Конспект урока в 3 классе окружающий мир Воздух и его охрана
Конспект урока по окружающему миру 3 класс.
Линия учебников: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас»
Класс: 3
Цикл уроков: Ах эта удивительная природа
Урок номер: 9
Тема: Воздух и его охрана
Задачи: знакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием «атмосфера»;
закреплять представления о газообразных веществах;
формировать умение постановки проблемных вопросов;
воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать мышление, память.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник
Литература: Учебник окружающий мир А.А.ПлешаковПоурочные разработки по Окружающему миру , 3 класс./ К учебному комплекту Окружающий мир А.А. Плешаков./
Ход урока.
1.Организационный момент
I Беседа по вопросам. Проверка домашнего задания
1) Каковы главные свойства поваренной соли и сахара? Где эти вещества встречаются в природе?
2)Что собой представляет крахмал? Как его обнаружить в продуктах питания?
3) Какие кислоты встречаются в природе? Почему с кислотами нужно обращаться осторожно?
4) Что такое кислотные дожди? Чем они опасны?
II. Изучение нового материала
1.Актуализация знаний.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
-Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут.
-Сегодня на уроке мы будем с вами изучать тему «Воздух».
2. Понятие «Воздух и атмосфера» (рассказ учителя)
– Воздух – это смесь невидимых газов. Вся наша планета укутана воздухом – прозрачным невидимым покрывалом. Воздух есть повсюду: на улице, в классе, в земле, в воде. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью органов чувств.
Ветер – это движение воздуха. Гигантская воздушная оболочка, окружающая нашу планету, называется атмосферой. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от солнечной радиации. Без атмосферы лучи солнца мгновенно сожгли бы все живое на Земле.
Атмос – дыхание, сфера – шар.
Атмосфера – воздушная оболочка земли, которая вращается вместе с Землей как одно целое. Атмосфера окружает Землю, защищая её от холода и излишнего тепла, от космических тел – метеоритов и от невидимого солнечного излучения – ультрафиолетовых лучей. Мы не замечаем воздух, но жить без него не смогли бы, ведь дыхание - одно из условий существования живых организмов.
3. Состав воздуха.
- Перед вами диаграмма, на которой условно изображен воздух. Что вы можете сказать?
( состоит из разных газов, их не поровну)
- Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.
- Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород – мы дышим кислородом, при дыхании мы поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ).
-А какую роль играют растения для воздуха?
А вот растения, наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород (на свету) в атмосферу.
4. Свойства воздуха
а) Прозрачность
—Мы видим все окружающие нас тела. Это доказывает, что воздух прозрачен.
- А через дверь или стену мы можем что-нибудь увидеть?
—Почему воздух прозрачен?
Вывод: газы, которые составляют воздух, прозрачны. Поэтому воздух тоже прозрачен.
б) Бесцветность
—Можно ли сказать, что воздух красный, синий, фиолетовый?
—Какого цвета воздух?
—Почему воздух бесцветен?
Вывод: газы, составляющие воздух бесцветны. Поэтому воздух бесцветен.
в) Воздух не имеет запаха.
В разных помещениях пахнет по-разному? (По запаху можно отличить больницу от столовой) Чистый воздух не пахнет.
г)Изменение объёма при нагревании.
—Отчего происходит расширение и сжатие воздуха?
Воздух, как и все вещества, состоит из частиц. Но частицы не соединены между собой, как в твёрдом веществе (металл, стекло). Между частицами есть промежутки. Кроме того, частицы находятся в постоянном движении. Они часто сталкиваются и отскакивают друг от друга на некоторое расстояние. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваться сильнее. Из- за этого они отскакивают на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется. А при охлаждении воздуха происходит все наоборот.
Вывод: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Д) Сведения про воздух
- А вы знаете почему в горах труднее дышать?
Чем выше поднимаешься в атмосферу, тем меньше там воздуха и тем труднее дышать. Вот почему люди, взбираясь высоко в горы, берут с собой баллоны с кислородом.
- Когда воздух нагревается, он расширяется и занимает большее пространство. Горячий воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх. Шары с горячим воздухом поднимаются, так как горячий воздух внутри шара делает его легче окружающего воздуха.
Е) беседа про охрану воздуха
—Какое значение имеет воздух для живых организмов?
—Всегда ли воздух чист и прозрачен?
—Отчего происходит загрязнение воздуха?
—Можно ли с этим бороться?
—Что вы предлагаете сделать или изменить в действиях человека для сохранения чистоты воздуха?
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
(Подскоки на правой ноге.)
И на этой же дорожке.
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим,
(Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдём.
(Ходьба на месте.)
III. Закрепление
Работа в тетрадях на печатной основе:
Задания, страница 28
- Напишем состав воздуха, пользуясь учебником и новыми полученными знаниями.
азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.
- Номер два. Заполним таблицу.
IV. Обобщение
- Почему воздух необходим для жизни на Земле?
- Что нужно делать для охраны воздуха?
- Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включенным мотор своей машины?
V.Итог урока.
—Что нового вы для себя открыли?
VI. Оценки и отметки
VII. Домашнее задание.
c. 46-50