Презентация к занятию спецкурс в 11 классе Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека
Спецкурс по русскому языку в 11-м классе
Русский народ создал русский язык – яркий,как радуга после весеннего ливня, меткий, как стре-лы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что та-кое Родина? Это весь на-род. Это его культура, его язык. А. Н. Толстой
Орфоэпическая минуткакрасивее камбала коклюш обеспечение вероисповедание ворожеяторты жалюзиплесневеть началсяходатайство звонишь премировать зубчатый генезис бралаисчерпать балованныйдоверху издревлекаталог мастерскибанты шарфыуглубленный облегчитькрасивее камбала коклюш обеспечение вероисповедание ворожеяторты жалюзиплесневеть началсяходатайство звонишь премировать зубчатый генезис бралаисчерпать балованныйдоверху издревлекаталог мастерскибанты шарфыуглублённый облегчить 4
Оцените друг другаКритерии оценки5 – 22 - 26 4 – 16 - 213 – 6 - 152 – 0 - 5
7Типичные ошибки в построении предложений{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}А) нарушение в построении предло-жения с причастным оборотомБ) ошибка в построении сложного предложенияВ) нарушение в построении предложе-ния с несогласованным приложениемГ) нарушение связи между подлежа-щим и сказуемымД) нарушение видовременной соотне-сённости глагольных форм{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}4, 612, 181, 1011, 192, 814, 163, 715, 175, 913, 20I группаII группа
7 Исправляем грамматические ошибки (нарушения синтаксической нормы) в предложениях{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободыСоль, просыпанная на стол и которая лежала на полке, была куплена три года назад.На картине И.И.Фирсова «Юного живописца» изображена домаш-няя мастерская художника.Большинство возражали против такой оценки его творчества.Все, кто любит русскую культу-ру, знает имена великих поэтов и писателей – Пушкина, Турге-нева, Достоевского, Толстого.Эти люди, отдавшие жизнь во имя свободы, сделали очень много для своей страны.Просыпанная на стол соль, ко-торая лежала на полке, была куплена три года назад.На картине И.И. Фирсова «Юный живописец» изображена домаш няя мастерская художника.Большинство возражало против такой оценки его творчества.Все, кто любит русскую куль-туру, знают имена великих поэтов и писателей…
Лихачёв Дмитрий СергеевичСоветский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик
Федор Александрович АбрамовРусский советский писатель, литературовед, публицист 1920 - 1983
25Дмитрий Сергеевич Лихачов «Как говорить»1.Неряшливость в одежде — это прежде всего неуважение к окружаю-щим вас людям, да и неуважение к самому себе. 2.Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски.3. В щегольской одежде есть, может быть, пре-увеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. 4. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет и в зависимости от возраста. 5. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом.6. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.7. А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? 8. Язык вещей в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.9. Есть разного рода неряшливости в языке человека.10. Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. 11. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. 12. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения.
2513. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения рус-ского литературного языка. 14. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово - слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен… 15. «Исправить» язык былин — перевести его на нормы русского литературного языка — это попросту испортить былины.16. Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литера-турного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. 17.Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. 18. Это меня не коробит. 19. Пусть он и окает и сохраняет свою привычную напевность. 20. В этом я вижу гордость своей родиной — своим селом. 21. Это не пло-хо, и человека это не унижает. 22. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с6 детства, привык к ней. 23. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!»
ПРОБЛЕМА (К1)КОММЕНТАРИЙ (К2)ПОЗИЦИЯ АВТОРА (К3)АРГУМЕНТ 1 (К4)АРГУМЕНТ 2 (К4)ВЫВОДСХЕМА СОЧИНЕНИЯ