ВКР Бухгалтерский учет затрат и исчисление себестоимости продукции на предприятии
Введение
В данной работе будет говориться о затратах которые осуществляются на предприятии, а также об исчислении себестоимости продукции на предприятии. В данной работе будет говориться о счетах которые используются на предприятии по затратам и себестоимости и о документации которые заполняются по затратам и себестоимости.
Предметом моей выпускной квалификационной работы является, отражение затрат и исчисление себестоимости продукции на АТП – 1.
Общество с ограниченной ответственностью Батайское автотранспортное предприятие № 1 « ООО АТП – 1»
Актуальностью темы по данной работе является – раскрытие понятий затрат, себестоимости и ее видов, а также описание методов учета затрат, формирования и исчисления себестоимости на примере данного предприятия.
Целью моей работы является – отражение затрат и себестоимости продукции на производстве.
Задачами моей выпускной квалификационной работы являются:
- отражение теоретических основ учета затрат и исчисление себестоимости продукции на предприятии;
- основные принципы учета затрат на производство на материалах АТП – 1;
- формирование и исчисление фактической себестоимости продукции на АТП – 1.
Представление о затратах организации основывается на следующих важных положениях:
- затраты определяются использованием ресурсов, они отражают, сколько и каких ресурсов израсходовано при производстве и реализации продукции;
- объем использованных ресурсов может бытьпредставлен в натуральных и денежных единицах;
- определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами, т.е. объем использованных ресурсов в денежном выражении рассчитывают для определенной функции (производства продукции, ее реализации) или производственного подразделения организации. Таким образом, под затратами необходимо понимать явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, а под расходами - уменьшение средств, предприятия или увеличение его долговых обязательств, в процессе хозяйственной деятельности. Большое значение для правильной организации учета затрат на автотранспортном предприятии имеет их научно обоснованная классификация.
Все затраты можно классифицировать в зависимости от целей управленческого учета.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех разделов:
В первом разделе описываются теоретические основы затрат на предприятии, понятие себестоимости и ее виды, первичный учет затрат на производство продукции.
Во втором разделе говорится об основных принципах учета затрат на производство. Дается характеристика по предприятию и состоянию учетной работы АТП – 1.
В третьем разделе говорится о формировании и исчислении себестоимости продукции на АТП – 1.
Раздел 1 Теоретические основы учета затрат и исчисление себестоимости продукции
Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие порядок ведения учета затрат на автотранспортном предприятии
Основными нормативно - законодательными документами, на предприятии является:
- Федеральный закон от 23 мая 2016 № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете» с изменениями и дополнениями;
- Постановление Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ капитальном строительстве» с изменениями и дополнениями;
- Постановление Госкомстата России от 21.01.2013 № 7 «Об утверждении документации по учету основных средств»;
- Постановлением Госкомстата России от 18.08.2013 № 88 «Об утверждении форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»;
- Постановлением Госкомстата России от 06.04.2013 № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»;
- Постановлением Госкомстата России от 01.08.2013 № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной документации № АО – 1 «Авансовый отчет».
При отсутствии унифицированных форм применяются формы документов, содержание обязательные реквизиты, указанные в ч.2 ст. 9 Федерального закона от 23.05.2016 № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете»
В соответствии с п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организации» ПБУ 18/02,утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2013 г. № 114н, информация о постоянных и временных разницах формируется в бухгалтерском учете предприятия на счетах бухгалтерского учета.
На основании п. 19 ПБУ 18/02 суммы налоговых активов и обязательств, отражаются в свернутом виде.
«Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2013) утвержденный Приказом Минфина России от 02.02.2013 № 11н
Отчет о движении денежных средств составляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету.
Понятие и виды себестоимости
Себестоимость – это стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов и других затрат.
По принципу возникновения затрат в процессе хозяйственной деятельности предприятия и последовательности их формирования различают два вида себестоимости автотранспортных услуг: технологическую и полную себестоимость.
Технологическая себестоимость автотранспортных услуг включает затраты автотранспортного предприятия с 1-й по 7-ю статьи калькуляции. При этом затраты по этим статьям считаются по каждому виду транспортных услуг в отдельности.
Полная себестоимость автотранспортных услуг представляет собой сумму всех статей калькуляции. При этом издержки по 8-й статье калькуляции распределяются, как уже отмечалось, между разными видами перевозок косвенными методами – пропорционально общим суммам прямых затрат.
Полная себестоимость единицы автотранспортной услуги вычисляется путем деления соответствующей суммы статей калькуляции, на количество транспортных услуг, произведенной за определенный отрезок времени:
На АТП – 1 различают плановую и фактическую себестоимость.
Плановая себестоимость в АТП – 1 рассчитывается в начале очередного года исходя из установленных норм расходов ресурсов и плановых объемов перевозок.
Фактическая себестоимость в АТП -1 определяется в конце текущего периода на основании данных экономического учета о фактических затратах на оказание услуг по перевозке.
На автотранспортном предприятии должна проводиться систематическая работа по снижению себестоимости перевозок.
Основными путями снижения себестоимости в АТП – 1 являются:
- снижение материальных затрат на содержание автомобильного парка, экономное расходование запасных частей, топлива, энергии, эксплуатационных материалов путем улучшения технического состояния подвижного состава, правильной регулировки агрегатов и механизмов;
- совершенствование организации и оплаты труда водителей и ремонтных рабочих за счет ритмичности выполнения работы, повышения уровня производительности труда, степени использования рабочего времени, перехода на модели оплаты труда в наибольшей степени соответствующих его характеру и задачам предприятия;
- уменьшение доли общехозяйственных расходов в общем объеме затрат, в первую очередь за счет сокращения административно-управленческих расходов, расширение парка автотранспортных средств;
- увеличение объема перевозок и оптимизация их структуры посредством изменения традиционных и поиска новых направлений и маршрутов перевозок как по территории города и региона, так и за его пределами.
Первичный учет затрат на производство продукции
Затраты – это размер ресурсов, использованных в процессе хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени.
Затраты на производство группируют по месту их возникновения, по видам работ, услуг и видам расходов. По месту возникновения затраты группируют по структурным подразделениям АТП – 1 таким как: цех.
К прямым затратам на АТП – 1 относятся:
- материальные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг;
- расходы на оплату труда персонала, участвующего в выполнения работ, оказание услуг;
- затраты на пенсионное страхование, идущие на страховой и накопительной части трудовой пенсии;
- на обязательные социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- затраты на обязательное медицинское страхование;
- затраты на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда.
Все иные затраты, осуществленные АТП – 1 в течении отчетного периода за исключением внереализационных расходов, являются косвенными затратами. Сумма косвенных затрат в полном объеме относится к затратам текущего отчетного периода.
На АТП – 1 выделяется несколько групп первичных документов по учету затрат:
- по учету затрат труда;
- предметов труда;
- по использованию средств труда.
Материальные затраты:
затраты на материалы определяются, исходя из расхода и стоимости материалов и запчастей на обслуживание и ремонт автомобиля в зависимости от режима его эксплуатации;
затраты на запчасти определяются по действующим ценам после подсчета по дефектным ведомостям запасных частей;
расходы на энергию для технологических целей рассчитываются исходя из цен и количества потребляемой энергии на работу оборудования, используемого для выполнения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;
расходы на топливо, пар, сжатый воздух, воду для технологических целей;
Общепроизводственные расходы АТП – 1
В них включаются разные по содержанию элементы затрат и представляется в АТП – 1 в виде сметы.
Смета общепроизводственных расходов в АТП – 1 включает в себя затраты на производство, которые сложно отнести к какому-либо отдельному виду услуг:
- фонд оплаты труда вспомогательных рабочих АТП – 1 , занятых обслуживанием основного производства (транспорта);
- социальные отчисления на фонд оплаты труда вспомогательных рабочих АТП – 1;
- для сооружений (смотровые ямы);
- затраты на охрану труда и технику безопасности - для обеспечения нормальных условий труда работников;
- затраты на топливо и ГСМ;
Основным видом затрат, предметов труда на автотранспортном предприятии является расход ГСМ, первичный учет которых отражают в карточке учета расхода ГСМ.
Этот документ составляется диспетчером по каждому водителю. В нём указывают дату, номер путевого листа, расход топлива, заправку топлива. Утверждается карточка руководителем АТП-1.
К косвенным относят затраты, которые носят общий характер для производства нескольких видов работ, услуг и в момент совершения их невозможно отнести на конкретный вид (работ, услуг).
Такие затраты распределяются между отдельными видами работ, услуг косвенным путем, выбранным автотранпортным предприятием на базе распределения (пропорционально прямым затратам, основной заработанной плате).
К косвенным затратам на АТП – 1 можно отнести общепроизводственные расходы, расходы на содержание и эксплуатацию основных средств (транспорта), управленческие расходы и т. д.
Основными затратами на АТП – 1 являются, затраты связанные с оказанием услуг.
Это затраты на стоимость материалов, оплата труда основных производственных рабочих.
К общепроизводственным расходам на АТП – 1 относят:
амортизацию и затраты по содержанию оборудования,
содержание аппарата управления производственными подразделениями,
содержание и ремонт зданий подразделений и др.
К общехозяйственным затратам относят:
- административно-управленческие расходы;
- оплату консультационных услуг, оказываемых сторонними организациями, и т.д.
Все записи в бухгалтерском учете о затратах на АТП – 1 основываются на данных соответствующих первичных документов. Эти документы можно группировать по четырем признакам:
- по учету затрат труда,
- предметов труда,
- средств труда.
В документах по учету затрат отражают, произведенные в трудовые затраты на выполнение конкретных работ и начисленная при этом оплата.
В АТП - 1 заполняется ведомость начисления амортизационных отчислений за месяц.
Также в АТП – 1 заполняются следующие документы:
расчет амортизационных отчислений по основным средствам;
расчет амортизационных отчислений по поступившим и выбывшим основным средствам;
ведомости дефектов на ремонт машин;
ведомости распределения текущего ремонта.
На основании данных документов по учету затрат труда систематизируют по каждому работнику для начисления и выплаты заработной платы.
На основании ежедневных перевозок пассажиров диспетчеры АТП – 1 составляют маршрут автомобилей, выписывают путевые листы, которые являются основным документом учета работы автомобилей.
На АТП – 1применяют следующую форму путевого листа:
6 – для автобусов;
Бланки путевых листов являются бланками строгой отчетности, имеют серию и учетный номер, хранятся в сейфе АТП – 1 и выдают их под расписку лицу ответственному за организацию эксплуатации автотранспорта (заведующему гаража, начальнику эксплуатации, диспетчеру).
Путевые листы выдают водителям на один рабочий день, смену.
На более длительные сроки путевые листы выдают водителям, осуществляющим междугородние перевозки.
Путевой лист состоит из ряда разделов.
На лицевой стороне путевого листа записывают дату выдачи, бригаду, за которыми числиться автомобиль, государственный номер, тип, гаражный номер, номер удостоверений и класс груза.
Так как АТП – 1 занимается оказанием транспортных услуг по перевозке пассажиров то в разделе «Задание водителю» указывают следующие:
в чье распоряжение направляется автомобиль, то есть водителю транспортного средства;
время прибытия к месту назначения и время отбытия от места назначения;
наименование груза, то есть количество человек перевезенных за день;
откуда взять и куда доставить, это зависит от маршрута который водителю назначил диспетчер;
расстояние перевозки, количество поездок, сколько перевезено и количество топлива по норме необходимое для выполнения задания.
Выданные путевые листы регистрируют в журнале учета движения путевых листов типовой формы 8.
При выезде автомобиля на линию механик проверяет техническое состояние автомашины, отмечает в путевом листе остаток топлива в баке и подписывает путевой лист.
Раздел 2. Основные принципы учета затрат на производство на материалах ООО «АТП – 1»
2.1 Организационно – экономическая характеристика АТП – 1
Общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие – 1» является коммерческой организацией, поэтому главной целью является извлечение прибыли.
Данное предприятие зарегистрировано 29 ноября 2005 года регистратором является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11по Ростовской область.
Генеральный директор – Иванов Анатолий Анатольевич.
Основным видом деятельности предприятия является «Деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию предприятия». Предприятие также осуществляет деятельность по следующим направлениям, не являющиеся основными видами деятельности: «Деятельность по обеспечению работоспособности котельных», «Оказание услуг по ремонту транспорта не относящиеся к предприятию».
ООО «Автотранспортное предприятие – 1» аккредитировано в качестве предприятия, осуществляющие автомобильные грузоперевозки, автобусные (пассажирские) перевозки и может осуществлять следующие виды работ:
- автобусные перевозки пассажиров по городу;
- автобусные перевозки пассажиров на заказ;
- оказание услуг по ремонту транспорта;
- обеспечение водителей необходимыми запчастями;
- провождение технического осмотра транспорта.
Общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью, обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках на территории РФ от своего имени выступает имущественные и личные имущественные права, несет обязанности, может выступать в качестве истца и ответчика в суде.
Для обеспечения своей деятельности Общество имеет:
- печать, содержащую полное наименование предприятия на русском языке, ИНН и КПП;
- штампы, фирменные бланки и т.д.;
- счета в банке по согласованию Общества.
Штат бухгалтерии ООО «АТП – 1» состоит из трех человек:
Каждый из работников имеет должностные обязанности, которые должны исполнять в соответствии с договором.
Экономическая характеристика АТП – 1
Основные экономические показатели изменения затрат на АТП – 1 за 2015 – 2016гг.
№ п/п Показатель На 2015г На 2016г Разница
1 Затраты на топливо 173282 906925 733643
2 Смазочные материалы 634828 145199 489629
3 Расход автошин 440777 836501 395724
4 Эксплуатация, ремонт и техобслуживание 616673 411758 204915
5 Общехозяйственные расходы 13105 105796 92691
6 НДС по ТМЦ, услугам и работам 121617 621761 500144
7 Прочие расходы 540235 540235
8 Зарплата 1872554 2285780 1028318
В данной таблице говорится о затратах, которые были произведены в
АТП – 1. Затраты, которые производились в АТП – 1, в 2016 году затраты на топливо значительно превысили и составили 906925 рублей, а в 2015 году затраты на топливо составили 173282 рубля. Изменения затрат указанные в таблице составили 733643 рубля. Из этого следует что в 2016 году затраты на топливо значительно превышают затраты, которые совершались предприятием в 2015году.
Затраты на эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание в 2015 году составили 616673 рубля, а в 2016 затраты составили 411758. Это означает что в 2016 году, произошли изменения по затратам на эксплуатацию, ремонт и тех. обслуживание транспорта. Разница между 2015 и 2016 годами составила 204915 рубля.
Затраты на смазочные материалы в предыдущем году составляют 634828 рубля. А в отчетном году затраты на смазочные материалы составили 145199 рубля, а это значительно меньше чем в прошлом году.
Расход автошин в 2015 году составляют 440777 рублей, в 2016 году затраты на автошины составляют 836501 рублей, а разница затрат на автошины между 2015 и 2016 составляют 395724 рублей.
Затраты общехозяйственные в 2015 году составляют 13105 рублей. В 2016 году затраты на общехозяйственные нужды составили 105796 рублей, а это значительно превышает, затраты которые были произведены в прошлом году. Разница между годами составила 92691 рубля.
В 2015 году прочие расходы не совершались, а в 2016 году прочие расходы составили 540235 рублей. Затраты связанные с заработной платой в 2015 году составили 1872554 рублей, а в 2016 году они составили 2285780. Значительно большие затраты на заработную плату в 2016 году появились из – за прибавления численности рабочего персонала в АТП – 1. Поэтому разница по з/п между 2015 – 2016 гг. составит 1028318 рублей.
2.2 Синтетический и аналитический учет затрат и исчисление себестоимости на ООО «АТП – 1»
Основным производством автотранспортного предприятия ООО «АТП – 1» являются автомобильные перевозки. Эксплуатационные расходы учитываются на соответствующих производственных счетах.
Для учета затрат на производство планом счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета:
20 «Основное производство» - для обеспечения учета затрат производства по элементам и статьям калькуляции все затраты основного производства группируют по видам изготавливаемой продукции. Счет по отношению к балансу — активный, сальдовый, по назначению - калькуляционный, по экономическому содержанию характеризует состояние хозяйственных процессов:
Дебет 20 Кредит 10, 16 - сумма транспортно-заготовительных расходов, подлежащих включению в себестоимость;
Дебет 20 Кредит 02,05 - амортизация НМА, основных средств;
Дебет 20 Кредит 70 - расходы на оплату труда работников, занятых выпуском продукции;
Дебет 20 Кредит 69 - взносы во внебюджетные фонды;
Дебет 20 Кредит 96 - резерв на оплату отпусков;
Дебет 20 Кредит 25.1, 25, 26, 28 – списание расходов, связанных с производством продукции;
Дебет 28 Кредит 20 - фактическая себестоимость окончательного брака продукции;
Дебет 90 Кредит 20 - фактическая себестоимость выполненных работ (оказанных услуг).
23 «Вспомогательные производства» - для определения себестоимости продукции и услуг вспомогательных производств. По назначению, экономическому содержанию и по отношению к балансу этот счет соответствует счету 20 «Основное производство»:
Дебет 23 Кредит10 – Стоимость, отпущенных товарно-материальных ценностей вспомогательным производствам по учетным ценам;
Дебет 10 Кредит 23 - стоимость сэкономленных материалов, возврат отходов, сданных на склад;
Дебет 23 Кредит 70, 69 – расходы на оплату труда (с начислением) рабочим вспомогательных производств;
Дебет 23 Кредит 96 - резерв на оплату отпусков
Дебет 23 Кредит 25.1, 25, 26, 26, 28 - списание расходов, связанных с производством продукции;
Дебет 28 Кредит 23 – фактическая себестоимость окончательного брака;
Дебет 23 Кредит 23 - плановая стоимость встречных услуг, оказанных цехам вспомогательных производств.
25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» - учет расходов по управлению и обслуживанию производств ведут на собирательно-распределительных счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
На счете 25 отражаются затраты цеха, на счете 26 учитывают расходы по управлению предприятием. Счета 25 и 26 активные, сальдо не имеют, в балансе не отражаются. Затраты, отнесенные в течение месяца на эти счета, в конце месяца распределяются между видами продукции пропорционально принятой базе распределения:
Дебет 25 Кредит 10 – учетная стоимость отпущенных товарно-материальных ценностей на содержание машин;
Дебет 25 Кредит 70, 69, 96 – расходы на оплату труда рабочих по наладке и обслуживанию оборудования;
Дебет 25 Кредит 02 – амортизация оборудования и транспорта;
Дебет 25 Кредит 60 – услуги, полученные со стороны на содержание оборудования и рабочих мест;
Дебет 25 Кредит 23 – услуги вспомогательных производств
Дебет 28 Кредит 25 – списание части затрат на исправление брака продукции
Дебет 20 ,23 Кредит 25 – списание остальной части затрат на продукцию основного и вспомогательных производств и их распределение между видами работ и изделиями;
Дебет 25 Кредит 10 – учетная стоимость отпущенных товарно-материальных ценностей на содержание зданий, сооружений, цехов;
Дебет 25 Кредит 70, 69, 96 - расходы на оплату труда (с начислениями) управленческого персонала цеха;
Дебет 25 Кредит 02 - амортизация прочих основных средств цеха
Дебет 25 Кредит 60 - услуги, полученные со стороны на содержание зданий, сооружений, цеха;
Дебет 25 Кредит 71 - расходы из подотчетных сумм на содержание зданий, сооружений, цеха;
Дебет 20, 23 Кредит 25 - списание остальной части затрат основного или вспомогательных производств и их распределение между видами работ и оказанием услуг;
Дебет 26 Кредит 70, 69 - расходы на оплату труда (с начислениями) управленческого персонала цеха;
Дебет 26 Кредит 60 - услуги, полученные со стороны на содержание зданий, сооружений;
28 «Брак в производстве» - учет затрат на исправление брака и средств, затраченных на окончательный брак. Счет активный, калькуляционный, сальдо не имеет, в балансе не отражается:
Дебет 28 Кредит 10 - учетная стоимость товарно-материальных ценностей, израсходованных на исправление брака;
Дебет 28 Кредит 70, 69, 96 - расходы на оплату труда (с начислениями) рабочих за исправление брака;
Дебет 28 Кредит 25 - расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, списание на исправление брака;
Дебет 28 Кредит 25 - общепроизводственные расходы, списанные на исправление брака;
Дебет 28 Кредит 20, 23 - списывается фактическая себестоимость окончательного брака;
Дебет 10 Кредит 28 - оприходовано лома и отходов от списания окончательного брака;
Дебет 73.2 Кредит 28 - списано расходов на виновников окончательного и исправимого брака — рабочих;
Дебет 60 Кредит 28 - списано (отнесено) расходов на виновников брака — поставщиков материалов;
Дебет 20, 23 Кредит 28 - списываются потери от брака на выпущенную готовую продукцию и выполненные работы.
96 «Резервы предстоящих расходов» - производственная необходимость в части регулирования себестоимости продукции требует создания на предприятии резервов для предстоящих расходов и платежей (например, резерв на оплату отпуска рабочих). Для этих целей используют отчетно-распределительный счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Счет пассивный, характеризует состояние хозяйственных процессов:
Дебет 20, 25, 23 Кредит 96 - образование резерва в текущем месяце на оплату отпусков рабочим всех производств и цехов;
Дебет 25, 26 Кредит 96 - образование резерва в текущем месяце на ремонт оборудования прочих основных средств цеха;
Дебет 96 Кредит 70 - сумма отпускных, начисленных рабочим всех производств и цехов;
Дебет 96 Кредит 10, 60 и др. - списание затрат отчетного месяца по ремонту основных средств, производимому за счет ранее созданного резерва.
97 «Расходы будущих периодов» - для учета расходов, произведенных в отчетном месяце, но не подлежащих включению в себестоимость отчетного периода. К ним относят расходы по освоению новых видов продукции и др. Счет активный, сальдовый, по назначению — отчетно-распределительный, по экономическому содержанию характеризует состояние хозяйственных процессов:
Дебет 97 Кредит 51 - расходы, оплаченные с расчетного счета, но не относящиеся к себестоимости продукции отчетного периода;
Дебет 97 Кредит 51 - арендная плата;
Дебет 97 Кредит 10, 02, 70, 69, 96 - расходы текущего месяца по освоению новых видов продукции (опытных образцов);
Дебет 20, 26 Кредит 97 - списание ранее произведенных расходов на себестоимость продукции отчетного месяца, к которому они относятся.
Синтетический учет затрат на производство ООО «АТП – 1» ведется в разрезе счета 20 «Основное производство», используется счет для обобщения информации о затратах транспортных перевозок.
По дебету счета 20 "Основное производство" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с оказанием услуг, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства.
По кредиту счета 20 "Основное производство" отражаются суммы фактической себестоимости оказанных услуг. Эти суммы списываются со счета 20 "Основное производство ". По отношению к балансу 20 счет активый.
Величина расходов, связанных с реализацией по маршрутным (городским, внутрирайонные) пассажирским перевозкам и прочей деятельности, калькулируемая на отдельных субсчетах счета 20 «Основное производство»:
- 20-1-1 – «Городские перевозки»;
- 20-1-2 – «Внутрипоселковые перевозки»;
- 20-2 – «Диагностика автомобилей»;
- 20-3 – «Заказные перевозки»;
- 20-4 – «Коммерческие перевозки»;
- 20-5 – «Аренда для стоянки автомобилей».
При формировании расходов по видам деятельности обеспечена группировка следующих элементов:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие расходы.
Расходы, непосредственно связанные с реализацией услуг, отражающие на отдельных субсчетах счета 20 «Основное производство».
Остаток по счету 20 "Основное производство" на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.
На основании Главной книги ООО «АТП – 1» составим схемы бухгалтерских записей по субсчетам счета 20 «Основное производство».
Методы учета затрат на производство
Под методом затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции понимается совокупность разработанных приемов организации документирования и учета затрат, обеспечивающих определения фактической себестоимости продукции и контроль за ее формированием.
При методе учета затрат по полной себестоимости, в себестоимость продукции включаются все издержки предприятия независимо от их деления на постоянные и переменные, прямые и косвенные.
Затраты, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, распределяют сначала по центрам ответственности, а затем переносят на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе.
Метод учёта затрат по сокращённой себестоимости, является наименее используемым. В соответствии с этим методом на продукцию списывают не все издержки предприятия, а только их часть - переменные затраты (цеховую себестоимость).
Нормативный метод применяют в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной продукции
Нормативный метод предполагает:
Предварительное составление калькуляции нормативной себестоимости по каждому изделию на основе действующих на предприятии текущих норм и смет;
Ежемесячный и поквартальный учет внесенных изменений в установленные нормы;
Систематическое выявление отклонений фактических затрат от текущих норм расходов материалов и заработной платы;
Калькулирование фактической себестоимости групп однородной продукции исходя из нормативной себестоимости и отклонений от норм;
Анализ отклонений по причинам и виновникам.
Раздел 3. Формирование и исчисление фактической себестоимости продукции на АТП-1
Особенности затрат на производство при используемом методе
В зависимости от учета затрат различают позаказный, попроцесный, попередельный, пооперационный методы.
Позаказный метод имеет следующие основные характеристики:
- Изменение затрат по каждой завершенной партии изделий или по заказу, а не за промежуток времени;
- Период исполнения заказов не совпадает с отчетным периодом;
- Ведение в Главной книге только одного счета «Основное производство».
Под заказом понимают изделие, мелкие серии одинаковых изделий или ремонтные, монтажные и экспериментальные работы.
Основные характеристики попроцесного метода:
Группировка производственных затрат по отдельным подразделениям или производственным участкам безотносительно к отдельным заказам;
Списание затрат за отчетный период, а не за время необходимое для завершения отдельного заказа;
Открытие нескольких аналитических счетов к счету «Основное производство» для каждого подразделения или производственного участка.
При попроцесном методе затраты учитываются по установленным статьям калькуляции по всему производственному процессу и по отдельным стадиям процесса производства.
Попередельный метод учета затрат и калькулирование себестоимости продукции предполагает учет затрат на производство не только по видам продукции и по статьям калькуляции, но и попеределом.
Под переделом понимают совокупность технологических операций по выработке промежуточного продукта или готовой продукции.
Пооперационный метод – это распределение расходов на содержание и эксплуатацию оборудования пропорционально сметным ставкам.
При использовании нормативного метода учета все затраты организации разделяются на нормируемые и ненормируемые.
Нормируемыми затратами, являются прямые затраты, а ненормируемыми, прочие затраты.
На предприятии АТП – 1 используется нормативный метод.
Нормативный метод применяют в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной продукции
Нормативный метод на АТП - 1 предполагает:
Предварительное составление калькуляции нормативной себестоимости по каждому изделию на основе действующих на предприятии текущих норм и смет;
Ежемесячный и поквартальный учет внесенных изменений в установленные нормы;
Систематическое выявление отклонений фактических затрат от текущих норм расходов материалов и заработной платы;
Калькулирование фактической себестоимости групп однородной продукции исходя из нормативной себестоимости и отклонений от норм;
Анализ отклонений по причинам и виновникам.
3.2 Учет и инвентаризация незавершенного производства АТП – 1
К незавершенному производству относится продукция, не прошедшая всех стадий производственного процесса.
К незавершенному производству в АТП – 1 относятся:
неукомплектованные изделия;
несобранные узлы;
построение комплекса по ремонту машин и т.д.
Незавершенное производство АТП - 1 фиксируется в виде остатка на счете 20 «Основное производство» и представляет переработанные в технологическом процессе сырье, материалы, полуфабрикаты, но не прошедшие все стадии обработки.
Незавершенное производство может отражаться в оценке, принятой АТП – 1 при формировании учетной политике согласно нормативным документам по бухгалтерскому учету.
После проведения инвентаризации на АТП – 1 заполняется следующая документация:
Нормативными документами АТП – 1 не предусмотрена итоговая форма акта инвентаризации незавершенного производства. В акте инвентаризации незавершенного производства в АТП – 1 были сделаны ссылки на номер и дату распорядительного документа, приведены даты фактического начала и окончания инвентаризации.
В конце описи должны стоять подписи всех членов инвентаризационной комиссии.
Акт составляется на каждое обособленное структурное подразделение организации. В итоговой таблице акта должны быть указаны точные наименования всех заделов, стадий переработки, оценка степени готовности по количеству или объему.
Материалы, не прошедшие обработку, но находящиеся на рабочих местах, в акт инвентаризации незавершенного производства не включаются, а инвентаризируются и фиксируются в отдельной описи. Забракованные детали в опись незавершенного производства тоже не должны включатся, по ним составляются отдельные описи.
Оценка незавершенного производства на АТП – 1 производится, по нормативной (плановой) производственной себестоимости, прямым статьям расходов, по фактической стоимости сырья, материалов.
Часть остатков незавершенного производства в АТП – 1 в общем объеме зависит от длительности технологического цикла производства, территориального расположения цехов.
Правильная оценка незавершенного производства и точное определение его остатков во всех переделах, производствах, участков в АТП – 1 будет способствовать не только сохранности имущества предприятия, но и позволит достоверно исчислить фактическую производственную себестоимость продукции выполненных работ и оказанию услуг.
Остатки незавершенного производства в АТП – 1 фиксируются на отчетную дату, как в натуральном, так и стоимостном выражении.
Для достоверного отражения их в учете в АТП – 1 ежемесячно производится инвентаризация с целью:
определения фактического наличия деталей, не законченных в процессе обработки;
выявление фактической комплектности заделов деталей, заготовок по цехам;
проверки правильности распределения стоимости затрат по видам работ, услуг;
проверки данных учета движения заготовок, деталей и общей суммой затрат основного производства.
В зависимости от специфики технологического процесса на АТП – 1 остатки незавершенного производства на каждом переделе, в цехе проверяются взвешиванием, перемериванием подсчетом их количества. По результатам этой работы составляется инвентаризационная опись, которая подписывается членами инвентаризационной комиссии и материально – ответственными лицами. Инвентаризационная опись сверяется с данными бухгалтерского учета.
Данные о себестоимости остатков незавершенного производства по цехам обобщаются по АТП – 1 в целом с выделением издержек производства каждого цеха. Зная остатки на начало и конец отчетного месяца а также дебетовый оборот по счету 20 «Основное производство», бухгалтера исчисляют фактическую себестоимость, выполненных работ, оказанных услуг.
3.3 Совершенствование учета формирования фактической себестоимости на АТП – 1
Так, как в АТП – 1 осуществляются транспортные услуги по перевозке пассажиров, то исходя из этого и формируется себестоимость услуг.
Осуществление автомобильных перевозок связано с расходами топлива и смазочных материалов, выплатой заработной платы и другими расходами.
Себестоимость услуги представляет собой стоимостную оценку используемых при ее оказании материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат, необходимых для оказания услуг.
Формирование себестоимости услуги представляет собой суммирование затрат организации, сопряженных с процессом оказания услуги и относящихся к определенному отчетному периоду.
В ООО «АТП – 1» оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров осуществляются ежедневно. Нормативного способа калькулирования себестоимости. Этот способ актуален тем, что оказание услуг по перевозке пассажиров должны осуществляться по норме за день.
Данным метод позволяет бухгалтеру «АТП – 1» концентрировать данные обо всех понесенных расходах, измерение затрат по виду услуг.
Для формирования себестоимости услуг применение калькуляционной подсистемы «стандарт-кост». В АТП – 1 очень востребована одна подсистема: «стандарт-кост».
АТП – 1 оказывающих транспортные услуги по перевозке пассажиров, применяет для управления производственной деятельностью систему «стандарт-кост», в основе которой лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленных норм и отклонений.
Калькуляционная подсистема управленческого учета «стандарт-кост» ООО «АТП – 1» представляет собой совокупность процедур по учету фактических затрат и выявлению их отклонений от стандартных затрат (стандартов).
Подсистема «стандарт-кост» базируется на предварительном формировании затрат по следующим статьям:
затраты по оплате труда работников;
амортизационные отчисления по внеоборотным активам;
отчисления на социальные нужды;
затраты на топливо и энергию;
затраты на подготовку и переподготовку кадров: это наиболее важная статья, так как в условиях частого изменения законодательства в области бухгалтерского, налогового и управленческого учета сотрудники всегда должны быть в курсе изменений, а главное уметь применить их на практике;
общепроизводственные расходы;
общехозяйственные расходы.
Поскольку в ООО «АТП – 1» все затраты относятся к общепроизводственным, то есть в бухгалтерском учете для формирования себестоимости применяется только счет 20 «Основное производство», то для ведения управленческого учета следует выделить также и общехозяйственные расходы и использовать счет 26.
В случае возникновения отклонений фактических затрат от стандартных их списывают на финансовые результаты.
Заключение
В результате выполнения выпускной квалификационной работы по теме: «Бухгалтерский учет затрат и исчисление себестоимости продукции на предприятии» раскрыта актуальность данной темы.
Работа состоит из трех разделов, в которых последовательно изложены теоретические и практические вопросы, касающиеся затрат исчисления себестоимости.
В первом разделе кратко дано представление о таких понятиях как «Себестоимость», «Затраты». Также в этом разделе перечислены нормативные документы, отражены виды себестоимости, отражен учет затрат на производство.
Во втором разделе отражен синтетический и аналитический учет затрат и исчисления себестоимости на примере ООО «АТП – 1». Дана технико - экономическая характеристика рассматриваемого Общества. Подробно показаны операции по затратам, показаны методы по учету затрат в рассматриваемом Обществе.
В третьем разделе работы на примере конкретного предприятия рассказали об особенностях затрат на производстве при применяемом методе на конкретном предприятии. Провели учет затрат и инвентаризации незавершенного производства. Подробно рассказано об совершенствовании учета фактической себестоимости на конкретном предприятии. В ходе исследования были выполнены следующие этапы: ознакомились с характеристикой предприятия и его экономическими показателям.