Доклад на тему Способы активизации мыслительной деятельности студентов на уроках математики
КГУ «Темиртауский профессионально-технический колледж»
ДОКЛАД
«Способы активизации мыслительной деятельности на уроках математики»
Подготовила: Созинова Л.З.-
Преподаватель математики
Темиртау
2014Активизировать – значит побудить к активности, усиливая деятельность, оживить (из толкового словаря русского языка – С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведов).
Исходя из этого – ведущая идея в моей педагогической и математической практике – максимально раскрыть перед студентами спектр приложений математических знаний через активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроках математики.
Формы активизации мышления при проведении организационного момента урока В своей педагогической практике я применяю ряд приемов и методов, позволяющих активизировать мыслительную деятельность студентов, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от материала изучаемого, темы, особенностей группы и изучаемой профессии.
Часть этих методов заимствовано из опыта работы других учителей, часть из книг, методических пособий, часть придумана мною:
Я уделяю большое значение организационной части урока, провожу в разной форме организационный момент.
Привожу здесь свои наработки:
А) Устный счет(учитель поочередно показывает классу карточки и просит вычислить примеры)
Б) «Карточки – форточки»
В) очень помогают активизировать учащихся в начале урока « диктанты». Они бывают разные:
1.ИМЕННОЙ ДИКТАНТ
«Назови знак»( я показываю карточку со знаком, они пишут название)
2. НЕМОЙ ДИКТАНТ
Показывается карточка с заданием, студенты записывают ответ в виде символов
3. ОТКРЫТЫЙ ДИКТАНТ
«Продолжи предложение»
1. Раздел геометрии изучающий фигуры в пространстве называется…..
2.Основными понятиями стереометрии являются ……
4.Графический диктант( Студенты отвечают на вопросы ответами «да» или «нет», затем обрабатывают ответы 1 –да, 0-нет и выписывают последовательность цифр, учитель проверяет)
Г) Карточки «Найди ошибку»( показывается пример с ошибкой )
Д) Карточки «Найди пару»( можно вывесить на доске заранее)
В организационной части урока использую разнообразную форму подачи материала в виде таблицы, схемы, логические квадраты, блок – схемы, лабиринты, удивительные квадраты. Здесь же используется нематематическая информация и кроме вычислений содержатся вопросы, направленные на развитие логического мышления, математической речи, умения объяснять «Что? Почему? Как?».
Активизация мыслительной деятельности при изучении нового материала и закреплении
1)Задачи, связанные с жизненной практикой
2) Задачи, связанные с профессией
3)Задачи экологического и экономического содержания
4)Задачи с переформулированным условием
Большинство школьных задач не вводят школьников в условия жизненных ситуаций, поэтому использую в своей практике переформулированные задачи, чтобы вызвать интерес. Т.е. переформулировать задачу так, чтобы она была проблемной, включая элементы, вызывающие у студентов чувство удивления, сомнения. Например, при вычислении объема шара, прошу их вычислить объем земли, если известен радиус земного шара.
5)Задачи, осуществляющие связь с другими предметами
6)Задачи по готовым рисункам
На своих уроках алгебры и геометрии использую задачи по готовым рисункам
7)Занимательные задачи
8)Задания, развивающие кругозор ( «Угадайте название насекомого…..»)
Активизация мыслительной деятельности при сдаче зачета
1)Карточки-инструкторы
2) Карточки по образцу
3) Карточки-информаторы
Активизация мыслительной деятельности при проведении контрольных работ
1.Плакаты с похожими решенными задачами
2.Таблицы с формулами
3.Анализ решения задачи( особенно по геометрии)
Заключение
В данной работе предложены те средства активизации мыслительной деятельности студентов, которые с успехом применяю на своих уроках. Изучая методическую литературу, посещая уроки других учителей, пришла к выводу, что заинтересовать детей существует средств немало. В конечном итоге пришла к выводу, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Значит, чтобы добиться каких – либо успехов в учебе, необходимо сделать этот процесс желанным. У каждого учителя свое мнение о совершенном уроке, я придерживаюсь такого определения:
Урок должен быть продуман во всех деталях, чтобы один этап вливался в другой и ученики понимали, что и зачем они делают на уроке.
Учащихся необходимо готовить к восприятию нового материала, осознанию темы урока.
Все, что говорит учитель – воплощать в наглядность и не просто иллюстративную, а в такую, которая поможет в ходе рассуждений, найти связь между понятиями.
На уроке должно быть интересно. Учитель должен своей эмоциональностью передать свой положительный заряд студентам, тем самым вдохновить их ум для деятельности.
Задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление студентов средствами своего предмета.
Стараться на уроке обратиться к каждому студенту по несколько раз, чтобы корректировать непонятное или неправильно понятое.