школ, информация органов здравоохранения, социальной защиты о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении)
6. Взаимодействие с муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (положение о КДНиЗП, планы ее работы, повестки заседаний, решения, информация о совместных акциях, рейдах, переписка).
7. Методическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений (методические рекомендации, сборники, статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров).
8. Контроль за деятельностью образовательных учреждений по соблюдению действующего законодательства Российской Федерации по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (график контроля, программы контроля, аналитические справки, приказы по итогам контроля).
9. Протоколы совещаний по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протоколы аппаратных совещаний, совещаний руководителей образовательных учреждений, межведомственных совещаний, совещаний заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, родительской общественности и др.).
10. Выполнение предписаний надзорных органов (предписания и протесты прокуратуры, акты, справки выше стоящих органов управления образованием, рекомендации, планы мероприятий, приказы по устранению недостатков и исключению фактов нарушений законодательства).
В общеобразовательном учреждении документально-информационная база, регламентирующая организацию и осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, может включать:
1. Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений
2. Документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и отражающие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся (устав и другие правоустанавливающие документы, локальные акты, в том числе положение о школьном совете профилактики, о школьном инспекторе по делам несовершеннолетних).
3. Документы по реализации целевых программ (муниципальных и школьных), направленных на решение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (тексты программ, приказы, планы их реализации, информация об их исполнении)
4. Организационная структура (схема) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе (компоненты системы, взаимосвязи внутренние и внешние, должностные инструкции специалистов, приказы, положения)
5. Информационно-аналитические материалы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (информации, справки, отчеты школы, доклады, выступления)
6. Статистическая информация по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (общее количество учащихся в школе, охват детей дополнительным образованием, информация органов внутренних дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, в том числе учащихся школы, информация органов управления образованием, учреждений здравоохранения, социальной защиты о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, банки данных:
- несовершеннолетних, состоящих на учете в ОВД;
- не обучающихся и систематически пропускающих учебные занятия по неуважительным причинам;
-учащихся, находящихся на внутришкольном педагогическом учете;
-многодетных семей;
-семей, имеющих одного родителя;
-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-опекаемых детей и детей из патронатных семей;
-семей с низким материальным уровнем;
-детей-инвалидов.
7. Взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (повестки заседаний, решения, документы о рассмотрении дел учащихся школы, информация о совместных акциях, рейдах, переписка).
8. Методическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений (методические рекомендации, сборники, статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров, методические разработки, сценарии уроков, классных часов, внеклассных мероприятий).
9. Внутришкольный контроль по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (график контроля, объекты контроля, формы контроля, программы контроля, аналитические справки, приказы по итогам контроля).
10. Протоколы совещаний (выписки) по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протоколы совещаний при директоре, административных и производственных совещаний, педагогических советов, малых педагогических советов, заседаний родительского комитета, управляющего совета).
11. Выполнение предписаний надзорных органов (предписания и протесты прокуратуры, акты, справки выше стоящих органов управления образованием, рекомендации, планы мероприятий, приказы по устранению недостатков и исключению фактов нарушений законодательства).
12. Психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся, находящихся в социально опасном положении (протоколы заседаний ПМПК, консилиумов, диагностические материалы, дела на детей, нуждающихся в поддержке, их индивидуальные образовательные маршруты, рекомендации специалистов и др.).
13.Работа с родительской общественностью по предотвращению детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений (рекомендации, повестки и протоколы родительских собраний, родительский всеобуч).
14.Работа школьного Совета профилактики (положение о совете, его состав, протоколы заседаний, решения, отчеты, информации).
15. Система учета не обучающихся детей, систематически пропускающих учебные занятия (список детей по каждому классу, информация по четвертям о пропусках уроков, отчеты классных руководителей, материалы по индивидуальной работе с каждым таким учеником, отчеты школы, дневник (журнал) учета посещения уроков детьми и др.).
Кроме этого:
- у каждого классного руководителя должны быть сведения об учащихся класса, содержащие информацию социального характера, личностные особенности детей, информацию о родителях или лицах их замещающих.
- в планы воспитательной работы должны быть включены мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для учащихся родителей.
Формы социального паспорта класса, индивидуальных карт учащихся и семей, протоколов и других документов могут быть разработаны в образовательном учреждении и приняты за единый образец для всей школы.
5. Организация контроля за осуществлением профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Одной из важных функций в деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений является контроль.
Контроль – это одна из функций управления, позволяющая иметь информацию о состоянии образовательной системы и корректировать процесс ее функционирования. Благодаря контролю управление приобретает обратную связь, делает управление чувствительным к изменениям.
В ходе реализации функции контроля управленец производит сбор информации, которую должен проанализировать, чтобы систему перевести из одного состояния в другое – более качественное.
Контроль имеет несколько задач, среди которых:
выявление необходимости принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение не соответствует желаемому;
формирование информационной базы для оценки работы педколлектива и побуждения его к продуктивной работе;
выявление наиболее ценного опыта педагогической и управленческой деятельности.
Контроль способствует сохранению единого образовательного пространства, разграничению компетенций между субъектами управления, правовому регулированию деятельности тех или иных объектов контроля.
В основе осуществления функции контроля лежат несколько позиций:
- вариативность контроля
- интеграция инспекторского контроля и методической помощи
- привлечение общественных структур к выполнению контрольной функции
- идея приоритетности инспекторских функций
- качественность контроля
- демократизация (само- и взаимоконтроль) и т.д.
Субъекты контроля определяются на основании нормативных документов, с учетом складывающейся ситуации и целей управления.
Объектами контроля профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних могут быть:
на муниципальном уровне: деятельность образовательных учреждений, деятельность руководителей образовательных учреждений, результаты воспитательно-профилактического процесса, условия воспитания, сам воспитательно-профилактический процесс, его организация, воспитательная система образовательного учреждения, воспитательное пространство микрорайона, система профилактики асоциальных явлений в образовательных учреждениях;
на уровне образовательного учреждения: деятельность заместителей директора, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, учителей-предметников, социальных педагогов, педагогов-психологов, совета профилактики, воспитательные системы классов и др.
Продуктом контрольно-инспекционной деятельности выступает аналитическая справка.
Аналитическая справка - итоговый документ, отражающий результаты аналитической деятельности управленца. Она содержит систематизированные, обобщенные и критически оцениваемые сведения по отдельным аспектам состояния образовательного процесса (системы).
Примерная программа изучения деятельности общеобразовательных учреждений по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Цель контроля: изучить деятельность общеобразовательных учреждений по реализации действующего законодательства Российской Федерации в области образования в части организации и проведения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Объекты контроля: общеобразовательные учреждения.
Методы контроля: изучение документации, анкетирование, наблюдение, собеседование, сравнительный анализ.
Сроки проведения контроля: (не реже 1 раз в год)
Содержание контроля:
1.Сформированность документальной базы:
Наличие законодательных и нормативно-правовых документов всех уровней
Наличие документов муниципального уровня
Наличие документов образовательного учреждения
Протоколы совещаний по изучению вновь поступающих документов
Информационно-аналитическое обеспечение:
Наличие системы сбора, получения и использования информации
Наличие пакета информационных материалов по профилактике безнадзорности и правонарушений
Наличие статистических сведений о выявлении не обучающихся, систематически пропускающих учебные занятия, безнадзорных и совершивших преступления и правонарушения
2.Организация профилактики безнадзорности и правонарушений:
Система воспитательной работы в школе
Система индивидуальной работы с несовершеннолетними
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период
Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних
Система работы с семьями и родителями несовершеннолетних
Учет посещения учащимися учебных занятий
Взаимодействие с КДН и ЗП, участковым инспектором
Работа социального педагога, психолога, общественного инспектора по охране прав детей, школьного инспектора по делам несовершеннолетних
Работа школьного совета профилактики
Формы рассмотрения вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений среди учащихся (протоколы заседаний, решения по регулированию работы)
Система контроля работы педагогического коллектива по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
наличие этих вопросов в структуре внутришкольного контроля
наличие программ, вопросов, анкет, тестов и других средств по выявлению эффективности профилактической работы
аналитические справки, записки, отчеты, распоряжения по итогам контроля
приказы, распоряжения и другие формы управленческих решений по профилактике
материалы по контролю и мониторингу обучения учащихся, состоящих на внутришкольном учете, на учете в ПДН, учащихся, систематически пропускающих учебные занятия и учащихся, имеющих другие риски
3.Система методического обеспечения организации профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся:
- методические рекомендации, сборники, статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров, методические разработки, сценарии уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, направленные на профилактику асоциальных явлений детей и подростков
- материалы деятельности школьных методических объединений по обучению учащихся, имеющих отклонения в поведении, здоровье.
В целях совершенствования управления системой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышения ее эффективности муниципальный орган управления образованием может осуществлять анализ собственной управленческой деятельности по данной проблеме на основе изучения результатов управления процессом профилактики асоциальных явлений в образовательной среде.
6. Показатели результативности управления процессом профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся
1.
Условия, создаваемые органом управления образованием по профилактике безнадзорности и правонарушений учащихся
1.1.
Нормативно-правовые условия
Наличие:
-пакета нормативных правовых документов всех уровней (международного, федерального, регионального), обеспечивающих реализацию прав детей, оказавшихся в особой жизненной ситуации
-целевых программ профилактической направленности или содержащих раздел по профилактике асоциальных явлений, в том числе:
по профилактике безнадзорности и правонарушений
Количество локальных актов, подготовленных органом управления образованием в целях управления воспитательно-профилактической работой. Из них:
-приказов;
-инструктивно-методических писем;
-положений;
-других.
Количество локальных актов Главы муниципального образования, направленных на решение проблем воспитания детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации
1.2.
Организационно-исполнительские условия
количество аппаратных совещаний, проведенных по проблемам управления воспитательно-профилактической работой:
-организационного характера;
-контрольно-аналитического характера;
-научно-методического характера.
количество совещаний руководителей ОУ по проблемам профилактики асоциального поведения детей
количество совещаний межведомственного характера по созданию единого воспитательного пространства
1.3.
Мотивационно-стимулирующие условия
формы стимулирования деятельности руководителей образовательных учреждений, направленные на развитие системы воспитания и дополнительного образования
наличие практики систематического премирования руководителей образовательных учреждений по показателям результативности в области профилактики безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений
включенность в систему стимулирования работы классного руководителя в образовательном учреждении показателей по профилактической работе
1.4.
Научно-методические условия
количество методических мероприятий, проведенных органом управления образованием и методической службой в целях развития системы воспитательно-профилактической работы для:
-директоров образовательных учреждений;
-заместителей директоров образовательных учреждений;
-руководителей методических объединений;
-др. категорий;
количество методических рекомендаций по проблемам профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, подготовленных на муниципальном уровне
1.5.
Кадровые условия
наличие в структуре органа управления образованием отдела, обеспечивающего управление профилактикой асоциальных явлений в образовательной системе
наличие специалистов в органе управления образованием, обеспечивающих управление профилактикой асоциальных явлений
категории педагогических работников, осуществляющие профилактические мероприятия в образовательных учреждениях
количество руководителей и педагогов образовательных учреждений, прошедших курсовую переподготовку по проблемам профилактики асоциальных явлений (перечислить категории работников и количество)
1.6.
Контрольно-аналитические условия
наличие критериев определения эффективности управления воспитательно-профилактической работой в муниципальной образовательной системе
количество проведенных инспекционных проверок деятельности образовательных учреждений по вопросам организации профилактики безнадзорности и правонарушений, не обучающихся и т.д.
из них - количество повторных проверок деятельности образовательных учреждений с целью контроля за выполнением рекомендаций предыдущей инспекции
количество информационных банков по проблемам, связанным с профилактической работой
1.7.
Финансово-экономические условия
привлечено средств из муниципального бюджета на решение проблем асоциального поведения несовершеннолетних, тыс. руб.
привлечено внебюджетных средств на решение проблем асоциального поведения несовершеннолетних, тыс. руб.
привлечено средств для реализации муниципальных целевых программ по профилактике из муниципального бюджета и внебюджетных источников, руб.
привлечено средств в муниципальную образовательную систему в ходе реализации целевых федеральных и региональных программ по профилактике
наличие образовательных учреждений, коллективов, принявших участие в получении грантов в области профилактически асоциальных явлений среди детей
1.8.
Материально-технические условия
наличие положительной динамики в материально-технической базе образовательных учреждений, в развитии воспитательной среды
2.
Результаты функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся
2.1.
охват обучающихся и воспитанников, находящихся в трудной жизненной ситуации, дополнительным образованием (чел., % от общего числа) всего:
- в том числе в общеобразовательных учреждениях;
- в учреждениях дополнительного образования;
2.2.
количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, занятых в:
-кружках;
-спортивных секциях;
-факультативах;
детских театрах;
-студиях;
-клубах;
-детских общественных организациях;
-объединениях военно-патриотической направленности.
2.3.
наличие в учебных планах школ курсов, направленных на более успешную социализацию обучающихся
2.4.
количество образовательных программ, направленных на формирование здорового образа жизни у детей
2.5.
количество реализующихся образовательных программ по профилактике асоциального поведения и формированию законопослушного поведения
2.6.
количество образовательных программ дополнительного образования для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
2.7.
количество несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН
2.8.
количество неблагополучных семей
2.9.
количество не обучающихся детей
2.10.
количество учащихся, систематически пропускающих учебные занятия по неуважительным причинам
* набор показателей может быть изменен
Информация, полученная в ходе самоанализа по приведенным показателям, может быть использована на аппаратных совещаниях, для подготовки приказов, разработки дополнительных мер по усилению профилактики безнадзорности и правонарушений.
7. Межведомственное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы управления образованием являются составной частью системы профилактики и призваны в соответствии со своей компетенцией организовывать взаимодействие с остальными участниками этой работы.
Муниципальные органы управления образованием взаимодействуют:
С органами исполнительной и представительной власти муниципального уровня:
Глава муниципального образования
Администрация муниципального образования
Собрание депутатов муниципального образования
Муниципальный орган социальной защиты населения
Муниципальный орган молодежной политики
Муниципальный орган здравоохранения
Муниципальные органы внутренних дел
Районный (городской) суд
Районная (городская) прокуратура
Муниципальный орган занятости населения
Муниципальный орган по физической культуре, спорту и туризму
Муниципальный орган культуры
Муниципальный орган по делам печати и массовых коммуникаций
С вышестоящими ведомственными органами:
Департамент образования Кировской области
Институт развития образования
Государственные образовательные учреждения, в том числе областные учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
С межведомственными комиссиями:
Муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
Муниципальная комиссия по предупреждению преступности и профилактике правонарушений (при наличии)
Муниципальная комиссия по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярное время (при наличии)
Муниципальная комиссия по социально обусловленным заболеваниям (при наличии)
С общественными объединениями, организациями, фондами:
Общественный совет Северо-Западного образовательного округа
Местные отделения Всероссийского Детского фонда
Муниципальный совет родительской общественности (при наличии)
Общественные организации, направленные на защиту прав детей (при наличии)
Совет ветеранов войны, труда и правоохранительных органов
Женские общественные организации
Молодежные и детские общественные организации и движения
Со средствами массовой информации:
Местные печатные органы
Областные телевизионные и радиоканалы
Сайты, порталы организаций и учреждений
Вышеизложенные подходы к систематизации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних могут использоваться в практической работе муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений. Выполнение их позволит в значительной мере упорядочить документацию, конкретизировать действия и повысить их эффективность в вопросах профилактики детской безнадзорности и правонарушений.
8. Организация работы по защите детей, находящихся в социально опасном положении
1.Критерии и показатели социально опасного положения
Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего
Показатели социально опасного положения несовершеннолетнего
1. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей:своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребенка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью)Факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнания ребенка из домаРодители лишены родительских прав в отношении братьев, сестер
2. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами
Принуждение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным играмВовлечение ребенка в преступную деятельность, антиобщественное поведениеНезаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенкуЗапрещение ребенку посещать общеобразовательное учреждение Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия
3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер)
Приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществАморальный образ жизни родителей несовершеннолетнего (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учете в органах внутренних дел и др.)Родители привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, 17.3 (часть вторая), 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
4. Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку родителями физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенкаСексуальное насилие или развращение несовершеннолетнегоПсихическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму)
5. Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия
Рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях)Укрепление асоциальных связей, бродяжничество несовершеннолетнегоНесовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетнихНесовершеннолетний является членом экстремистской группировки, деструктивной секты
6. Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации
Проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфераСоциальная изоляция несовершеннолетнегоНегативное влияние на несовершеннолетнего культурных или религиозных факторовЖестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослыхОтрицательное влияние сверстников, взрослыхНесовершеннолетний, пострадавший в результате аварии, катастрофы, бедствий и др.Несовершеннолетний предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания
2. Алгоритм выявления и организация работы с детьми, находящимися в социально опасном положении
Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:
изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;
анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждения образования;
анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;
учёта посещения несовершеннолетними учреждений образования;
учёта детей, подлежащих обучению
выявления несовершеннолетних, не получающих основного общего образования;
учёта и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;
контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними.
Для оценки ситуации в семье необходимо руководствоваться критериями и показателями социально опасного положения несовершеннолетнего
В случае выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и нуждающихся в государственной защите, формируется комиссия в составе:
- педагогических работников учреждения образования (социальный педагог, педагог-психолог, зам. директора по воспитательной работе, классный руководитель или воспитатель);
- представителя администрации поселения;
- инспектора по делам несовершеннолетних или участкового инспектора;
- медицинского работника (ФАПа).
Обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего проводится не позднее следующего дня после получения информации. Комиссия определяет меры по устранению причин, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего, которые записываются в заключение акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Вопросы о признании рассматриваются на заседания Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - Совета по профилактике) либо на педагогическом совете.
На заседание Совета по профилактике социальным педагогом (либо другим ответственным лицом) учреждения образования готовятся следующие документы:
акт обследования с мотивированным заключением о необходимости признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении на каждого, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения несовершеннолетнего, указываются конкретные сроки реализации мероприятий и сроки контроля их реализации;
документы, подтверждающие социально опасное положение несовершеннолетнего (табель пропусков занятий, акты обследования, медицинские справки, показания детей и соседей, протоколы и рапорты сотрудников ПДН и РОВД и др.).
На заседании Совета по профилактике рассматривается ситуация в семье, согласовываются мероприятия, указанные в индивидуальном плане защиты. Индивидуальный план защиты подписывается представителями всех организаций, участвующих в его реализации, и утверждается руководителем учреждения. Копии индивидуального плана защиты передаются в каждую организацию и являются обязательными для выполнения. Оригинал индивидуального плана защиты хранится в УО в личном деле несовершеннолетнего.
На заседание Совета по профилактике учреждение образования письменно приглашает представителей всех организаций, участвующих в реализации индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении. Явку родителей обеспечивают по ходатайству УО сотрудники РОВД.
Если в семье еще есть несовершеннолетние дети, которые обучаются в других учреждениях образования, на заседание Совета по профилактике приглашаются представители данных учреждений, либо администрация учреждения образования письменно информируется о необходимости рассмотрения вопроса о признании несовершеннолетних, находящимися в социально опасном положении.
Выполнение индивидуального плана защиты заслушивается ежемесячно на заседании Совета по профилактике с приглашением представителей всех организаций, участвующих в его реализации. В случае отсутствия представителя организация обязана предоставить в УО отчёт о проделанной работе по реализации плана. Информацию о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи и выполнению индивидуального плана защиты, а также информацию об уклонении организаций от выполнения обязанностей или о не предоставлении информации обобщает социальный педагог (либо другое ответственное лицо) и передает ее в управление (отдел) образования.
Отмена решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении принимается педагогическим советом или Советом по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования в случае устранения причин, повлекших признание ребенка находящимся в социально опасном положении.
Образовательные учреждения в обязательном порядке информируют управления (отделы) образования о несовершеннолетних, выявленных и признанных находящимися в социально опасном положении.
Управления (отделы) образования на уровне района ведут учет несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, на основании информации, получаемой от учреждений образования, расположенных на территории района.
Учетные данные о несовершеннолетнем, признанном находящимся в социально опасном положении, должны содержать следующие сведения:
фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, место учебы;
фамилия, имя, отчество родителей (опекунов, попечителей), несовершеннолетних братьев и сестер;
причины и условия социально опасного положения несовершеннолетнего;
дату постановки на учет, дату снятия с учета
3. Методические рекомендации по разработке индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении
1. Индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего согласуется со всеми органами системы профилактики, находящимися на территории поселения и утверждается директором учреждения образования.
2. В графе «Основные показатели и характеристика социально опасного положения несовершеннолетнего» прописываются критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего
3. В графах «Сроки контроля выполнения», «Сроки реализации» прописываются конкретные даты. Не допускать употребление слов «постоянно», «регулярно».
4. В плане должны быть предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения.
5. План может включать следующие виды помощи:
Материальная:
- оказание гуманитарной помощи (РЦСОН, администрация поселения, учреждения образования);
- финансовая (благотворительные фонды, спонсоры, администрация поселения); - адресная социальная (РЦСОН);
- консультирование родителей по вопросам получения социальной помощи разных видов (учреждение образования).
Педагогическая:
-занятость детей в кружках, секциях, факультативах (учреждение образования);
- контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий (учреждение образования);
- контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам (учреждение образования);
- консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка (учреждение образования);
- просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям (учреждение образования).
Психологическая:
- сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка) (учреждение образования);
- просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка (учреждение образования и здравоохранения);
- коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (учреждение образования).
Коррекционная:
- индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость (учреждение образования);
- формирование у ребёнка гигиенических навыков (учреждение образования).
Медицинская:
- медицинское обследование ребёнка, в случае необходимости направление на стационарное лечение (амбулатория, ФАП);
- осуществление мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка (витаминизация, прививки, контроль за соблюдением режима дня и питания, безопасностью среды) (амбулатория, ФАП);
- организация оздоровления несовершеннолетнего, направление в оздоровительный лагерь (учреждение образования).
Правовая:
- оказание помощи родителям в оформлении либо восстановлении документов в случае их отсутствия (РОВД);
- консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка (ПДН, учреждение образования).
Иной вид помощи:
- трудоустройство родителей (администрация поселения , Центр занятости населения);
- занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время (учреждение образования);
- профилактический осмотр электропроводки, газового оборудования (МЧС, ЖКХ);
- посещение семьи по месту жительства, социальный патронат семьи (учреждение образования, администрация поселения, амбулатория (ФАП);
- контроль за поведением несовершеннолетних, родителей в быту в вечернее время и выходные дни (ПДН, РОВД).
4. Перечень документов, которые входят в учетное дело несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении
1. Титульный лист (Ф.И.О. несовершеннолетнего, дата рождения, место жительства, Ф.И.О. родителей, дата рождения, место работы).
2. Справка о составе семьи из администрации поселения.
3. Акт обследования, на основании которого несовершеннолетний признан находящимся в социально опасном положении.
4. Выписка из протокола Совета по профилактике о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении.
5. Индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
6. Ежемесячные отчёты о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи и выполнению плана помощи несовершеннолетнему.
7. Ежемесячные акты обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего .
8. Характеристика на родителей по месту работы (если работают) или месту жительства (если безработные).
9. Характеристика на несовершеннолетнего.
10. Копии запросов, ходатайств, иной информации, свидетельствующей о проведённой работе в интересах защиты прав несовершеннолетнего.
?ђЗаголовок 1?ђЗаголовок 2?ђЗаголовок 415