Рабочая тетрадь по дисциплине «Русский язык и культура речи» Методическое пособие для студентов третьего курса СПО (ВО) Часть III


Н.Д. Плетенкина
Рабочая тетрадь по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Методическое пособие
для студентов третьего курса СПО (ВО)
Часть III
Содержание
Часть1Тема 1. Лексические нормы. Стр.3
Часть 2 Тема 2. Типы лексических ошибок. Стр.12
Часть 3 Тема 3. Фразеологические единицы русского языка Стр.21
Часть 4. Тема 4. Лексико-фразеологические нормы. Стр.27
Часть 5. Контрольная работа Стр.38
Москва, 2016
Рабочая тетрадь студента дневного отделения СПО _______________________________________________________________________________________
шифр_________специальность _______________________________________________________________
группа______________________
________________________________________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Обязательная литература:
Баландина Л.А., Давидян Г.Р., Кураченкова Г.Ф., Симонова Е.П. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений. 2-е издание. – М.: Издательство московского университета, 2012. – с. 7-13.
Культура устной и письменной речи делового человека : Справочник. Практикум. – 18-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – с. 8.
Цыганова Т.Ф. Самостоятельная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»: Методические рекомендации для студентов среднего и высшего профессионального образования / Автор-составитель Т.Ф. Цыганова. – Дмитров, 2012. – с. 25-31.
Цыганова Т.Ф. Самостоятельная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» (Раздел «Нормы русского литературного языка»): Учебно-методическое пособие для студентов среднего и высшего профессионального образования / Автор-составитель Т.Ф. Цыганова. – Дмитров, 2012.
Нормы русского литературного языка: учеб. пособие для самостоятельной работы студентов / авт.-сост. Т.Ф. Цыганова. – Балашов : Николаев, 2008
Часть 1. Тема 1. Лексические нормы.
Задание 1. Допиши определение:
А) «Лексическими нормами русского языка называются___________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Б) «Паронимы – слова______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Назовите виды паронимов:
Паронимы бывают:____________________________________________________________________________
Внимание! Эти задания проверяют ваши умения различать паронимы.
Задание 3. Допиши определение и приведи по 5 примеров на каждый вид паронимов:
Приставочные паронимы____________________________________________________________
суффиксальными_____________________________________________________________________
различающиеся конечными буквами__________________________________________________
Задание 4. Выполните задания, определив тип паронима и его лексическое значение:Уплатить – Оплатить Представить-Предоставить  Одеть-Надеть  Встряхнуть – Стряхнуть  Поверка - Проверка  Обсудить - Осудить 
Нетерпимый - Нестерпимый 
Описка - Отписка  Красочный-КрасящийАбонент –Абонемент База – Базис. Невежа –Невежда Адресат –Адресант Дипломат –Дипломант Внимательно изучите алгоритм определения правильности-ошибочности словоупотребления:
Определите, какой частью речи являются слова-паронимы
Внимательно прочитайте предложения, найдете общее в словах, которые сочетаются с паронимами.
Подумайте, от какого слова они могут быть образованы. Возможно, различие содержится именно в основах!
Посмотрите, какой частью слова отличаются слова: приставкой, суффиксом и т.д.
Если возможно, вспомните отличия в значении.
-3810317500Запомните! Если вдруг попадутся слова типа абонент – абонемент, этот алгоритм не сработает.Пример выполнения задания:
В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить слово ВРАЖЕСКИЙ? В качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы в сказках иногда выступают животные и растения.Он оказался во ВРАЖДЕБНОМ ему мире.Танковой дивизии удалось сломить ВРАЖДЕБНУЮ оборону противника.Они не были готовы к столь ВРАЖДЕБНОМУ приему местных жителей.Враждебный и вражеский относятся к паронимам – прилагательным. Попробуем разобраться, от какого слова (слов) они образованы.Враждебный – вражда (неприязнь, взаимная ненависть, недоброжелательные отношения) + суффикс -ебн-. Значение -  выражающий враждебное отношение.Вражеский – враг (человек, борющийся за иные, противоположные интересы, противник) + суффикс –еск-. Значение -  принадлежащий врагу.Значит, паронимы образованы от разных слов, поэтому и различие следует искать, исходя не столько из суффиксов, сколько из основы слов.В вариантах № 2, 3, 4 по контексту выражается отношение: враждебный мир, враждебная оборона, враждебный прием. А в варианте №1 по контексту должна указываться принадлежность: вместо враждебные силы нужно говорить вражеские силы.Таким образом, правильный вариант №1.Задание 5. Используя алгоритм, выполните задания:1. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?
1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идет на лад.4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.2. В каком предложении вместо слова ВИНОВАТЫЙ нужно употребить ВИНОВНЫЙ?
1) Самым мучительным для Вадима было то, что он все равно ощущал себя ВИНОВАТЫМ, хотя друг с легкостью простил его за эту ложь.2) Суд признал чиновника ВИНОВАТЫМ в совершении мошенничества.3) Подросток смотрел на всех испуганным и ВИНОВАТЫМ взглядом.4) Антонина демонстративно пошла мыть посуду, а он сидел, чувствуя себя ВИНОВАТЫМ в том, что неожиданно нагрянул в гости.Задание 6. В каком предложении вместо слова ДОЖДЕВОЙ нужно употребить ДОЖДЛИВЫЙ?1) На темной листве блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.2) День обещал быть ДОЖДЕВЫМ и ветреным.3) Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.4) Из сада хлынул чистый ДОЖДЕВОЙ воздух, дурманящий запах цветущей липы.Кол-во верных ответов ______________________________________
Кол-во неверных ответов_____________________________________
Оценка преподавателя_________________________________________
Тема 2. Лексические ошибки
Задание 7. Определите какого типа допущены лексические ошибки:
Костяной тип мышления,
проанализировать жизнедеятельность писателей,
николаевская агрессия,
Россия переживала в те годы много казусов во внутренней и внешней политике;
Стадо зайцев,
под гнетом гуманности,
тайный занавес,
закоренелые устои,
прошел все стадии развития человека;
Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы;
Он внес непосильный вклад в развитие России;
Ломоносов поступил в институт, Раскольников учился в вузе;
Ломоносов жил за сотни миль от столицы;
Молодость била из него ключом;
Надо вывести его на свежую воду.
Задание 8. Подчеркните в данных предложениях слова, употреблённые в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов.
Этот фильм — настоящий бестселлер.2.При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.3.Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.
4.Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
Задание 9. Отметьте предложения, в которых предлог благодаря употреблён в соответствии с его значением.Учтите при этом, что данный предлог по происхождению и по смыслу связан с глаголом благодарить и употребляется при указании на «положительные» причины: быстро выздоровел благодаря правильномулечению.
Благодаря постоянным дождям, никак не удается увеличить темп уборки зерновых.
Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, посевы взошли хорошо.
3.Благодаря дождливому июню и жаркому июлю, черника была крупная и сладкая.
4.Благодаря лёгкому недомоганию, я не пошла в школу и успела дочитать эпопею «Война и мир».
5.Многие не поступили в вузы благодаря низкому уровню знаний.
Задание10. Выберите из данных в скобках предлогов тот, который уместен в предложенном высказывании. Учтите при этом, что:
предлог ввиду употребляется при указании на то, что ещё будет: ввиду предстоящего отпуска;
предлог вследствие употребляется при указании на уже произошедшее: вследствие прошедших снегопадов.
(Ввиду, вследствие) многочисленных просьб радиослушателей повторяем передачу, вышедшую в эфир на прошлой неделе.
Уважаемые жильцы! (Ввиду, вследствие) предстоящего завтра, 12 июня, ремонта водо- провода просим вас запастись водой заблаговременно.
(Ввиду, вследствие) отсутствия состава преступления дело было закрыто.
(Ввиду, вследствие) употребления слова в несвойственном ему значении возникает речевая ошибка.
Задание 11.Выберите из слов в скобках необходимые (с учётом лексической сочетаемости слов).1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь,умница), обречён (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.
2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых учёных, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу). Задание 12. Отметьте предложения, в которых употребление многозначных слов или омонимов приводит к двусмысленности высказывания. Подчеркните данные слова.
Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесёт.
Результаты анализа крови у детей из Брагина и Минска были отличные.
Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинениях трёх учеников.
В документах допускаются различные ошибки.
Мы внимательно прослушали рекомендации врача.
Задание13. Подчеркните тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.
Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).(Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребёнок, (деревянная, древесная) кора,(корневое, коренное) население, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.
Задание14. Прочитайте два изменённых диалога из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», в которых вместо всех глаголов речи употреблено слово сказать. Попробуйте восстановить авторский текст, заменив, где необходимо, данное слово синонимами.1. Вот мы и дома, — сказал Николай Петрович. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
Поесть действительно не худо, — сказал, потягиваясь, Базаров.
2. - Нигилист, — сказал Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... ничего не признает?
Скажи: который ничего не уважает, — сказал Павел Петрович.
Который ко всему относится с критической точки зрения, — сказал Аркадий.
Задание15. Подчеркните предложения, в которых наблюдается речевая избыточность.
Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. — Я подпрыгнул и сорвал вишню.
Заверни детали в промасленную маслом бумагу. — Заверни детали в промасленную бумагу.
От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. — От стыда парнишка опустил голову и молчал.
Сергей настоящий меломан пения и музыки. — Сергей настоящий меломан.
Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. — Врач обнаружил нарушение моторики желудка.
Задание 16. Подчеркните неуместно употреблённые однокоренные слова, замените их синонимами.
Писатель писал роман в послевоенные годы. 2. Лесник знает в своём лесничестве каждое деревце.
() (________________________________)
3.Герои-подпольщики вели себя героически. 4. Илюша говорил, что случился этот случай на Варнавицах.() (______________________________)
5.В поэме «Мёртвые души» изображены образы помещиков. (____________________)Задание 17. Запишите высказывания участников различных интернет-форумов (2006 г.) в соответствии с нормами русского литературного языка (в высказываниях сохранена «авторская» орфография и пунктуация).
1. Нужна стиралка LG WD-80157N (голубая). 2. Если есть вопросы пиши мне в личку, или в енту тему.
3.Требуется поставщик мобил. Опт. Предложения прайсами направлять на мыло ********.4. И как ту обьевления писать всё не как не дапетрю. Саму будет не лень напишите плизз я буду благодарин.5. Уже с год продаются ноуты с встроенным GSM/EDGE.6. Помагите пожалуста. Где можно скочять проги для хакеров?
Задание 18. Отметьте предложения, в которых произошло смешение лексики разных исторических эпох. Подчеркните неуместно употреблённые слова.
В X веке летом каждого года купцы свозили свой товар в Киев, где их поджидали менеджеры князя и бояр.
В начале XII века с половцами был заключён выгодный для России мир.
Летописец засвидетельствовал, что в 1281 году в Орду угнали множество мужчин, женщин и детей, опустошили города, волости и агрогородки, разграбили монастыри и церкви.
В конце XIX века в большинстве мелких кустарных мастерских крепостные работали на капиталистов, так как зависели от них.
Владимир Мономах был мудрым правителем, славным воином и патриотом земли русской.
Задание 19. Устраните двусмысленность высказываний, вызванную неудачным употреблением местоимений.
1. Жизнь школы бурная и интересная. Ребята с удовольствием посещают её.
2. Я попросил одноклассника забрать свою куртку из гардероба. 3. Ира сказала Оле, что её тетрадь осталась дома.
Кол-во верных ответов ______________________________________
Кол-во неверных ответов_____________________________________
Оценка преподавателя_________________________________________
Часть 2 Тема 3. Типы лексических ошибок.
Задание 1. Приведите примеры на перечисленные типы лексических ошибок:
1. Непонимание значения слова
- употребление слова в несвойственном ему значении
- выбор слов-понятий с различным смысловым выделением (конкретные-отвлеченные)
- смешение паронимов
Нарушение лексической сочетаемости слов
Неправильное разграничение значений синонимов.
4.При употреблении омонимов ошибок практически не возникает. Иногда возникает двусмысленность.
5. Ошибки, связанные с употреблением многозначных слов.
6. Многословие:
- плеоназм – употребление близких по смыслу слов
- тавтология – повторение однокоренных слов
- использование лишних слов
- расщепление сказуемого, например, замена глагольного глагольно-именным- употребление «слов-паразитов»
7. Лексическая неполнота высказывания.
8. Образование новых слов.
9. Употребление устаревших слов
10. Употребление иноязычных слов.
11. Использование диалектизмов.
12.Употребление просторечных, профессиональных, жаргонных слов, не учитывая ситуацию общения

13. Употребление клише (нелитер., речевые стереотипы) и штампов (элементы офиц-дел стиля).
Задание 2. Определите тип лексической ошибки и назовите ее причин:у
Тип:
Любителям холодных коктейлей, необходимо смешивать те же компаньоны, но в других пропорциях.
Благодаря пожару, вспыхнувшему из-за непотушенной спички, сгорел лес
«Слово о полку Игореве» было написано за 50 лет до нашествия татаро-монгольского ига.
Вы уже ходили вешаться? Где здесь натуральная контора?
Заглавный герой романа никогда не терял чувство юмора.
Здесь будут выставлены подделки из дерева, пригодные для учреждения, дома, дачи.
Этот человек полный невежа.
Тип:
Хороший руководитель должен во всем показывать образец подчиненным.
Два единственных вопроса тревожили их.
Тип:
У моего друга тяжелый характер
Долго пришлось нести трудный рюкзак
Дорога может быть трудной и тяжелой.
Вчера мне было печально.
Тип:
Экипаж находится в отличном состоянии (повозка или команда?)
Тип:
Он уже распелся (начал и увлекся или пел и стал петь легко).
Тип:
Крепко держал штурвал колеса
Все получили памятные сувениры
Тип:
Пилот был вынужден совершить вынужденную посадку. Можно спросить вопрос?
Тип:
Тогда о том, чтобы вы могли правильно выполнить работы, об этом позаботятся ваши педагоги и вы сами.
Тип:
Ученики приняли решение произвести уборку класса (решили убрать)
Тип:
В небольшом кафе, ну, куда ходят люди….
Тип:
Работа практикантов оплачивается в зависимости от сложности задания и колеблется от 1 тыс до 3 тысяч рублей.
Тип:
Надо заограничить милицию, тогда ее деятельность будет эффективнее.
Тип:
Спонсоров привечали с радостью
Тип:
Крестьяне не выдержали тяжелой жизни и пошли к губернатору города.
Тип:
Работа конференции лимитируется из-за отсутствия специалистов.
Предлагаем пролонгировать договор о проведении конференции.
Тип:
Оправдано в художественной речи, может в публицистической.Летом в деревне я встаю вместе с кочетами.
Тип:
Хотел пригласить гостей, да хибара не позволяет.
Тип:
Поднялся лес рук.
Задание 3. Определите нарушения лексических норм.
Я знал про своего друга, что он был сильно слабый человек. Лексическая несочетаемость. Весьма слабый, очень.
В город ему пришлось ехать окружным путем. Пароним. Кружным путем.
Мне было грустно читать о несчастной девушке Асе: о ее жизни, повадках, характере. Неправильное словоупотребление. Повадки отн к живот, здесь – ее привычки.
Поэма эта является пиком в творчестве поэта. Неправильное словоупотребление. Пик и вершина синонимы не во всех ситуациях.
Председательствует на заседании профессор, только что защитивший ученую степень. Неправильная сочетаемость слов. Ученую степень можно получить.
Я забыл поставить роспись в ведомости. Неправиль словоуп. Роспись бывает по дереву, настенная. Подпись.
Слово было представлено народному депутату Иванову. Предоставлено. Пароним.
К сожалению, я сам эту драку не видел, мне о ней поведал знакомый. Стил ошибка. Поведал – книжное слово.
Героем повести Куприна является образ поручика Ромашева. Лексическая сочетаемость. Герой был, человек. Образ может быть создан!
Дежурная служба усиленно ведет контроль за расходованием электроэнергии. Канцеляризм. Строго контролирует!
Очень важным является использование для этой цели химикатов. Штамп. Для этой цели необходимо использовать химикаты.
Задание 4. Объяснить заимствованные слова:
Альтернатива –
Байкер –
Брифинг –
Вернисаж –
Дистрибьютор –
Импичмент –
Коммюнике –
Лоббизм –
Маркетинг –
Менеджмент –
Модем –
Постер –
Форс-мажор –
Холдинговая компания –
Экспансия –
Юрисдикция –
Задание 5. Прочитайте определения и дайте им назования:
1)противопоставление 2 или нескольких вариантов, каждый из которых исключает другой 2) вариант, противопоставленный другому;
представитель неформального молодежного движения, которы ездят на момтоциклах на большой скорости.
– короткая пресс-конференция, но которой сообщается позиция правящего органа или лица, освещающего ход событий переговоров.
– торжественное открытие художественной выставки.
– фирма или ее представитель, занимающийся сбытом товара
– лишение полномочий высших должностных лиц в связи с допущением ими грубых нарушений закона.
– официальное сообщение о важнейших событиях (СМИ)
– практика оказания давления на законодателей, государственных чиновников со стороны какой-либо организации.
– система, направленная на обеспечение максимального сбыта продукции и расширение рыночной зоны фирмы.
– искусство управления интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми и производственными ресурсами в целях наиболее эффективной производственной деятельности.
– устройство, преобразующее цифровые сигналы компьютера для передачи их по телефонной связи.
– красочный плакат, представляющий большую фотографию артистов какой-либо музыкальной группы и рекламирующее ее выступление.
– чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства.
– компания, использующая капитал для приобретения контрольного пакета акций других компаний.
– расширение сферы влияния.
– сфера полномочий данного государственного органа.
Задание 6. Определите тип ошибки:
горячий кипяток, необъяснимый феномен, памятный сувенир, ведущие лидеры, народный фольклор, масло масляное, молодая девушка, старая старушка, маленький ребенокЗадание 7. Определите тип речевой ошибки:
1.С вами будут беседовать учёные, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире.
2.Мать постоянно была на работе, и большую часть времени мальчик был представлен самому себе.
3.Трилогия Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе русской интеллигенции.
4.На обложке книги — цитата из вышеназванного языковеда.
5.Игорь с отцом посадили берёзку, когда ему исполнилось тридцать лет.
6.Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы.
7. Магазин «Богатырь» я обошёл быстро.
8.Составив предложение, ученики определяют, что слово является определением. Так определяются синтаксические признаки слова.
Кол-во верных ответов ______________________________________
Кол-во неверных ответов_____________________________________
Оценка преподавателя_________________________________________
Часть III. Тема 3. Фразеологические единицы русского языка
Внимательно изучите контент сайта «Я студент», перейдя по ссылке:
http://yastudent.com/russkij-yazyk/leksika-slovo-ego-leksicheskoe-znachenie-leksicheskie-i-frazeologicheskie-edinicy-russkogo-yazyka.html
выполните задания:
Задание 1. Дополните определения и допишите предложения:
Лексика языка непосредственно отражает реальную действительность. Основное назначение лексической единицы функция наименования. .Сам термин «лексика» происходит от греческого «lexis» слово, и обозначает словарный состав языка. Лексика представляет собой сложную систему являющуюся составной частью общей системы языка. Говоря о системном характере лексики, имеется в виду то, что члены лексической системы цельнооформленные и раздельнооформленные лексические единицы, взаимосвязаны определенными отношениями. Словообразование тесно связано с другими уровнями языковой системы — фонологией, морфологией, синтаксисом и, конечно, лексикой, так как результатом словообразовательных процессов является появление новых слов.
В слове различаются его звуковое оформление, морфологическая структура и заключенный в нем смысл, значение.
Лексическое значение слова — это его содержание, т.е. исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, «оформленное по грамматическим законам данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря».
Значение слов отражает не всю совокупность познанных признаков, предметов и явлений, а лишь те из них, которые помогают отличать один предмет от другого. Так, если мы говорим: это птица, то нас в данном случае интересует лишь то, что перед нами разновидность летающих позвоночных животных, тело которых покрыто перьями, а передние конечности преобразованы в крылья. Эти признаки позволяют отличить птицу от других животных, например млекопитающих.
В процессе совместной трудовой деятельности, в своей общественной практике люди познают предметы, качества, явления; и определенные признаки этих предметов, качеств или явлений действительности служат основой значения слова. Поэтому для правильного понимания значения слов необходимо широкое знакомство с общественной сферой, в которой слово существовало или существует. Следовательно, в развитии значения слова немаловажную роль играют внеязыковые факторы.
В зависимости от того, какой признак положен в основу классификации, в современном русском языке могут быть выделены четыре основных типа лексических значений слов.
1.   По связи, соотнесенности с предметом действительности, т.е. по способу наименования, или номинации (лат. nominatio — называние, наименование), выделяются значения прямое, или основное, и переносное, или непрямое.Прямым значением называется такое, которое непосредственно связано с предметом или явлением, качеством, действием и т.п. Например, прямыми будут первые два значения слова рука: «одна из двух верхних конечностей человека от плеча до конца пальцев…» и «…как орудие деятельности, труда».
Переносным является такое значение, которое возникает в результате не прямой соотнесенности с предметом, а через перенос прямого значения на другой предмет вследствие различных ассоциаций. Например, переносными будут следующие значения слова рука:
1) (только ед.) манера письма, почерк; 2) (только мн.) рабочая сила;
3) (только мн.) о человеке, лице (…с определением) как обладателе, владельце чего-либо; 4) символ власти; 5) (только ед., разг.) о влиятельном человеке, способном защитить, оказать поддержку; 6) (только ед.) о согласии кого-либо на брак, о готовности вступить в брак.Связи слов, обладающих прямым значением, меньше зависят от контекста и обусловлены предметно-логическими отношениями, которые достаточно широки и относительно свободны. Значение переносное гораздо больше зависит от контекста, оно обладает живой или частично потухшей образностью.
2.      По степени семантической мотивированности значения разделяются на немотивированные (или непроизводные, идиоматичные) и мотивированные (или производные от первых). Например, значение слова рука — немотивированное, а значения слов ручной, рукав и др. — уже мотивированы семантическими и словообразовательными связями со словом рука.
3.      По степени лексической сочетаемости значения делятся на относительно свободные (к ним относятся все прямые значения слов) и несвободные. Среди последних выделяют два основных вида:
1) фразеологически связанным значением называется такое, которое возникает у слов в определенных лексически неделимых сочетаниях. Они характеризуются узкоограниченным, устойчиво воспроизводимым кругом слов, связи которых между собой обусловлены не предметно-логическими отношениями, а внутренними закономерностями лексико-семантической системы. Границы употребления слов с этим значением узкие. Так, у слова закадычный переносное значение «искренний, задушевный» реализуется, как правило, только в сочетании со словом друг (дружба);
2) синтаксически обусловленным значением называется такое, которое появляется у слова при выполнении им необычной роли в предложении. В развитии этих значений велика роль контекста. Например, при использовании слова дуб в роли характеризующего лицо: Эх, ты, дуб, так ничего и не понял — реализуется его значение «тупой, нечуткий» (разг.).К разновидности синтаксически обусловленных значений относится так называемое конструктивно ограниченное, которое возникает только в условиях использования слова в определенной синтаксической конструкции. Например, сравнительно недавно возникшее значение «район, область, место действия» у слова география обусловлено его использованием в конструкции с существительным в родительном падеже: география спортивных побед.
4.      По характеру выполняемых номинативных функций выделяются значения собственно номинативные и экспрессивно-синонимические.
Номинативными называются такие, которые прямо, непосредственно называют предмет, явление, качество, действие и т.д. В их семантике, как правило, нет дополнительных признаков (в частности, оценочных). Хотя со временем такие признаки могут и появиться. (В этом случае развиваются разного рода переносные значения, но эта группа выделяется по другому классификационному признаку.Собственно номинативным значением обладают, например, слова писатель, помощник, шуметь и мн. др.
Экспрессивно-синонимическим называется значение слова, в семантике которого преобладает эмоционально-экспрессивный признак. Слова с такими значениями существуют самостоятельно, отражены в словаре и воспринимаются как оценочные синонимы к словам, обладающим собственно номинативным значением. Ср.: писатель — писака, борзописец; помощник — пособник; шуметь — колобродить. Следовательно, они не только называют предмет, действие, но и дают особую оценку. Например, колобродить (прост.) не просто «шуметь», а «вести себя шумно, суетливо, беспутно, непорядочно».Кроме указанных основных типов лексических значений, многие слова в русском языке имеют оттенки значений, которые, будучи тесно связанными с основным, все-таки имеют и отличия. Например, наряду с первым прямым значением слова рука в словарях дается и его оттенок, т.е. через точку с запятой указывается «часть этой же конечности от пясти да конца пальцев». (Ср. в словаре оттенки значений слова книга и многих других слов.)
Слово как основная единица языка изучается в различных разделах языкознания.
Так, с точки зрения фонетической рассматривается звуковая оболочка, выделяются те гласные и согласные звуки, которые составляют слово, определяется слог, на который падает ударение, и т.д.
Лексикология (описательная) в первую очередь выясняет все, что связано со значением слова: уточняет типы значений, определяет сферу употребления слова, стилистическую окраску и т.п. Для лексикологии (исторической) важным является вопрос о происхождении слова, его семантике, сфере употребления, стилистической принадлежности и т.д. в разные периоды развития языка.
С точки зрения грамматической выявляется принадлежность слова к той или иной части речи, присущие слову грамматические значения и грамматические формы, роль слов в предложении. Все это дополняет лексическое значение слова.
Грамматические и лексические значения тесно между собой связаны, поэтому изменение лексического значения нередко приводит к изменению грамматической характеристики слова. Например, в словосочетании глухой согласный слово глухой (в значении «звук, образуемый только при участии одного шума, без участия голоса») — это имя прилагательное относительное. А в словосочетании глухой голос слово глухой (в значении «приглушенный, неясный») — это имя прилагательное качественное, имеющее степени сравнения, краткую форму. Следовательно, изменение значения повлияло и на морфологическую характеристику слова.
Лексические значения оказывают влияние не только на способы образования отдельных грамматических форм, но и на образование новых слов. Так, в результате исторического развития значений одного слова мех появилось два разных слова, которые обозначают разные понятия: мех беличий и мех кузнечный.
Лексическое значение в слове может быть единственным (такие слова называются однозначными), но может и сосуществовать с другими лексическими значениями этого же слова (такие слова называются многозначными).
Лексика русского языка в зависимости от характера функционирования разделяется на две большие группы общеупотребительную и ограниченную сферой употребления.
В первую группу входят слова, использование которых не ограничено ни территорией распространения, ни родом деятельности людей; она составляет основу словарного состава русского языка. Сюда включаются наименования понятий и явлений из разных областей жизни общества: политической, экономической, культурной, бытовой, что дает основание выделить в составе общенародной лексики различные тематические группы слов. Причем все они понятны и доступны каждому носителю языка и могут быть использованы в самых различных условиях.
Лексика ограниченной сферы употребления распространена в пределах определенной местности или в кругу людей, объединяемых профессией, социальными признаками, общими интересами, времяпрепровождением и т.д. Подобные слова используются преимущественно в устной ненормированной речи. Однако и художественная речь не отказывается от их употребления: писатели находят в них средства для стилизации художественного повествования, создания речевой характеристики героев.
Кол-во верных ответов ______________________________________
Кол-во неверных ответов_____________________________________
Оценка преподавателя________________________________________
Часть IV. Тема 4. Лексико-фразеологические нормы
Языковая норма (норма литературная) — это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________пр).аНорма обязательна как устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка.
Различают нормы:
1 5
2 6
3 7
4 8

 
Характерные особенности нормы литературного языка:
Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой.
К основным источникам языковой нормы относятся:
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность.
Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию — культурную.
Литературная норма зависит от условий, в которых осуществляется речь. Языковые средства, уместные в одной ситуации (бытовое общение), могут оказаться нелепыми в другой (официально-деловое общение).
Норма не делит средства языка на хорошие и плохие, а указывает на их коммуникативную целесообразность.Грамматические нормы делятся на: словообразовательные, морфологические и синтаксические.
Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.
Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с других аффиксом, например: описывание характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются глубизной и правдивостью.
Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.).
Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующейконтексту словоизменительной форме (проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехом).
Иногда можно услышать такие словосочетания: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель. В этих словосочетаниях допущена морфологическая ошибка — неправильно оформлен род имен существительных.
 Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц — словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. Нарушение синтаксических норм имеется в следующих примерах:
читая ее, возникает вопрос; Поэме характерен синтез лирического и эпического начал; Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым.
Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и — шире — с целью и условиями общения.
Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраскивызывает стилистические ошибки. Стилистические нормы зафиксированы в толковых словарях в качестве специальных помет, комментируются в учебниках по стилистике русского языка и культуре речи.
Стилистические ошибки состоят в нарушении стилистических норм, включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста.
 
Тема 5. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии
 Задание 1. Прочитайте текст. Составьте сжатый конспект, выделив основную (ключевую мысль) каждого предложения. Запишите в виде плана выступления. Озаглавьте текст.
Образные выразительные средства представляют эмоциональные экспрессивные возможности лексики, которые реализуются с помощью точного словоупотребления, использования слов в переносном значении, синонимии, тавтологии. Вербальная выразительность  достигается в лексическом воплощении речи с помощью интонационной структуры, которая определяется комплексом компонентов: ударением, мелодикой речи, темпо-ритмом, тембром, динамическими оттенками. Дополнительным средством, усиливающим выразительность, называют невербальные средства, которые внешне оформляют высказывание и являются неотъемлемым средством устной речи. К ним относятся мимика, жесты и поза.
Лексическая система языка сложна и многолика. В нее входят различные группы слов, внутри каждой такой группы слова объединены некоторой общностью признаков (семантических, семантико-стилевых, словообразовательных и иных). Есть слова книжные и разговорные, общелитературные и областные, устаревшие и только что введенные в язык, профессиональные и жаргонные, слова, отражающие природу и человека, мир звуков и мир красок, предметные и качественные и т. д, Возможности постоянного обновления в речи принципов, способов, признаков объединения в пределах целого текста слов, взятых из различных групп, скрывают в себе и возможности обновления речевой выразительности и ее типов.
 Тема 6. Лексические ошибки, их исправления: плеоназм, тафталогия и алогизм
В процессе литературного редактирования рукописи редактору часто приходится отмечать ошибки в словоупотреблении. Неправильный выбор слова делает речь неточной, а порой искажает смысл высказывания:
Погода сопутствовала хорошему отдыху (вместо благоприятствовала); У куниц скоро появится наследство (имеется в виду потомство); Я хочу продолжить семейную династию и потому решил стать офицером (вместо традицию).
В таких случаях говорят об использовании слова без учета его семантики. Подобные лексические ошибки возникают в результате стилистической небрежности автора, невнимательного отношения к слову или плохого знания языка. Так, в газетной статье читаем: Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах. Слово «возникнуть» означает «появиться, начаться, образоваться, зародиться», оно не подходит для наименования действия, которое требует значительных усилий. Возникнуть могут подозрение, тревога, сомнение (состояния самопроизвольные), возникают трудности, препятствия… Железные дороги не могут возникнуть, их прокладывают люди.
Неточность словоупотребления объясняется не только низкой речевой культурой автора; иногда сознательно не хотят употребить то или иное слово, чтобы завуалировать отрицательный смысл высказывания.
Пишут: фантазирует вместо врет, принимал подарки вместо брал взятки и т.д. Вспомним эпизод из рассказа А.И. Куприна «Дознание»: «Спроси его, взял он у Есипаки голенища?Подпоручик опять убедился в своей неопытности и малодушии, потому что из какого-то стыдливого и деликатного чувства не мог выговорить настоящее слово «украл».
Слова и выражения, смягчающие грубый смысл речи, называются эвфемизмами (от гр. eu — хорошо, phēmi — говорю). 
Эвфемистичность речи нередко объясняется стремлением автора притупить критическую остроту высказывания при описании негативных явлений нашей жизни.
Например, в местной газете корреспондент сообщал: Правление колхоза уделяло мало внимания охране общественной собственности, в то время как следовало бы признать, что правление колхоза безответственно отнеслось к охране общественной собственности (или закрывало глаза на расхищение общественной собственности). Неточность речи в подобных случаях уводит читателя от истины, искажает смысл.
Неправильный выбор слова может стать причиной различных речевых ошибок. Так, из-за неточного словоупотребления может возникнуть анахронизм (нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой): В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги (слово «митинг» появилось значительно позднее, причем в Англии); В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий (название города на Неве, которое употребил автор, было неизвестно в XVIII веке, следовало написать: в Петербурге).
Неправильное словоупотребление нередко приводит и к логическим ошибкам.
В числе их назовем алогизм — сопоставление несопоставимых понятий, например:
Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. Получается, что синтаксис сравнивается с научными статьями. Устраняя алогизм, можно написать: Синтаксис энциклопедических статей отличается от синтаксиса других научных статей, или: Синтаксис энциклопедических статей имеет ряд особенностей, несвойственных синтаксису других научных статей.
Причиной нелогичности высказывания может стать подмена понятия, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Конечно, демонстрируется фильм, а не его название. Можно было написать: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм. Подобные ошибки в речи возникают и вследствие недостаточно четкой дифференциации понятий, например: Приближения дня премьеры коллектив театра ждет с особым волнением (ждут не приближения премьеры, а когда состоится премьера).
В случае подмены понятия стилистическая правка может быть различной: иногда достаточно заменить неудачно употребленное слово, в других случаях лексическая замена сочетается с использованием новых, уточняющих слов, наконец, порой необходимо переделать предложение, чтобы верно передать авторскую мысль.
Нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано контаминацией….
Задание1. Продолжите речь ведущего, в виде сообщения по радио в передаче «Изучаем русский язык-это интересно», используя соответствующий лексический стиль Оформите ее отдельно.
Задание 2
Приведите фразеологизмы на каждый случай:
- характеристика важного человека, занимающего высокий пост – большая шишка.
- характеристика человека, умудренного опытом - тертый калач
- плохо что-либо выполнять – работать спустя рукава
- синоним к наречию мало – с гулькин нос
- синоним к сочетанию обещать много - сулить золотые горы
- обманывать кого-либо – водить за нос
- бездельничать – гонять лодыря, бить баклуши.
Задание 3. Прочитайте текст и запишите кратко вывод из прочитанного текста:
Фразеологизмы обладают номинативной функцией и являются неразрывными словосочетаниями.
Значение – целостное. Отличается от слова тем, что слово состоит из морфем, а фразеологизм из лексем.
Особенность – воспроизводимость, они не создаются в процессе речи, а используются такими, какими закрепились в языке.
Сложны по составу, они образуются соединением нескольких компонентов.
Характеризует постоянство состава (кошка наплакала).
Непроницаемость – не допускается включения новых слов – низко потупить взор, хорошо намылить шею.
Устойчивость грамматического строения, в них обычно не меняются грамматические формы – бить баклушу.
Строго закрепленный порядок слов – все течет, все изменяется, ни свет, ни заря.
Фразеологизмы можно разделить на группы с точки зрения происхождения и традиции использования:
выражения из разговорно-бытовой речи: заговаривать зубы, потерять голову, чудеса в решете, на безрыбье и рак рыба, в сорочке родился;
выражения из профессиональных сфер употребления, из арго: ставить в тупик, зеленая улица - из словоупотребления железнодорожников; топорная работа, без сучка, без задоринки - из речи столяров; втирать очки, карта бита - из арго картежников;выражения из книжно-литературной речи:а) термины и обороты из научного обихода: центр тяжести, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, довести до белого каления;б) выражения из произведений художественной литературы и публицистики: "А ларчик просто открывался" (И. Крылов); "с чувством, с толком, с расстановкой" (А. Грибоедов); "живой труп" (Л. Толстой); "Дело пахнет керосином" (М. Кольцов). Задание 4Прочитайте текст, выводы оформите в виде таблицы или структурной схемы:
Выделяют следующие семантические типы фразеологизмов –
- фразеологические сращения – значение этих единиц независимо от значения каждого слова – собаку съел, точить лясы, бить баклуши. Черепаший шаг, журавль на болоте, воды в рот набрал, скатертью дорога.
- фразеологические единства – значение мотивировано переносным значением слов (понимание внутреннего стрежня фразы) – пускать пыль в глаза (хвастаться), семь пятниц на неделе. Адамовы времена, дойти до ручки, сидорова коза, развязать язык, открыть глаза, смотреть в оба, язык проглотил, зарубить на носу, гнать в три шеи, зубы заговаривать, лица не было, глаза колет, закинуть удочку, течет как по маслу. - фразеологические сочетания – значение основано на общем значении заменяющих их синонимов. Эти слова не сочетаются свободно со всеми словами. Потупить голову (взор, очи), сесть в лужу - оказаться в неловком положении. Еду зайцем, сердце сжимается, жестокое вето, навострил уши, удержать язык за зубами, нести чепуху.
- фразеологические обороты – выражения, употребляющиеся в готовом виде – тришкин кафтан - (ситуация, когда устранение одних недостатков ведет к появлению других), голод не тетка – о сильном голоде.
Фразеологизмы вступают в синонимичные, антонимичные, омонимичные отношения (брать слово – выступать на собрании и получать обещание, уверение в чем-либо). Внимательно – не будут синонимичными фраз, которые сходны в значениях, но отличаются сочетаемостью и употребляемостью в разных контекстах – с три короба и куры не клюют (много) – три короба сочетаемость со словами наговорит, наобещать, а куры не клюют – только к деньгам.
Существуют и многозначные фразеологизмы – мокрая курица – 1). безвольный, бесхитростный человек 2). человек, расстроенный, подавленный чем-либо.
Задание 5.Прочитайте текст, выводы оформите в виде таблицы или структурной схемы; отдельно выпишите слова-термины и слова-понятия.
Речевые ошибки:
Замена компонента фразеологического сочетания (перебирать из пустого в порожнее вместо переливать из пустого в порожнее; львиная часть вместо львиная доля).
Неоправданное сокращение или расширение состава фразеологического оборота (вступили новые правила вместо вступили в действие новые правила; успехи ученика желают много лучшего вместо оставляют желать лучшего; главный гвоздь программы, со всех своих длинных ног она кинулась бежать)
Использование неудачного определения в составе фразеологического сочетания (К сожалению, на вечере, посвященном А.С. Пушкину, задавали кляузные вопросы о Наталье Николаевне вместо задавали каверзные вопросы).
Контаминация (смешение) двух оборотов (по гроб доски вместо по гроб жизни и до гробовой доски; припереть к горлу вместо припереть к стенке и подступить к горлу; играть значение вместо играть роль и иметь значение). Язык не поднимается говорить об этом. Язык не поворачивается и рука не поднимается.
Искажение грамматической формы компонентов фразеологизма (подвернуться под рукой вместо подвернуться под руку, бабушка на двоих сказала вместо бабушка надвое сказала).
Нарушение грамматической связи фразеологизма с примыкающими к нему словами (никому и никогда он шапку не ломал вместо ни перед кем и никогда он шапку не ломал; cпикер выразил сожаление случившимся вместо cпикер выразил сожаление в связи со случившимся).
Употребление фразеологизма, не соответствующего контексту (Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски, вместо Среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык; Зрители внушают мне доверие, что я как актриса еще многое могу сделать, вместо Зрители вселяют в меня веру, что я как актриса еще многое могу сделать).
Cтилистическая неуместность использования фразеологического оборота (Командир приказал сматывать удочки вместо Командир приказал уходить).
Задание 6. Подберите по 5 фразеологизмов с общим для них словом? Голова, нос, рука.
Например: Без царя в голове – о недалеком неумном человеке
Задание 7. Исправьте ошибки и объясните с чем они связаны.
Например: Наш герой сварил всю эту кашу, а расхлебывать придется другим. – Неправильное употребление. Заварить кашу – сварить в буквальном виде.
Ваше дело гроша выеденного не стоит.
Я уважаю Базарова за то, что он умел отстаивать свою точку мнения.
Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. .Мы трудились в поте лиц, но, завершив работу, почувствовали облегчение.
Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета . Задание8. Ответьте на поставленные вопросы:
Как говорят:
1. о человеке, отрешенном от обычных мирских забот, не приспособленном к жизни
2. о человеке, который пришел не вовремя, некстати), 3. о кротком, безобидном человеке
4. о болтливом человеке
5. о бесследном исчезновении кого-либо
6. об очень дальних родственниках
7. о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо
Задание9 . Исправьте ошибки.
1. Нужно держать ухо острым, чтобы нас снова не провели вокруг пальца
2. Я хочу поговорить с тобой тет на тет
3. Отвечая на вопросы, брат совсем запутался, что помогла вывести его на воду
4. Она такая недотрога, просто кисельная барышня!
5. Митя довел бабушку до белого колена и утихомирился.
Кол-во верных ответов ______________________________________
Кол-во неверных ответов_____________________________________
Оценка преподавателя_________________________________________
Часть V. Контрольная работа
1.Изучите внимательно контент сайта «Интернет обучение русскому языку», перейдя по ссылке: http://zelena6811.blogspot.ru/2014/12/1-5.html
и выполните задания:Задание 1.1. В каком предложении вместо слова ВОЕННЫЙ нужно употребить ВОИНСКИЙ?1) Фёдоров был ВОЕННЫМ человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут солдат его полка впереди.2) За храбрость и доблесть он получил очередное ВОЕННОЕ звание.3) До глубокой старости ветеран сумел сохранить ВОЕННУЮ выправку.4) ВОЕННАЯ промышленность страны очень развита.                  Правильный ответ:  2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?1) Оба брата были чрезвычайно обходительными с людьми, и вообще очень ГУМАННЫМИ и добрыми.2) Мне кажется, что и у вас, судя по всему, больше склонности не к точным наукам, а к ГУМАННЫМ.3) В студии этого великого мастера царили искренность и ГУМАННАЯ, тончайшая правда человеческих переживаний.4) Русская литература подарила много выдающихся произведений, глубоко ГУМАННЫХ, мудрых, истинно прекрасных.                                                           Правильный ответ:  3. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ?1) Это были сёстры, но ЖИЗНЕННЫЕ их пути так разошлись, что они годами не переписывались.2) ранняя весна, когда всё оживает и набирается ЖИЗНЕННОЙ силы, - таково содержание этой картины.3) Эта операция нужна по ЖИЗНЕННЫМ показаниям.4) Он мечтал жить вдали от цивилизации, чтобы уйти от ЖИЗНЕННОГО шума и невзгод.                                                                                                                Правильный ответ:  4. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.3) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.4) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.                                                                            Правильный ответ: 5. В каком предложении вместо слова КОМАНДИРОВАННЫЙ нужно употребить КОМАНДИРОВОЧНЫЙ?1) Нас поселили в доме для КОМАНДИРОВАННЫХ.2) КОМАНДИРОВАННОЕ удостоверение инженер положил на стол.3) Со мною в горнице жил КОМАНДИРОВАННЫЙ – приятный человек с рыжей бородой.4) Простите, как вы попали на завод? Вы КОМАНДИРОВАННЫЙ?                                                                                                               Правильный ответ: 6. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?1) Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна.2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.3) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.                                                                                                                Правильный ответ:  7. В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ?1) Мы любовались на выставке работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.2) Печерский был ИСКУСНЫМ адвокатом и пользовался заслуженным уважением коллег.3) Мы слушали эту грустную историю, и ИСКУСНАЯ весёлость постепенно исчезала с наших лиц.4) ИСКУСНЫЙ пловец и на море не утонет.                                  Правильный ответ:  8. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить СЫТНЫЙ?1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.                                                    Правильный ответ:  9. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?1) Они ещё долго бродили по старинному парку, который славился своими могучими ВЕЧНЫМИ дубами.2) ВЕЧНЫЙ огонь – это народная память о героях, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.3) Приходилось решать ВЕЧНУЮ проблему: где найти место, чтобы сытно и недорого пообедать.4) Многие считают, что настоящая дружба должна быть ВЕЧНОЙ.  Правильный ответ:  10. В каком предложении вместо слова ЗВЕРИНЫЙ нужно употребить ЗВЕРСКИЙ?1) Растительность становилась беднее, чаще попадался камыш и голые песчаные полянки со ЗВЕРИНЫМИ следами.2) Постепенно у меня выработалось почти ЗВЕРИНОЕ чутьё: я нюхом чувствовал опасность.3) Московские зодчие использовали некоторые элементы ЗВЕРИНОГО орнамента, так часто встречающегося в древних миниатюрных рукописях.4) После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит.          Правильный ответ:  11. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.                                                             Правильный ответ:  12. В каком предложении вместо слова АБОНЕМЕНТ нужно употребить АБОНЕНТ?1) Читатели могут заказать некоторые книги по межбиблиотечному АБОНЕМЕНТУ.2) АБОНЕМЕНТЫ сети обязаны вовремя оплачивать услуги телефонной станции.3) Началась продажа АБОНЕМЕНТОВ в плавательный бассейн.4) Мы приобрели АБОНЕМЕНТЫ в музей на цикл лекций о русской живописи XIX века.                                                                                                           Правильный ответ:  13. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?1) Каждый выпускник школы должен владеть приёмами ИНФОРМАЦИОННОЙ переработки текста.2) Выступление профессора было чрезвычайно ИНФОРМАЦИОННЫМ и поэтому очень полезным.3) Ведущий ИНФОРМАЦИОННОЙ программы должен соблюдать нормы орфоэпии.4) Современная ИНФОРМАЦИОННАЯ служба даёт возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.                                         Правильный ответ:  14. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить КАМЕНИСТЫЙ?1) И упало КАМЕННОЕ слово на мою ещё живую грудь.2) Эти сооружения возникли в период перехода от деревянного зодчества к КАМЕННОМУ.3) Мы шли долго в тёмном лесу по извилистой КАМЕННОЙ тропке.4) В жаркие июльские дни, когда КАМЕННЫЙ город изнывал от солнца, в парке царила тишина и прохлада.                                                                    Правильный ответ:  15. В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ?1) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по прихоти ЗЛОЙ феи.2) Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки.3) Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры являются уголовными преступниками и будут непременно наказаны.4) Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.  Правильный ответ: 16. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ (ПРЕДСТАВЛЯТЬ) нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ)?1) За большие заслуги перед государством артиста ПРЕДСТАВИЛИ к правительственной награде.2) Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность.3) На совещании нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника.4) Русский язык – это громаднейшее богатство, которое ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам необычайные возможности.                                                                    Правильный ответ:  17. В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить ПРАКТИЧНЫЙ?1) Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.2) Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.3) Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.4) Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.                                         Правильный ответ:  18. В каком предложении вместо слова КРАСОЧНЫЙ нужно употребить КРАСЯЩИЙ?1) Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.2) В необъятном мире русской природы зимние, холодные цвета достойно соперничают с летними, КРАСОЧНЫМИ.3) Язык, которым написаны произведения устного народного творчества, богатый, яркий, КРАСОЧНЫЙ.4) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.                                                                                                              Правильный ответ:  19. В каком предложении вместо слова ВЕЛИКИЙ нужно употребить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ?1) Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.2) Литература – ВЕЛИКОЕ достояние народа.3) Народу было ВЕЛИКОЕ множество, как будто весь город пожелал увидеть поэта и услышать его удивительный голос.4) Каждый ВЕЛИКИЙ поэт является выразителем духа народа, его истории.                                                                                                            Правильный ответ:  20. В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНИСТЫЙ?1) На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.2) Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.3) Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.4) ВОДНЫЙ стадион – гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.                                                               Правильный ответ: 
Задание 2
В каком предложении вместо слова БЕЗДЕЛЬНИЦА нужно употребить БЕЗДЕЛИЦА?
1)  Ветрена мельница да баба-БЕЗДЕЛЬНИЦА мелют без .   устали.      .
2)  У БЕЗДЕЛЬНИЦЫ все дни бесконечные.
3)  Твой подарок — сущая БЕЗДЕЛЬНИЦА.
4)  Стара мельница, а не БЕЗДЕЛЬНИЦА.
2.     Укажите   пример  с   нарушением   норм  лексической  сочетаемости
1)  Мы хотели, чтобы он извинился.
2)  В этот период времени совы особенно активны.
3)  Лес   -   наше богатство.
4)  Снег падал, но долго на земле не задерживался.
3.     В каком предложении вместо слова БЕДНЫЙ нужно употребить БЕДСТВЕННЫЙ?
1)  БЕДНАЯ моя страна, что с тобой враги творят?
2)  Среди БЕДНЫХ слоев населения реформы не нашли поддержки.
3)  Мы были поражены БЕДНЫМ положением наших новых соседей.
4)  Во многих странах есть больницы для БЕДНЫХ, где оказывают бесплатную помощь.
4.     В каком предложении вместо слова БЛАГОДАРНЫЙ нужно употребить БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ?
1)  БЛАГОДАРНЫЕ зрители долго аплодировали любимому артисту.
2)  Командир      части      отправил      родителям      солдата БЛАГОДАРНОЕ письмо.
3)  Маша с таким ясным и БЛАГОДАРНЫМ взглядом пошла навстречу гостю, что у него сердце забилось от радости.
4)  В низком порыве БЛАГОДАРНОЙ откровенности я тут же выложил директору все Витькины секреты.
5.    В каком предложении вместо слова ДРУЖЕСКИЙ нужно употребить ДРУЖЕСТВЕННЫЙ?
1)  Моя жена благодарит тебя за ДРУЖЕСКИЙ привет.
2)  Их ДРУЖЕСКИЙ разговор затянулся до глубокой ночи.
3)  Его ДРУЖЕСКИЕ послания всегда были прелестны.
4)  ДРУЖЕСКИЕ связи между народами имеют огромное значение для сохранения стабильности в мире.
6.    В каком предложении вместо слова ПРИЗНАНИЕ нужно употребить ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ?
1)  Нобелевская премия —- ПРИЗНАНИЕ выдающихся заслуг физика Жореса Алферова.
2)  Его любовное ПРИЗНАНИЕ смутило женщину до слез.
3)  Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство ПРИЗНАНИЯ.
4)  Мальчишки бросились врассыпную, и это было ПРИЗНАНИЕМ несомненной моей победы.
7.    Укажите пример с нарушением норм лексической сочетаемости.
1)  В подавляющем количестве случаев пациенты выздоравливают
2)  Для успешною выполнения этого задания необходимо обратиться к словарю.
3)  Все пришли на выставку художника Крамского.
4)  В этом доме все напоминало о прошлом.
8.    В каком предложении вместо слова СОСЕДНИЙ нужно употребить СОСЕДСКИЙ?
1)  СОСЕДНИЕ деревни были знамениты небывало вкусными вишнями.
2)  СОСЕДНЯЯ девочка поступила в МГУ.
3)  В СОСЕДНЕМ доме загорелась квартира.
4)  На СОСЕДНИХ улицах асфальтировали дороги.
9.    В каком предложении вместо слова АРОМАТИЧЕСКИЙ нужно употребить АРОМАТИЧНЫЙ?
1)  Все блюда с белыми грибами необыкновенно АРОМАТИЧЕСКИЕ и вкусные.
2)  Пахло дымом АРОМАТИЧЕСКИХ свечей.
3)  В настоящее время АРОМАТИЧЕСКИЕ вещества широко употребляются в кулинарии.
4)  АРОМАТИЧЕСКИЙ уксус совершенно изменил вкус речной рыбы.
10.В каком предложении вместо слова ЭКОНОМНЫЙ нужно употребить слово ЭКОНОМИЧНЫЙ?
1)  Моя подруга очень ЭКОНОМНАЯ, она знает, где и что можно купить дешевле.
2)  Чтобы быть рентабельным и давать высокую прибыль, производство должно быть ЭКОНОМНЫМ.
3)  ЭКОНОМНОЕ распределение денег в семье помогает делать крупные покупки.
4)  Я не люблю ЭКОНОМНЫХ — они почти всегда жадные!
11.  В каком предложении вместо слова ДОБРОВОЛЬНЫЙ нужно употребить слово ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ?
1)  Это моё ДОБРОВОЛЬНОЕ решение — служить в армии.
2)  Только свободный, ДОБРОВОЛЬНЫЙ труд делает человека счастливым.
3)  ДОБРОВОЛЬНАЯ армия белогвардейцев отчаянно сражалась с красными на юге России.
4)  ДОБРОВОЛЬНАЯ помощь пострадавшим — благородное дело.
12.  В каком предложении вместо слова АВТОМАТИЧЕСКИЙ можно употребить слово АВТОМАТИЧНЫЙ?
1)  Дверь, снабжённая АВТОМАТИЧЕСКИМ замком, захлопнулась.
2)  При постройке корабля используется АВТОМАТИЧЕСКАЯ сварка.
3)  Работа на конвейере требовала АВТОМАТИЧЕСКИХ движений.
4)  Из  АВТОМАТИЧЕСКОГО  оружия  ведётся   прицельная стрельба по условному противнику.
13.  В каком предложении вместо слова ФАКТ нужно употребить слово ФАКТОР?
1)  В своих расчетах всегда необходимо учитывать ФАКТ времени.
2)  ФАКТЫ говорят сами за себя.
3)  ФАКТЫ — упрямая вещь.
4)  Нужно изложить все имеющиеся у нас ФАКТЫ.
14.  Укажите пример с нарушением норм лексической сочетаемости?
1)  Мы довольно долго пробыли в Крыму.
2)  Лекарства от гриппа поступили в аптеку в нужном количестве
3)     Ученики уделяли заботу своей первой учительнице.
4)   Лицо кочегара напоминало маску.
15.   В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1)   ОДЕВАТЬ годовалого малыша было легко.
2)   Врачи рекомендуют ОДЕВАТЬ ребенка для прогулки в соответствии с погодой.
3)   Отправляясь на отдых, хозяева покидали дом, и слуги ОДЕВАЛИ чехлы на мебель.
4)   «ОДЕНЬТЕ меня»,     капризничала Маша.
Кол-во верных ответов ______________________________________
Кол-во неверных ответов_____________________________________
Оценка преподавателя_________________________________________