Конспект урока по географии Природные зоны Африки

Конспект урока географии по теме
"Природные зоны Африки". 7-й класс

Цели:
Образовательные: закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу;
Развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формирование артистических способностей учащихся, развивать интерес к географии.
Планируемые результаты:
а) Личностные:
1.  Интеллектуальная активность интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и делать выводы на основе полученной информации.  2.  Коммуникативные навыки владение основными навыками работы в группе.  3.  Ответственность и адаптивность личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.
б) Метапредметные:
1.  Познавательные действия включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования.  2.  Коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, слушать и принимать во внимание мнение других, дискутировать, выступать публично.  3.  Закрепление умений работать с информацией находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.
в) Предметные:
1. Освоение знаний о природных зонах Африки, их зависимости от климата, разнообразии растительного  и животного мира.  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.  3. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, учебник, карты атласа, схемы, таблицы), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы заданий и бланки для групп, карточки, атласы, карты природных зон мира и  Африки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Настроить учащихся на работу.
– Здравствуйте, ребята.  Я рада  приветствовать вас.
– Я желаю вам плодотворной работы. Во-первых, у нас сегодня много гостей, давайте повернемся к ним и поприветствуем их. Спасибо!
Сегодня нас вновь позвала за собой Африка! Этот необычайно интересный и удивительный материк. Мы совершим путешествия по ПЗ Африки.
II. Актуализация знаний.
Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, что называется ПЗ (ПЗ – это крупный ПК, обладающий общими температурными условиями, увлажнением, почвами, растительным и животным миром.
СЛАЙД: ПЗ

III. Проверка домашнего задания
1. Работа с интерактивной доской. Разгадывание кроссворда, определив тему сегодняшнего урока
СЛАЙД: Кроссворд (пустой)
Давайте вспомним, что нам известно об этом уникальном материке?
Вопросы к кроссворду:
1. Недалеко от этого города, который является столицей государства Ливия, была зарегистрирована самая  высокая температура + 58 градусов. (Триполи) 2. Благодаря тому, что материк расположен между Северным и Южный тропиков, он считается самым  (жарким) 3. Этот замечательный исследователь уехал в Африку в качестве врача и миссионера, и провел в непрерывных экспедициях почти 30 лет. (Ливингстон) 4. Раздел географии, который посвящен описанию различных видов водоемов: рек, озер, болот, водохранилищ. 5. Самая полноводная река мира? (Конго) 6. Единственный крупный остров у берегов Африки. (Мадагаскар) 7. Американский журналист, в честь которого был назван водопад на реке Конго. (Стэнли) 8. Один из очень распространенных видов хозяйственной деятельности многих водных районов материка. (Рыболовство) 9. Именно в этом поясе находится полюс жары, а также самая большая пустыня мира. (Тропический) 10. Островки зелени в негостеприимном пустынном краю. (Оазисы) 11. Один из самых красивых водопадов планеты, открытый и названный Ливингстоном в честь тогдашней королевы Великобритании. (Виктория) 12. Самая высокая вершина материка. (Килиманджаро) 13. Постоянные ветры, господствующие над большей территорией Африки, дующие от тропиков на экватор. (Пассаты)
СЛАЙД: Кроссворд (заполненный)
Итак, тема сегодняшнего урока – «Природные зоны Африки».
II. Деление на группы.
– Для работы на сегодняшнем уроке вы объединились в небольшие группы-экспедиции.
– А какие природные зоны вы знаете?
По карте ПЗ, определите в каких ПЗ расположен этот материк, по каким ПЗ нам с Вами предстоит совершить путешествие? (Африка расположена в зоне Экватор. лесов, Саванн, Пустынь, жестколистных лесов).
Как размещены ПЗ на материке, как они изменяются? (от экватора к северу и югу). Как называется закон, по которому происходит смена климата, ПЗ от экватора к полюсам? (закон широтной зональности).
СЛАЙД: План группы
Каждая группа получила задание с вопросами, теперь Вам нужно выбрать ответственного, кто и на какой вопрос будет отвечать. У каждого есть буклет, который по ходу обсуждения Вы должны заполнить.
– Сейчас вы приступаете к изучению вашей природной зоны. Время – 10 минут. Итогом вашей работы будет выступление. На ваших  столах лежит карточка с названием должности эксперта  в этой экспедиции: капитан, климатологи, почвоведы, ботаники и зоологи.  Выбирайте выступающего, того, кто будет представлять отчёт о проделанной работе.
III. Определение целей урока
СЛАЙД -
– Определив тему урока, попробуйте сформулировать, что сегодня на уроке мы должны будем узнать?
Какие природные зоны есть на материке Африка;
Постараться понять существующие закономерности между климатическими поясами и природными зонами;
Определить, какие климатические условия характерны для каждой природной зоны;
Определить тип почв и разновидности растительного и животного мира природных зон;
Приспособленность растений и животных к различным условиям;
Использование природных зон человеком.
– Итак, поехали! Удачи всем!
VI. Защита своего проекта (2 минуты на каждую группу.)
СЛАЙДЫ 1-й группы
Вывод группы: Влажный экваториальный лес- это природная зона, для которой характерна вечнозеленая растительность, расположенная ярусами.
СЛАЙДЫ 2-й группы
Вывод группы: Саванна - это природная зона, для которой характерна смена сухого и влажного сезонов года, преобладает травянистый покров с отдельными деревьями или группами деревьев.
СЛАЙДЫ 3-й группы
Вывод группы: Пустыня - это природная зона с очень малым количеством осадков, редкой растительностью, а местами лишенной её.
Вывод: Отличительные признаки зон (ученики ).
Вывод: (учитель).
– Итак, что же мы узнали с вами о трех природных зонах Африки?
3. Работа с мультимедийной доской
Установите соответствие:
Характеристика
1. Стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог стать крупным деревом. 2. Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи, иногда с заморозками. Камни от этого трескаются и слышатся звуки, похожие на отдалённые взрывы. 3. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди которых встречаются редкие деревья, сбрасывающие листья в сухое время года.  4. Здесь ветер – великий властелин и властный хозяин. Караванщики говорят, что вместе с ним сюда приходит смерть.  5. Здесь можно встретить огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго...  6. Многие животные приспособились жить на деревьях, так как идут каждый день ливневые дожди.  7. Ясно выражены два сезона года: влажный и сухой. 8. Большие суточные, годовые амплитуды температур вызывают сильное выветривание. 9. Эти леса, разнообразные по видовому составу, многоярусные, цветут и плодоносят круглый год.
Природная зона
1. Влажные экваториальные леса 2. Саванны и редколесья 3. Пустыни

СЛАЙД: Проверьте себя





– Вернемся к листам самооценки. Оцените себя в разделе «Первичное закрепление», и в течение 1 минуты обсудите и поставьте коллективную оценку каждому члену экспедиции за этот вид работы. – Обратите внимание, как много нового мы узнали о природных зонах. – Давайте запустим машину времени и отправимся  на 6 лет назад, когда у вас не было предмета географии, как бы вы тогда объяснили понятие пустыня.
«Объяснялки»
– Есть разница в том, что говорят первоклассники и семиклассники? Ваша речь более рассудительная, доказательна, сколько много новых слов появляется в вашем лексиконе. Важна география в вашей жизни?
– Вернемся к листам самооценки. Оцените себя в разделе «Заполнение опорного конспекта», и в течение 1 минуты обсудите и поставьте коллективную оценку каждому члену экспедиции за этот вид работы.
VII. Первичное закрепление
1. По видео фрагментам определить природную зону.
2. По фотографиям определите, в какой природной зоне живут эти животные и растения. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
VIII. Рефлексия
– Вернемся к слайду с задачами. – Как вы считаете, что у нас на уроке сегодня получилось? – Что было для вас самым интересным? – Что было для вас сложным?
IX. Домашнее задание:
– Когда будете уходить, возьмите ваши опорные конспекты, чтобы учить дома. 1. № 24 учить, 2. Творческое задание:
составить презентацию по национальным паркам и заповедникам Африки;
составить опорный конспект по другой природной зоне
– Покажите нам, пожалуйста, с каким настроением вы уходите с урока. – Я сегодня ухожу с сегодняшнего урока с радостным настроением, с чувством благодарности к вам и вашей работе. Спасибо! (Прикрепляю солнышко улыбающееся, а вы наклейте свое настроение на мое солнышко).
X. Итог урока. Выставление оценок